Метеорологические данные (по Рудовскому) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Метеорологические данные (по Рудовскому)

2023-02-03 23
Метеорологические данные (по Рудовскому) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вот несколько признаков, которые дают возможность с известной вероятностью предсказать погоду:

1. Если поздно вечером, ночью и утром воздух тянет в долину, а днем наоборот, то это предвещает хорошую погоду. В противном случае, т. е. если днем тянет в долину,— может быть плохая погода.

2. Внезапное появление на большой высоте теплого ветра несет плохую погоду.

3. Очень быстро несущиеся облака предвещают часто плохую погоду.

4. Барашковые облака, быстро несущиеся со стороны господствующих ветров, указывают на приближение плохой погоды, если небо над такими облаками затянуто пеленой.

5. Перед грозой воздух спокоен и давит. Почти всегда над кучевыми облаками небо затягивается пеленой. В грозовых облаках ледоруб начинает гудеть, лицо затягивается как бы паутиной.

6. Снегопад и холод часто приносят за собой прояснение, но не всегда.

7. Вечерняя заря указывает па хорошую погоду; утренняя — наоборот.

8. Если после нескольких дождливых дней наступит внезапное прояснение, то оно не продолжительно. Внезапный дождь, после ряда хороших дней, бывает ненадолго.

 

Дождь

Дождь делает продвижение в горах чрезвычайно затруднительным и опасным, в особенности при лазании по скалам. Скалы от дождя становятся скользкими, и мокрые подошвы специальных ботинок для лазания по скалам являются уже не подспорьем, а опасностью. Ручьи дождевой воды, подмывая камни, валят их вниз, и этим создается новая опасность — опасность камнепада. На склонах, покрытых снегом, возникают лавины, частью от того, что снег, напитавшись водой, становится тяжелее и сползает вниз, частью от того, что вода подмывает снег в нижних слоях и он, теряя сцепление со своим основанием, образует лавину. Травянистые склоны становятся скользкими и едва ли менее опасными, чем снежные. Работать с мокрой веревкой трудно и неприятно.

Обычно к вечеру, когда температура воздуха в горах надает, на сцену выступают побочные явления: мокрые скалы покрываются ледяной коркой и становятся чрезвычайно опасными или даже совсем непроходимыми; снег затягивается сверху коркой, необычайно затрудняющей продвижение: нога, получившая на снегу как будто твердую опору, вдруг проваливается, и это сопряжено с большой потерей силы; веревка замерзает, делается твердой, неэластичной и почти отнимает возможность спуска по ней, а при более сильном морозе и образовании узла может сломаться, как дерево. Не приходится говорить уже о том, что промокший человек чувствует себя чрезвычайно плохо; кроме того, имеется опасность простуды.

Дождь при ветре, который обычно вызывает понижение температуры,— одна из серьезнейших опасностей в горах.

При небольшом и непродолжительном дожде защитой может служить непромокаемый плащ, но в плаще лазать по скалам крайне неудобно и опасно: можно наступить на плащ ногой, зацепиться им за выступ скалы ит. п. Лучше непромокаемая куртка и штаны из той же материи.

При большом дожде, если позволяет место и есть палатка, следует воспользоваться ею и переждать, если он вообще не грозит затянуться на несколько дней. В этом случае, в особенности на трудных скалах, дело может принять очень скверный оборот, так как частенько бывает, что дождь в горах переходят в снегопад. Следующий случай произошел на скалах горы Дахштейн:

«Альпинисты Циммерман и Виндштейг, выйдя из горной хижины, направились к южной стене Дахштейна, чтобы по ней совершить восхождение на вершину. Внизу к ним присоединились Орлет и Фридман, а немного позднее Габерлер, Гальбавый и Штурм. В 7 ч. 30 м. утра, когда показалось голубое небо, начали подъем. Впереди карабкались Циммерман и Виндштейг. В 8 ч. 30 м. внезапно начался проливной дождь, от которого часть альпинистов укрылась в имевшейся у них палатке. Как только дождь перестал, восхождение продолжалось, но едва альпинисты достигли ниши в скалах и карниза, как ливень разразился опять. Сверху по каминам и стенам неслись целые ручьи. Несмотря на это, Виндштейг и Циммерман одолели целый ряд трудных каминов и достигли так называемого «места для отдыха» у родничка. Охраняемые веревкой, поднялись сюда и другие участники восхождения. Так как ливень исключал возможность дальнейшего продвижения, то решили переночевать здесь в палатках.

