На выявление характера межличностных отношений — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

На выявление характера межличностных отношений

2023-02-07 40
На выявление характера межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межличностные отношения детей в малой социальной группе, како-

вой является отряд, — это одна из ведущих форм реализации социальной

сущности индивида, эмоционально-психологический климат, который

складывается на базе этих отношений, — среда и фактор развития лично-

сти. Вот почему очень важно своевременно обследовать характер меж-

личностных отношений, которые уже к концу первой десятидневки ста-

новятся более или менее стабильными, оформившимися. Если вожатый

не будет держать руку на пульсе взаимоотношений, то есть высокая веро-

ятность, что стихийно складывающиеся отношения (например, в резуль-

тате «социального передела», скрытого от глаз взрослых) приобретут не-

желательный антигуманный характер, став групповой нормой. Кроме того,

неинформированность о сущности внутригрупповых отношений приведет

к тому, что будут упущены судьбы проблемных, дезадаптированных детей.

Предложенная методика дает возможность определить следующие

социально-психологические характеристики: социовалентность членов

отряда (степень включенности во взаимоотношения); статус каждого

ребенка; сплоченность группы; уровень гуманизации (агрессивности

взаимоотношений детей — источников агрессии и детей — жертв груп-

повой агрессии).

Инструкция. Членам отряда раздаются карточки с изображением

стола. Предлагается «пригласить» на свой день рождения ребят из отря-

да, ставших близкими за дни, проведенные в лагере, и посадить на

стульчики поодаль ребят, присутствие которых пока нежелательно за

праздничным столом. Ребятам гарантируется сохранение информации

в тайне. Дается обещание, что будут сообщены обобщенные данные по

отряду (но без указания фамилий).

Обработка результатов . Полученные выборы оформляются в виде

социометрического документа — социоматрицы. Положительные выбо-

ры отмечаются плюсом, отрицательные — минусом. Взаимные выборы,

228

положительные и отрицательные, обводятся кружочком. Подсчитывает-

ся сумма произведенных выборов.

Начать анализ социометрических данных целесообразно с параметра

«социовалентность», который свидетельствует о степени и характере

включенности ребенка в систему взаимоотношений в отряде. По социова-

лентности можно судить о потребности ребенка в общении и о его уста-

новке удовлетворить эту потребность именно в отряде, что в свою очередь

позволяет судить о привлекательности отряда для личности. Определяет-

ся валентность по количеству и характеру сделанных выборов. Социова-

лентность будет положительной, если преобладают положительные выбо-

ры, отрицательной — если преобладают минусы. Дети с выраженными

негативными установками характеризуются двумя типами отклонений в

эмоционально-волевой сфере. Во-первых, это дети аффективные, растор-

моженные. Психологический смысл их отрицательных выборов в том, что

агрессия, конфликт — наиболее доступный для них способ взаимодейст-

вия со средой, что является признаком слабых адаптационных возможно-

стей. Во-вторых, это дети замкнутые, необщительные, погруженные в

себя. Психологический смысл отрицания в этом случае носит защитный

характер, отражает коммуникативную тревожность.

Социально-психологический статус члена отряда отражает его поло-

жение в коллективе, в системе межличностных отношений. Статус оп-

ределяется числом выборов, полученных в группе и свидетельствует о

степени признания личности в ней. В небольшом отряде статусы рас-

пределяются следующим образом. Высокие статусы: дети-звезды, полу-

чившие 4 и более положительных выбора; дети-предпочитаемые, полу-

чившие 2—3 положительный выбора. Низкие статусы: принятые дети,

получившие один положительный выбор; изолированные дети, не полу-

чившие ни положительных, ни отрицательных выборов; отвергаемые

дети, получившие преимущественно отрицательные выборы.

Детей, получивших равное количество положительных и отрицатель-

ных выборов, принято называть членами коллектива с неопределившимся

статусом. Оценка статусной структуры отряда идет по логике: чем больше

в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучнее. В основе

такого подхода лежит учет психологического потенциала статуса.

Высокий статус является благоприятным фактором развития лично-

сти, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, поло-

жительную оценку окружающих (формирующую, в свою очередь, высо-

кую самооценку), интенсивность и разнообразие контактов, эмоцио-

нально и содержательно обогащающих социальную жизнь ребенка.

Низкий статус , наоборот, делает противоречивым и неблагоприятным

развитие личности. Дефицит общения у низкостатусного ребенка обед-

няет его эмоциональную жизнь; он лишен возможности иметь богатый

229

личный опыт общения, наращивать социальную компетентность. У ре-

бенка, лишенного признания группы, складывается заниженная само-

оценка, особенно в условиях невыгодного для него сравнения с попу-

лярными детьми.

Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отвержен-

ные дети — объекты групповой агрессии. Пучина отрицательных ком-

муникативных потоков создает для личности хроническую стрессовую

ситуацию, вступают в силу защитные механизмы личности; созревает

состояние внутреннего взрыва, ведущего к самоизоляции личности,

данный коллектив становится для ребенка незначимым, он начинает

игнорировать жизнь группы и ее мнение.

Сплоченность — показатель, характеризующий меру интенсивности

личных контактов, психологическую взаимность членов группы: чем

больше дружеских пар, микрогрупп успело образоваться в отряде, тем

он сплоченней на момент обследования. Уровень сплоченности опреде-

ляется как отношение числа взаимных положительных выборов к их

теоретически возможному числу:

,

0,5 (  1)

n n

Ус N

где Ус — уровень сплоченности, N — сумма взаимных выборов, n —

число членов группы. Принято считать уровень сплоченности высоким,

если он более 0,4 пункта, средним — 0,21—0,3 пункта, низким — менее

0,2.

Уровень гуманизации/агрессивности отношений, сложившихся в от-

ряде, выводится из удельного веса положительных/отрицательных вы-

боров по формуле:

х100%,

N

Уг  n

где Уг — уровень гуманизации; n — сумма положительных выборов;

N — сумма положительных и отрицательных выборов.

Принято считать, что выраженность агрессивного фона отношений

начинается с 15—20% отрицательных выборов, сделанных в группе.

Особо пристальное внимание педагог должен обратить на случаи от-

рицательной взаимности, т.е. взаимоконфликтные пары. Такие пары —

один из сильнейших источников агрессивного фона детского сообщест-

ва. Кроме того, условия аффектно-застойного контакта крайне неблаго-

приятны для развития самой личности ребенка — участника такой пары.

Наличие выраженной агрессивности в отряде — знак отрицательного

качества социально-педагогической среды, ответственность за которую

несет прежде всего вожатый.

230


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.