Создание музыки в Ableton LIVE — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Создание музыки в Ableton LIVE

2023-02-16 26
Создание музыки в Ableton LIVE 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание музыки в Ableton LIVE

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ГЛАВА 1: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Секвенсоры
  • MIDI
  • Синтезаторы
  • Сэмплеры
  • Микшер и его структура

ГЛАВА 2: МЕТОДЫ СИНТЕЗА ЗВУКА

  • Аддитивный метод синтеза
  • Субтрактивный метод синтеза
  • FM — синтез
  • Метод физического моделирования
  • Гранулярный синтез
  • Формантный синтез

ГЛАВА 3: СЕКВЕНСОРЫ И СПЕКТР ЗВУКА

  • Разновидности секвенсоров
  • Спектр звука

ГЛАВА 4: СЛУХОВАЯ СИСТЕМА

  • Слуховая система
  • Здоровый слух
  • Предупредительный звонок
  • Что делать?

ГЛАВА 5: ПЕРВЫЕ ШАГИ В РАБОТЕ С ABLETON LIVE. НАСТРОЙКИ

  • Ableton и его возможности
  • Использование INFO VIEW

ГЛАВА 6: РАБОТА В ABLETON LIVE. AUDIO-,MIDI-CLIP BOX

  • Браузер
  • Режимы работы
  • Режим сессии
  • Окно Clip View
  • Виртуальный микшер
  • Clip Box
  • Lounch box
  • Sample box
  • Настройки Sample loop/region
  • Окно CLIP VIEW для MIDI | панель NOTES BOX
  • Огибающие MIDI-клипа

ГЛАВА 7: РИСОВАНИЕ ОГИБАЮЩИХ. ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  • Автоматизация
  • Рисование и изменение автоматизации
  • Удаление автоматизации
  • Дистанционное управление
  • Программирование клавиш
  • Программирование дистанционного управления по MIDI

ГЛАВА 8: ЗАПИСЬ MIDI/AUDIO-КЛИПОВ. ЗАПИСЬ СЕССИИ В АРАНЖИРОВКУ

  • Запись МИДИ клипов
  • Маршрутизация
  • Циклическая запись МИДИ клипов
  • Запись МИДИ клипа в слот
  • Запись Аудио клипов
  • Перекрёстная запись и внутренняя маршрутизация
  • Запись AUDIO TO AUDIO
  • Запись сессии в аранжировку
  • Использование сторонних инструментов

ГЛАВА 9: ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

  • Система обертонов (гармоник)
  • Звукоряд, музыкальный строй
  • Метр | Ритм | Такт | Тактовый размер | Темп
  • Интервал
  • Лад и тональность
  • Мерность в электронной музыки

ГЛАВА 10: ОСНОВЫ НАПИСАНИЯ ТРЕКА. КОМПОНЕНТЫ УДАРНЫХ

  • Драм-секция
  • Бас-линия
  • Дополнения/корректировка
  • Основной синт
  • Вокал
  • Атмосфера
  • Баланс звучания
  • Аранжировка
  • Эффекты
  • Сведение
  • Классическая ударная установка и её роль

ГЛАВА 11: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ

  • Методы построения Ритм секции
  • Подводя итоги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основные понятия: Секвенсоры

Секвенсор – это программа для создания музыкальных фрагментов в виде нотных записей для инструментов и их объединения в трек. Поясняю, что трек (track) — это композиция, состоящая из набора звуковых дорожек. Еще одно назначение секвенсора – возможность работы с аудиофрагментами. Для написания музыки пользуются либо сэмплами — оцифрованными звуковыми фрагментами, — либо MIDI-последовательностями (нотной информацией).

В каждом секвенсоре существует стандартный комплект музыкальных инструментов, а именно пианино, гитара, скрипка, ксилофон, духовые инструменты, синтезаторы, ударные и др. Традиционный интерфейс секвенсера напоминает клавиши рояля, расположенные, как правило, вертикально с правой стороны экрана.

Так называемый PIANO ROLL. Чем выше звук, тем выше он расположен на экране. Линейка в верхней части окна – это шкала, по которой отсчитывается время звучания фрагмента (в долях секунды). Здесь же задаются тона и полутона. В центре Вы видите таблицу, где следует заполнять клетки. Нарисованные линии и будут нотами, которые проигрываются в секвенсоре. Время звучания ноты Вы устанавливаете сами, нарисовав горизонтальную полосу нужной длины.

