Международные программы информатизации — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Международные программы информатизации

2022-12-20 32
Международные программы информатизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества.

К проблемам информационного общества как ступени в развитии современной цивилизации научная общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг; рост потребностей населения в информационных продуктах и услугах; формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к процветанию в XXI веке.

Учитывая глобальный характер проблем перехода к информационному обществу, необходимость выравнивания условий информатизации в различных регионах и странах, формируются международные программы, определяющие главные векторы глобальной информатизации.

В июле 2000 года на Окинаве состоялся саммит «Большой восьмерки». Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу. Окинавская хартия (Okinawa Charter on the Global Information Society) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества.

В Хартии выделяется четыре раздела:

1. использование возможностей цифровых технологий;

2. преодоление электронно-цифрового разрыва;

3. содействие всеобщему участию;

4. дальнейшее развитие.

В Окинавской хартии были установлены следующие основные принципы вхождения государств и стран в глобальное информационное общество.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) - один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.

3. Руководители стран "восьмерки" подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

4. Руководители стран "восьмерки" будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы.

5. Руководители стран "восьмерки" отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

Свою готовность перейти к информационному обществу зафиксировала Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества (о. Окинава, Япония), а также став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному обществу (Женева, 2003 г.).

Не менее важным событием явился Всемирный саммит на высшем уровне по информационному обществу, проводившийся в два этапа: Женева, 2003 год, и Тунис, 2005 год. По итогам первого этапа была принята «Декларация принципов. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», декларативный документ, определяющий основные задачи глобальной информатизации.

Второй этап проходил при активном участии ООН и был посвящен в значительной степени проблемам управления Интернетом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на саммите, сказал: «Нынешняя встреча на высшем уровне должна стать саммитом решений». Была сделана попытка выявить ключевые вопросы публичной политики и разработать согласованное представление о ролях и ответственностях правительств, межправительственных и международных организаций, частного сектора и организаций гражданского общества в вопросах управления Интернетом. Значительная группа стран под руководством Китая и членов так называемой Группы-20 (Бразилия, Южная Африка, Индия и другие) заняла позицию достаточно жесткого управления Интернетом, включая борьбу со спамом, незаконным контентом и т.д. Фактически эта позиция сводится к установлению цензуры в Интернете. США и страны Европейского союза при поддержке частного сектора утверждают, что регулирование Интернета должно сводиться к техническим вопросам, а его организационную основу менять не следует. Российская делегация заняла промежуточную позицию, но точка зрения Китая была ей более близка. Несмотря на жесткую дискуссию, найти согласованное решение не удалось, и Интернет до настоящего времени остается стихийной организацией, управляемой коммерческими структурами, базирующимися на территории США.

Свои программы имеют межгосударственные объединения (Евросоюз, СНГ) и международные организации (ООН, ЮНЕСКО). Первоначальный план действий Евросоюза «Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information society. An action plan) был принят в 1994 г. Его часто называют "инициативой Бангемана", по фамилии руководителя группы высокопоставленных экспертов, которая подготовила рекомендации по активизации работ, связанных с переходом к информационному обществу. Европа к тому моменту имела серьезное отставание в процессах информатизации от США и Японии.

Дальнейшая стратегия информатизации в ЕС была определена на сессии Совета Европы в Лиссабоне в 2000 г., которую затем оформили в виде программы действий «Электронная Европа 2002» (eEurope Action Plan 2002), подготовленной Европейской комиссией. В этой программе поставлена стратегическая цель - создать к 2010 г. в Евросоюзе самую конкурентоспособную и динамичную информационную экономику в мире. Приоритетными направлениями должны стать: дешевый, быстрый, безопасный Интернет; инвестиции капитала в людей и их квалификацию; содействие использованию Интернета; совершенствование юридической среды информационного общества; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующих услуг в пределах Евросоюза, ускорение развития электронной торговли; создание "онлайнового правительства": электронный доступ к общественным услугам; создание онлайнового здравоохранения; разработка европейского цифрового контента для глобальных сетей; создание интеллектуальных транспортных систем.

