Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство»

2022-12-20 30
Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Электронное правительство – выражение, которое стало сегодня особенно популярным. Оно рассматривается как ключевое средство модернизации правительства в XXI веке. Перевод работы чиновников в мир Интернета порождает ожидания кардинального изменения порядка взаимодействия государственного сектора с гражданами и бизнесом.

Ожидается, что создание электронного правительства повысит результативность и эффективность исполнительных функций государства (особенно в том, что касается предоставления государственных услуг), сделает правительство более прозрачным и подотчетным гражданам и бизнесу; изменит отношения между государством и гражданами за счет существенных изменений в уровне демократии.

На сайте Правительства РФ «Административная реформа» утверждается, что электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Рассмотрение электронного правительства как деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и бизнеса является достаточно узким. Осуществляемое при помощи Интернета голосование на выборах, продление водительских прав, направление налоговой отчетности, вызов врача на дом - лишь мизерный перечень широкого диапазона возможностей электронного правительства.

Электронное правительство не ограничивается взаимоотношениями государства с гражданами (или бизнесом). Оно также имеет и внутреннее проявление: внутри системы власти разные уровни (центральный, региональный и местный) и разные ветви (исполнительная, законодательная, судебная) также должны взаимодействовать с использованием Интернет-технологий в рамках процесса предоставления государственных услуг.

Понятия электронное правительство, электронное государственное управление и электронное государство зачастую применяются как синонимы. В то же время, существует разница между этими понятиями.

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой перевод допустим, но это только одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. Аналогично, в выражении «three branches of government» речь идет о трёх ветвях государства в целом, о трёх ветвях власти – законодательной, судебной и исполнительной.

«Электронное государство» можно понимать как основанный на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) способ осуществления информационной деятельности в различных сферах и аспектах государственного управления, а также новый тип государства, основанный на использовании этих технологий. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»).

Понятие «электронного правительства» было представлено выше. В современном понимании «электронный парламент» (E-Parliament) – это орган законодательной и представительной власти в государстве, который с использованием современных информационных технологий (ИКТ) является прозрачным и доступным для граждан, поддерживает их участие в законодательной деятельности, обеспечивает максимально свободный доступ к документам и сведениям о процессах парламентской деятельности. Тем самым «электронный парламент» позволяет гражданам достаточно эффективно контролировать деятельность парламента, что в свою очередь повышает ответственность парламента перед гражданами. Под «электронным правосудием» понимается использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами с целью повышения эффективности и качества деятельности судебной власти с помощью электронных коммуникаций и обмена данными компьютерным сетям, а также обеспечения открытого доступа через сеть Интернет к любой несекретной информации судебного характера.

Следовательно, «электронное государство» можно рассматривать как способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий в сферах электронного правительства, электронного парламента и электронного правосудия. В «электронном государстве» предполагается, что деятельность государственных органов должна осуществляться в эффективной и безопасной среде современных информационных технологий, с помощью этих технологий должны осуществляться все основные функции государственного управления, включая взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и частным бизнесом. «Электронное государство» должно способствовать существенному повышению эффективности государственного управления, стимулировать экономику, развивать общественные отношения и поддерживать гражданское участие.

«Электронное государство» не должно рассматриваться только как процесс государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти не является самоцелью. Цель электронного государственного управления – повышение эффективности государственного управления, упрощение взаимодействия между государственными органами, а также упрощение взаимодействия государства с гражданами и организациями. Такое повышение эффективности государственного управления возможно только, если система государственного управления будет реформирована и перестроена в соответствии с возможностями и ресурсами использования современных информационных технологий, основанных на применении компьютеров и компьютерных сетей.

Следовательно, внедрение «электронного государства» должно осуществляться в системе со структурными реформами государственного управления, в частности с изменениями количества и характера функций государственных органов, внедрением административных электронных регламентов деятельности и т.п. В «электронном государстве» компьютерные базы данных различных органов власти должны быть совместимы и могли обмениваться информацией между собой, государственные закупки должны осуществляться через открытые электронные торги, отчётность органов власти должна формироваться в электронном виде и размещаться в общем доступе в сети Интернет (за исключением секретных сведений), многие государственные услуги гражданам и частному бизнесу должны предоставляться в электронной форме через Интернет и т.п.

«Электронное государство» представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования государства с целью сделать его более доступным для граждан, более подотчётным им, а также более эффективным в решениях государственных и общественных проблем, в регулировании и управлении различными сферами деятельности. «Электронное государство» должно способствовать становлению новых форм общественного развития, широко использующих нематериальные ресурсы, прежде всего, личностные качества граждан, знания и информацию. За счёт повышения эффективности государственного управления, контроля и регулирования потребительского поведения и роста гражданского участия «электронное государство» должно способствовать также предотвращению экономических кризисов и выхода из них с минимизацией негативных последствий, если такие кризисы всё же произойдут.

