Ледники и техника перехода по ледникам — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ледники и техника перехода по ледникам

2023-02-03 21
Ледники и техника перехода по ледникам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство высокогорных маршрутов неизбежно связано с переходом по леднику. Поэтому для альпиниста чрезвычайно важно изучение строения и жизни ледников. Вопросу о ледниках посвящена масса книг, начиная с самых популярных; поэтому выбор может сделать каждый соразмерно со своими познаниями.

Я не буду вдаваться здесь в научные подробности о происхождении ледников, их строении и жизни, так как моя цель — дать только те схематические понятия о ледниках, которые абсолютно необходимы для обоснования применения различных технических приемов.

Ледником (или глетчером) называется скопление снежных фирновых и ледяных масс. Массы эти не неподвижны, а постепенно, с разной скоростью, иногда всего несколько сантиметров в день, сползают вниз. Русло, по которому движется ледник, называется ложем. Конец ледника—языком.

Основным материалом, из которого создается ледник, является снег. Снег, падающий на склоны гор и не успевающий в течение теплого периода времени растаять, скопляется и под влиянием атмосферных и других условий (пропитывание водой, образующейся от таяния верхнего слоя снега, прессовка ветром, оседание и т. д.) уплотняется и превращается в более плотную массу зернистого строения, так называемый фирн. Эта фирновая масса, на которую давит выше лежащий снег, сползая вниз, превращается в лед. Таким образом, начиная от конца ледника, от языка его, до известной высоты мы имеем лед, еще выше фирн и затем снег. Конечно, резких переходов от одной разновидности, от одной стадии к другой мы не наблюдаем.

Так как окружающие горы под влиянием процессов выветривания сбрасывают на поверхность ледника обломки горных пород различной величины и так как ледник сползает вниз, то с течением времени камни, упавшие на ледник, сносятся к концу ледника или же отлагаются но сторонам его, образуя так называемые морены конечные и боковые. Иногда морены могут быть посредине ледника; чаще всего это наблюдается при слиянии двух рукавов ледника.

Форма ложа ледника оказывает существенное влияние на внешний его вид. Как известно, лед обладает большой пластичностью, т. е. он строго следует очертанию ложа ледника, но при этом сравнительно легко поддается действию силы на разрыв. По ложу с небольшим уклоном ледник несет свои массы без трещин, но стоит ложу ледника приподняться или более круто спуститься вниз, как ледяные массы, следуя форме ложа, теряют свое сцепление, разрываются и образуют трещины, идущие перпендикулярно к оси падения ледникового ложа. На выпуклом ложе возникают трещины, обращенные воронкой узким концом вниз, на вогнутом — воронкой узким концом вверх. Последнего рода трещины наиболее опасны, так как при падении мало возможности задержаться о стенки. Встречаются такие трещины реже. Дойдя до сравнительно ровной поверхности ложа, воронкообразные трещины могут превратиться в трещины с параллельными стенками, стенки могут сойтись вместе, и трещина спаяться.

Следовательно, там где ледник имеет большой уклон, можно ожидать много поперечных трещин, часто суживающихся книзу. При очень крутом наклоне ложа ледяные массы разрываются, образуя так называемые ледопады.

Так как ледник в середине движется быстрее, чем по краям, то образуются так называемые краевые трещины. Такого рода трещины имеют вытянутую треугольную форму, обращенную раструбом к краю ледника, а верхушкой — по направлению к середине ледника. Эти трещины во время тумана могут служить хорошим признаком, по которому легко судить о близости берега ледника.

Ледниковое ложе может иметь наклон не только вниз, но и в стороны. Поэтому разрыв ледяных масс бывает также и в продольном направлении. Таким образом возникают продольные трещины, которые встречаются однако сравнительно реже, чем поперечные. Продольные трещины образуются также и в том случае, когда ледник из узкого русла переходит в более широкое. Тогда ледяные массы должны распределиться на более значительной поверхности, и лед, слабо сопротивляющийся разрыву, образует продольные трещины. Краевые очертания ледника дают, таким образом, возможность заключить о наличии продольных трещин.