«Ночью температура понизилась, выпал снег. Это обстоятельство, а также ледяная корка на скалах, принудили альпинистов весь следующий день просидеть в палатках. На следующую ночь Штурм начал вести безумные разговоры. Днем 13-го снизу прояснилось, но палатки были покрыты снегом и льдом. Сверху по камням бежала вода. Попытка продвинуться дальше окончилась неудачей. Тогда начали давать сигналы о помощи, и около полудня получили снизу ответ. Но тут произошло недоразумение: крики «Маршрут Пихля» были поняты альпинистами, как «помощь идет», и они отвечали «да». Таким образом, спасательная колонна ошибочно направилась по маршруту Пихля, вместо того чтобы идтти по маршруту Штейнера, где и находились альпинисты.

«Тем временем Орлет и Штурм чувствовали себя очень плохо. Ночью у Штурма помутился рассудок: он бросился на своего соседа по палатке Циммермана, начал его душить и бушевать. На крики о помощи поспешили из другой палатки остальные и в ночной темноте связали Штурма веревкой. Постепенно он успокоился, но навеки... Разорванная в клочья палатка послужила ему саваном.

«14-го снег начал таять. Разделен был последний провиант. Фридман и Габерлер впали в безразличное состояние, Орлет жаловался на большую жажду. Наконец, пострадавшие увидели проводника Порнера, поднимавшегося по маршруту Ппхля. Как только их крики достигли до ушей Пернера, он поспешил на вершину Дахштейна и в 3 часа дня стоял уже вместе с другим проводником Симонсленером на крутой стене в 50 м над биваком. Они бросили вниз веревку, по ней втащили веревки пострадавших, связали эти веревки вместе и вытянули наверх Фридмана, Габерлера, Орлета и Циммермана, изранив себе при этом в кровь руки. Из-за позднего времени Виндштейг и Гальбавый должны были остаться на месте бивака и ждать следующего дня. Когда им на веревке спускали палатку и рюкзак с продовольствием, Виндштейг, стоявший выше Гальбавого, ловя рукой рюкзак, свалился со стены вниз и разбился насмерть.

«Наступила ночь, которую Гальбавый провел на скалах один. На следующее утро опять разразилась непогода. Прибывшие из Вены и Граца спасательные экспедиции поднялись на вершину Дахштейна и оттуда подняли Гальбавого. После этого двое из спасательной эскпедиции спустились к месту бивака и взяли труп Штурма» («Альг. Бергштей-герилйтунг», 12/VIII 1930 г.).

Конечно, на леднике, на старой морене, на горном плато имеется больше возможностей и палатку поставить и ливень переждать. Во время сильного ливня, в особенности на крутых осыпях, в ущельях, кулуарах и т. п., нужно быть весьма осторожным.

«От Эльмауэртор к Груттенской хижине (Кейзергебирте, Бавария) ведет живописная, очень смело проложенная тропа, которая в нормальных условиях легко проходима и безопасна. Тропа эта идет около чрезвычайно интересных, фантастической формы известняковых образований и через совершенно безводное, крутое ущелье. Макс Шнель с женой, сыном и еще одной туристкой находились как раз в ущелье, когда внезапно разразился сильный ливень. Масса воды, увлекая камни и землю, хлынула в ущелье и обрушилась на туристов. Спаслась только жена Шнеля, которая успела взобраться на выступ скалы. Обезображенные трупы остальных нашли потом в 100 м ниже» («Альг. Бергштейгерцейтунг», 1928 г.).

 

Гроза

Гроза в горах, особенно летом,— явление нередкое. Гроза может быть непродолжительной, так сказать, местного значения, но может быть также и предвестницей начинающегося ухудшения погоды со всеми вытекающими отсюда последствиями: дождем, градом и снежной бурей.

Предвестниками надвигающейся грозы являются обычно почти полное безветрие и особенно жаркое солнце к полудню. Воздух перед грозой, как говорят, парит. Утром на небе показываются и исчезают кучевые облака. Барометрическое давление падает. Небо заволакивается тяжелыми облаками.

Гроза, помимо тех явлений, которые ее могут сопровождать в горах (дождь, град и снежная буря), опасна молнией. Чем ближе альпинист находится к сфере, насыщенной электричеством, тем больше увеличивается опасность. Воздух в таких областях бывает так сильно насыщен электричеством, что ледоруб начинает гудеть, волосы, если по ним провести рукой, издают характерный треск, а иногда встают дыбом. Наиболее подвержены ударам молнии все выступающие предметы. Поэтому, чуть только начинают появляться первые признаки надвигающейся грозы, необходимо сейчас же уйти подальше от деревьев, острых выдающихся скал, хребта или вершины горы. Ледоруб, альпеншток и все остальные металлические предметы следует положить в сторону и, если нет поблизости какого-нибудь убежища вроде пещеры, расщелины или ниши в скале, лечь на землю.