В данном окне программы набирается мелодия, и таким образом получается MIDI-клип. MIDI-Клип (MIDI-сlip) — это звуковой фрагмент, содержащий, в отличие от аудиосэмпла, нотные данные. Как правило, его длительность – несколько секунд.

На секвенсоре можно не только задать ноты, инструменты и громкость звучания этих инструментов. Ваши возможности гораздо шире: звук инструментов можно несколько изменить, например, добавив эхо, – это украсит композицию.

В секвенсоре имеется возможность упорядочивать в нужной последовательности написанные фрагменты (клипы). Это называется аранжировкой и осуществляется в специальном окне. В результате указанных выше действий у вас получится готовая композиция.

Кстати говоря, с программой справится человек, не знакомый с нотной грамотой — просто наберите примерную мелодию, которую хотели бы услышать, после чего устраните ошибки, удалите лишние или добавьте необходимые ноты. Тем же, кто знает музыкальную грамоту, советую приобрести специальную MIDI-клавиатуру. В этом случае отпадает нужда вырисовывать на экране ноты по слуху

Основные понятия: MIDI

Аббревиатура MIDI расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface. В переводе это означает цифровой интерфейс музыкальных инструментов.

Cтандартный интерфейс MIDI позволяет передавать сообщения по 16 каналам для одного порта. Например, вы можете сообщить информацию о ноте, инструменте и его смене, повороте колесапитча (изменения тона), скорости нажатия клавиши, длительности нажатия и т.п. В этой книге под понятием MIDI подразумевается код, сообщающий программе, какая нота должна звучать, как долго и с какой громкостью. Стандарт MIDI используется на синтезаторах для набора мелодической основы.

Что же такое MIDI-файл? Прежде всего, в своем составе он имеет несколько дорожек, каждая из которых соответствует отдельному музыкальному инструменту и содержит нотные данные. Характерная особенность MIDI-файлов — маленький размер, а также возможность прослушивания через любой стандартный проигрыватель.
Чтобы у Вас в результате получилась композиция, запишите на обычном аппаратном синтезаторе отдельно мелодию для любого инструмента, набирая ее на клавишах. Выполнив эти действия, включите все эти инструменты в нужном порядке. Таким же образом, имея несколько инструментов в программном секвенсоре, ноты прописывают в специальном окне — piano roll, задавая длительность
звучания.

Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: № 1 — Modulation, № 7 — Main Volume, № 10 — Pan, № 11 — Expression, № 64 — Sustain Pedal, Hold 1, № 121 — Reset All Controllers, № 123 — All Notes Off, но это только обязательные контроллеры.

Контроллер Modulation — Задает глубину частотной модуляции в канале. Управление абсолютное. Значение «0» отключает модуляцию, значение «127» устанавливает максимальную глубину. Стандартное значение — «0». Действует на последующие и уже звучащие ноты. Контроллер Main Volume — Задает громкость звучания внутри канала. Управление абсолютное. Стандартное значение — обычно «100». Действует на последующие и уже звучащие ноты.

Контроллер Pan — Задает соотношение уровня стереоканалов (точку стереопанорамы) для канала. Управление абсолютное. Значение «0» — крайняя левая позиция, «64» — средняя, «127» — крайняя правая. Стандартное значение — «64». Действует на последующие и уже звучащие ноты.

Контроллер Expression — Задает степень выразительности звука. Управление абсолютное. На простых инструментах дублирует контроллер Main Volume, который действует и на последующие, и на уже звучащие ноты.

На инструментах с развитым синтезом управляет более тонкими параметрами выразительности и действует только на последующие ноты. Стандартное значение — обычно «127».

Контроллер-переключатель Sustain — Во включенном состоянии вызывает удержание звучания для всех клавиш, отпущенных во времядействия контроллера — по аналогии с правой педалью фортепиано. Иными словами, в режиме Sustain канал задерживает отработку последнего поступившего для каждой ноты сообщения Note Off.

Контроллер Expression — Задает степень выразительности звука. Управление абсолютное. На простых инструментах дублирует контроллер Main Volume, который действует и на последующие, и на уже звучащие ноты. На инструментах с развитым синтезом управляет более тонкими параметрами выразительности и действует только на последующие ноты. Стандартное значение — обычно «127».

Контроллер-переключатель Sustain — Во включенном состоянии вызывает удержание звучания для всех клавиш, отпущенных во время действия контроллера — по аналогии с правой педалью фортепиано. Иными словами, в режиме Sustain канал задерживает отработку последнего поступившего для каждой ноты сообщения Note Off.

