Ирина Александровна Морозова, Марина Анатольевна Пушкарева — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ирина Александровна Морозова, Марина Анатольевна Пушкарева

2023-01-02 39
Ирина Александровна Морозова, Марина Анатольевна Пушкарева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ирина Александровна Морозова, Марина Анатольевна Пушкарева

Фонематика

 

ABBYY FineReader 11

«Фонематика»: МОЗАИКА‑СИНТЕЗ; М; 2010

ISBN 978‑5‑86775‑803‑5

 

Аннотация

 

Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по формированию звуковой культуры речи у детей 4‑5 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.

 

Фонематика

 

 

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева

Конспекты занятий  

 

Для работы с детьми 4‑5 лет с ЗПР

Издательство МОЗАИКА‑СИНТЕЗ

Москва

2010

 

ББК 74.3

 

Морозова И. А., Пушкарева М. А.

Фонематика. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4–5 лет с ЗПР. ‑ М.: МОЗАИКА‑СИНТЕЗ, 2010. ‑ 76 с.

 

Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по формированию звуковой культуры речи у детей 4‑5 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.

Пособие адресовано дефектологам и воспитателям коррекционных групп детского сада. Оно также может быть использовано в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

ISBN 978‑5‑86775‑803‑5

© Морозова И. А., Пушкарева М. А., 2010

© «МОЗАИКА‑СИНТЕЗ», 2010

 

 

Введение

 

В данном учебно‑методическом пособии представлена система коррекционной работы по формированию звуковой культуры речи у детей 4–5 лет с задержкой психического развития.

Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)». Количество таких детей среди дошкольников составляет 25%, среди неуспевающих младших школьников – 50%. Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

• знания и представления об окружающем мире;

• умственные операции, действия и навыки;

• речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

• познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;

• регуляция поведения.

Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. – Книга 1,2. – М.: Школьная Пресса, 2004).

В основе предложенных конспектов занятий лежат главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей данного возраста.

Предложенные конспекты занятий достаточно просты для проведения и предполагают активную практическую деятельность детей. Они апробированы при проведении коррекционной работы с детьми с ЗПР и ОНР.

Пособие адресовано дефектологам и воспитателям коррекционных групп детского сада. Оно также может быть использовано в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

 

Планирование

 

 

Первый период

 

 

(с 15 сентября по 30 ноября)

Занятие 1. Неречевые звуки

 

Цели. Развивать слуховое восприятие, учить различать звуки по силе и высоте.

Демонстрационный материал. Барабан, свисток, колокольчик, погремушка, мяч, картинки с изображением кошки, собаки, лягушки, мышки и других животных.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Дефектолог воспроизводит звучание одного из предметов (барабана, свистка, колокольчика, погремушки) и предлагает ребенку назвать игрушку.

Основная часть

Беседа

– Барабан, колокольчик, свисток издают различные звуки. Звуки мы слышим.

Дефектолог просит детей закрыть глаза и вновь воспроизводит звучание указанных предметов. Затем просит ребят закрыть уши руками и воспроизводит какой‑нибудь звук у них за спиной (дети не должны видеть звучащий предмет).

– Вы что‑нибудь слышали? (Нет.)

– С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха.)

Дети заучивают слово звук, неоднократно повторяя его хором и индивидуально.

Ребята вновь закрывают глаза. Дефектолог воспроизводит звучание какого‑либо предмета (погремушки, барабана и др.) и предлагает определить, что звучит.

– Что вы слышали? (Звуки.)

– Какой предмет издает эти звуки?

– Какие еще предметы издают звуки? (Самолет, мотор машины...)

Какие звуки издают животные? (Мяу‑мяу, му‑у‑у, ку‑ка‑ре‑ку, хрю‑хрю...)

Игра «Тихо – громко»

Дефектолог хлопает в ладоши то громко, то тихо. Дети повторяют движения.

Физкультминутка

Игра «Узнай по голосу». Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (дефектолог) дотрагивается до плеча ребенка. Тот открывает глаза. Ведущий показывает ему картинку с изображением какого‑нибудь животного и предлагает произнести соответствующее звукоподражание. Остальные должны узнать это животное и назвать его.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 2. Речевые звуки

 

Цели. Формировать слуховое восприятие, учить различать звуки по силе и высоте, развивать умение располагать предметы в ряд.

Демонстрационный материал. Настольный театр «Репка», звучащие предметы.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Беседа

– Давайте вспомним сказку «Теремок». Какие животные поселились в теремке?

