Осознанная артикуляция согласных — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Осознанная артикуляция согласных

2023-01-16 35
Осознанная артикуляция согласных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Звонкие согласные в слове являются важными сигналами для слушателя, и, если произносить их громко и отчетливо, они будут намного лучше различимы в речи. Когда вы делаете на них заметный акцент, то у вашей аудитории появляется шанс и время лучше понять и услышать то, что вы говорите. Следующие упражнения помогут вам отработать артикуляцию согласных.

1 Потренируйтесь на одной их скороговорок, приведенных ниже. Старайтесь четко произносить ключевые согласные звуки, например, такие как шипящие «ч», «ш» или твердые «с», «к» в начале и середине слов. А также подчеркивайте взрывные согласные «б», «п», «т», «д», «г», «к».

2 Повторите шаг 1, но теперь увеличьте скорость и не забывайте делать акцент на согласных.

3 Основные согласные из следующего абзаца называют смычно‑щелевыми («ч») и щелевыми («ж» «з» «х»). Произнесите медленно скороговорку, не меняя высоты тона и делая акцент на ключевых согласных.

 

 

4 При артикуляции фрикативных звуков в основном задействовано дыхание, поэтому не забудьте дышать так часто, как это требуется. Удлиняйте ключевые согласные, и тогда вы будете лучше понимать, как они образуются.

 

 

5 Повторите шаг 3, отрабатывая одну из скороговорок, в которой есть слова с фрикативными согласными. Увеличьте скорость, не забывая делать акцент на ключевых согласных: («ф», «в», «ш», «з»).

6 Выберите любую из скороговорок, приведенных ниже, и отработайте на них артикуляцию, по очереди произнося их то громко, то тихо и стараясь уловить разницу.

 

 

Работа над артикуляцией с зубной щеткой

 

Четкая артикуляция лучше помогает доносить до слушателей мысли говорящего. Это упражнение заставит энергично работать мышцы вашего артикуляционного аппарата и поможет научиться четко произносить гласные звуки. Опробуйте его как‑нибудь утром или перед выходом из дома.

1 Зубной щеткой без пасты почистите коренные зубы сначала на одной стороне рта, затем на другой.

2 Пока чистите зубы, произнесите несколько раз уже знакомую вам фразу, стараясь говорить как можно четче.

 

 

3 Выньте щетку изо рта и еще несколько раз повторите фразу. Вы сразу почувствуете, что во рту появилось свободное пространство, и заметите, насколько сложнее стало губам и языку произносить слова.

4 Теперь повторите эту фразу еще раз, старясь произносить ее медленно и четко, по‑прежнему стремясь к ясности.

 

Каков ваш обычный тон?

 

Все, что вы говорите, имеет свою тональность, подобно набору нот в музыкальной фразе. Этот набор нот есть и в устной речи. Если вы всегда будете говорить в одной тональности, то и звучать вы будете однообразно.

При выполнении приведенных ниже двух упражнений вы понаблюдаете, как может звучать ваш голос с разными интонациями. Вы всего лишь меняете ударение на разных слогах, перенося акцент с одного слога на другой, но при этом значение фразы сразу меняется.

1 Используйте предложение, которое вы могли бы сказать в своей повседневной жизни:

 

«Я бы выпил чашку чая с молоком и кусочком сахара».

«Мне пора бежать, иначе я не успею на поезд».

«Мне нужно покормить собаку, я забыл сделать это утром».

 

2 Произнесите фразу как обычно, а затем повторите, сомкнув губы. Вы заметите, что не можете произнести никаких звуков, кроме «мм», которые имитируют произнесенные вами слова. Звук «мм» позволит вам сосредоточиться на рисунке основного тона, а не на словах, и это поможет вам «внутренне» услышать собственный звук.

3 Повторите фразу, сжав губы, а затем усильте ее, повышая тон или понижая.

4 Теперь разомкните губы и произнесите фразу вслух, используя все вариации своего основного тона.

