Концепция научного этоса Р. Мертона и направления ее развития — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Концепция научного этоса Р. Мертона и направления ее развития

2024-02-15 17
Концепция научного этоса Р. Мертона и направления ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американский социолог Роберт Мэртон (1910 – 2003). Считал, что социологии не надо заниматься правилами научного познания. Социологи должны изучать факторы, которые влияют на процесс познания: внешний – общество, внутренний – сообщество ученых. Следование логике научного познания отвечает за истину, а социологи отвечает, почему происходят ошибки и заблуждения. Задача социологии науки – выяснить правила и норм, которым должен следовать ученый, научный этос (нормы и ценности). Он обеспечивает автономию научного знания, а это условие прогресса науки – чем меньше в нее вмешиваются, тем лучше

Принципы научного этоса, по Мертону: CUDOS

1. Коммунализм. Результаты научной деятельности предназначены для коллективного пользования, должны даваться в открытый доступ.

2. Универсализм. критерии оценки знания должны быть безличны, а не соц, национ и пр.) «У ученых есть родина, у науки нет».

3. ВНезаинтересованность (Disinterestedness). Ученый должен быть эмоционально бесстрастен, без влияния авторитетов, страсти и пр.

4. Организованный скептицизм (Organized scepticism). Критичность и самокритичность.

Единственной наградой ученому должен быть то, что твоим именем называют открытия (Закон Ньютона, закон Мариотта).

Этос науки – это не только личностные предпочтения ученых, а принципы работы институтов. Если человек пристрастен, не оч хороший…, но он стремиться получать максимум научного знания, он будет вынужден следовать этим критериям.

Наиболее оптимальная внешняя среда для развития науки – принципы демократии, обеспечивает наибольшую автономию научного знания. Дайте денег науке и не вмешивайтесь в нее.

Бернард Барбер «Наука и социальный порядок», 1952 г. развил Мэртоновскую идею, что этос науки и этос западной цивилизации не просто похожи, а взаимо обуславливают друг друга. стимулируют друг друга.

Сам Мэртон добавил еще 2 нормы –«CUDOs + OH» - оригинальность и скромность. Единственный стимул – эпоним (присвоение открытию имени автора).

 В 1958 г модернизировал свою идею – «социологическая амбивалентность». Роль ученого требует умения играть между нормами и антинормами. – быть вовлеченным, но не слишком («эмоциональное выгорание» у медиков). быть критичным к своим идеям, но верить в них.

Концепция научного этоса: основные направления критики концепции научного этоса Р. Мертона

Противники этого подхода шли в другом направлении.

1) Другая версия научного этоса (этич стандарт), более эффективный, реальный.

2) статус любых норм, существующих в науке выполняет другие функции. это вообще никакой не этос, он не регулирует процесс научного познания, а действует задним числом - правило для оправдания.

Роберт Богуслав. 1968 г, выдвинул свою концепцию научного этоса.

Этос не учитывает сложного разделения труда, которые складывается в науке (Физики-теоретики и физики-экспериментаторы), масса социальных ролей (администраторы, инженеры и пр.).

Коммерциализация научной деятельности – работа под заказ.

Его кодекс: более корпоративный, конкурентный

1) партикуляризм (хаять противников, чтобы самому получить гранты).

2) скупость – полученные результаты надо держать в тайне, но разведывать достижения других.

3) организованный догматизм – верить в то, что ты делаешь, и что делают оппоненты – неверно.

4) заинтересованность – надежда на получение вознаграждения, прямо пропорционального вкладу.

Такой подход не случаен, он вытек из того, что наука после воыйны усложнилась, появилось множество социальных ролей(менеджеры, директоры). Либо ты декан, либо доктор наук. Новая функция – смещается не в сторону правильности полученного знания, а как примерить и согласовать социальные роли.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.