Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей

2023-02-07 40
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(КОС-2)1

Инструкция . Методика по определению коммуникативных и органи-

заторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следу-

ет ответить «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь в выборе ответа,

необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+)

или (–). На выполнение отводится 10—15 минут.

1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению зна-

комств с различными людьми?

1 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 263—265.

212

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-

либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критиче-

ской ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к

принятию ими Вашего мнения?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за книгами

или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших наме-

рений, легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше

Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими то-

варищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллекти-

вы)?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно

было выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с не-

знакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться того, чтобы ваши товарищи дейст-

вовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за

невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побесе-

довать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел Вы принимаете инициативу

на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть

одному?

20. Правда ли, что Вы плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас

обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить

начатое дело?

23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявить ини-

циативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

213

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, за-

трагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых

людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести

оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на

производстве)?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или ре-

шение, если оно не сразу было принято товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый кол-

лектив?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприя-

тий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и

спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с

малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окруже-

нии большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Ответы

(+) да 1, 5, 9, Коммуникативные 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

склонности (–) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

склонности (–) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склон-

ностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Мак-

симальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20.

Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по

организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных

«КОС-2».

214

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с

отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, при-

писывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней

коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распре-

деление баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма

баллов 1—4 5—8 9—12 13—16 17—20

Уровень Очень

низкий

Низкий Средний Высокий Высший

Испытуемые, получившие оценку 1—4 балла , характеризуются низким

уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5—8 баллов имеют коммуникативные и организаторские

склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению,

предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или

коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установ-

лении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело пере-

живают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия само-

стоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9—12 баллов , характерен средний уро-

вень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они

стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их

склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется даль-

нейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих ка-

честв личности.

Оценка 13—16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления

коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не

теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расши-

рить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют

инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, не-

стандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей

( 17—20 баллов ) у испытуемых свидетельствует о сформированной по-

требности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они

быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут се-

бя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные ре-

шения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений.

Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и

одержимы в деятельности.

215

Методика определения уровня развития самоуправления

в коллективе (методика М.И.Рожкова)1

Цель: определить уровень развития самоуправления в подростковом

коллективе.

Ход проведения. Каждый подросток заполняет бланк со следующими

цифровыми кодами и предложениями:

4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы коллектив

моего отряда работал лучше.

4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы отряда.

4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в отряде.

4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы отряда, в определе-

нии ближайших задач.

4 3 2 1 0 5. Считаю, что отряд способен к дружным самостоятельным

действиям.

4 3 2 1 0 6. У нас в отряде обязанности четко и равномерно распреде-

ляются между его членами.

4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем отряде пользуется авторитетом

среди всех детей лагеря.

4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашем отряде хорошо и самостоятельно

справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0 9. Считаю, что члены нашего отряда добросовестно относятся

к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые соб-

ранием или активом отряда.

4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, постав-

ленные перед отрядом, были выполнены.

4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты

работы своих товарищей.

4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед

коллективом лагеря.

4 3 2 1 0 14. Члены моего отряда часто участвуют в организации разно-

образных мероприятий всего лагеря.

4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь членам отряда, органов самоуправ-

ления всего коллектива лагеря в решении задач, стоящих перед

ними.

4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении про-

блем, стоящих перед лагерем.

1 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Пан-

ченко. Волгоград, 2006. С. 101—104.

216

4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении за-

дач, стоящих перед всем лагерем, с другими отрядами и объе-

динениями.

4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим отрядам.

4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим отрядам в разрешении труд-

ностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0 20. Считаю, что члены отряда, избранные в органы самоуправ-

ления лагеря, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0 21. Члены моего отряда добросовестно относятся к выполне-

нию поручений органов самоуправления всего лагеря.

4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив лагеря достиг бо-

лее высоких результатов.

4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива лагеря в дру-

гих коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего

коллектива лагеря.

Смысловое значение цифровых кодов: 4 — «да», 3 — «скорее да, чем

нет», 2 — «трудно сказать», 1 — «скорее нет, чем да», 0 — «нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения

разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена

выявлением различных аспектов самоуправления :

1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность

(предложения 1—4);

2) организованность отрядного коллектива (5—8);

3) ответственность членов отрядного коллектива за его дела (9—12);

4) включенность отряда в дела лагеря (13—16);

5) отношения отряда с другими отрядными коллективами (17—20);

6) ответственность подростков за дела общелагерного коллектива

(21—24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных

всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников оп-

роса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое

может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления

коллектива группы, объединения определяется по результатам выведе-

ния коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффи-

циентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в группе низкий; если

больше 0,5 и меньше 0,8 — средний, если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения опреде-

ляется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не

превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если

выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления

средний, если больше 0,85 — высокий.

217


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.