– Что говорили животные, когда подходили к теремку? (Кто‑кто в тереме живет? Кто‑кто в невысоком живет?)

Дети по очереди проговаривают эти слова с соответствующей интонацией (за мышку, лягушку и т. д.).

– Что произносили животные? (Звуки, слова.)

– С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха.)

Разговаривают ли животные на самом деле? (Нет.)

– А сказочные герои разговаривают, как люди.

– В сказках животные используют речь людей. Они произносят речевые звуки.

– С помощью какого органа мы произносим звуки? (С помощью рта.)

Звуки мы слышим и произносим. (Дети хором и индивидуально повторяют вывод .)

Физкультминутка

Под звук барабана дети шагают на месте; под звук свистка поднимают руки вверх; под звук погремушки приседают и т. д.

Беседа

– А теперь давайте вспомним сказку «Репка».

Напомнив содержание сказки, дефектолог с помощью фигурок настольного театра показывает, в каком порядке выстраивались герои, когда тянули репку.

– Сначала пришел тянуть репку дед, мы его поставим в начале ряда. Потом пришла бабка и встала за дедом... И последней пришла мышка и встала в конце ряда.

– Ряд мы строим слева направо (показывает).

– Что мы построили? (Ряд.)

Дети несколько раз повторяют слово ряд.

– Что стоит в начале ряда? (Репка.)

Дети несколько раз повторяют словосочетание начало ряда.

Где стоит мышка? (В конце ряда.)

Дети повторяют словосочетание конец ряда.

А где стоят бабка, внучка, Жучка и кошка? (В середине ряда.) Дети повторяют словосочетание середина ряда.

Как мы располагаем предметы в ряду? (Слева направо.)

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент

– Давайте вспомним сказку «Репка». В каком порядке выстроились герои, когда тянули репку?

Дети по очереди называют героев сказки.

Основная часть

Беседа

– Как вы думаете, как дед позвал бабку?

– Что бабка могла ответить деду?

– Как бабка позвала внучку?

– Что внучка ответила бабке?

– Как внучка позвала Жучку?

– Что ответила Жучка? (Дети подражают лаю собаки.) Дефектолог задает аналогичные вопросы об остальных героях сказки.

– Кто из героев этой сказки может произносить речевые звуки, а кто – неречевые? (Люди произносят речевые звуки, которые складываются в слова, а животные произносят неречевые звуки, которые невозможно сложить в слова.)

Физкультминутка

Инсценировка сказки «Репка»

Игра «Кто где стоит?»

Дети встают в шеренгу. Ребенок, стоящий первый слева, говорит: «Я стою в начале ряда». Ребенок крайний справа сообщает: «Я стою в конце ряда». Все остальные дети должны сказать: «Я стою в середине».

Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются местами.

Итог занятия

– Какие неречевые звуки можно услышать во время прогулки?

– Какие речевые звуки можно услышать во время прогулки?

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 4. Звук и буква А  

 

Предварительная работа воспитателя. Во время обучения детей сюжетно‑ролевой игре «Уложи куклу спать» научить их убаюкивать куклу колыбельной песенкой «А‑а‑а», используя разную интонацию.

Цели. Учить четко произносить звук а, познакомить с понятиями гласный звук, буква, учить дифференцировать понятия звук и буква; развивать фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Набор разноцветных фишек, кассы букв, книга «Азбука», счетные палочки, карандаши.

Раздаточный материал. Кассы букв, куклы, зеркала, наборы разноцветных фишек, счетные палочки, карандаши.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Игра «Уложи куклу спать»

Дефектолог просит ребенка продемонстрировать, как он будет укладывать куклу спать. Ребенок, укачивая куклу, поет ей колыбельную: «А‑а‑а».

Беседа

Дефектолог указывает на ребенка и спрашивает:

– Кто это? (Это Аня.)

Что делает Аня? (Аня качает куклу.)

– Что произносит Аня, качая куклу? (Звуки.)

– Какой звук произносит Аня, качая куклу? (А‑а‑а.)

Послушайте, как Аня поет песенку: «А‑а‑а». Давайте все вместе споем эту песенку.

Характеристика звука а  

Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук называется гласным.

Дефектолог предлагает детям произнести звук а перед зеркалом. Затем они заучивают словосочетание гласный звук, произнося его несколько раз.

– Гласные звуки мы будем обозначать фишками красного цвета (показывает).