Основные понятия: Синтезаторы

В этом разделе речь пойдет о синтезаторе — наиболее значимой для любого музыканта вещи. Кстати говоря, использование дорогого синтезатора не обязательно — работая на виртуальном, вы не потеряете в качестве звука.

Синтезаторы делятся на три основные группы: аналоговые синтезаторы, синтезаторы типа sample playback и семплеры.

Аналоговые синтезаторы синтезируют звук при помощи генераторов. Генератор (осцилятор) – устройство, генерирующее колебания выбранной частоты. У музыкантов эти инструменты пользуются успехом, хотя многие из них уже давно сняты с производства. Здесь нет ничего удивительного, ведь аналоговые синтезаторы обладают очень теплым и глубоким звуком. К тому же они позволяют создавать новые уникальные тембры. При помощи инструмента этой группы музыканты управляют синтезом звука в реальном времени, что, конечно, привносит большое разнообразие в исполняемую партию. Это ключевое преимущество аналоговых синтезаторов.

Синтезаторы типа sample playback. Мультитембральные цифровые синтезаторы. Они работают по типу воспроизведения семплов, хранящихся в их постоянной памяти (ROM). И память эта содержит записанные звуки живых и электронных инструментов. На клавиатуре Вы можете воспроизводить звуки разной высоты.

Семплеры. В отличие от sample playback у синтезаторов этого типа синтезаторов установлена оперативная память большого объема, в которую можно записать любые звуки, а потом при помощи клавиатуры воспроизвести звуки разной высоты.

Сразу отмечу особенности аналоговых синтезаторов: они генерируют некий сигнал, который затем обрабатывается различными фильтрами. Итоговый сигнал подается на выход синтезатора.

Поступающий на выход сигнал может не только с нуля генерироваться на аппаратном уровне, но и создаваться из ранее заложенного в банк инструментов сэмпла. Управление его тональностью осуществляется с помощью клавиш синтезатора.

Каким же способом генерируется сигнал виртуальных синтезаторов? Для этого существует не один способ. Вы можете добиться очень интересного звучания, если начнете обрабатывать сигнал путем изменения различных характеристик. Поэтому синтезаторы часто называют генераторами (используется не заложенный банк звуков, а генерируется новый сигнал практически с нуля путем различных изменений волновых форм исходного сигнала синтезатора).

Все синтезаторы (в том числе аналоговые) начинаются с осцилляторов. Именно он производит «сырой» звук. Этот звук в дальнейшем служит материалом для работы с ним другими компонентами системы. Иными словами, осциллятор производит несколько вариантов формы сигнала.

Аналоговый инструмент генерирует различные типы сигналов. Самый элементарный из них – синусоида. Она состоит из одной основной частоты, без каких-либо дополнительных гармоник. Однако пилообразные, квадратные, пульсирующие и треугольные волны имеют разнообразное количество гармоник, примешанных к основной частоте. Такие волны дают больше материала для работы фильтром. Давайте рассмотрим эти основные формы сигнала поближе.

Квадратная волна — одна из наиболее продуктивных аналоговых форм волны. Она содержит основную частоту плюс нечетные гармоники. На деле это дает возможность для создания всевозможных полых звуков, которые в совершенстве подойдут, скажем, для эмуляции гобоя. На рисунке видно, что квадратная волна получила свое название из-за равномерно повторяющегося цикла. Если увеличить процентное содержание позитивных или негативных циклов, можно получить пульсирующую волну.

Пилообразная волна состоит из четных и нечетных гармоник, что дает более полный частотно-насыщенный тон. Это абсолютно подходит для субтрактивного синтеза, и предоставляет фильтру большое пространство для работы. Один из самых популярных звуков в современной музыке создан путем наложения большого количество пилообразных сигналов вместе, каждый слегка отличающийся от других.

Как и квадратная волна, треугольная волна состоит только из нечетных гармоник, но высокие частоты угасают сильнее, чем у квадратной волны. По звуку они похожи на слегка усложненную синусоиду.