Там, где ледник поворачивает в сторону, на внутренней части сектора происходит нагромождение ледяных масс, образуются иногда громадные глыбы из льда. С противоположной же стороны, где движение ледника значительно быстрее и ничем не стеснено, возникают большие широкие трещины, конусообразно суживающиеся по направлению к середине ледника.

Очень опасны на леднике холмистые возвышения, так как они усеяны трещинами, расположенными сеткой или крест-на-крест. Иногда из продольных и поперечных трещин может получиться такой лабиринт, что выбраться из него стоит довольно много труда и времени, а подчас и совершенно невозможно: приходится повернуть обратно и искать новый путь.

Такова общая картина, дающая основное представление о том, с чем мы имеем дело, когда с морены сходим на ледник. Картина эта указывает нам, прежде всего, что при переходе по леднику нужно избегать всех возвышенных мест. Наилучший путь по леднику — это по углублениям, ложбинам.

Так как скалы, соприкасающиеся с ледником, имеют значительное излучение теплоты, то от действия лучей солнца между скалами и ледником образуются от подтаивания льда трещины, называемые рандклуфтом, или береговой трещиной.

От таяния льда на дне рандклуфта, при отсутствии истока может скопиться много воды. Рандклуфт достигает иногда большой глубины и встречается только в более низких снежных областях, ибо на больших высотах причины, вызывающие образование рандклуфта (таяние льда от теплоотдачи скал), незначительны. Стенки рандклуфта клинообразно сходятся книзу.

Иногда почти параллельно основанию склонов по леднику тянется изломанная, прерывающаяся трещина. Эта трещина называется бергшрундом, или подгорной трещиной. Образуется она от разрыва фирновых или ледяных масс в том месте, где склон горы переходит в фирновое поле.

Таким образом, подгорная трещина представляет линию разрыва между движущимся льдом фирнового поля или ледника и льдом, или фирном, оставшимся на склоне; рисунок (Бергшрунд) представляет характерную форму бергшрунда, стенки которого идут обычно почти перпендикулярно к плоскости разорвавшихся масс.

В известное время года, обычно поздним летом, ледник может бить совершенно обнажен от снега, начиная снизу и до фирновых полей. Тогда все трещины видны, и их легче обходить. По такому леднику можно идти, не связываясь веревкой, а если наклон егонебольшой, то даже без кошек. Если на голом леднике встречаются продолговатые или овальные белого цвета снежные островки, то это указывает, что под ними могут скрываться трещины.

Перед тем как начать маршрут, в который включен переход по леднику, нужно для облегчения ориентировки на месте изучить раньше ледник по имеющейся литературе, картам и фотографиям. Последнее чрезвычайно важно, в особенности для наших альпинистов, не имеющих пока под рукой хороших карт горных районов. По опыту известно, что одна хорошая фотография ледника даст во много раз больше, чем все описания и карты вместе взятые.