Интонация, помимо слов, может указывать на ваше эмоциональное состояние или намерение. Вы можете обнаружить, что ваш обычный тон заметно отличается при разных обстоятельствах, например в тех случаях, когда вы просто с кем‑то разговариваете, читаете вслух или делаете презентацию на работе.

1 Теперь вернитесь к первому предложению этого упражнения и прочитайте его вслух: «Все, что вы говорите…»

2 Повторите фразу с сомкнутыми губами, произнося лишь звуки «мм», как раньше.

3 Повторите фразу с сомкнутыми губами, меняя тон от высокого к низкому.

4 Теперь разомкните губы и повторите предложение, моделируя ваш тон от высокого к низкому.

 

Далее вы изучите различные модели основного тона на примере фразы про кормление собаки. Все, что мы говорим, имеет контекст, поэтому вам предстоит исследовать то, как меняется ваш основной тон при изменении контекстов.

1 «Покормить собаку». (Я забыл сделать это утром.)

 

 

2 «Покормить собаку». (Прошу тебя третий раз за это утро!)

 

 

3 «Покормить собаку». (Мне кажется, она голодная.)

 

 

Обратите внимание на то, как вы настраиваете шаблон своего основного тона в соответствии с изменениями ваших намерений. В течение дня акцентируйте внимание на моделях основного тона, которые вы используете при общении. Вы можете экспериментировать, изменяя тон существенно или совсем незаметно. Или, если вы обычно используете широкий диапазон изменения тона, исследуйте его незначительные усиления или повторяющиеся шаблоны основного тона.

 

 

Повышающаяся интонация

 

Интонационное подчеркивание последнего слова во фразе называют также восходящей интонацией. Повышающуюся интонацию также можно уловить в вопросительном предложении или в утвердительном, но звучащем как вопросительное. Вспомните популярный фильм «Девушка из долины» (Valley Girl) или австралийские мыльные оперы, в которых герои говорят как раз с такой интонацией. Повышение интонации присуще также людям, проживающим в ирландском Белфасте, американской Миннесоте и южноафриканском Кейптауне.

Многие повышают интонацию совершенно бессознательно. Однако из‑за этого у слушателей может сложиться неопределенное впечатление: они не смогут понять, утвердительная ваша фраза или вопросительная, и в ситуациях, когда вам надо говорить определенно, уверенно и авторитетно, это может обернуться против вас.

Данное упражнение поможет вам изменить привычный способ повышения интонации. В то время как предыдущее упражнение помогало вам найти свой обычный, стандартный тон, экспериментируя с интонациями, это упражнение научит сознательно ее повышать в конце фразы.

1 Повторите эти предложения, намеренно повышая интонацию к концу.

 

 

Обратите внимание на то, что каждое из этих предложений при повышении интонации на самом деле звучит скорее как вопрос, чем как утверждение.

2 Повторите эти три фразы снова, по‑прежнему повышая интонацию в конце, на последнем слове. Когда произносите фразу, держите руку перед собой на одном уровне, но с повышением интонации поднимайте ее. Если вы не уверены, что, повышая интонацию, вы одновременно поднимаете руку, делайте это упражнение перед зеркалом.

3 Теперь попробуйте сознательно направить интонацию в конце фразы не на повышение, а на понижение. Для этого, как и раньше, помогайте себе жестами, чтобы лучше отследить изменение высоты тона. Следуйте за движением руки: на последнем слове в предложении она должна опуститься ниже начального уровня. Не обращайте внимания на то, что звучите странно, ведь вы всего лишь отрабатываете нужную интонацию.

 

Многим достаточно будет отработать 3‑й шаг упражнения. И тем не менее, если вы все же склонны повышать интонацию в конце фразы и вам трудно это контролировать, попробуйте сделать так:

 

 

4 Произнесите фразы еще раз, но теперь в качестве эксперимента сделайте следующее: довольно резко повысьте интонацию на предпоследнем слове или слоге, а на последнем понизьте ее.

Повышение интонации иногда бывает и вполне уместно. Например, чтобы подчеркнуть свое одобрение или согласие. Только не используйте этот прием в каждом предложении!