Физкультминутка

Игра «Покачаем куклу». Дети ходят по комнате и укачивают плачущую куклу, напевая ей песенку: «А‑а‑а».

Игровое упражнение «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки: а, и, а, у, а, а, о, ы и т. д. Дети, услышав звук а, должны хлопнуть в ладоши.

Беседа

– Что делают люди, когда находятся далеко друг от друга и хотят что‑то сообщить? (Они пишут письма.)

Дефектолог показывает детям кассу букв:

– Это буквы, которые можно сложить в слова. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам понадобится... Угадайте, что.

 

Сказочный, волшебный дом,

Азбука – хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

 

Так что же нам нужно, чтобы научиться читать? (Нам нужна «Азбука».)

Дефектолог показывает детям «Азбуку» и алфавит.

– Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.)

Дефектолог показывает букву А.

Давайте, посчитаем из скольких элементов состоит буква А? (Из трех.)

Дети вместе с дефектологом выкладывают букву А из счетных палочек и карандашей, рисуют ее в воздухе.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 5. Звук и буква А  

 

Цели. Учить четко произносить звук а, выделять звук а в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква; развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Мешочек с буквами, полоска с тремя делениями для обозначения слов, фишки красного цвета.

Раздаточный материал. Полоски для обозначения слов, фишки красного цвета.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек»

Дефектолог предлагает детям найти в мешочке на ощупь букву А.

Основная часть

Характеристика звука а  

Что вы доставали из «чудесного мешочка»? (Букву А.)

Почему это буква? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

Какой звук обозначает эта буква? (Звук а.)

Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой это звук? (Гласный.)

Почему этот звук мы называем гласным? (Когда мы произносим звук а, то рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды.)

Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)

– Нарисуйте букву А в воздухе.

– Когда люди общаются друг с другом, они складывают отдельные звуки в слова. Каждое слово имеет определенное значение.

– Слова мы будем обозначать полосками с тремя делениями (показывает).

Физкультминутка

Игра «Аист». Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

 

– Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

 

Игра «Четвертый лишний»

Дефектолог называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.

– Аня, Ася, Аля, Оля. (Лишнее слово Оля, так как в нем нет звука а.)

Ася, Аля, Алла, Алик. (Лишнее слово Алик, так как это имя мальчика.)

Андрей, Антон, Артем, Аня. (Лишнее слово Аня, так как это имя девочки.)

– Апельсин, ананас, арбуз, абрикос. (Лишнее слово арбуз, так как это ягода.)

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 6. Звук и буква А  

 

Цели. Учить четко произносить звук а, выделять звук а в словах, закреплять понятия гласный звук, буква, дифференцировать понятия звук и буква; развивать мелкую моторику, мышление, внимание, память.

Демонстрационный материал. Касса букв; картинки с изображением луны, шара, лисы, банта; полоска с тремя делениями, фишки красного цвета.

Раздаточный материал. Кассы букв, полоски с тремя делениями, фишки красного цвета.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

У детей на столах карточки с буквами А, И, У, О. Дефектолог просит дошкольников найти и показать букву А.

Основная часть

Характеристика звука а  

Произнесите звук а (беззвучная артикуляция).

– Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Какой это звук? (Гласный.)

Почему это гласный звук? (Воздух не встречает преграды.)

Определение места звука а в словах

На панно выставлены картинки с изображением луны, шара, лисы, банта. Дефектолог предлагает детям выполнить следующие задания:

– Назовите картинки.

– Есть ли звук а в названиях этих картинок?

– Фишкой какого цвета мы обозначаем этот звук? (Фишкой красного цвета.)

Произнесите название первой картинки так, чтобы был хорошо слышен звук а.

В какую клеточку полоски, обозначающей слово, вы положите фишку?

Аналогичная работа проводится и с остальными картинками.

Физкультминутка

Игра «Раздели слово на части». На полу мелом нарисован прямоугольник, разделенный на три части. Дети вместе с дефектологом определяют начало, конец и середину слова. По команде «Начало (середина, конец) слова» дети должны встать в нужную клеточку.

Игра «Исправь ошибку»

Дефектолог говорит детям, что Незнайка допускает ошибки в словах: в каждом слове он пропускает звук а. Взрослый предлагает детям помочь Незнайке: произнести слова правильно.

Слова: спин.., лун.., полк.., мух.., рук..;...ня,...ист,...лик,...рмия,...пельсин.