Случаи поражения альпинистов молнией на высотах нередки.

Георг Флейри был убит молнией на вершине Эгюий де Гуте (1929 г.).

В августе 1918 г. во время перехода двух хорошо снаряженных альпинистов из Черчена к Бернине разразилась гроза, и, в то время когда они хотели приступить к устройству бивака, их убила молния.

В сентябре 1918 г. на вершине Веттергорна были застигнуты грозой два туриста и два проводника. Все были убиты. Почерневшие трупы двух найдены на вершине, остальные двое были сброшены ударами молнии вниз.

В июле 1900 г. два проводника и турист во время лазания по скалам Дан дю Жеан попали в грозу. В то время как первый проводник и турист находились за выступом скалы, второй проводник, шедший последним, был сражен молнией и сброшен вниз, так как веревка, которой он был связан со своим спутником, от удара молнии перегорела.

В июле 1900 г., при восхождении на Маттергорн двух туристов в сопровождении проводника, молнией был убит проводник, туристы же сброшены вниз и застряли в бергшрунде, отделавшись легкими ранениями.

 

Туман

Туман бывает особенно часто летом. Иногда в течение четверти часа чистая даль вдруг затягивается дымкой тумана, очертания предметов становятся неясными и наконец совсем исчезают. Идешь, как в молоке, и видишь только находящуюся в нескольких шагах темную фигуру спутника.

Несчастные случаи, причиной которых был туман, нередки. Почти каждый год на плато Хохшваба гибнут альпинисты в так называемых воронках (провалах), срываясь туда вследствие плохой видимости при тумане. Бывает также, что, блуждая в тумане подряд несколько часов, альпинисты выбиваются из сил и становятся жертвами холода. Эти случаи чаще бывают на ледниках, где при наличии трещин, которые нужно обходить, легко сбиться с избранного направления, и на скалах, по которым невозможно идти прямо в нужном направлении. К тому же на скалах при тумане оседает влага, которая при понижении температуры образует опасную ледяную корку.

Туман в горах может надвинуться внезапно. Внезапность усугубляет опасность тумана. Выходя при хорошей погоде, альпинист редко думает об этом, что его может настигнуть туман. Часто к тому же по легкомыслию и незнанию продовольствие берется из расчета только на хорошую погоду. Забывается мудрое правило: «если едешь на день, бери хлеба на неделю». Грешат также и в отношении снаряжения, оставляя теплые вещи в основном лагере.

Бывает, конечно, и наоборот: излишне осторожные альпинисты при первом же появлении тумана удирают от него во все лопатки отсиживаться где-нибудь в укромном уголке. Найти разумную середину между двумя этими крайностями и составляет то, что мы называем опытностью. Опытный альпинист знает свои силы и те опасности, которые приносит с собой туман, он взвесит трудности восхождения или перехода и тогда уже решит, как ему поступать (Провести маршрут в тумане—это большая школа для изучающих технику альпинизма. Один такой маршрут даст в смысле наблюдения и опыта во много раз больше, чем проведенный при ясной, хорошей погоде. Поэтому необходимо, чтобы учебные группы под руководством опытного руководителя совершали переходы во время тумана и таким образом получали необходимый опыт).

Туман, очень быстро появляясь, может так же быстро и исчезнуть. И в этом часто бывает спасение. Вид на окружающее, открывшийся хотя бы на несколько секунд, дает возможность ориентироваться, осмотреться и выйти из затруднительного положения.

Так как туман—явление в горах довольно частое, то нужно быть всегда готовым встретить его во всеоружии. Во время пути необходимо замечать все, что в дальнейшем может пригодиться для ориентировки. Какой-нибудь камень, скала, углубление, причудливой формы трещина и т. д. могут служить вехами, отмечающими направление и обеспечивающими в случае надобности правильное отступление. Идя по скалам, нужно складывать на видных местах пирамиды из камней, делать отметки ледорубом на снегу, если он оставляет хороший след, наконец обозначать путь так называемыми маркировочными листками (это полоски бумаги ярко-красного цвета, которые кладутся на пути на видных местах под какую-нибудь тяжесть). Стрелкой на листке можно указать направление.