Но и это не все: не следует забывать, что ледник движется, и те массы, которые были в прошлом году на одном месте, могут перекочевать в измененном виде на другое место, значительно ниже, или совершенно исчезнуть. Для ледника нужно все брать с поправкой на движение и изменяемость его в зависимости от тех условий, о которых мы говорили выше. Еще хуже обстоит дело, когда ледник покрыт снегом и трещины скрыты под его покровом. На таком леднике уже нельзя позволить себе роскошь идти, не связавшись веревкой. При первом шаге по занесенному снегом леднику на сцену выступает также щупальце альпиниста—ледоруб. Даже в том случае, когда имеется некоторая уверенность, что часть ледянка может быть пройдена безопасно, то, как общее правило, на ледниках, занесенных снегом, нельзя делать ни шагу без веревки и без того, чтобы ледорубом перед собой не прощупывать грунт, находящийся под снегом (Во время нашего инструкторского похода на Кавказе в 1934 г. т. Малеинов, сменивший меня при спуске по леднику, не успел пройти и пяти метров, как внезапно исчез в трещине. Трудности были уже позади, и внешний вид ледника действовал успокоительно. Малеинов пошел вперед, не зондируя ледорубом. В результате — первое «крещение» в трещине, из которого он вышел без особых повреждений). Трудность хождения по леднику, покрытому снегом, увеличивается еще и потому, что темные очки в значительной степени скрадывают наклон ледника и совершенно затушевывают цвет снега, тогда как и то и другое весьма важно для определения расположения трещин. Нужен большой опыт для того, чтобы при таких условиях через дымчатые очки распознавать по цвету снега находящиеся под ним трещины и определять наклон ледника.

Так как от состояния снега зависит его грузоподъемность, то ледники, покрытые снегом, лучше всего переходить как можно раньше утром или вечером, после заката солнца, когда снежные массы скованы морозом. В это время трещины, если они покрыты даже сравнительно нетолстым слоем снега, можно проходить с большей безопасностью, нежели тогда, когда лучи солнца размягчат снег.

Обнаружив ледорубом под снегом трещину, нужно установить прощупыванием, где ее края, и если трещина неширока, то ее можно перепрыгнуть. Очень широкие трещины, если и можно перепрыгнуть, лучше все же обойти или, когда трещина теряется в лабиринте других, не полениться вернуться немного обратно и начать искать переход в другом месте. Часто такие трещины удается перейти по так называемому «мосту» — снежному перекрытию, соединяющему оба края трещины.

При переходе через мост нужна большая осторожность, и чем он длиннее, тем больше должна быть бдительность всех участников, ибо не всегда можно быть уверенным, что такой мост выдержит. Грузоподъемность моста, т. е. его прочность, находится в зависимости от температуры, времени дня, толщины перекрытия и состояния снега. Как я уже упоминал, наибольшая грузоподъемность снега бывает ранним утром и, конечно, ночью. Но ночное время может быть использовано для перехода по леднику только в виде исключения.

В теплые дни, особенно к полудню, мосты наименее прочны. Весной, в начале лета, после ряда снегопадов, за которыми следует продолжительное время хорошая погода, мосты могут выдержать большую нагрузку, так кок толщина перекрытия значительна. Рыхлый снег — ненадежный материал для моста. Поэтому при переходе через мост, образовавшийся вскоре после снегопада, нужна большая осторожность.

Наиболее слабое место моста—это приблизительно его середина, так как мост образуется от наметания снега с обоих краев трещины.

Легче переходить мосты с мало наклонной поверхностью, нежели те, у которых один край значительно выше другого; это сказывается главным образом при подъеме.

Мост следует переходить по-одному; остальные должны зорко следить за идущим и охранять его. Не может быть также полной уверенности и в том, что следующий не провалится, несмотря на то, что первый прошел благополучно, ибо прочность снежного покрова может быть им нарушена. В силу этого надо надежно охранять как первого, так иостальных; последнего, имея в виду только что сказанное, даже более тщательно.

Мосты переходят в перпендикулярном направлении к краю трещины. Узкие — вдоль середины. Когда впереди идущий подошел к мосту, в прочности которого при зондировании ледорубом уверенности не получилось, второй вонзает ледоруб поглубже в снег, один раз обматывает вокруг рукоятки ближе к снегу веревку и создает, таким образом, охранение. Если нельзя глубоко вонзить в снег ледоруб, то охраняют обычным способом через плечо. Перейдя мост, первый таким же образом охраняет идущего к нему второго (рис. 73). Главное условие надежного охранения заключается здесь в том, чтобы ледоруб был достаточно глубоко воткнут в снег и чтобы веревка была обмотана вокруг рукоятки у самого снега. При зондировании прочности моста нужно избегать беспорядочного тыкания ледорубом вокруг себя, так как этим можно нарушить прочность моста и внезапно провалиться, не сделав и шагу вперед.

