Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2024-02-15 | 89 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
По Воскресенскому
-крупные географические исследования (огромной территории России и прилегающих к ней стран)- В. П. Семенов -Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. К. Козлов, В. А. Обручев, И. М. Майский и др.). Также существовала и традиция географических описаний более отдаленных стран и народ (А. Никитин, Н. Н. Миклухо-Маклай) и др. Комплексность в российской школе начала формироваться примерно одновременно с формированием этой тенденции в европейской традиции.
-экономическое районирование. Во второй половине XIX в. сформировались концепции экономического районирования. Комплексность всегда составляла характерную черту и сильную сторону российской школы, отражая, по-видимому, какую-то часть национальной психологии и национального характера, связанных с необходимостью освоения огромных географических территорий самой России.
-экономическая география (в ее рамках комплексный «экономизированный» страноведческий анализ). Школа комплексного «экономизированного» страноведческого анализа как направления в экономической географии развивалась в России достаточно обособленно, но очень мощно с 1920-х гг. Н.Н. Баранским, И. А. Витвером, И. М. Майергойзом, потом В.II Максаковским, В. А. Колосовым, С. Б. Лавровым, Я. Г. Машбицем, Д. Дмитриевским, В. В. Вольским, И. А. Родионовой, А Бунаковой, Н. С. Мироненко, Л. В. Смирнягиным, Р. Ф. Туровским в МГУ, МГПУ, в последние годы в Высшей школе экономики, а также и институтах системы РАН (ИМЭМО).
Затем она постепенно стала трансформироваться в научно-синтетическое и учебное направление (т.е. со своей комплексной методологией и методикой изучения регионов с упором на методологию сравнительного анализа) более или менее целостного вида в учебной литературе следующих авторов: В. Г. Игнатов, В. Й. Бутов, Ю. Н. Гладкий, А И Чистобаев, В. А. Дергачев, Л. Б. Вардомский, И. Н. Барыгин, М И, Иванова.
|
Как относительно самостоятельное научно- синтетическое направление с акцентом на современном комплексном изучении прежде всего международно-политических регионов мира (зарубежное регионоведение как часть мирового комплексного регионоведения и сравнительной мировой политики) она сформировалась в конце 1990-х гг. на основе сравнительного анализа мировой политики, экономического, социологического и политического кластеров сравнительного страноведения в МГУ, ИМЭМО РАН, МГИМО-Университете и Дипломатической академии МИД РФ, МГЛУ, Томском политехе, а также в системе страноведчески ориентированных исследовательских институтов системы РАН (Институт США и Канады, Институт Дальнего Востока, Институт востоковедения, Институт Латинской Америки, Институт Африки), в работах А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой, В. С. Мясникова, М. Л. Титаренко, Е. П. Бажанова, К. Н. Кулматова, А. В. Митрофановой .
По Мироненко:
А) Российское страноведение (до 1917)
- страноведческая наука: истоки с конца XVII в., когда было составлено краткое «Описание новых земель Сибирского государства», в которое вошли и географический обзор страны, и некоторые сведения по этнографии, известия о Китайском государстве, и историческая повесть о завоевании Сибири Ермаком. Во время Второй Камчатской экспедиции ( 1733 – 1743 гг) географ С.П.Крашенниников создал фундаментальный страноведческий труд «Описание земли Камчатки». К страноведческим работам этого времени относится также книга П.И.Рычкова «Топография Оренбургская».
- экономическая и социальная география: основоположенники- В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов (опирались в первую очередь на «Всеобщую географию» Варениуса). Ломоносов В записке о географических экспедициях впервые применил название науки «экономическая география». В проекте «Экономического лексикона» Ломоносов ставил во главу угла исследование территориального разделения труда.
|
Исследователь К.И. Арсеньева в своем труде «Статистические очерки России» (1848) развил представление о радикальной структуре территориального могущества России с позиции «Центр — колонизуемая Периферия»
-экспедиционные работы. На основе экспедиционных работ в XIX в. выдающиеся географы России П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, П.К.Козлов и ряд других создали комплексные характеристики Азиатской России и прилегающих к ней территорий. Под редакцией П.П.Семенова-Тян-Шанского были изданы «Россия. Полное описание нашего отечества» и популярное богато иллюстрированное сочинение «Живописная Россия».