 

 

Носовой звук

 

Мягкое нёбо – это своего рода «дверь» между носом и ртом. Для того чтобы можно было дышать носом и произносить носовые звуки «м», «н», «н΄», этот «дверной проем» должен быть открыт. А вот при образовании четких гласных звуков и правильно артикулированных взрывных согласных он должен быть закрыт, потому что, если оставить «дверной проем» открытым, согласные получатся нечеткими, а гласные будут звучать как назальные (носовые). Данное упражнение научит вас осознавать появление назальных звуков в речи, чтобы вы могли при необходимости их избегать.

1 Произнесите звук «а» как в слове «мама». Продлите этот гласный звук – «аааа» и зажмите пальцами нос. «А» – гласный звук и при всем желании его не получится произнести в нос, поэтому, когда вы его зажимаете, звук не меняется, поскольку и воздух и звук выходят через рот.

2 Теперь произнесите французское слово «biеn» (бjẽ). Оно заканчивается носовым гласным: такие встречаются не во всяком языке. Продлите этот гласный и снова зажмите нос. Вы заметите, что с зажатым носом звук изменился, потому что воздушный поток проходит частично через рот, частично через нос.

 

Три позиции мягкого нёба: закрытая, когда произносится звук «а» (серый), открытая – для носового дыхания (красный) и приоткрытая, когда произносится гласный носовой звук, как во французском слове bien (синий цвет).

 

3 Поработайте с этими гласными звуками, произнося их с зажатым и не зажатым носом. Если вы зажимаете нос, вы чувствуете, что пальцы вибрируют, и когда вы произносите носовой французский гласный звук, и когда произносите обычный гласный звук.

4 «Вот дом, который построил Джек» – возьмем это предложение для отработки назального звучания. Держите пальцы чуть ниже ноздрей (так чтобы можно было почувствовать воздух и вибрацию). Сначала произнесите французское «bien», а затем фразу: «Вот дом, который построил Джек». Стремясь сохранить «дверной проем» чуть приоткрытым, попробуйте говорить в нос. Обратите внимание: если звук немного звучит в нос, когда вы произносите все слова, значит, вы открыли «дверной проем», который в принципе должен оставаться закрытым.

 

Как избежать носового звука

 

Взрывные звуки, такие как «п», «б», «к», – это звуки, при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемое воздушной струёй. Взрывные звуки образуются за закрытым «дверным проемом»: они нагнетают воздух до того, как он упрется в преграду.

1 Произнесите глухой согласный звук «к» – сначала как обычно, а потом шепотом. Звук «к» – взрывной, он рождается между языком и мягким нёбом за счет смыкания их в районе задней стенки глотки. Прежде чем образуется звук «к», воздух попадает в ловушку позади языка и мягкого нёба. Когда вы произносите этот звук, вы чувствуете, как язык отделяется от задней стенки горла, и воздух прорывается в ротовую полость через открывшуюся преграду, которую создавали мягкое нёбо и язык, находившийся до этого в верхнем положении.

2 Повторите несколько раз шепотом и зажав нос звук «к», при этом обращая внимание на два момента: на то, как воздух упирается в преграду и как он сквозь нее прорывается, когда она пропадает. Держите рот чуть приоткрытым и сделайте остановку, прежде чем снова достаточно четко произнесете звук «к». Если вы смогли это сделать с зажатым носом, значит, вы успешно перекрыли «дверной проем» – а это первый шаг к тому, чтобы избежать носового звучания.

3 Повторите шаг 2, но на этот раз произнесите звук «г», как в слове «газон». «Г» образуется там же, где и «к», но он звонкий, поэтому шепотом его произнести будет невозможно.

4 Произнесите фразу «Вот дом, который построил Джек». Затем растяните звук «к‑к‑к» в конце предложения. На какое‑то время зажмите нос и обратите внимание на то, вы не чувствуете никакого воздуха, который выталкивался бы через ноздри. Прямо сейчас у вас есть возможность успешно перекрыть «дверной проем», ведущий к носу, в тот момент, когда вы произнесете любой чистый гласный звук. Используйте это упражнение, чтобы получить четкие гласные в вашей обычной речи.