Ориентировка во время тумана обычно затрудняется тем, что в тумане все предметы выглядят необычно: близкие предметы кажутся отстоящими далеко, теряется представление о крутизне склона, о пройденном расстоянии и т. д.; снег и туман сливаются иногда в один цвет, и тогда продвижение вперед сопряжено с еще большими опасностями.

Как бороться с туманом? Прежде всего, не теряя присутствия духа, надо удвоить осторожность, будь то на скалах, будь то на леднике. Нельзя расходиться, а, наоборот, если не были связаны, связаться. Как можно чаще проверять направление по компасу, подкрепляя эту проверку измерением высоты. Никогда не надо торопиться, так как туман может продолжаться и не один день, и излишняя торопливость преждевременно может вымотать силы наиболее слабых спутников. Потеряв направление, следует остановиться и хорошенько обсудить создавшееся положение. Уместна немецкая поговорка: «если ты растерялся, то присядь, отдохни, поешь и приди в себя».

Иногда, действительно, лучше всего расположиться на подходящем месте на бивак и дождаться улучшения погоды, чем бесполезно блуждать в тумане, подвергая себя и своих спутников опасностям. Так, например, мы и сделали во время учебного похода в 1931 г. из Адыл-су на Лекзырский ледник через перевал Джан-Туган. Те трудности, которые мы встретили на другой день уже при ясной погоде, были бы во время тумана во много раз опаснее.

Можно также, если продовольствие подходит к концу, возвратиться к исходному лагерю, особенно если нет уверенности в том, что туман в скором времени рассеется.

Вот для чего необходимо отмечать или запоминать путь, по которому идешь. Однако возвращаться не всегда хочется, с другой же стороны, туманная погода может продолжаться несколько дней, и терпеливое выжидание хорошей погоды не всякому по вкусу. Здесь-то и нужно основательно взвесить все «за» и «против»: в состоянии ли альпинист при данных условиях продолжать восхождение или переход, в состоянии ли он по карте и компасу правильно определить направление, хватит ли продовольствия в случае неудачи, выдержат ли слабейшие спутники и т. д.

При спуске во время тумана, если даже имеется возможность прибегнуть к скольжению, нужно быть крайне осторожным и скользить медленно, сильно тормозя. А лучше всего не прибегать в тумане к вообще опасному способу спуска скольжением. Поскольку в тумане очень трудно различать состояние снега, определять крутизну склона и т. д., легко попасть в полосу лавин, что часто и бывает. Так, в 1928 г. при спуске с Зонблика произошла катастрофа, стоившая жизни тринадцати альпинистам.

Нужно еще добавить, что туман действует на психику человека подавляющим образом, и это в свою очередь неблагоприятно отражается на физическом состоянии. Появляется безразличие, притупляется сила воли, и все это как раз в то время, когда необходимо напряжение всех сил, чтобы достигнуть цели или по крайней мере безопасного места. После целого дня блуждания по леднику застигнутые туманом выбиваются к ночи из сил и часто замерзают; на скалах во время тумана воля к действию покидает людей, и они становятся жертвами собственной слабости. На Монблане в 1870 г. во время тумана заблудились и погибли восемь проводников и три альпиниста.

Карта и компас, в особенности же компас системы Бецарда, в соединении с высотомером, являются самыми верными помощниками в борьбе с туманом.

 

Предрассветная мгла

Опасна также и предрассветная мгла. Чтобы иметь в своем распоряжении больше времени и чтобы полнее использовать утренний мороз, дающий лучшие условия продвижения, альпинисты снимаются с лагеря часто еще до утренней зари и под утро попадают иногда в предрассветную мглу. Мгла эта, конечно, менее опасна, чем туман, так как она исчезает с восходом солнца, но и она может доставить не опытному неприятные часы.

Н. Николаева в своей книжке «На вершину Эльбруса» рассказывает о таком случае. Группа туристов в августе 1928 г. начала при хорошей лунной погоде подъем от «Приюта одиннадцати» на вершину Эльбруса. Когда поднялись приблизительно на высоту 4600 м, один из туристов, потерял кошку и альпеншток, повернул обратно. В это время надвигалась предрассветная мгла. Не умея ориентироваться, турист сбился с пути, долго блуждал по пустынным нолям Эльбруса и лишь несколько часов спустя выбрался к камням «Приюта одиннадцати», находившимся всего в получасе ходьбы от того места, где его застала мгла.