Основные понятия: Сэмплеры

После записи «живых» инструментов и вокала в звуковом редакторе появляются готовые сэмплы.Сэмплинг (sampling) — процесс сведения сэмплов — значим настолько же, насколько значима работа с секвенсором. Сущность метода сэмплирования сводится к тому, что для синтеза звука используются сгенерированные не в реальном времени, а заранее, фрагменты. Эти фрагменты сохранены в памяти инструмента (сэмплы). В частности данные фрагменты могут быть получены путем записи натуральных звуков «живых» инструментов. Синтезаторами, использующими метод сэмплинга, называют СЭМПЛЕРАМИ (WT-синтезаторами — Wave Table — волновая таблица). Чтобы сэкономить память, сэмплы могут быть записаны в виде нескольких фрагментов: начало звука, фрагмента стационарной фазы и фрагмента завершения. Фазы начала и завершения звука воспроизводятся без изменения, а стационарная фаза «зацикливается» на время нажатия клавиши.

Сэмплирование позволяет получить звуки различного тона. Это значит, что при воспроизводении звук на той же частоте дискретезвации, на которой он был записан, мы слышим то же звук. При воспроизведении звука на двойной частоте высота звука соотвественно станет выше на октаву. Однако и у сэмплирования есть свои изъяны: изменение частоты звука повлечет за собой изменение тональности и длительности звука. Что приведет к артефактам при прослушивании.

Разница между сэмплером и синтезатором заключается в том, что основой «голоса» сэмплера является цифровой звук. «Голосовые связки» синтезатора — это генераторы аналоговых колебаний строго определенных форм.

 

Основные понятия: Микшер и его структура

В том случае, когда необходимо производить запись или воспроизведение из различных источников, требуется микшер. Микшеры, используемые в виртуальных студиях, по своим возможностям и по дизайну очень напоминают настоящие аппаратные микшеры.

Микшер позволяет решать сразу несколько задач:

  • Микширование (смешивание) поступающих из различных источников сигналов в заданных пропорциях;
  • Изменение уровня выходного микса;
  • Оперативное регулирование уровня сигналов;
  • Эквилизация (регулирование частотных характеристик);
  • Направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоы;
  • Коммутация сигналов;
  • Формирование микса и направление его в мониторы или наушники;
  • Заглушение отдельных каналов или переключение их в режим соло.

 

Аддитивный метод синтеза

Аддитивный метод (от английского add – складывать) был первым методом синтеза. Его суть заключается сложении волн нескольких генераторов.

Метод основан на теореме Фурье: любое периодическое колебание можно представить в виде суммы синусоидальных колебаний различной частоты и амплитуды. Аддитивный метод применяется во всех ныне существующих синтезаторах, у которых больше одного генератора волны. Если в качестве исходных используются синусоидальные колебания с кратными частотами, отличающимися в целое число раз, и при этом амплитуды могут быть различны, то такой вид синтеза называется гармоническим (волны генерируются в виде синусоид).

Известно, что любой звук состоит из основного тона и тембрального спектра, который формируется его гармониками и негармоническими элементами. Например, если мы возьмем любую ноту — допустим, «ля» первой октавы — и вслушаемся в нее, мы сможем различить в ее звуке и другие ноты. В зависимости от остроты и тренированности слуха, а также от характеристик тембра конкретного инструмента, на котором мы берем «ля», мы сможем различить в звуке различное количество обертонов. Они образуются в результате того, что вибрирующее тело (например, струна) колеблется не только как целое, но и как сумма составных частей. «Дополнительные» призвуки, возникающие в результате колебания этих частей, и называются обертонами. Обертона могут быть двух типов — гармонические и негармонические. Гармонические обертона называют гармониками, негармонические складываются в группы и образуют так называемые «форманты». Эти два вида обертонов и формируют общий тембр любого звука, голоса, инструментов.

Возвращаясь к аддитивному синтезу, нужно отметить, что в результате экспериментов с гармониками можно не просто воссоздавать уже существующие звуки живых инструментов, но и моделировать новые звуки. В любом случае, воссоздание будет условным, потому что полностью синтезировать спектр живого инструмента довольно сложно, и это требует очень большого количества слагаемых волн. Конечно, при желании можно получить довольно близкие имитации. А вот область применения аддитивного синтеза в саунд-дизайне — практически безгранична.

Другой разновидностью аддитивного синтеза является регистровый синтез. В этом случае в качестве исходных волн используются колебания более сложных форм, например треугольные или прямые. В качестве примеров синтезаторов этого типа мо

Субтрактивный метод синтеза

Субтрактивный метод (от англ. subtract — вычитать) буквально можно перевести как «вычитательный метод». Принцип работы данного метода сводится к тому, что новый тембр получается путём изменения (вычитания) составляющих в спектре первоначального колебания. Проистечение данного процесса можно условно разделить на два этапа. Во-первых, формируются основные колебания. Основное требование к первоначальному колебанию заключается в том, чтобы изначально оно (колебание) имело как можно более насыщенный тембр. Другими словами, множество спектральных составляющих. Например, тембр синусоидальной волны прост и невыразителен, а спектр, скажем, пилообразной волны, уже более яркий.