Мосты со слабым перекрытием можно переходить ползком на коленях и руках или плашмя и таким образом распределять тяжесть тела на большую поверхность. При этом ледоруб кладут поперек трещины. При спуске по наклонному мосту, не отличающемуся большой прочностью, рекомендуется применять скольжение сидя, причем охранение в этом случае должно быть не менее тщательным (рис.74 и 75).

Если мост под тяжестью тела все-таки рушится, то не следует терять присутствие духа. Крепко держа в руках ледоруб, быстро повернуть его поперек трещины и откинуться назад (если несчастье произошло вблизи края, от которого начат был переход). Охраняющему—не зевать!

Наличие трещин на леднике, покрытом снегом, узнается обычно либо по цвету снега (он всегда над трещинами более темный) или иногда по довольно заметному оседанию снега, покрывающего трещины. Я даю здесь только общие указания относительно цвета и оседания, так как более подробно описать, какого именно цвета снег и насколько он оседает над трещинами, невозможно. Наблюдательный альпинист, имея эти наметки, очень скоро на практике приобретет надлежащий опыт в распознавании закрытых трещин.

Поскольку конфигурация поверхности ледника дает возможность определить наличие и направление трещин, то главное, что мы должны иметь в виду во время ледниковых маршрутов, — это избегать идти по покрытому снегом леднику вдоль предполагаемых под снегом трещин, так как легко может быть, что все идущие на одной веревке очутятся, сами того не подозревая, стоящими над трещиной, и одновременно в нее провалятся. Такие случаи бывали.

Самой трудной частью ледника является ледопад. Без особой нужды не следует пролагать свой маршрут через эти места, и во всяком случае держаться ближе к краям, чем к середине, так как в середине ледопад наиболее разорван. К этому присоединяется еще опасность обвала нависших сераков, которая увеличивается к полудню, в особенности в вышележащих частях ледопада.

Прохождение ледопадов требует многосторонней техники. Здесь иногда приходится вырубать ступеньки не только для ног, но и гнезда для рук; применять каминную технику, продвигаясь между двух близко стоящих сбросов, и т. д. Кошки оказывают здесь громаднейшую услугу. Бывает, что для выхода из верхнего сброса приходится прорубать отверстие в фирновом или снежном перекрытии (См. описание такого перехода в книжке т. Воробьева «Рабфак во льдах»).

 

 

Рис. 76.

Рис.77

 

Способы охранения на ледопаде такие же, как и на скалах. Большею частью применяется охранение через плечо, затем через ледяной выступ и, наконец, при помощи крюка. С крутых сбросов можно спускаться на веревке, для чего во льду вырубают столбик, за который и закладывают веревку прямо или при помощи петли (рис. 76). Обивают также для этого и крюк, но он в таком случае оставляется.

Когда ледопад покрыт глубоким, свежевыпавшим снегом, то благоразумнее, если нет возможности его обойти, отказаться от перехода.

Переход через рандклуфт удается легче всего весной, когда солнце еще не успело па большую ширину растопить снег, прилегающий к скалам, и пока не обрушились образовавшиеся за зиму мосты. Косени, в особенности же при жарком лете, рандклуфт может достигнуть такой ширины, что переход через него невозможен. Спуститься вниз по ледяной стороне и подняться на противоположную скаловую сторону, не всегда удается, так как рандклуфт часто бывает внизу наполнен водой, да и скаловая сторона обычно сильно отшлифована ледником.

