Тема 5. Формирование лексической стороны речи у детей с общим — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 5. Формирование лексической стороны речи у детей с общим

2024-02-15 18
Тема 5. Формирование лексической стороны речи у детей с общим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Недоразвитием речи

Оборудование: персональные компьютеры, специализированная компьютерная программа «В городском дворе».

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистическая база методики развития лексической стороны речи. Принципы развития лексической стороны речи.

2. Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи.

3. Особенности логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с ОНР.

Задания для практической деятельности студентов на занятии

1. Заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание.

Таблица. Примерное тематическое планирование работы

учителя-логопеда

Тема, цель изучения Расширение словарного запаса. Развитие навыков словообразования Закрепление правильного употребления грамматических категорий Развитие самостоятельной связной речи Развитие психических процессов
         

 

2. Заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание.

Таблица. Проблемное поле речемыслительной деятельности

детей с ОНР (1-й и 2-й год обучения)

Проблема Состояние Направления работы
Трудность актуализации речевого материла Регресс речевой деятельности В процессе логопедического обследования (с 1 по 15 сентября) выявить степень снижения уровня речи детей.

2. Моделирование подготовленного занятия по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевым недоразвитием.

Работа со специализированной компьютерной программой

«В городском дворе»

Разработайте фрагмент занятия по формированию лексической стороны речи дошкольников с ОНР, используя специализированную компьютерную программу «В городском дворе». Тема, этап обучения и возраст детей определяется по собственному выбору студента. Сформулируйте цель, педагогический замысел занятия.

Студенты представляют созданные проекты. После моделирования задаются вопросы, и организуется обсуждение. В конце занятия преподаватель подводит итог.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проработайте материал по рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Подготовьте библиографические описания книг по теме занятия. Рекомендуемые сайты: http://www.pedlib.ru/katalogy (педагогическая библиотека); http://www.biblion.ru/ (новинки литературы по коррекционной педагогике); http://www.schoolpress.ru/ (журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).

2. Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, запишите в педагогический словарь определение основных понятий темы. Рекомендуемые сайты: http://www.defectology.ru («Дефектологический словарь»), http://lib.rus.ec/ (Справочник логопеда).

3. Заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание.

Таблица. Календарно-тематическое планирование последовательности

изучения лексико-тематических циклов

Неделя

Занятия логопеда

Занятия воспитателя

Название темы Кол-во занятий Название темы Кол-во занятий

1 период обучения: 3 занятия в неделю

Сентябрь

         

 

4. Заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание.

 

Таблица. Лексический материал по тематическим циклам

Активный словарь Пассивный словарь

Имена существительные

   

Глаголы

   

Имена числительные

   

Имена прилагательные

   

Наречия

   

        

Таблица составляется по каждой теме программы с учетом специфических типологических особенностей развития ребенка. В ходе заполнения таблица рекомендуется использовать материалы источников № 1, 3, а также Интернет-сайты (http://lib.rus.ec/ – Справочник логопеда, http://adalin.mospsy.ru/ – Психологический центр «Адалин»).

       5. Составьте план-конспект занятия по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевым недоразвитием (возраст детей и тема занятия студентом определяются самостоятельно).

Литература

1. Коррекция нарушений речи у дошкольников : в 2-х ч. / под ред. Л. С. Сековец. – М. : АРКТИ, 2006. – 368 с.

2. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.

3. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.СПб. : Изд-во «Феникс Союз», 2004. – 224 с.

4. Логопедия : учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.

5. Программа воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; под ред. Л. В. Лопатиной. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 415 с.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина М. : Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.

Рекомендуемые сайты

http://www.biblion.ru/ - новинки литературы по коррекционной педагогике;

http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека;

http://www.logoped-sfera.ru - журнал «Логопед»;

http://www.gnpbu.ru/ - национальная педагогическая библиотека им К. Д. Ушинского;

http://www.schoolpress.ru/ - журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

http://www.defectology.ru - «Дефектологический словарь»;

http://lib.rus.ec/ - «Справочник логопеда»;

http://adalin.mospsy.ru/ – Психологический центр «Адалин».


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.