 

Наступление темноты и бивак

Обычно маршрут должен быть рассчитан так, чтобы еще до наступления темноты группа могла в определенном месте расположиться на ночевку. Точно рассчитать, где будет бивак, можно лишь при известном, уже кем-то пройденном маршруте (Все альпинистские группы должны давать в горную секцию подробные описания проделанных маршрутов с обозначением количества времени, потраченного на определенные отрезки маршрута. Горная секция должна собирать этот материал, систематизировать и на основании его давать консультации. Материал этот послужит также основой для составления путеводителей в горных районах).

Маршрут с точно определенными местами для ночевок рассчитывается обычно на нормальные условия. Но так как в горах часто бывают отклонения от нормальных условий, вследствие плохой погоды, нездоровья спутника и т. д., то не всегда удается, даже и при известном уже маршруте, устроиться там, где рассчитывал раньше по плану. В особенности это нужно иметь в виду при первовосхождениях, когда вообще ничего точно неизвестно и возможны потому сильные просчеты.

Как иногда вместо одного приготовленного бивака приходится волею судеб заночевать на другом, непредвиденном, рассказывает в своей книжке «Рабфак во льдах» тов. Воробьев, описывая восхождение на Асмаши в 1929 г.:

«На верхнем фирновом поле ледника Асмаши, учитывая большую потерю времени для обратного пути, мы выкопали удобную пещеру в фирне для предполагаемого здесь ночлега. Во время восхождения, уже сравнительно недалеко от вершины, мы попали в сильную грозу. Пришлось довольно долго отсиживаться, и когда мы достигли вершины, было уже темно. Возвращаясь обратно, мы смогли дойти только до первых скал на хребте; у наскоро сделанной из комьев снега и камней защитной стенки заночевали под одним плащом, в получасе ходьбы от заранее приготовленного в фирне убежища. Вот один из многочисленных примеров, как можно прийти к биваку там, где его и не предполагаешь».

Чаще всего к биваку вынуждает наступление темноты. Темнота—препятствие для альпиниста, почти аналогичное туману, с той лишь разницей, что после ночи определенно наступит день, можно даже сказать, через сколько часов начнется рассвет, тогда как во время тумана неизвестно, когда прояснится погода.

Если темнота застала на леднике, то при свете фонаря можно еще с грехом пополам идти, тогда как для лазания по скалам фонаря уже недостаточно. Но и в первом случае продвижение становится неуверенным и чрезвычайно медленным, так как поле зрения ограничено, в лучшем случае, несколькими метрами. То пространство, которое при нормальных условиях можно пройти в 5 мин., требует в темноте времени в несколько раз более. Опасности в виде скрытых трещин, провалов, ледопада и т. д. увеличиваются во много раз. На скалах при таких условиях найти правильное направление или хотя бы надежные точки опоры на ближайшее расстояние крайне затруднительно. На моренах каждый шаг связан с опасностью сорваться и попасть в западню между камней.

Поэтому до наступления темноты, если нет уверенности, что можно засветло добраться до намеченного места, не следует идти напролом, без всякого разбора, а лучше своевременно устраиваться на ночлег, пока еще не темно и силы участников еще не вымотаны темнотой и бесплодными поисками подходящего для бивака места. Это правило следует применять и при наступлении скверной погоды.

Темнота застает альпиниста в непредвиденном месте чаще всего потому, что он неправильно учел время, необходимое для выполнения маршрута. При определении этого времени нужно исходить из продолжительности дня в данное время года. Она колеблется между 8 и 16 часов. При этом не следует впадать в другую ошибку, в другую крайность, а именно—продолжительность дня приравнивать к времени, употребляемому для выполнения маршрута. Обычно для летних маршрутов продолжительность дня должна быть разделена на три части, из которых две пойдут на ходьбу, лазание и другие способы передвижения, а остальная часть— на остановки, плохой путь, неподходящее состояние снега и льда и т. д. Таким образом, маршрут, который для своего проведения требует 8 часов, может быть совершен без опасности попасть в темноту в течение 12 часов. Значит, продолжительность дня должна быть не менее 12 часов.

Другой пример. Продолжительность дня 15 часов. Сколько можно употребить на продвижение по маршруту до наступления темноты? Результат получим от деления 15 на 3 и умножения полученного частного на 2, т. е. 10 часов. Значит, если для достижения цели требуется 12 часов, то где-то в пути наверное придется заночевать.