Электронное правительство является частью более широкого понятия электронного правления и может быть определено как применение информационных технологий в работе правительства на благо «потребителей» (граждан и бизнеса), так же, как и для собственных нужд. Для достижения эффективности электронное правительство должно концентрировать свое внимание на удовлетворении потребностей граждан. Его целью должно быть предоставление более широкого доступа к информации и более справедливое распределение услуг, предоставляемых обществу.

Следует различать электронное правительство и электронное правление по степени участия общественности: что электронное государство предполагает участие множества заинтересованных сторон с использованием Интернета в процессе государственного управления и реализации политики. Однако программы деятельности правительств большинства стран в области электронного правительства связаны, в основном, с предоставлением государственных услуг в онлайн режиме. Такое узкое применение современных информационно-коммуникационных служит в основном операциям между правительственными органами и гражданами и не стимулирует последних участвовать в обсуждении государственной политики.

Таким образом, создание электронного правительства предполагает создание электронного правления, развитие различных форм взаимодействия и вовлечение различных участников.

В целом можно выделить четыре сферы проявления электронного правления:

· Электронные услуги (e-services). Под данным термином подразумевается предоставление в электронной форме правительственной информации, программ, стратегий и услуг. Они доступны 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Сюда также относятся предоставление услуг в электронной форме, электронная администрация и такие нововведения, как универсальное бюро услуг и доступ разным службам «через одно окно».

· Электронное управление (e-management). Оно касается внутренних информационных систем, поддерживающих управленческо-административные функции государственных учреждений, в том числе управление данными и информацией, ведение электронных записей и потоки информации между департаментами. Электронное управление несколько затруднено тогда, когда правительство организовано по принципу распределения работы по разным отраслевым сферам ответственности. Электронное правление требует новой организационной культуры, а также ориентации персонала на показатели деятельности, обслуживание потребителя и на участие граждан. Решение проблем электронного управления лежат в плоскости адаптации и интеграции процессов, происходящих во внутренних, не работающих непосредственно с общественностью подразделениях.

· Электронная демократия (e-democracy). Это проявление электронного правительства тяжелее всего вызвать и удержать. Электронная демократия представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента, помогающего устанавливать повестку дня и приоритеты государственной политики, вырабатывать политические меры и участвовать в их внедрении в консультативной форме (например, путем электронных консультаций или электронного голосования). Это касается мероприятий, повышающих степень участия граждан, в том числе виртуальных городских собраний, открытых совещаний, сбора отзывов, опросов общественного мнения и форумов общин. Обычно, после успешного внедрения электронного правления на местном уровне граждане могут формировать в Интернете альянсы на основании того или иного отношения к определенной проблеме.

· Электронная коммерция (e-commerce). Это понятие той стороны взаимодействия правительства с внешним миром, которая непосредственно касается бизнеса. Электронная коммерция предполагает обмен денег на правительственные товары или услуги через интернет. Например, граждане могут платить налоги или оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, продлевать регистрацию транспортных средств или платить за программы отдыха, а правительство может закупить канцелярские принадлежности (через электронные государственные закупки).

Электронное правительство не будет реализовано, если правительство только купит дополнительные компьютеры и создаст веб-сайт. Это позволит лишь автоматизировать часть административной деятельности и вывести ее из «бумажного мира». Скорее, электронное правление является процессом трансформации правительства; оно требует планирования, политической воли и устойчивого потока необходимых ресурсов. Ни покупка более продвинутых технологий, ни автоматизация сложных процедур сами по себе не могут повысить эффективность государственного управления или уровень общественного участия в государственной жизни. Технологические инновации не изменят менталитет чиновников, которые не рассматривают гражданина в качестве потребителя услуг правительства или как участника процесса принятия политических решений.

Электронное правительство представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Согласно данному определению, оно включает в себя:

· обеспечение более полного доступа к информации через Интернет (законы, законопроекты, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, а также экономические и научные данные);

· содействие гражданскому участию в государственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с чиновниками через электронные каналы, например, обеспечение возможности заполнять требуемые документы в электронном виде;

· повышение подотчетности правительства путем повышения прозрачности его операций, что снижает риски коррупции;

· поддержку выполнения целей развития путем уменьшения времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами, а также путем обеспечения сельских и других периферийных общин информационно-коммуникационной инфраструктурой.

Таким образом, электронное государство предполагает стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и избираемыми чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики. Особое внимание при его развитии необходимо уделять развитию электронной демократии – повышению степени гражданского участия, онлайн голосования, вопросам этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, нераспространению персональных данных, а также повышению уровня прозрачности деятельности органов власти.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.