Опасность спуска скольжением — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опасность спуска скольжением

2023-02-03 21
Опасность спуска скольжением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это «авось» характерно при спуске так называемым «скольжением». Это спуск, когда альпинист скользит на ногах по снежному склону, приблизительно как на лыжах. Делается это иногда и сидя. Опасность заключается здесь в том, что, не зная состояния снега по всему склону, альпинист при скольжении попадает с мягкого, рыхлого снега на затвердевший или даже на лед, приобретает большую инерцию, не может удержаться и падает. Часто под снежным покровом скрываются трещины, камни. И то и другое не может благоприятствовать безопасному спуску скольжением. Особенно опасен спуск скольжением по кулуару, который внизу почти всегда заканчивается оледенением. Вода, образующаяся при таяния снега, лежащего в верхней части кулуара, стекает вниз и образует там ледяную поверхность. Спуск скольжением соблазняет альпинистов прибегать к нему потому, что он очень легок и не требует почти никаких усилий. Но нужно сказать, что он является в то же время и одним из опасных, даже на нетрудных склонах. Поучительный случай произошел в горах недалеко от Вены, на склонах Шнееберга, когда одиниз двух альпинистов, спускаясь по легкому кулуару скольжением, попал со снега на лед, упал, покатился вниз, ударился несколько раз головой и остался лежать мертвым.

Тов. Ландер в своем очерке «Перевал Юсеньги» дает очень характерную картину того, как заманчив спуск скольжением и что из этого может выйти, если точно не знаешь состояния всего склона:

«Пробыв на перевале минут 15, мы начали спускаться по леднику почти бегом. Один из нас оступился, упал и стремительно поехал вниз. Сначала струхнул, еле-еле остановился. Но потом нашел, что это приятно и удобно. Тогда, уже вдвоем, «поехали», слегка тормозя ногами. Ехали так около четверти версты, и, оказалось, опасную игру затеяли мы, так как едва не скатились в обрыв. Примитивный тормоз наш усиленно заработал, руки и ноги буквально впились в снег. Несколько раз перевернувшись, мы все-таки остановились почти на самом краю обрыва ледника. Стало немного жутко, когда мы посмотрели вниз... С ледника по краю обрыва начали на четвереньках ползти в сторону, осторожно делая каждый шаг, проверяя упор поставленной ноги и затем только занося другую ногу. Как-то защемило сердце при взгляде вниз».

Как может быть опасен спуск скольжением сидя, описывает в своей книге о Памире и тов. Крыленко: «Сразу же произошла катастрофа. Я не рассчитал силы тяготения и крутизны спуска и едва только успел опуститься на землю и выпростал из-под снега ноги, как тотчас же тронулся с места и боком поехал вниз. Напрасно я пытался наскоро ледорубом выправить движение и, затормозив быстроту, правильно вытянуть ноги,— я почувствовал, что я вообще потерял уже всякую точку опоры и возможность регулировать движение. Как только ноги мои оказались рядом с туловищем, тяжелый тюк, крепко привязанный к моим плечам ремнями рюкзака, повернул меня на бок, потом на спину, потом опять на бок и со страшной, все более возрастающей быстротой меня понесло вниз, уже вовсе лишенного всякой возможности управлять чем-либо, переворачивая каждую секунду вверх ногами и с каждым поворотом зарывая головой в снег.

Шапка, очки — все полетело куда-то к черту. Ледоруб моментально вышибло из рук. Меня несло куда-то, как бесформенный и бессильный кусок мяса. Всем управлял мой тюк, в котором находился центр тяжести, я только чувствовал, что быстрота все увеличивается, так как все меньший и меньший промежуток времени оставался в моем распоряжении между очередными толчками, когда меня втыкало головой в снег; все с большим и большим трудом успевал я перевести дыхание и наконец понял, что не успеваю дышать. Куда меня несло, в каком направлении, я, конечно, не видел, и эта опасность резко встала перед сознанием. Я задыхался, задыхался от недостатка воздуха, меня толкало в снег головой буквально каждые полсекунды, снег забил мне глаза, рот, уши, я терял сознание... Я инстинктивно вытянул во всю длину вперед руки... Это было спасением. Меня по плечи вогнало в снег, и движение приостановилось» («В неизведанные выси», стр. 183, изд. «Физкультура и туризм», 1931 г.).

Еще один случай при скольжении сидя: Поднявшись на восточную вершину Эльбруса, ленинградский альпинист Чистяков, соблазнившись ровным, пологим снежным склоном, решил для ускорения скатиться вниз сидя. Чистякова понесло быстрее, чем он рассчитывал. Он потерял способность управлять движением, упал, ударился с размаху о камни и тяжело изранены, был на руках товарищей доставлен в «Приют 11» (1933 г.)