На втором этапе с помощью частотных фильтров из первоначального колебания выделяют частотные составляющие, соответствующие имитируемому инструменту. Основными инструментами синтеза при этом методе служат управляемые фильтры: резонансный (полосовой) — с измененяемым положением (основной частотой срабатывания) и шириной полосы пропускания (band) и фильтр нижних частот (ФНЧ) — с изменяемой частотой среза (cutoff).

В чем преимущество субтрактивного метода синтеза? Прежде всего это крайне простая реализации в широком диапазоне синтезируемых звуков.

А недостаток? В процессе синтеза звуков со сложным спектром приходится использовать большое количество фильтров. Как правило, и аддитивный, и субтрактивный методы мирно уживаются рядом и дополняют друг друга.

FM — синтез

FM-синтез относится к самым современным достижениям в области синтеза звука. Чтобы привести FM-синтез в действие, необходимы микропроцессоры, превосходящие по мощности те, что требуются при субтрактивном или аддитивном методах. Разнообразные соединения таких генераторов, а также последующее сложение их выходных сигналов сделали возможным получение огромного количества новых «электронных» звуков.

Такой метод синтеза получил название FM–аддитивный синтез. Суть метода заключается в частотной модуляции (Frequency Modulation). Научное определение звучит примерно так: «изменение частоты сигнала по закону некоторого управляющего напряжения».

При FM-синтезе звук с необходимым тембром производится на основе нескольких генераторов звуковых частот при их взаимной модуляции. Сначала отсутствие фильтров на некоторых популярных моделях озадачило пользователей FM-синтезаторов. Дело в том, что необходимости в таких фильтрах с технической точки зрения не было. Звуки создавались посредством генераторов, огибающих конкретного оператора для контроля высоты тона и амплитуды. Профессиональное программирование позволяло извлечь из машины множество эффектов, которые удавалось получить из субтрактивного инструмента. Благодаря этому синтезаторщик в итоге имел нужный результат: в таких вопросах главное — опыт.

Ранее совмещение генераторов огибающей с FM-синтезаторами влекло за собой непонимание. Что же касается современных FM-музыкантов, то некоторым из них удалось совместить элементы FM и субтрактивного синтеза. В результате появились сложные тембры с возможностью формирования звука с помощью наших любимых фильтров.

Гранулярный синтез

Гранулярный синтез (Granular synthesis) является последовательной генерацией звуковых гранул. Каждая гранула представляет из себя ультракороткую частицу звука длиной в 10-100 милисекунд. А звук, в свою очередь, является результатом воспроизведения гранул. Гранулярный синтез очень сложен в управлении, однако даёт совершенно неожиданные результаты.

Одной из первых программ, где был реализован эффект гранулярного синтеза, стала программа Ross Bencina AudioMulch.

На сегодняшний день гранулярный синтез применяется, например, таким программным инструментом, как Аbsynth, и одим из наиболее известных эффектов — Glitch. Теория гранулярного синтеза была разработана Дэннисом Габором

Формантный синтез

В основе метода формантного синтеза (Formant Shaping Synthesis) заложено воссоздание в спектре звука акустических резонансов. А они, в свою очередь, формируются из групп обертонов и называемых формантами. Сначала формантный синтез ассоциировался с синтезом речи. Ведь речевой аппарат человека имеет такое строение, что нос и глотка — это, по сути, природные фильтры. Формируя звук, эти фильтры чисто механически принимают определенные формы, исходя из которых в звуковом потоке образуются группы акустических резонансов, «сгустки» обертонов.

Разновидности секвенсоров

В сети интеренет представлено достаточно много различных cеквенсоров. Но как выбрать именно ту программу, которая будет отвечать Вашим требованиям? Ниже представлены некоторые из них, достойные вашего внимания:

Steinberg Cubase

Программа, совмещающая в себе многодорожечный секвенсор, позволяющая работать с Midi и аудио. Cubase считается одной из лучших программ для работы с МИДИ в настоящее время и оптимальной для тех, кто использует одновременно и МИДИ, и аудио.