Практическая реализация стратегических целей развития Евросоюза объединяется в 5-летние рамочные программы. Так, в рамках 5-ой рамочной программы было направление «Технологии информационного общества». 6-ая программа (2002-2006 гг.) в значительной степени посвящена крупнейшему политическому проекту «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого выполнялось множество подпрограмм как внутри стран-членов ЕС, так и на уровне Европейской комиссии. В виде примеров таких подпрограмм можно указать e-Content - программа поддержки производства, распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычия Всемирной сети; e-Inclusion - вовлечение в жизнь общества, обеспечение компьютерного образования малоимущих, людей с различными физическими недостатками. Если какое-то государство Евросоюза хочет развивать направления, не лежащие в русле общей стратегии, оно должно обеспечивать их собственным финансированием.

Следует отметить, что система демократического распространения финансовых средств сопровождается очень жестким мониторингом достигнутых результатов. Сравниваются показатели различных государств, достигнутые при реализации общей стратегии. Все основные результаты, текущие задачи и возникающие проблемы концентрируются на сайте http://ec.europa.eu/information_society/index_en.htm.

Так как европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований, считая их не адекватными стратегической цели построения информационного общества, базирующегося на знаниях, при мониторинге особое внимание уделяется сравнениям с аналогичными процессами в США.

Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, также нацелены на интеграцию усилий при переходе к информационному обществу. Этому способствуют общие исторические корни, менталитет, географическое расположение. В 1996 г. была разработана и согласована "Концепция формирования информационного пространства СНГ". В ней отмечается, что "в области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства", поэтому одной из основных задач является развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере. Кроме этого, в Концепции определены общие интересы государств Содружества в информационной сфере:

· сохранение и развитие контактов граждан;

· беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;

· развитие образования, науки, техники и культуры;

· обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;

· создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.

Кроме этого было констатировано, что имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.

Однако реализация на практике декларированных положений пока вызывает значительные затруднения.

Итоги федеральной программы «Электронная Россия»

В России важным шагом на пути к повышению конкурентоспособности экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, увеличению эффективности государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации должна стать федеральная целевая программа «Электронная Россия»[11]. Эта программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Программа предполагала реформу нормативного регулирования рынка информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны были быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Мероприятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия» были распределены на три этапа, обеспечены государственным финансированием и рассчитаны на период 2002-2010 гг.:

· 1-й этап (2002 г.) - создание предпосылок для реализации Программы, анализ уровня информатизации России;

· 2-й этап (2003-2004 гг.) - реализация проектов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;

· 3-й этап (2005-2010 гг.) - создание предпосылок для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности.

В долгосрочном плане мероприятий было предусмотрено 69 конкретных работ, разбитых на следующие группы.

· Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

· Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти.

· Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

· Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ.

· Содействие развитию независимых средств массовой информации.

· Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

· Разработка и создание системы электронной торговли.

В 2006 году была принята новая редакция Программы с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года №502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», но появление новой редакции ФЦП в середине года вновь привело к сложностям с финансированием мероприятий.

В 2006 году все еще остро стояла проблема наличия необходимого оборудования и построения инфраструктуры, обеспечивающей автоматизации основных процессов в государственном управлении даже на уровне отдельно взятых ведомств. Ключевыми задачами в рамках государственных капитальных вложений являлось приобретение оборудования и создание целевых программно-технических комплексов для выполнения отдельных функций.

В 2010 году Минкомсвязью России совместно с заинтересованными ведомствами была разработана новая редакция Программы «Электронная Россия» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №403).

В 2010 году в рамках реализации Программы и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства (далее — инфраструктура электронного правительства).

В рамках Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» осуществлялись мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из таких направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных».

Для достижения данной задачи признавалось необходимым:

· развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;

· развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

· повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации.

Реализация работ по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления сопровождалась комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, а также эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения Программы «Электронная Россия» оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Взаимодействие граждан с органами власти через портал госуслуг осуществлялось не в полном объёме и не всегда эффективно. В целом эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за годы с 2002 по 2010 практически не изменилась. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб., что определяется неполнотой выполнения запланированных работ.

Если сравнивать проект «Электронная Россия» с программами информатизации западных стран, то можно отметить, что российская программа, в отличие от них, отражает главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, - интересы людей. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

К сожалению, начальный вариант программы «Электронная Россия» характеризовала определенная декларативность, общность и размытость достигаемых результатов. Скорее всего, именно по этим причинам реализация программы уже с самых начальных этапов испытывала значительные трудности. В реализации программы участвовало много конкурирующих ведомств и организаций, концентрирующих внимание только на распределении финансовых потоков. Выделение средств выполнялось только в конце отчетного периода, централизованное содержательное управление практически отсутствовало.