Переходу помогают случающиеся летом фирновые и снежные обвалы, которые могут засыпать рандклуфт или же, проносясь над ним, образовать мост. Мост может остаться и от зимы. Сорвавшийся и застрявший в рандклуфте каменный блок тоже может быть использован для перехода. Спуск вниз и подъем по скаловой стороне является последней попыткой. Переход от скалы на противоположную сторону, если нельзя рандклуфт перепрыгнуть, невозможен в силу уклона внутрь стены, образованной фирном или льдом (рис. 77).

Охранение — через плечо, ледорубом и крюками.

Подгорная трещина (бергшрунд) представляет для перехода не меньшие трудности, чем рандклуфт. Здесь переходу может благоприятствовать иногда то обстоятельство, что подгорная трещина тянется не сплошь, без перерыва, а имеет перемычки. Этими перемычками и пользуются для перехода. За неимением таковых приходится применять обрубку верхнего свесившегося края бергшрунда, вырубание ступенек, вбивание крюков, «лестницу» и т. д. (рис. 78).

Переход через подгорную трещину сверху вниз значительно проще: ее можно перепрыгнуть. При благоприятных условиях таким способом брали бергшрунды до 5 м шириной, готовясь к прыжку, не забыть снять кошки! Наконец можно применить спуск по веревке, для чего вбивают, если это возможно, ледовой крюк, высекают столбик и т. д.

Узкая трещина, идущая у крутого фирнового склона, указывает, что тут находится закрытый снегом бергшрунд.

В верхней своей части ледник имеет фирновое поле, являющееся для него питательным бассейном. На фирновом поле трещин обычно меньше, иногда их совсем мало, они не так широки, не так изломаны. Технически прохождение фирнового ноля нетрудно. Но из этого не следует, что по фирновому нолю можно идти беспечно. Не нужно забывать также, что некоторые ледники альпийского типа как раз сильно изломаны именно на фирновом поле.

Редко когда приходится начинать подъем по леднику с самого языка его. В большинстве случаев для выхода на ледник пользуются сначала моренами. По ним поднимаются иногда вплоть до самого фирнового поля.

Удобопроходимость морен находится в зависимости от слагающего их материала. Морены древнего происхождения, или, как их иначе называют, мертвые морены, удобнее, так как материал, слагающий их, связан более плотно. Морены иного порядка представляют иногда груды нагроможденных камней, которые являются не только чрезвычайно ненадежными точками опоры, но и ловушками, в которых при неудачном шаге или прыжке легко можно застрять, упасть и разбиться. Морены более раннего происхождения часто только сверху покрыты различной толщины слоем камней, внизу же находится лед. Камни на таком скользком основании легко подаются под ногами и не дают прочной опоры.

Особой техники прохождение морен не требует. Она базируется главным образом на осторожности, которая должна усиливаться с увеличением зыбкости и подвижности материала. Не следует ставить ногу наобум, на первый попавшийся камень, особенно при прыжке, а убедиться сначала, прочно ли он лежит. Иногда при сравнительно легком прикосновении ноги валятся вниз огромные камни, уступая место другим, которые, навалившись, могут искалечить альпиниста или совсем раздавить его. Таким образом, при прохождении морен главным будет сохранение равновесия, осторожность и крепкие ноги, особенно и суставах.

Материал, слагающий морены, дает нам понятие о горной породе окружающих гор. В свою очередь, если мы знаем, что горный хребет вправо по течению ледника состоит из гранита, то в тумане, выйдя на морену, можно легко установить по имеющейся породе, на какой стороне ледника находишься.

Число участников при ледниковых маршрутах — трое на одной веревке. Если группа состоит из четырех или пяти участников, то лучше разбиться на две веревки. Более опытная группа идет впереди. Другая группа должна идти вслед за первой, а не искать в других местах лучших путей, так как в случае несчастья помощь может оказаться уже запоздалой.

Одиночки подвергаются на ледниках несравненно большим опасностям, нежели на скалах.

На рисунке 79 дана схема ледника и пунктиром обозначен путь, наиболее выгодный при данных условиях.

 

Puc . 78.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.