Steinberg Nuendo

Считается, что у Nuendo качество звука несколько чище, чем у Cubase, и это лучшая программа для сведения в формат 5.1 (т. е для монтажа дорожек фильмов). На ошибки при установке Nuendo жалуются реже, чем на Cubase. По каким причинам, не знаю. Программы фирмы Steinberg Cubase и Nuendo имеют одинаковое аудио ядро. Это равнозначные программы. Для работы с МИДИ советуют выбирать Cubase; для работы с аудио –Nuendo.

Cakewalk Sonar

Это программа-соперник Cubase и Nuendo, имеет тоже многодорожечный Midi-аудиосеквенсор, более приспособлена к работе с Windows, без дополнительных драйверов, т.к. использует встроенный в операционную систему DirectX интерфейс. VST и VSTi подключаются к программе с помощью VST-адаптера, идущего с самой программой. Сонар по своей мощности не уступает Cubase. По некоторым оценкам Cakewalk Sonar — одна из лучших программ по параметрам: качество звука/удобство интерфейса. Может работать на встроенной звуковой карте (с соответствующим «массовым качеством», но стабильно). Выбор между Sonar и Cubase — дело личных предпочтений.

Logic Pro

Программа, работающая на компьютерах Macintosh. Очень мощный секвенсор, с приятным интерфейсом. Большинство профессионалов выбирают этот продукт за его надежность и качественный звуковой движок.

Fruity Loops

Популярная у новичков программа. Она проста в освоении. Во Fruity Loops в комплекте большой набор собственных плагинов программы и плагинов формата VST (VSTi). Есть и комплект сэмплов, что позволяет сразу же начать работать; программа олицетворяет собой принцип «все в одном» и расчитана на «массовую аудиторию».

Раньше Fruity Loops имела больше всего нареканий к качеству звука, что отмечали и сами фанаты программы. Хотя снобизм и пренебрежение пользователей других, «серьезных» программ, к этой, очень хорошей, несколько необосновано — каждому свое. Недаром Fruity Loops в разного рода рейтингах: скачивания, покупок, — ниже 4 места не опускается. Может работать на встроенной звуковой карте.

Propellerhead Reason

Программа предназначена в основном для написания электронной музыки. Reason — виртуальная стойка, в которую монтируются идущие в наборе качественные виртуальные синтезаторы, драм-машины, сэмплеры; как и во FL , в дистрибутиве есть набор сэмплов. Работает с разными видами файлов и своим « фирменным» — ReFill, из которого было невозможно извлечь сэмплы для использования в других программах до 3 версии Reason. Как самостоятельный инструмент скорее можно использовать при наличии Midi-клавиатуры, но есть возможность подключать к другим инструментам по ReWire (виртуальному “проводу”), в виде плагина в другой секвенсор, как чаще и советуют делать. Хотя существует множество поклонников исключительно Reason. Программа работает на PC и Mac.

Ableton Live

Ableton Live — программное обеспечение для диджеев и музыкантов. Хорошо подходит как для студийной работы (режим Arrangement), так и для работы в реальном времени, то есть для DJ-инга (режим Session). В режиме Arrangement создание композиции происходит путём создания миди- и аудиоклипов при постепенном продвижении по временной шкале вперёд (аналогично Cubase, Logic Studio, Sonar). Режим Session позволяет не просто свести два трека, а создать целую композицию с нуля в режиме реального времени. Ableton Live поддерживает технологии ASIO, Core Audio, VST, Audio Units и Rewire, а также имеет несколько собственных инструментов и необходимый набор аудио эффектов.

Presonus Studio One

Отличная DAW, объединяющая в себе достоинства Cubase и Ableton. Руководитель проекта — выходец из Steinberg. Отличная организация интерфейса. Удобство работы с лупами и темпом на уровне Ableton. Качественные встроенные эффекты и много-много другого. Хороший редактор и, в первую очередь качественный секвенсор. Studio One имеет отличное звучание после сведения, не требователен к ресурсам PC. Довольно мощный и неплохой выбор для начинающего аранжировщика. Одним из главных достоинств этого секвенсора является то, что движок выдает 32bit и 64bit звук.

Спектр звука

Что такое звук? Прежде всего, это колебания различной частоты. Чтобы их различать и классифицировать, сначала необходимо провести анализ этих колебаний. С этой целью звукоинженеры применяют спектальный анализ.

