Тема 8. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 8. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

2024-02-15 18
Тема 8. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные направления работы

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

Оборудование: персональные компьютеры, специализированная компьютерная программа на CD «Развитие речи. Анимированные истории для детей», учебно-наглядное пособие тематический словарь в картинках: «Мир растений и грибов. Домашние и дикие птицы средней полосы. Дикие звери и птицы жарких и холодных стран». Дидактический материал (С. А. Васильева).

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Научно-теоретические основы развития связной речи дошкольников с ОНР.

2. Характеристика связной речи у детей с ОНР.

3. Принципы, задачи и содержание работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

4. Методика обучения детей диалогической речи детей с ОНР. 

5. Методика обучения детей монологической речи детей с ОНР.

6. Приемы обучения рассказыванию по картине дошкольников с ОНР.

7. Приемы обучения описательному рассказыванию дошкольников с ОНР.

8. Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР.

9. Обучение творческому рассказыванию с дошкольников ОНР.

10. Содержание работы и методически-ориентированная характеристика фрагментов занятий по развитию связной речи (задачи, приемы, последовательность предъявления материала, планирование и др.).

Задания для практической деятельности студентов на занятии

1. Опираясь на содержание программы, заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание. Возраст и год обучения студент выбирает самостоятельно.

Таблица. Примерное тематическое планирование работы учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с ОНР

Период обучения (месяц) Неделя Название темы Кол-во занятий
       

     2. Дополните схему, характеризующую специфику связной речи дошкольника с речевым недоразвитием и прокомментируйте ее содержание.

 

3. Моделирование подготовленных занятий по формированию синтаксической, морфологической сторон речи и способов словообразования у дошкольников с речевым недоразвитием.

Работа с электронным пособием

«Развитие речи. Анимированные истории для детей»

Разработайте фрагмент занятия по развитию речи дошкольников с нарушением речи, используя специализированную компьютерную программу «Развитие речи. Анимированные истории для детей». Сформулируйте цель, педагогический замысел занятия.

Работа с учебно-наглядным пособием по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Оборудование: дидактические карточки для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающим.        

Разработайте конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением речи, используя учебно-наглядное пособие: Васильева С. А. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов: в 4 книгах. Кн. 1 Фрукты. Овощи; Кн. 2 Грибы. Ягоды. Дидактический материал. – М. : Школьная Пресса, 2010.

Тема, этап обучения и возраст детей определяется по собственному выбору студента. Используя дидактический материал пособия, подберите демонстрационные материалы, необходимые для проведения разработанного коррекционного занятия.

     Разработайте конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением речи по ознакомлению с окружающим, используя учебно-наглядное пособие: Васильева С. А. Тематический словарь в картинках. Мир животных: в 5 книгах. Кн. 2 Домашние и дикие птицы средней полосы; Кн. 3 Дикие звери и птицы жарких и холодных стран. Дидактический материал. – М. : Школьная Пресса, 2010.

Тема, этап обучения и возраст детей определяется по собственному выбору студента. Используя дидактический материал пособия, подберите демонстрационные материалы, необходимые для проведения разработанного коррекционного занятия.

Студенты представляют созданные проекты коррекционных занятий. После моделирования задаются вопросы, и организуется обсуждение. В конце занятия преподаватель подводит итог.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проработайте материал по рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Подготовьте библиографические описания книг по теме занятия. Рекомендуемые сайты: http://www.pedlib.ru/katalogy (педагогическая библиотека); http://www.biblion.ru/ (новинки литературы по коррекционной педагогике); http://www.schoolpress.ru/ (журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).

2. Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, запишите в педагогический словарь определение основных понятий темы. Рекомендуемые сайты: http://www.defectology.ru («Дефектологический словарь»), http://lib.rus.ec/ («Справочник логопеда»).

3. Используя интернет-ресурсы и литературные источники, подберите материал для составления комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи дошкольника с речевыми нарушениями.

4. Разработайте конспект занятия по формированию диалогической речи у дошкольников с речевым недоразвитием (возраст детей и тема определяются самостоятельно).

5. Разработайте конспект занятия по формированию монологической речи у дошкольников с речевым недоразвитием (возраст детей и тема определяются самостоятельно).

Литература

1. Воробьева, В. К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ, 2009. – 158 с.

2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : Аркти, 2002. – 144 с.

3. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : метод. пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко М. : Гном и Д, 2003. – 48 с.

4. Логопедия : учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос 2008. – 703 с.

5. Программа воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; под ред. Л. В. Лопатиной. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 415 с.

6. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Рекомендуемые сайты

http://www.biblion.ru/ - новинки литературы по коррекционной педагогике);

http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека;

http://www.logoped-sfera.ru - журнал «Логопед»;

http://www.gnpbu.ru/ - национальная педагогическая библиотека им К. Д. Ушинского;

http://www.schoolpress.ru/ - журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

http://www.defectology.ru - «Дефектологический словарь»;

http://lib.rus.ec/ - «Справочник логопеда»;

http://adalin.mospsy.ru/ – Психологический центр «Адалин».

 

Тема 9. Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика системы подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.

2. Ознакомления со словом детей дошкольного возраста с ОНР.

3. Ознакомления с предложением детей дошкольного возраста с ОНР.

Задания для практической деятельности студентов на занятии

Моделирование занятий по подготовке дошкольников с речевым недоразвитием к обучению грамоте. Студенты представляют созданные проекты. После моделирования задаются вопросы, и организуется обсуждение. В конце занятия преподаватель подводит итог.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проработайте материал по рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Подготовьте библиографические описания книг по теме занятия. Рекомендуемые сайты: http://www.pedlib.ru/katalogy (педагогическая библиотека); http://www.biblion.ru/ (новинки литературы по коррекционной педагогике); http://www.schoolpress.ru/ (журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).

2. Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, запишите в педагогический словарь определение основных понятий темы. Рекомендуемые сайты: http://www.defectology.ru («Дефектологический словарь»), http://lib.rus.ec/ («Справочник логопеда»).

3. Используя интернет-ресурсы и литературные источники, подберите материал для составления комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на подготовку к обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями.

Литература

1. Кравцова, Е. Е. Школа для маленьких или «маленькая» школа / Е. Е. Кравцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С. 85–91.

2. Кузьмишина, Т. Л. К вопросу готовности дошкольников к обучению в массовой школе / Т. Л. Кузьмишина // Психологическая наука и образование. – 2005.– №.2. – С. 22–24.

3. Логопедия : учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.

4. Программа воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева [и др.] ; под ред. Л. В. Лопатиной. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 415 с.

5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина М. : Академия, 2008. – 224 с.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.