Накануне революции 1917 г. в Уставе Русского Географического Общества (РГО) в качество одной из первоочередных задач ставилось изучение и описание России и зарубежных стран.
Б) Страноведческие исследования в СССР
-антропогеография. В России в конце XIX – начале XX в. была крупная школа антропогеографов, которые сумели преодолеть детерминистские «перегибы» немецких антропогеографов: А.А. Крубер («Общее землевладение. Био- и антропогеография» (1923), Л.Д. Синицкий (очерки общего землеведения; антропогеография (1923), тем не менеев 1930-е годы традиции антрпогеографии в СССР были пресечены по политическим причинам. Даже география населения стала рассматриваться как часть экономической географии. Человек расценивался преимущественно только как производительная сила или в лучшем случае — потребитель.
-страноведение. В.П. Семенов- Тян-Шанский в 1928 г. издает книгу «Район и страна» как часть «Основ страноведения» (полностью этот труд так и не был полностью опубликован) .В этой работе автор рассматривал страноведение в качестве «основной сути география». При этом он ставил вопрос о переходе от описательного метода к проблемному: географы должны исследовать на конкретных территориях не только вопросы «где», «куда», «откуда», но прежде всего «почему здесь, а не там». Ученый считал, что цель географии в анализе и синтезе данных отраслевых и комплексных географических исследований и ряда смежных наук.
-становление экономической географии. Ее основателем в России был В.Э.Дена, заведующий первой кафедрой экономической географии. Школа профессора Дена носила отраслевое и статистическое направление. Основные методологические положения базировались на признании экономической географии экономической наукой, опирающейся на статистическую информацию. Однако уже в 20-е годы «деновская» школа отраслевой географии подвергается критике Н.Н.Баранским и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения является экономический район.
|
-районное страноведение. Дискуссия в экономической географии конца 1920 – 1930 гг. закончилась победой районного направления, возглавляемого Н.Н.Баранским. Основополагающим трудом этого направления явилась его книга «Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана» (1927). Баранский противопоставил свою программу практиковавшейся тогда отраслево-статистической географии. Методологическим ядром стала проблема районирования страны. - Район понимался как специализированная составная часть хозяйства страны. - Район обосновывался как факт объективного существования. - Районообразование как процесс увязывалось с формированием «производственных комплексов» и политико-административным делением и управлением. - Сравнительно-географический подход рассматривался как ключевой. - Картографический метод исследования и характеристики страны и районов считался неотъемлемой чертой комплексности.
Интерес к страноведению заметно вырос в годы ВОВ. Это было время резкого подъема значения географической науки. Она активно участвовала в мобилизации всех ресурсов страны для победы. В послевоенные десятилетия были созданы комплексные страноведческие характеристики по всем регионам СССР. Страноведение «по Баранскому» было объявлено «пространственной наукой», противоречащей марксизм-ленинизму; его обвиняли в географическом детерминизме, т.е. переоценке роли природной среды в развитии общества.
Таким образом, страноведческая школа в географии в СССР сформировалась под непосредственным воздействием идей районной школы Баранского – Колосовского – Витвера, сложившейся на географическом факультете МГУ в предвоенные 30-е гг. Тогда же начало развиваться зарубежное страноведение в Ленинграде (В.М.Штейн). После ВОВ плодотворно развиваются интересные коллективы страноведов в МГУ (И.М.Маергойз), Институте географии АН СССР под руководством К.М. Попова, Г.Д. Кулагина, В.Т.Зайчиков и В.М. Гохмана в Ленинграде (А.А.Долинин, Ю.Д.Дмитревский, Б.Н.Семевский, С.Б.Лавров.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!