 

 

Скороговорки

 

Скороговорки не только тренируют артикуляцию, также они, тренируя мозг, помогают избавиться от речевых зажимов, которые возникают при беглой речи. Эти упражнения отлично подойдут для того, чтобы скоординировать работу артикуляционного и дыхательного аппарата. Согласитесь, становится весело, когда у вас не получается быстро произнести, казалось бы, совершенно нормальные слова. Прежде чем приступить к выполнению этих упражнений, прочтите руководство по артикуляции и обратите внимание на то, где и как образуется каждый нижеприведенный звук.

Начните упражнение меееееееееедлеееееееееееенноооооооо, в противном случае все результаты хорошей работы, которую вы проделали до этого, будут сведены на нет из‑за излишней напряженности. Постепенно набирайте скорость, пока будете в состоянии произнести скороговорку достаточно быстро пять раз подряд.

1 Сначала отработайте губно‑губной звук: «Боронила борона по боронованному полю».

2 Эта скороговорка тренирует сложный комплекс звуков. Не пытайтесь сразу произнести ее целиком – сначала разбейте на части, а затем постепенно переходите к целому: «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле‑еле у ели доели».

3 Эта скороговорка предназначается для тренировки в произнесении среднеязычных и щелевых звуков, а также аффрикатов: «Регулировщик‑лигуриец регулировал в Лигурии».

4 Эта действительно сложная комбинация тренирует в произношении фрикативных и губных звуков: «Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша».

5 А эта тренирует, пожалуй, самое сложное сочетание звонких и глухих согласных: «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб».

6 Если вы освоили все скороговорки, попробуйте в заключение повторить вот эту: «Снега лавина сползла с половины, сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры».

 

Вот две подсказки для овладения скороговорками:

Во‑первых, найдите слова (или соединение звуков между словами), которые вам труднее всего произнести и мысленно проговорите их про себя. Повторите это (все также про себя) громче или медленнее – например, боронила борона по боронованному полю.

Во‑вторых, уясните для себя ритмический рисунок – вот как это работает для скороговорки: «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле‑еле у ели доели».

1 Начните считать вслух: один, два, три, четыре. Произнесите их в ровном ритме, с равными тактами.

2 Теперь добавьте полутакт – «и»: «Раз‑и‑два‑и‑три‑и‑четыре‑и».

3 Теперь удалите первый «и»: «Раз, два‑и‑три‑и‑четыре‑и». Слово «раз» здесь является полным тактом.

4 Теперь сделайте акцент на словах «раз» и «три». «Раз, два‑и‑три‑и‑четыре‑и».

5 И наконец, произнесите скороговорку, используя ритм, который вы только что практиковали в пункте 4. Вы делаете акцент на «мы» и «е», и слово «мы» – полный такт, в то время как все остальные слоги – полутакты: «Мы‑е‑ли‑е‑ли‑ер‑шей‑у‑е‑ли».

6 Теперь повторите фразу несколько раз, постепенно ускоряясь.

 

Чревовещание и имитация

 

Упражнения для пения и тренировки речи по большей части направлены на то, чтобы улучшить голос. Тем не менее суть популярных в наше время искусств чревовещания и подражания состоит в том, чтобы говорить голосом, который существенно отличается от обычного.

Цель чревовещания – создать иллюзию, что голос принадлежит кукле, а не артисту, который этой куклой управляет. Чревовещание – не только искусство говорить незаметно для других, не приводя в движение губы и челюсть, но искусство создания голоса, который достаточно сильно отличается от вашего и который может вести диалог с кем‑то еще. Упражнения 31–39 помогут вам идентифицировать и изолировать разные части вашего вокального механизма для того, чтобы, не шевеля губами, говорить и производить невербальные звуки. Упражнения 40–45 направлены прежде всего на мнемосхему, благодаря которой чревовещатель сможет найти новые, отличающиеся друг от друга голоса персонажей.