Составление предложений

Дефектолог просит детей закончить предложения, подобрав слова со звуком а.

– На полке стоит (кукла, цветок).

– Девочку зовут (Маша, Юля).

– Брата назвали (Иваном, Костей).

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 7. Звук и буква У  

 

Цели. Учить четко произносить звук у, выделять звук у в словах, закреплять понятия гласный звук, буква, дифференцировать понятия звук и буква; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением паровоза, касса букв.

Раздаточный материал. Кассы букв, зеркала, счетные палочки, горошины, полоски с тремя делениями, красные фишки.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Игра «Назови ласково»

Дети по очереди ласково произносят свои имена и садятся на стульчики.

Основная часть

Характеристика звука у  

Дефектолог показывает детям картинку с изображением паровоза, предлагает рассмотреть ее и выполнить следующие задания:

– Что изображено на картинке?

– Как гудит паровоз, когда прибывает к станции? (У‑у‑у.)

Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

– Как называется такой звук? (Гласный.)

Дети произносят звук у перед зеркалом.

– Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)

Чем на письме обозначаются звуки? (Буквами.)

Звук у тоже обозначается буквой. (Демонстрация буквы У.)

Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите ее внимательно.

– Из каких элементов состоит буква У! (Из палочек.)

– Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной, одна длинная, другая короткая.)

Нарисуйте в воздухе букву У.

– Выложите букву У из палочек (горошин).

Физкультминутка

Игра «Паровоз». Дети имитируют движение поезда и произносят звукоподражания: «Чух‑чух‑чух», «у‑у‑у».

Определение места звука у в словах

Дефектолог произносит слова, выделяя звуку. Дети определяют, в какой части слова находится звук у, и отмечают его на полосках (кладут фишки в соответствующие клеточки).

Слова: уши, умница, укроп, какаду.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 8. Звук и буква У  

 

Цели. Учить четко произносить звук у, выделять звук у в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением куклы, кубика, посуды; касса букв, полоска с тремя делениями.

Раздаточный материал. Кассы букв, зеркала, полоски с тремя делениями, квадраты, разделенные на девять частей, красные фишки (по 4 штуки для каждого ребенка).

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Дефектолог беззвучно произносит звуки (а, у), предлагает детям узнать их и показать соответствующие буквы. Основная часть

Физкультминутка

Дети вместе с дефектологом произносят следующие слова и выполняют соответствующие движения.

Ух, ух, ух, (Дети складывают ладони вместе и выполняют «рубящие» движения.)

Рубим, рубим во весь дух. (Дети делают 2 взмаха руками и разводят их в стороны.)

Игра «Звуковая мозаика»

Перед детьми квадраты, разделенные на 9 частей.

Дефектолог объясняет детям задание: «Я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук у, положите в клеточку красную фишку. Если в слове нет звука у, пропустите клеточку. Начинайте раскладывать фишки с левого верхнего угла квадрата. Покажите, откуда вы начнете раскладывать фишки. Сначала нужно заполнить верхний ряд (дети показывают), потом средний ряд (показывают), затем нижний ряд (показывают)».

Слова: суп, сад, курица, чашка, кубик, стол, кукла, миска, машина.

Если дети правильно выполнили задание, у них должна получиться буква У

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 9. Звук и буква У  

 

Цели. Учить четко произносить звук у, выделять звук у в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением утки, посуды, какаду, касса букв, полоски с тремя делениями (на первой буква У находится в первой клеточке, на второй – в средней, на третьей – в последней клеточке); мешочек с буквами.

Раздаточный материал. Кассы букв, зеркала, полоски с тремя делениями, красные фишки, картинки, в названиях которых есть звук у.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат разные буквы. Дефектолог предлагает ребенку найти на ощупь букву У и показать ее остальным детям.

Основная часть

Характеристика звука у

– Какой звук обозначает буква У!

Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Какой это звук? (Гласный.)

– Почему это гласный звук? (Воздух не встречает преграды.)

Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук?

– Какой буквой обозначается звук у? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, остальные – в индивидуальных кассах.)

– Где может находиться звук у в словах? (В начале, в конце и в середине слова; дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Дефектолог произносит слова со звуком у и предлагает детям изобразить их.

Например: уши – дети показывают на себе эту часть тела; суп – имитируют прием пищи; курица – издают соответствующие звукоподражания и т. д.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 10. Звуки и буквы А, У  

 

Цели. Учить четко произносить звуки а, у, выделять ударные и безударные звуки а, у, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква, звуки а и у, анализировать звукосочетания ау, уа; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Касса букв, сюжетные картинки с изображением плачущего малыша и детей, заблудившихся в лесу.