При зимних маршрутах не на лыжах время, необходимое для совершения перехода, должно равняться двойному времени, положенному только на передвижение. Таким образом, при продолжительности тура в 8 часов на передвижение может быть потрачено не более 4 часов.

Таблицу продолжительности дней на время всего путешествия можно легко составить по календарю, в котором на каждый день указывается восход и заход солнца. Таблица может быть составлена приблизительно так, как указано на рисунке 115.

Но недостаточно определить дневное время для проведения маршрута, — нужно еще и наиболее рационально использовать его. Для этого существует золотое правило: выходить в путь как можно раньше. Еще задолго до восхода солнца, приблизительно часа за 1½—2, нужно быть уже готовым к походу. В некоторых случаях, когда начальная часть пути известна или безопасна, можно выйти еще раньше, даже с фонарем.

Такой ранний выход имеет свои положительные стороны не только в смысле наиболее полного использования для маршрута всей продолжительности дня, но еще и потому, что в более раннее время многие опасности гор (вроде камнепада, лавин и т. п.) еще спят, скованные ночным холодом. Снег тверже, и по нему легче идти, легче кажется при утренней свежести и увесистый рюкзак. Только в некоторых случаях при трудной скальной работе лучше подождать восхода солнца, когда скалы немного согреются: тогда пальцы не так зябнут и более подвижны.

 

 

Рис. 115. Схематическая таблица продолжительности дня.

 

Когда мы идем по знакомому уже маршруту, вопрос о том, когда группа будет у цели, может быть сомнительным только в силу обстоятельств, о которых я говорил выше. Во всех же остальных случаях нужно всегда быть готовым к непредвиденному биваку, т. е. к такому, место для которого заранее не определено.

Уже за 2—2½ часа до наступления темноты участники должны осматриваться вокруг в поисках подходящего уголка. На скалах нужно, прежде всего, посмотреть безопасно ли выбранное место от камнепада, лавин и воды. Нужно стараться устроиться всем вместе—одна палатка, одна группа вблизи от другой. На скалах это значительно труднее, чем на леднике или фирновом склоне, где можно вырубить удобную площадку. Если время и условия позволяют, то площадку следует выровнять, чтобы она не имела ската вниз. На это нужно обратить особое внимание тем, кто беспокойно и крепко спит, так как один поворот в сторону ската — и сон может стать вечным. Лучше всего устроить ложе немного корытцем: так спать безопаснее и теплее. Есть, однако, люди, которые спят неподвижно, как камни. Кто не надеется на спокойный сон, тот пусть лучше сделает охранение: вобьет в скалу крюк и к нему веревкой привяжет себя поясной петлей.

Если все спутники вместе и если есть палатка Здарского или вообще возможность если не поставить, то по крайней мере накрыться палаткой, то в общем дело обстоит не так уж плохо. Хуже, если группе за неимением подходящего места приходится разделиться. Тогда об использовании палатки всеми не может быть и речи: она отдается тем, кто чувствует себя слабее и не имеет достаточно теплой одежды. Не нужно забывать, разумеется, что в палатке, предназначенной для 3 человек, могут в случае нужды поместиться 5 и 6.

Не имеющие палатки должны защищать себя главным образом от ветра. Для этой цели устраивают из камней стенки, и именно с той стороны, откуда тянет ветер ночью и под утро. Это определяется в большинстве случаев положением ледника: ночью ветер тянет с ледника в долину (Конечно, при перемене погоды изменяется и направление ветра.).

Иногда площадь вынужденного, непредвиденного бивака настолько мала, что охранение приходится делать обязательно, чтобы в полудремоте не свалиться вниз. Случается, что во время очень трудных восхождений заночевать приходится в лучшем случае сидя, причем ноги свисают над обрывом, Ясно, что здесь необходимо самоохранение и притом очень надежное. Как — вопрос разрешается в зависимости от условий места.

На скалах для устройства бивака хорошо использовать нависшую скалу, нишу, углубление, расщелину. Более удобны в этом отношении доломитовые, известковые скалы. Гранит дает немало возможностей устроиться под свалившимися плитами.

Прежде чем начать устраиваться, нужно хорошенько осмотреться, а не бросаться с одного места на другое в надежде, что оно лучше; так высматривают издали все места. Бивачный опыт приобретается быстро: две-три ночевки в непредвиденных условиях—и ошибок в дальнейшем уже не будет.