Имитация – это искусство подражания чужим голосам, которое можно использовать как для пародирования каких‑то известных артистов или политиков, так и для розыгрышей. В отличие от чревовещания, имитация включает в себя и мимическую, и голосовую характерность. Опытные имитаторы в зависимости от их целей (будь то пародирование знаменитостей или сотрудников) копируют не только их голос, но интонации, мимику, тембр и внешние особенности.

И чревовещание, и искусство имитации требуют виртуозного владения голосом. Если вы создаете более одной роли, то вам, возможно, придется использовать все свои вокальные возможности. Обратите внимание на информацию, где говорится о том, как создать пространство в горле, и дальше, где рассказывается о движениях языка, а еще дальше – даются упражнения для разогрева.

Возможно, вы не захотите тратить годы на совершенствование навыков чревовещания и имитации, но следующие упражнения помогут вам изучить ваш голос и его разнообразные возможности.

 

Чревовещание

 

Следите за ртом

Перенаправление внимания – важная часть чревовещания, так как артист, прячась за куклой, манипулирует зрителями, заставляя их поверить, что его марионетка живая и не зависит от него. Ключевым элементом этого действия является способность говорить чисто и при этом не выглядеть говорящим. Когда «разговаривает» кукла, рот чревовещателя может принимать только три позиции, при которых, задействовав язык, он может издавать необходимые звуки. Каждая из этих позиций передает узнаваемые эмоции – безмятежность, улыбку и шок (удивление) – и при всех этих позициях губы немного приоткрыты.

 

Что делает рот

 

Безмятежность : губы слегка приоткрыты, но не улыбаются. Зубы очень близко друг к другу, однако не соприкасаются.

 

 

Улыбка : губы слегка приоткрыты, а их уголки приподняты в мягкой улыбке. При этом зубы все так же близко друг к другу, но не соприкасаются.

 

 

Изумление : рот открыт чуть больше обычного, и расстояние между челюстями тоже больше, чем в первых двух ситуациях. Попробуйте в этой позиции – с чуть приоткрытым ртом – произнести слова. Вы делаете вид, что шокированы, удивлены выходками развлекающей вас куклы. Однако при такой позиции существует риск, что аудитория заметит, как двигается ваш язык, когда «разговаривает» кукла. Поэтому лучше, если в это время вы будете обращены к зрителям в профиль и сделаете вид, будто заняты общением с куклой.

 

 

Поиск языка

Произносимые нами гласные звуки отличаются друг от друга, и данное упражнение научит вас отрабатывать движения языка, чтобы уловить, как одни гласные соотносятся с другими. Вполне достаточно едва заметных движений кончиком языка с одной стороны в другую, в центр и назад, чтобы отчетливо воспроизвести необходимые звуки, которые можно услышать, даже когда вы не двигаете губами.

 

Модификация гласных звуков

 

Для этого упражнения используйте гласные звуки (выделено) в следующих словах – кит, китч, кеб, кекс, кант, кость, комик.

1 Расслабьте мышцы рта. Приготовьтесь произнести гласные звуки «и» (гласный переднего ряда), «э» (гласный переднего ряда), «а» (гласный среднего ряда) и «о» (гласный заднего ряда). Сначала произнесите гласный «и» в слове «кит». Обратите внимание на положение языка: его стороны приподняты и в центре он тоже поднят довольно высоко, почти прижимаясь к нёбу, но не касаясь его; задняя часть языка поднята высоко, в то время как кончик может двигаться как вверх, так и вниз.

2 Произнесите слово «кекс». Здесь гласный «э» также относится к гласным переднего ряда. Чтобы произвести этот новый гласный звук, язык движется таким образом: в центре он немного опускается, в то время его кончик остается довольно подвижным.

3 Далее произнесем слово «кант». Средняя часть языка прижата к нёбу, кончик языка поднят, но менее подвижен.

