Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

2024-02-15 74
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

1. языковая общность этнических групп как основа духовной общности;

2. политическая независимость народов;

3. уникальность: начала цивилизации одного к.-ист. т. не передаются народам другого типа, но возможно влияние предшествующих или современных к.-ист. т. на второстепенные, производные черты цивилизации;

4. этническое разнообразие составляющих к.-ист. т., объединенных в федерацию или политическую систему государств;

5. ход развития к.-ист. т. подобен многолетним одноплодным растениям, у которых период роста неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

 

 

Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера

По О. Шпенглеру, цивилизация противопоставляется культуре, является ее заключительной стадией развития, после которой наступает смерть.

➔ Развитие индустрии и техники;

➔ Деградация искусства и литературы;

➔ Превращение народов в безликие массы. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от героических деяний к механической работе.

 

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби

По А. Тойнби, цивилизация = культура.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, а также географическими рамками.

Цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой.

Всемирная история – совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство, которое увлекает за собой инертное большинство.

 

 Хронологические особенности исторического процесса на Востоке и на Западе

Запад — историзм и линейное время; тенденция к изменению первоначальной структуры, революционный темп развития.

Восток — застойность/неисторизм и циклическое время, эволюционный путь развития.

В отличие от цивилизационной теории, за рамками формационной остаются длительные периоды стагнации и регресса на Востоке.

 

В чем заключаются сильные и слабые стороны цивилизационного подхода с точки зрения региональных исследований?

 

Сильные стороны цивилизационного подхода

1. Учитывает многообразие и многовариантность развития;

2. Позволяет понять специфику развития стран и регионов;

3. Позволяет анализировать весь комплекс культурных, политических и экономических факторов, определявших развитие региона;

4. Отрицает единство исторического процесса (страны и регионы порой и правда выбирают противоположные пути развития);

5. Имеет компаративистский потенциал (можно сравнивать страны внутри регионов и проводить кроссрегиональный анализ).

 

Слабые стороны цивилизационного подхода

1. Не существует единого определения «цивилизации», а также размытость и аморфность границы между понятиями «культура» и «цивилизация»;

2. Критерии выделения цивилизаций являются нечеткими;

3. Ряд понятий выходит за рамки науки (судьба, духовность);

4. Чрезмерное использование подхода может привести к возникновение националистических настроений.

Объясните, каким образом цивилизационный подход может использоваться в кроссрегиональном политическом анализе и каковые его ограничения? Каким образом возможно проводить региональные сопоставления с помощью цивилизационного подхода? Приведите примеры.

 

Цивилизация – это:

 

(по Н.Я. Данилевскому) культурно-исторический тип «своеобразных планов» религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного и художественного развития;

 

(по А. Тойнби) «единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии»;

 

(по С. Хантингтону) целостность, которой присуще единство или сходство таких параметров как язык, история, религия, обычаи, институты, самоидентификация;

 

Основные идеи цивилизационного подхода

 ➔ нет единого пути развития всего человечества;

 ➔ человечество развивается локальными цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры, неповторимые и свойственные только данной цивилизации;

➔ всемирная история является совокупностью локальных историй;

➔ цивилизации классифицируются в соответствии с такими критериями, как географическая, природно-климатическая, культурно-историческая, религиозная и т.д. близость;

➔ нет единого мнения по поводу определения, что такое цивилизация.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.