Спектр звука как правило выглядит следующим образом: обычно на координатной плоскости по оси абсцисс отложена частота f, а по оси ординат — амплитуда А или интенсивность гармонической составляющей звука с данной частотой.

Благодаря такому методу анализа получается определить частоту гармоник, их амплитуду, тембральную характеристику и т.д.Далее будет рассматриваться спектр различных звуков – бас, ударные, шумы и музыкальные инструменты. Для их анализа используются спектральные анализаторы.

Мы будем часто использовать спактральный анализ для того, чтобы понять как же звучит наш трек или отдельный звук. Для примера использования такого типа анализа можно сказать следующее: допустим, вы слушаете какой-то трек, сэмпл или что-то другое и на ваших мониторных колонках или наушниках “завалены верха”; то есть какие-то частоты звучат тише, чем должны звучать на самом деле. Вы инстинктивно добавляете высоких частот, чтобы выровнять картину и компенсировать “завал”, затем слушаете эту запись в студии и понимаете, что в вашем треке слишком много высоких. Как вариант, на спектральном анализаторе вы можете увидеть, что высоких слишком много. Вот другой пример. Вы слушаете какую-то запись или сводите свой трек, а ваши мониторы не отыгрывают все что ниже 50гц, и вы можете не слышать самые низы. Решение — спектральный анализ. Здесь вы сможете увидеть, что происходит на частотах ниже 50Гц.

Слуховая система

Вы уже решились на этот важный шаг — написание музыки и готовы проводить все дни на пролет в своей студии? Тогда вам стоит задуматься о самом главном органе в работе музыканта — об ушах. Сначала никто даже не задумывается о том, что слух необходимо беречь, как говорится, смолоду. Только проведя несколько лет в студии, музыкант начинает понимать, что потеряет все, когда перестанет слышать!

Именно поэтому я считаю себя обязанным остановиться на теме безопасности слуховой системы в работе музыканта.

Здесь вы найдете информацию о том, как устроен слух человека, как воспринимается звук, как защитить свои уши.

Новые тенденции в музыке и звуки экстремальной громкости сопровождает риск потери слуха. Именно поэтому возникло мнение о том, что сегодня глухие продюсеры делают музыку для глухих слушателей.

Для музыканта слух – рабочий инструмент. Единственный способ сохранить его – осознавать, насколько опасно длительное воздействие звука высокой интенсивности, и регулярно принимать меры предосторожности.

Прежде всего, Вы должны хорошо представлять себе, как устроена наша слуховая система. Состоит она из трех областей: наружного, среднего и внутреннего уха. При прохождении звуковой волны через каждую зону сигнал обрабатывается, изменяется по интенсивности и спектру и анализируется.

Наружное ухо включает в себя ушную раковину, впадину, в которую Вы вставляете наушники-капельки от плеера, и слуховой канал, заканчивающийся барабанной перепонкой. Наружное ухо необходимо для локализации источника звука и служит резонатором, поднимая входящий сигнал (порой на 25 дБ).

Эластичная барабанная перепонка полностью перекрывает конец слухового канала. За ней находится среднее ухо, состоящее из трех косточек: молоточка, наковаленки и стремечка.

Молоточек прикреплен к барабанной перепонке и вибрирует вместе с нею. При этом вибрация через наковаленку передается стремечку, которое прикреплено к еще одной гибкой мембране – овальному окошку на входе во внутреннее ухо.

Среднее ухо предназначено для взаимосвязи сопротивления между барабанной перепонкой, вибрирующей в воздухе, и овального окошка, приводящего в движение жидкость. Существуют факторы, способные снизить чувствительность слуха на 50дБ. А именно — инфекции, отложение солей и т.д. Подобные временные «сбои» называются потерей проводимости и при своевременном обращении к врачу могут быть устранены.

Внутреннее ухо заполнено жидкостью, несущей электрический заряд. Оно состоит из улитки и полукруглых вестибулярных каналов, поддерживающих равновесие организма.

Когда стремечко перемещается по овальному окошку, на одном конце улики его вибрация передается жидкости, заполняющей улитку.По всей длине улитки пролегает полужесткая базилярная мембрана. Она снимает с окружающей жидкости форму волны, вызывающей вибрацию. Звук различной частоты вызывает вибрацию разных участков мембраны; если в звуке имеется одновременное наличие нескольких частот, разные участки базилярной мембраны вибрируют одновременно.