4 Чревовещателю нужно сделать все эти движения языка совершенно незаметными. Вернитесь к шагу 1. Стороны языка касаются верхних моляров – едва касайтесь их, не прижимайте сильно, скользите от «и» к «э», зафиксируйте внимание на центральной части языка. Повторите это движение, причем сделайте его максимально незаметным.

5 Отработайте движения языка от «и» к «э», стараясь сохранять его положение возле коренных зубов и делая движения максимально незаметными. Поэкспериментируйте с этой позицией, пока не почувствуете себя комфортно и не добьетесь ясного звучания гласных.

 

 

6 Начиная с «и», произносите последовательно все эти гласные, в заключение снова возвращаясь к «и». Каждый раз следите за тем, чтобы движения языка были незаметными: «и‑э», «э‑а», «а‑о», «о‑у» – и обратно. Гласные «а» и «о» обычно требует округления губ, чтобы их можно было отличить от других гласных звуков, но вы можете создать подобный звук с помощью нёбного язычка, если научитесь им управлять, не приводя в движение губы.

7 Повторите шаг 6 сначала в положении улыбки, а затем в положении изумления.

 

Отработайте эти движения, контролируя действия языка, челюстей и губ, четко проговаривая звуки, которые требуются по роли, но так, чтобы зрители не видели предательского изменения мимики.

 

Подберите хорошую замену

Даже если вы преуспеете, отрабатывая отдельные звуки, в любом языке все же встречается довольно много звуков, которые нельзя произнести без движения губ, в том числе такие звуки как «б» («бок»), «ф» («фара»), «м» («мим»), «п» («пепел»), «в» («воск»), «у» («уха»), «ю» («юла»). Эти звуки по возможности должны быть заменены другими. Следующие упражнения показывают, как это сделать.

 

Замена «у»

 

1 Легче всего заменить звук «у». В обычной речи вы округляете губы, когда поизносите этот звук – например «уха», «ухо», «угол» или «утка». Подмените звук «у» на долгое «о».

2 Вернитесь к упражнению «Модификация гласных звуков» и отработайте его снова, продвигаясь от одного звука к другому. На переходе от звука «и» к звуку «о» вы сможете произнести гласный звук, близкий к долгому «о».

3 Возможно, потребуется несколько раз повторять слова в уме, прежде чем вы сможете произнести «уха» так, что его можно будет узнать в звукосочетании «оо‑ха», а слово «угол» – в «оо‑гол», «утка» в «оо‑тка». Почти произнося звук «оо», причем быстро, вы вполне сможете обмануть свою аудиторию, и она будут слышать звук «у».

 

Замена «ю»

 

1 Замена звука «ю» производится аналогичным образом. Большинство людей, когда произносят этот звук, двигают челюстями и губами (произнесите, например, фразу «Юлина юла юлит»). Используйте позицию «безмятежность» – расслабленное положение рта – и произнесите «и», не двигая губами. Теперь замените «ю» на быстрое «и» – «и‑и‑ла». Отработайте эту фразу в трех различных положениях рта.

 

 

 

Замена «ф» и «в»

 

1 Щелевые, их еще называют фрикативными, звуки «ф» и «в» образуются благодаря воздуху, который проходит между верхней губой и зубами, в результате чего в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха, создающие заметный шум.

2 Произнесите звук «ф» («ффффф») и, приняв расслабленное положение губ (безмятежное), продвигайте звук, как если бы вы захотели произнести английский звук, как в артикле thе, – кончик языка близко к зубам, но не касается их. Скажите в этом положении: «Фантик». А потом скажите: «ðантик» .

3 Повторите расслабленное звукосочетание «ðе», но немного отодвиньте кончик языка назад. Вы будете чувствовать, как воздушный поток ударяет в губы изнутри. Это не совсем то же самое положение, что в обычном «ðе» – потому что язык отходит чуть дальше назад и чувствует себя немного свободнее.

4 Зафиксируйте язык в этом новом положении и увеличьте скорость воздушного потока, чтобы заменить «ф». Попробуйте еще раз произнести – «ðантик». Вы можете использовать длинный или короткий выброс воздуха, чтобы создать замену звука «ф».