На леднике в смысле выбора места устроиться значительно легче. Здесь нужно обратить внимание главным образом на то, чтобы место было защищено от ветра. Для этого выбирается безопасная широкая трещина, большие моренные камни и т. п. Можно также выкопать в снегу или фирне убежище. Я предпочитаю обычно второе, так как надеяться на трещину не всегда приходится. Во всяком случае, трещину необходимо хорошенько прозондировать, и если поблизости есть камни, бросить вниз, чтобы убедиться в прочности основания. Камни послужат также и для устройства площадки или сиденья на снегу.

Убежище легче и удобнее сделать на склоне. Вход в убежище делается небольшим и потом закрывается снегом или завешивается чем-нибудь (курткой, полотенцем и т. п.). Это очень важно для сохранения тепла внутри и для защиты от ветра и снега. В течение приблизительно одного часа можно при помощи ледоруба и крышки от котелка для отбрасывания снега выкопать удобное убежище для 3—4 человек. На крутом склоне убежище выкопать быстрее и легче.

Сначала выгребается круглая яма, которая и расширяется в стороны и вверх куполообразно; по краям оставляются выступы для сиденья, но можно делать убежище и без них. Как я уже упоминал, убежища такого характера блестяще оправдали себя даже во время, серьезных экспедиций на Гималаях.

Ганс Барт предлагает строить хижины из снега, которые он испробовал во время войны в Альпах и которые особенно рекомендуются лыжникам. Чтобы научиться делать в горах такие хижины как можно быстрей и надежней, можно практиковаться зимой там, где есть снег.

Место для снеговой хижины не приходится выбирать так тщательно, как для убежища пещерного типа. Все же лучше выбрать защищенное место, например за скалой.

Площадка нужна небольшая: для 3—4 человек достаточно 1½—2 м2. Если снег прессуется, т. е. слегка сыроватый, то это будет самый лучший материал. Сухой снег получает необходимую пластичность, если площадку, на которой намереваются построить хижину, хорошенько утрамбовать ногами.

После такой предварительной подготовки намечают квадрат указанных размеров и из середины его при помощи лыжи (а еще лучше, если есть небольшая шанцевая лопатка из алюминия) вынимают кубики, которые кладут по бокам, где должны быть стенки. Первую стенку сооружают с наветренной стороны. Высота стенок не выше 3/4—1 м, глубина для ног 40—50 см. При группе в 4 человека двое кладут стенки, двое подготовляют крышу, основанием которой могут служить лыжи. Их связывают ремнями, кладут на стенки и покрывают плащом или какими-нибудь другими вещами (газетами, полотенцами и т. п.). Сверху можно набросать снегу. Вход делается небольшой и чем-нибудь завешивается.

 

Рис. 116.

 

Рис. 117.

 

При большом количестве участников хижину соответственно удлиняют из расчета по 50 см на человека. Общее устройство ее понятно из прилагаемых рисунков 116 и 117.

Палатка Здарского. Но все эти хижины и убежища не могут сравниться ни по простоте, ни по скорости установки, ни по удобству—с палаткой Здарского. Палатка Здарского в данное время является наилучшим и самым действительным орудием в борьбе с такими внешними опасностями, как непогода, буря, метель и т. п. Палатка Здарского неоднократно спасала жизнь альпинистам во время страшнейших снежных вьюг, продолжавшихся не один день. Если имеется палатка Здарского и если еще в придачу к ней выкопать пещерное убежище, то это будет серьезной защитой при всяком морозе и в любую бурю.

В 1929 г. наша группа при восхождении на Эльбрус в течение ¼ часа устроилась на высоте 5050 м и благополучно пропела ночь при минус 15° снаружи.

Нужно принять все меры к увеличению производства этого необходимейшего предмета снаряжения и самозащиты альпиниста настолько, чтобы можно било снабдить палаткой Здарского всех альпинистов, отправляющихся в горы.

Конструкция палатки Здарского чрезвычайно проста. Это мешок из тонкой прорезиненной материи. Обычные размеры его такие:

 

Длина (см) Ширина (см) Вес (кг) На сколько человек
200 125 0,60 1—2
200 170 0,85 2—3
250 170 1,11 3—4
300 170 1,40 4—5

 

В настоящее время конструкцию мешка несколько улучшили: так, например, делают целлулоидное оконце для притока свежего воздуха, сверху по коньку вшивают шнур, так что мешок Здарского (так, собственно говоря, он и называется) можно устанавливать, почти как палатку. И, наконец, имеется палатка «Альпина», которая сконструирована по принципу мешка Здарского, но устанавливается, как настоящая крышеобразная палатка.