Далее расположен хрупчайший орган Корти. Он состоит из миллионов микроскопических волосков, которые соединены с восприимчивыми кончиками слухового нерва. При возникновении вибрации базилярной мембраны происходит стимуляция волосков, что вызывает электрохимические изменения в соответствующих нервных окончаниях.Затем слуховой нерв передает эти сигналы в мозг.

Конец базилярной мембраны, ближний к среднему уху, возле основания улитки, отвечает на самые высокие частоты, тогда как дальний конец, или конек, чувствителен к низким частотам. Таким образом, волоски у основания, середины и конька улитки передают в мозг соответственно высоко-, средне- и низкочастотные компоненты звукового сигнала.

Фактически слуховой нерв, выходящий из улитки, является пучком отдельных волокон, в которых информация о частотах уже рассортирована и организована.

Улитка служит в качестве тщательно отстроенного спектроанализатора, отвечающего гармоническим компонентам входящего звукового сигнала.

Здоровый слух

Наверняка Вы слышали, что человеческое ухо способно на восприятие звука в частотном диапазоне от 20гЦ до 20кГц. На практике эти возможности соответствуют слуху младенцев – чувствительность к высоким частотам в течение жизни снижается. В среднем взрослый человек со здоровым слухом воспринимает звуки интенсивностью до 16кГц. Способность к восприятию низких частот сохраняется у человека до глубокой старости.

Порог слухового восприятия и болевой порог графически выражаются кривыми Флетчера-Мэнсона. Флетчер и Мэнсон – ученые, которые занимались изучением особенностей восприятия человеком различных частот в зависимости от их интенсивности. Указанные графики также известны как кривые равной громкости, потому что они отображают уровни, при которых различные частоты воспринимаются как одинаково громкие.

Кривые Флетчера-Мэнсона отражают нормальный слух и калиброваны в единицах, называющихся децибелами уровня звукового давления (dB SPL). Они дают возможность объективно измерить интенсивность звука. Согласно этим кривым АЧХ человеческого слуха не является линейной.

Слух человека не воспринимает звуки, находящиеся под самой нижней из кривых. Как показывают кривые Флетчера-Мэнсона, нормальный человеческий слух более чувствителен к звукам диапазона от 1 до 4кГц и ему необходима большая амплитуда для достижения порога различимости в верхнем и нижнем концах частотного спектра. Кривые выпрямляются при высокой интенсивности звука; воспринимаемые уровни громкости высоких, средних и низких частот более похожи при звуковом давлении 90дБ, чем при 10дБ.

Если оборудование калибровано в дБ звукового давления, математически линейная АЧХ не будет звучать линейно. В связи с этим звуковое оборудование калибруется как правило в dbA, это соотносит уровни в децибелах с одной из усредненных кривых равной громкости. В звуковой технике это называется взвешенной шкалой (A-weighted scale). При средней интенсивности уровни dbA, показывающие равную громкость на индикаторах, будут звучать сбалансировано по всему спектру.

Клетки-волоски слуховой улитки, подвергаясь длительному повторяющемуся воздействию громкого звука, теряют свою способность к вибрации. На снимках, сделанных под электронным микроскопом, видно поврежденные волоски, которые не могут стимулировать нервные окончания. Последующее ухудшение слуха называется нейросенсорной потерей. Оно накапливается, является постоянным и необратимым.

Такое серьезное повреждение слуха может случиться с музыкантом, если на его слух воздействует звук интенсивностью 90 и более дБА. Американский федеральный орган охраны труда OSHA (Occupational Safety and Health Administration) определяет воздействие звука как «долгосрочное» при воздействии в течение 8 часов в день на протяжении 10 лет.

Между тем, отрицательный эффект воздействия звука накапливается быстрее в случае, если уровень этого звука очень высок. Стандарт OSHA урезает время работы вдвое для каждых 5дБ, превышающих 90. Поясняю: работу при 95дБ можно считать безопасной в течение лишь 4 часов. Это время соответствует рабочей смене студийного и концертного персонала США, Британии и других стран. Кстати, в бывшем СССР звукорежиссеры работали столько же. И это при шестичасовом рабочем дне у горняков и металлургов! Продолжая прогрессию, при 100дБ можно работать не больше 2 часов, при 105дБ – один час, 110дБ – полчаса, и при 115дБ – всего 15 минут. Здесь будет уместным припомнить трехчасовые рок-концерты, бесконечные ночные дискотеки, где невозможно докричаться до собеседника, и марафонские бдения в наушниках . Представ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.