5 Замена звука «в» производится аналогично – при помощи того же звука.

 

Замена согласных

Довольно интересно происходит замена губно‑губных согласных, таких как «м», «п», «б». В стандартной беглой речи все эти три согласных звука произносятся при помощи смыкания губ. Вам нужно заменить эти звуки на те, при которых губы остаются открытыми. Все зависит от размера вашего языка, зубов и твердого нёба, поэтому вам нужно поэкспериментировать, перемещая язык вперед‑назад между зубами, пока вы не найдете наиболее удобное положение для каждого звука.

 

Замена «м»

 

«М» – сонорный носовой звук, потому что, когда вы его произносите, губы закрыты, и воздух выходит через ноздри. Самое простое решение при замене «м» заключается в том, чтобы заменить этот звук на сонорные согласные «н» или «н΄». К сожалению для чревовещателей, у аудитории, перед которой они выступают, как правило, достаточно острый слух, и ее трудно ввести в заблуждение, но вы должны это сделать, потому что нюансы зрители могут и не расслышать. Создать замену звука «м» вам помогут две разные позиции языка.

1 Произнесите слово «мим». Обратите внимание на то, что губы закрываются на обоих звуках «м». Теперь скажите «ноль». Когда вы произносите звук «н», часть кончика языка обычно касается альвеолярного отростка, чуть выше от зубов, где они соединяются с твердым нёбом, а остальная часть языка зависает прямо под ним, но не касается его.

2 Для первой замены звука скажите «н», а затем слегка передвиньте язык за зубами так, чтобы его центр переместился и коснулся твердого нёба. Попробуйте эту позицию, чтобы заменить звук «м» в предложении:

«Маленькие музыканты мне мешали».

3 Для второй замены звука начните со стандартного «н», а затем переместите язык так, будто вы лижете заднюю поверхность верхних зубов. Используйте кончик языка и частично переднюю его часть. Из этой позиции скажите «мешали». Обратите внимание на то, что, когда вы произносите этот звук, задействованы различные части языка (кончик и / или передняя его часть), помогающие отделить звук «м» от звука «н». Повторите снова: «Маленькие музыканты мне мешали».

4 Для обеих этих альтернативных позиций языка контактное давление должно быть очень нежным. Если вы нажмете на зубы слишком сильно, звук будет звучать как «н». Чем мягче давление языка, тем больше приглушен звук, имитирующий губной звук «м».

5 Чтобы улучшить на практике шаги 1 и 2, потренируйтесь быстро отводить язык назад от точки контакта. Делая замену согласного звука и при этом коротко и быстро отодвигая язык назад, вы научитесь обманывать аудиторию, которой будет казаться, будто вы произносите звук «м».

 

Замена звуков «п» и «б»

 

Замена звуков «п» и «б» похожа на замену звука «м». Основное отличие заключается в том, насколько вы задерживаете воздух. При создании звука «м» воздушный поток проходит через нос и не останавливается, что и указывает на то, что «м» относится к назальным согласным. Когда же мы произносим звуки «п» и «б», воздух на короткое время застревает в ловушке, прежде чем выйти через рот.

1 Поставьте язык в позицию, как для замены звука «м».

2 Вместо того чтобы сказать «м», скажите «б». Язык при этом чуть оттянется от зубов, и воздух вместе со звуком выйдет через рот. Потренируйтесь говорить слово «баба».

3 Теперь быстро оттяните язык назад, чтобы получился новый звук «б».

4 Звук «п» производится точно так же, как и «б», но это глухой звук. Попрактикуйтесь, произнося слово «пепел». Возможно, вам придется поэкспериментировать и поискать новые точки контакта для языка, чтобы получить звуки более четкие и ясные.

 

Следует помнить, что при этом вы должны действовать мягко, осторожно подыскивая подходящую зону контакта для языка при замене этих согласных звуков. Еще одна подсказка от чревовещателей: практиковать замену, но думать о настоящем звуке.

 

Положение языка – стандартное (красный) и для замены (синий) звуком «м» звуков «п» и «б».

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.