В журнале «Альпина» за 1910 г. описан следующий случай (скольжение стоя):

«В августе 1910 г., после восхождения на пик Ротондо, мы спускались к Геренскому леднику. Снег замерз настолько, что пришлось рубить ступеньки. Это было утомительно, отнимало много времени, и поэтому товарищ мой высказал мысль, что можно, собственно говоря, спуститься скольжением как раз к нижележащей осыпи, которая может нас задержать, если даже мы не в состоянии будем своевременно затормозить. Я не соглашался и старался доказать, что это невозможно и что скорее всего мы не удержимся у осыпи, а полетим через нее. Товарищ продолжал рубить ступени, однако недолго: мысль о спуске скольжением не давала ему покоя. Я снова предостерег его и просил рубку последних ступеней предоставить мне. Но он об этом и слышать не хотел, так как оставалось каких-нибудь 10 м до осыпи. Товарищ сделал еще 3— 4 ступеньки и поехал скольжением, соблюдая все правила. «Прекрасно идет!» крикнул он, идя по пути к смерти. Товарищ не смог удержаться около осыпи и покатился вниз, ударяясь о камни. Пролетев метров 50—60, он остановился, но был уже без чувств и скоро умер».

24 июня 1906 г., спускаясь со Штокгорна скольжением стоя по совершенно безобидному склону, альпинист попал на скрытую под снегом гальку, упал и разбил себе голову.

Три туриста спускались по склону Бехиштока. Склон этот вверху представлял покрытую снегом ложбину, кончавшуюся скалами, обрывавшимися метров на 30 вниз к фирну Глерниш. Первый из туристов, опершись на ледоруб, начал спуск скольжением по направлению к скалам. Благополучно спустившись, он крикнул стоявшим наверху, чтобы они делали то же самое. Те вначале не решались, потом один из них начал неуверенно, шаг за шагом спускаться вниз. Наконец он решился на скольжение, поехал, но неудачно и скорее перешел на бег. Стоящий внизу его брат бросился навстречу, чтобы удержать, но разгон был слишком силен. Оба были переброшены через скалы и, обнявшись, упали на фирн («Альпина», 1919 г.).

Конечно, неправильно было бы думать, что спуск скольжением сам по себе непосредственно является опасностью. Это только один из технических приемов, какие применяются в горах, но я остановил на нем внимание потому, что он часто связан, как я уже упоминал, с русским «авось», а отсюда и большая вероятность возникновения опасности.

Эта вероятность значительно увеличивается, когда спуск скольжением проводится одновременно всеми участниками, связанными веревкой. Этот способ чрезвычайно опасен и должен быть отброшен, как не годный.

Примеры эти я привел исключительно для иллюстрации характера опасности. О самом способе спуска скольжением и его технически правильном применении говорилось выше.

 

Темп наступления опасности

Для борьбы с опасностью большое значение имеет темп приближения опасности и то обстоятельство, видит ли альпинист ее возникновение или догадывается ли о возможном ее появлении.

Всякая внезапно наступающая опасность во много раз серьезнее той, появление которой заметно или чувствуется, предугадывается. Внезапный рывок может сбросить очень опытного и очень сильного альпиниста, в то время как рывок той же силы выдерживается неопытным и слабым, если он надлежащим образом к нему приготовился. Во многих случаях опасность, не застававшая альпиниста врасплох, разбивалась, парализовывалась самозащитой.

При спуске с крутой северной стены Бичгорна один из трех альпинистов, а именно идущий впереди, поскользнулся на льду и, падая, сорвал за собой из ступеньки второго. Третий, который имел очень тщательное охранение и внимательно наблюдал за впереди идущим, удержал на веревке обоих упавших.

На Дан д'Эран проводник Альмер был сброшен упавшим на него камнем и сорвал следующего за ним туриста-англичанина. Проводник Андерегг, зорко следивший за спутниками, удержал сорвавшихся на веревке.

Участники похода, совершенного из учебного лагеря ОПТЭ на Адыл-су, помнят, наверно, почти такой же случай, происшедший при спуске с довольно крутого склона перевала Джан-Туган. У одной из групп сорвался шедший первым, он потащил за собой второго, но оба были задержаны внимательно охранявшим третьим (1931 г.).

Следовательно, не надо допускать, чтобы опасность развилась до полного объема, когда уже трудно противостоять ей с надеждой на успех. Нужно ликвидировать опасности в самом их зародыше бдительностью и знанием техники.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.