Раздаточный материал. Кассы букв, карточки со звукосочетаниями ау, уа, картинки с изображением стула, дивана, полки, шкафа, тумбы.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Чтение стихотворения

 

Летом Вова и Марина

Заблудились вдруг в лесу.

В лес ходили за малиной.

И кричат: «Ау! Ау!»

 

После чтения стихотворения дефектолог предлагает детям ответить на следующие вопросы:

– Что кричат люди, когда заблудятся в лесу? (Ау.)

– Сколько звуков они произносят? (Два.)

Какой первый звук? (Звук а.)

Положите букву А перед собой.

– Какой второй звук? (Звуку.)

– Положите букву У справа от буквы А. Что у нас получилось? (Ау.)

Физкультминутка

Дефектолог показывает детям картинки с изображением плачущего малыша и ребят, заблудившихся в лесу. Дошкольники по просьбе взрослого имитируют действия детей, нарисованных на картинках.

Работа с кассой букв

– Поменяйте местами буквы А и У.

Какая теперь буква на первом месте? (У.)

Какая – на втором? (А.)

Прочитайте, что получилось. (Уа.)

– Кто так кричит? (Малыш.)

Дифференциация звукоподражаний ау и уа  

У детей карточки, на которых написаны звукоподражания уа и ау. Дефектолог демонстрирует картинки с изображением плачущего малыша и ребят, заблудившихся в лесу, и просит дошкольников показать соответствующие карточки.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 11. Звуки и буквы А, У  

 

Цели. Учить четко произносить звуки а, у, выделять ударные и безударные звуки а, у, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква, звуки а и у; анализировать звукосочетания ау, уа; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, пространственную ориентацию.

Демонстрационный материал. Касса букв, мешочек с буквами, картинки с изображением петуха, утки, гуся, курицы.

Раздаточный материал. Кассы букв.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек»

Дефектолог предлагает детям найти в мешочке на ощупь буквы У и А.

Основная часть

Игра «Живые звуки»

Два ребенка выходят к доске. Дефектолог шепотом говорит им звуки, которые они должны запомнить и произнести. Дети по очереди произносят звуки, а остальные «читают», что получилось (ау, уа).

Физкультминутка

Дефектолог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Мы в лес пойдем, (Руки в стороны, вверх.)

Детей позовем: (Руки в стороны, вниз.)

Ау, ау, ау! (Руки рупором.)

Никто не отзывается, (Руки в стороны, вверх.)

Лишь эхо откликается: (Руки в стороны, вперед.)

Ау, ау, ау. (Руки рупором; звукосочетание произносится тихо.)

Работа с кассой букв

Дефектолог дает детям инструкции:

– покажите букву У и положите ее на стол перед собой;

– покажите букву А и положите ее справа от буквы У;

– покажите букву У и положите ее справа от буквы А;

– прочитайте, что получилось. (Уау.)

Варианты: ууа, аау.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Второй период

 

 

(с 1 декабря по 28 февраля)

Занятие 12. Звук и буква И  

 

Цели. Учить четко произносить звук и, выделять ударный и безударный звук и в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением ивы, санок, поросенка, снегирей, сливы, касса букв.

Раздаточный материал. Кассы букв, полоски с тремя делениями, красные фишки, зеркала, счетные палочки.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Дефектолог просит детей улыбнуться друг другу и сесть на свои места.

Основная часть

Игра «Доскажи словечко»

Дефектолог предлагает детям отгадать загадки.

 

Как это скучно

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная... (ива).

 

Дефектолог показывает картинку с изображением ивы, предлагает детям найти звук и в ее названии и отметить его фишкой на полоске с тремя делениями. Аналогичная работа проводится после отгадывания каждой загадки.

 

Все лето стояли,

Зимы ожидали

Дождались поры –

Помчались с горы.

(Санки)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

А все же называются

Они – морские... (свинки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это... (снегири).

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

 

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 13. Звуки и буквы А, У, И  

 

Цели. Учить четко произносить звуки а, у, и, выделять ударные и безударные звуки а, у, и, закреплять понятия гласный звук, буква, дифференцировать понятия звук и буква; анализировать звукосочетания иуа; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Касса букв, картинки с изображением лисы, зайца, медведя, куницы.

