Тема 2. Развитие языковой способности и овладение детьми дошкольного возраста компонентами языковой системы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 2. Развитие языковой способности и овладение детьми дошкольного возраста компонентами языковой системы

2024-02-15 23
Тема 2. Развитие языковой способности и овладение детьми дошкольного возраста компонентами языковой системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль 1. Теоретические основы методических аспектов развития речи дошкольников с речевыми нарушениями

Тема 1. Теоретические основы методических аспектов развития речи

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Предмет, задачи, содержание и структура курса методики развития речи дошкольников (специальной). Основные понятия курса.

2. Научные основы методики развития речи дошкольников (специальной) и ее связь с другими науками. 

3. Методы научного исследования, используемые методикой развития речи дошкольников (специальной).

Задания для практической деятельности студентов на занятии

1. Составьте опорную схему научной основы методики развития речи дошкольников (специальной).

2. Дополните схему межпредметных связей методики развития речи дошкольников (специальной) с другими науками.

Объясните их влияние на методику развития речи дошкольников.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1.Проработайте материал по рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Подготовьте библиографические описания книг по теме занятия. Рекомендуемые сайты: http://www.pedlib.ru/katalogy (педагогическая библиотека); http://www.biblion.ru/ (новинки литературы по коррекционной педагогике); http://www.schoolpress.ru/ (журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).

2.Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, запишите в педагогический словарь определение основных понятий темы. Рекомендуемые сайты: http://www.nlr.ru («Терминологический словарь по педагогике»); http://www.defectology.ru («Дефектологический словарь»), http://www.logoped-sfera.ru (журнал «Логопед»).

3.Используя материалы литературных источников № 5 и рекомендуемые сайты интернета, подготовьте сообщение по теме «Основные этапы становления методики развития речи дошкольников (специальной)».

4.Опираясь на литературные источники № 2, 4, 6 и сайты интернета, подготовьте сообщение по теме «Современное состояние системы логопедической помощи детям дошкольного возраста».

5.Проработайте материал по лекциям, рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Выделите основные направления исследований в области изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи и занесите в таблицу.

Таблица. Актуальные проблемы в области обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.

Основные направления исследований Исследователи (фамилия, имя, отчество)
Обследование и формирование слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи Бабина Г. В., Шарипова Н.Ю.
   

 

Литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Воробьева, В. К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ, 2009. – 158 с.

3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : Аркти, 2002. – 144 с.

4. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.СПб. : Изд-во «Феникс Союз», 2004. – 224 с.

5. Логопедия : учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.

6. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика : учеб. пособ. для студ средн. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 318 с.

Рекомендуемые сайты

http://www.biblion.ru/ – новинки литературы по коррекционной педагогике;

http://www.pedlib.ru/ – педагогическая библиотека;

http://www.logoped-sfera.ru – журнал «Логопед»

http://www.gnpbu.ru/ – национальная педагогическая библиотека им К. Д. Ушинского;

http://www.schoolpress.ru/ – журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

http://www.ikprao.ru/ – Институт коррекционной педагогики РАО.

 

Тема 2. Развитие языковой способности и овладение детьми дошкольного возраста компонентами языковой системы

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Направления исследования способности человека к овладению языком. Характеристика феномена «языковая способность» (в другой терминологии «языковая компетенция», «чувство языка»).

2. Развитие языковой способности в онтогенезе. Компоненты языковой способности.

3. ­Становление языковой способности у детей с нарушениями речи.

4. Особенности детского речевого творчества на разных этапах овладения языком.

Задания для практической деятельности студентов на занятии

1. Заполните таблицу «Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии». Прокомментируйте ее содержание.

Структурные компоненты речи Характеристика основных компонентов речи в норме детей пяти лет Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР
Фразовая речь    
Понимание речи    
Словарный запас    
Грамматический строй речи    
Звукопроизношение    
Слоговая структура слова    
Фонематическое восприятие    

 

2. Заполните таблицу «Характеристика речи детей седьмого года жизни в норме и патологии». Прокомментируйте ее содержание.

Структурные компоненты речи Характеристика основных компонентов речи в норме детей пяти лет Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР
Фразовая речь    
Понимание речи    
Словарный запас    
Грамматический строй речи    
Звукопроизношение    
Слоговая структура слова    
Фонематическое восприятие    

 

Литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Ахутина, Т. В. Порождение речи : Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. – М. : 2008. – 222 с.

3. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи : учеб.-метод. пособ. / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – М. : ПАРАДИГМА, 2010. – 96 с.

4. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов высших учебных заведений / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 287 с.

5. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2005. – 247 с.

 

Рекомендуемые сайты

http://www.biblion.ru/ - новинки литературы по коррекционной педагогике;

http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека;

http://www.logoped-sfera.ru - журнал «Логопед»;

http://www.gnpbu.ru/ - национальная педагогическая библиотека им К. Д. Ушинского;

http://www.schoolpress.ru/ - журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

http://www.defectology.ru - «Дефектологический словарь»;

http://lib.rus.ec/ - «Справочник логопеда».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.