Установить палатку Здарского можно всюду, где только есть возможность усесться тому количеству альпинистов, которое может вместить палатка. Разумеется, более подходит площадка, защищенная от ветров. Надо смотреть также, чтобы не устроиться где-нибудь на лавинном склоне, вблизи карнизов или в опасном в отношении камнепада месте. На леднике нужно отыскать углубление, на снежном склоне — выкопать яму. На леднике, однако, не рекомендуется устраивать бивак под нависшими камнями, так как при возможном незначительном передвижении ледяной массы альпинисты, находящиеся под камнями, могут быть раздавлены.

Когда место выбрано и соответствующим образом подготовлено, на него кладут в кружок рюкзаки, садятся на них, накрываются мешком сверху, а края его подвертывают под рюкзаки, чтобы снизу не поддувало. После этого можно начать устраиваться внутри с разными удобствами. Зажигают фонарь, и при его свете поочередно подготовляются на ночь: сменяют мокрую одежду, надевают запасную теплую, распределяют провиант и все остальное так, чтобы все имелось под рукой. Чем лучше выбрано место и чем тщательнее оно подготовлено, чем меньше по сравнению с емкостью палатки группа, тем с большими удобствами можно устроиться. Во время бури нельзя, конечно, рассчитывать на тщательную подготовку места, но в нормальных условиях это вполне возможно.

Самое неприятное в палатке Здарского то, что вся ее верхняя часть лежит на головах и плечах ее обитателей. Это неудобство устраняется шнуром, протянутым по коньку палатки. Концы шнура привязывают к скалам или к связанным по два ледорубам. Ели шнура нет, крышу подпирают изнутри ледорубами (лыжники — палками). Нужно смотреть, чтобы не разорвать материю. Голову и плечи надо укрывать потеплей.

Благодаря своей способности не пропускать воздух палатка Здарского хорошо сохраняет тепло. Опыты показали, что разница между наружным и внутренним воздухом может составить 15°, т. е. если снаружи, скажем, 15° холода, то внутри может быть не ниже 1° тепла. Когда имеется возможность что-нибудь скипятить на спиртовке или примусе, то это обстоятельство во много раз облегчает задачу благоприятного и благоустроенного бивака. Во-первых, горячая пища повышает сопротивляемость организма, а во-вторых, внутри палатки температура поднимается настолько, что разница может составить не 15°, а значительно больше. Таким образом, можно даже и выспаться.

От времени до времени в палатку нужно впускать струю свежего воздуха, так как естественная вентиляция, вследствие воздухонепроницаемости материи, невозможна. По той же причине на стенках появляется отпотевание.

Мешок Здарского может применяться не только для бивака, но и в пути при сильной непогоде, когда без защиты нет никакой возможности остановиться и хоть немного отдохнуть, собраться с силами, закусить, развернуть карту и проверить ориентировку. В бурю, во время метели этого сделать без палатки нельзя. Всякая остановка без укрытия не дает никакого отдыха, вызывает большую потерю тепла, которую потом трудно восстановить. Большинство несчастных случаев во время снежной бури и тумана происходило именно потому, что невозможно было в адских условиях хоть немного передохнуть и подкрепиться, и люди гибли от истощения сил или замерзали.

Разумеется, и в палатке Здарского нужно быть осторожным и не сразу отдаваться в объятия сна. При очень сильном холоде это можно делать только по очереди, оставляя одного, или лучше двух, бодрствовать. Если при палатке Здарского имеются еще и спальные мешки, то вопрос о сне решается проще.

Самое главное во время бивака — это поддержать и сохранить теплоту тела. Последнее достигается применением, так называемого, штормового костюма: блузой и штанами из тонкой, плотной, не пропускающей воздуха материи. Сильнее всего страдают от холода ноги и бедра.

Ботинки, если они мокрые, нужно снять и сменить чулки. Хорошо также обернуть поверх носков ноги бумагой и засунуть их в рюкзак. Есть также специальные носки из тонкой прорезиненной материи. Надев сухие чулки и сверх них бивачные носки из прорезиненной материи, можно натянуть даже мокрые ботинки, так как сырость будет изолирована прорезиненной матерней. Бивачные носки прекрасно сохраняют тепло и могут применяться также и во время марша на холоде.

Поднять воротник, застегнуться на все пуговицы, завязать рукава куртки у кистей: это также сберегает тепло. Плохим проводником тепла является бумага. Положенная в 2—3 слоя на грудь и спину под св


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.