Раздаточный материал. Кассы букв, зеркала, полоски с тремя делениями, красные фишки.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Работа с кассой букв

– Положите букву И перед собой. Справа от буквы И положите букву У. Справа от нее – букву А. Прочитайте, что получилось. (Иуа.)  Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

– Перемешайте буквы. А теперь положите их в том порядке, в каком я покажу (беззвучная артикуляция): уаи, аиу. Прочитайте, что получилось. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

– Перемешайте буквы. Расположите буквы так, как хотите. Прочитайте, что получилось. Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

– С чем мы работали? (Со звуками или буквами?) Почему вы так считаете? Что мы произносили?

– Какие это звуки? (Гласные.) Почему это гласные звуки?

Физкультминутка

Дефектолог предлагает детям изобразить ослика и лошадку (и‑го‑го – скачет лошадка; иа‑иа – ослик везет груз).

Определение места звуков а, у  , и в словах

На доске выставлены картинки с изображением лисы, зайца, куницы, медведя.

Дефектолог предлагает детям назвать картинки (лиса, зайчик, куница, мишка), определить, в какой части слова находится звук, и отметить его на полосках фишками.

Составление предложений

Предложения составляются по картинкам из предыдущего упражнения.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 14. Звуки и буквы А, У, И  

 

Цели. Учить четко произносить звуки а, у, и, выделять ударные и безударные звуки а, у, и, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква; анализировать звукосочетание уаи; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Касса букв, картинки с изображением собаки, свиньи, лисы, куницы.

Раздаточный материал. Кассы букв, полоски с тремя делениями, красные фишки.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Игра «Живые звуки»

Три ребенка выходят к доске. Дефектолог шепотом говорит им звуки, которые они должны запомнить и произнести. Дети по очереди произносят звуки, а остальные «читают», что получилось (сам, лук, пить).

Физкультминутка

Дефектолог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Мы в лес пойдем, (Руки в стороны, вверх.)

Детей позовем: (Руки в стороны, вниз.)

Ау, ау, ау! (Руки рупором.)

Никто не отзывается, (Руки в стороны, вверх.)

Лишь эхо откликается: (Руки в стороны, вперед.)

Ау, ау, ау. (Руки рупором; звукосочетание произносится тихо.)

Работа с кассой букв

– Положите букву У перед собой. Справа от буквы У положите букву А. Справа от нее – букву И. Прочитайте, что получилось. (Уаи.) Какой первый звук? Какой второй? Какой третий?

– Какие это звуки? (Гласные.) Почему это гласные звуки?

Игра «В зоопарке»

Дефектолог предлагает детям придумать имена, которые начинаются на соответствующие буквы: «Два мальчика и девочка идут в зоопарк. Придумайте им такие имена, чтобы звуки а, у, и стояли в начале слов. (Антон, Уля, Игорь.)

В зоопарке каждый ребенок должен сфотографировать то животное, в названии которого есть звук, соответствующий первому звуку его имени. Антон должен сфотографировать то животное, в названии которого есть звук а. А Уля? (Уля должна сфотографировать то животное, в названии которого есть звук у.) А Игорь?» (Игорь должен сфотографировать то животное, в названии которого есть звук и.)

В качестве подсказки можно использовать картинки с изображением собаки, свиньи, лисы, куницы.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

 

 

Занятие 15. Звук и буква О

 

Цели. Учить четко произносить звук о, выделять ударный и безударный звук о в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Касса букв.

Раздаточный материал. Кассы букв, зеркала, фасоль, квадраты, разделенные на девять частей, красные фишки (по 8 штук для каждого ребенка).

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Основная часть

Характеристика звука и буквы О  

Дефектолог беззвучно произносит звук о.

Какой звук я произнесла?

– Встречает ли воздух преграду при произнесении звука о? (Нет.) Значит, это гласный или согласный звук? (Гласный.)

Дефектолог показывает детям букву О.

Из каких элементов состоит буква О? (Из овала.)

– На что похожа буква О? (На колесо, часы, зеркало, обруч...)

Дефектолог предлагает детям послушать стихотворение:

 

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

 

Напишите букву О в воздухе.

– Выложите букву О из фасоли.

– Что вы составили из фасоли? (Букву О.) Почему это буква? Найдите в кассе букву О и покажите ее.

Физкультминутка

Дефектолог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

 

Не под окном, а около (Руки в стороны, вперед.)

Катилось О и охало. (Руки в<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.397 с.