Государство, оценивая достигнутые результаты, несколько раз изменяло программу, пытаясь придать ей большую динамичность и конкретность планируемых результатов. Последняя корректировка произведена в конце 2009 г. Согласно этой версии, вся программа с 2002 по 2010 гг. должна была обойтись в 21,2 млрд руб. (изначально планировалось 77,2 млрд руб.), что в значительной степени характеризует востребованность результатов. Завершающий этап был целиком посвящен активизации работ по созданию «электронного правительства».

В определенной степени особое внимание к проблеме «электронное правительство» можно объяснить парадоксальной ситуацией, сложившейся в России к концу 2009 г. Государство и государственные структуры оказались наиболее слабым звеном при переходе к информационному обществу. Высокий образовательный уровень населения, достаточно благоприятная экономическая ситуация позволили значительной части населения приобрести персональные компьютеры, мобильные телефоны, сканеры, принтеры и другое современное оборудование, подключиться к Интернету, освоить наиболее простые информационные технологии. Современный россиянин считает Интернет наиболее доступным и исчерпывающим источником информации, отказываясь от других ресурсов, например, библиотек. Обыденными стали электронная почта, SMS-сообщения, чаты, форумы и т.д. Для городского населения привычной стала интернет-торговля.

Минкомсвязи представил проект долгосрочной целевой программы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. и предлагает выделить из федерального бюджета на информатизацию 88,03 млрд руб., из которых 9,3 млрд руб. предполагается потратить до 2013 г., а остальные 78,73 млрд освоить в 2014-2020 гг. Программа должна стартовать в 2011 г., она сменит ФЦП "Электронная Россия", действие которой закончилось в 2010 г. В программу входит шесть направлений: электронное правительство, повышение качества жизни граждан и улучшение условий ведения бизнеса, преодоление цифрового неравенства, безопасность в информационном обществе, развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и сохранение культурного наследия.

Бизнес проявляет активность в тех направлениях информатизации, где он может самостоятельно окупить затраты и получить значительную прибыль (развитие мобильной связи, Интернета, платежных систем и т.д.). Практически вся офисная работа и бухгалтерия в фирмах и учреждениях переведена на компьютеры. Созданы и подключены к Интернету значительные русскоязычные информационные банки данных. Крупные промышленные предприятия, которые полностью перестроились на работу в новых экономических условиях, были вынуждены использовать современные информационные технологии, иначе им было бы невозможно выжить в условиях открытой экономики и жесткой конкуренции с зарубежными фирмами.

Отдельным направлением государственной политики России в 2001-2010 гг. стала информатизация в сфере образования. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». Целью программы было создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:

· единство образовательного пространства на всей территории страны;

· повышение качества образования во всех регионах России;

· сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

· создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

· создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Эта программа была более успешной. Основные затраты шли на закупку компьютерных классов для общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ. В ее рамках была создана система образовательных порталов:

· Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ (корневой портал)

· образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" http://www.ecsocman.edu.ru/

· Российский образовательный правовой портал http://www.law.edu.ru/.

· портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/

· естественнонаучный образовательный портал (физика, химия, биология, математика) http://www.en.edu.ru/

· Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

· портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)

· образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru/

· специализированный федеральный портал "Инженерное образование" http://www.techno.edu.ru/

· специализированный портал "Международное образование" http://www.international.edu.ru/.

Необычная ситуация сложилась с выполнением работ по организации электронных библиотек учебных материалов и обеспечения доступа к ним. В рамках проекта была создана Центральная библиотека образовательных ресурсов (ФГУ ЦБОР) (свыше 12 тыс. книг), в которую помещалась практически вся выходящая в России учебная литература. Учебные заведения имели доступ к ресурсам по индивидуальному паролю. Однако в работах не были учтены вопросы соблюдения авторского права, библиотеку пришлось закрыть.

Особый интерес для прогнозирования работ, предстоящих в области информатизации, представляет Приложение к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором определены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года. В документе указывается, что «к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

· место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

· место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

· наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

· доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

· доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%;

· доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%».

Достижение этих показателей потребует очень больших затрат и усилий.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.