Процесс перехода к электронному правительству — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Процесс перехода к электронному правительству

2022-12-20 31
Процесс перехода к электронному правительству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать информационные технологии для предоставления услуг заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

Потенциальные возможности экономии средств и сокращения персонала не должны стать главным мотивом проведения реформ по внедрению электронного правительства. Хотя они часто и являются ценным результатом реформ, намного чаще выгоды получают предприятия и граждане, пользующиеся усовершенствованными системами, инвестиции в которое сделало правительство. Чтобы осознать все выгоды от самих преобразований, правительства должны разработать модель взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, торговыми ассоциациями, учеными и неправительственными организациями), ставящую во главу угла интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение внутренних процессов, могут оказаться провальными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться системой, которая не учитывает их потребности.

Процесс преобразования порядка взаимоотношений органов власти и общества в электронном государстве не быстр и не прост. Он требует последовательной стратегии, начиная с оценки регулярной среды в стране и способности населения использовать новые технологии. Можно выделить три стадии формирования электронного государства: публичность, участие и онлайн-транзакции.

На первой стадии информационно-коммуникационные технологии применяются для расширения доступа к правительственной информации (публикация законов, других нормативно-правовых актов, форм документов, статистических и экономических данных).

На второй стадии происходит расширение гражданского участия в государственном управлении. Интерактивное электронное правительство предполагает создание элементов обратной связи, коммуникации (адреса электронной почты государственных служащих или форм для обратной связи), позволяющих гражданам давать свои комментарии по проектам законодательных актов или другим предложениям в области государственной политики. Данная стадия электронного правления может также включать в себя создание форумов с участием граждан и представителей правительства, где люди могут обмениваться своими идеями, повышать свою осведомленность в тех или иных вопросах и создавать возможности для активной деятельности, которая не имеет дистанционных ограничений.

На третьей стадии предоставление государственных услуг организуется в онлайн-режиме.

Согласно подходу Гартнер групп (Gartner Group) принято выделять четыре этапа развития электронного государства: присутствие в Интернете, взаимодействие и коммуникации, предоставление услуг в электронной форме (транзакции) и трансформация.

В современной России процесс создания электронного правительства «запущен», основные шаги по направлению к обеспечению присутствия органов власти и информации об их деятельности в сети Интернет уже сделаны. Далее необходимо сделать особый акцент на создание условий для перехода от индустриальной модели «большого правительства» - централизованного, иерархического и работающего в материальной экономике – к новой модели управления, основанной на самоорганизующихся межинституциональных сетях сотрудничества, обменивающихся знаниями и работающими в «цифровой экономике».

В современном мире полномочия по определению государственной политики нельзя предоставить одной организации. Ни политики, ни государственные служащие не могут быть единолично ответственными за разработку стратегий. Успех развития электронного государства и информационного общества определяется совместными усилиями государственных деятелей и заинтересованных сторон: бизнеса, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. Необходим постепенный переход от восприятия граждан как потребителей (клиентов) к модели, предлагающей активное участие граждан и заинтересованных сторон, сотрудничество власти и общества.

Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование информационных технологий не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей. Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления.

В итоге можно сказать, что электронное правительство является относительно новым проектом для России и представляет собой определенную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государственного и муниципального управления.

Электронное правительство необходимо рассматривать также в широком аспекте – как часть понятия электронное правление (или электронное государство), которое в свою очередь ассоциируется с созданием и развитием информационного общества. Формирование электронного Правительства предполагает не просто автоматизацию и подключение к Интернет органов исполнительной и законодательной власти, но также и проведение политики по развитию определенного типа общества, организации участия множества заинтересованных сторон в процессе государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, электронное правительство предполагает многоступенчатое преобразование порядка взаимодействия отношений государства и общества. Первым и важнейшим этапом которого является организация доступа граждан к информации об органах власти и их деятельности.

Первые шаги по развитию электронного правительства начали предприниматься с 2002 года в рамках реализации программы «Электронная Россия 2002-2010». За последние годы была проведена серьезная работа по созданию правительственных информационных порталов и размещение их в глобальной сети Интернет, практически все федеральные органы власти и значительное количество региональных органов разработали собственные интернет-сайты.

Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления.

Параллельно с этим расширяется использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедряются системы электронного документооборота как в рамках отдельных ведомств, так и на межведомственном уровне.

Тем не менее, электронное государственное управление в РФ находится на первых этапах своего становления, которые еще не завершены, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Электронное правительство невозможно развивать без развития электронного государства, при этом синонимом понятия электронное государство является понятие «информационное общество». Такой тип общества предполагает готовность населения активно взаимодействовать с органами власти через информационно-коммуникационные технологии и участвовать в процессе управления государством.

Однако создание информационного общества существенно сдерживают проблемы доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Так, лишь треть домохозяйств в России имеет доступ в Интернет. А положение России в области развития информационного общества среди других стран мира не высоко и предстоит еще достаточно много сделать.

В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание, при этом, необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах России.

Электронное правительство на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления США

Учитывая требования граждан о предоставлении им разнообразных качественных государственных услуг и расширении возможностей доступа к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать электронное правительство часто заканчивались созданием не связанных между собой электронных «островков» на базе отдельных подразделений, в которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного правительства» является совершенствование совместной работы государственных организаций – повышение оперативности и согласованности в совместном использовании информации между органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более экономному использованию бюджетных средств и повышению эффективности деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых станет возможно осуществить переход к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход к «электронному правительству» позволит государственным органам воспользоваться преимуществами Интернета и быстрее реализовать новые решения за счет интеграции различных ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным сектором и частными компаниями, а также между государственными организациями и гражданами. Кроме того, любое законченное решение в области «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

· предоставлять единую точку доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;

· способствовать преодолению информационного неравенства;

· предоставлять людям возможность обучаться на протяжении всей жизни;

· восстановить доверие граждан к правительству;

· способствовать развитию экономики;

· способствовать выработке разумных законов и здравой политики;

· создавать формы правления с бóльшим участием граждан.

Правительству, чтобы вновь обрести поддержку и доверие своих граждан, необходимо «модернизировать» или перестроить характер взаимоотношений с ними: сначала создавая новые бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества с частным сектором, а затем разрабатывая электронные услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.

Концепция Microsoft по использованию информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход к информационному обществу. Для достижения этой задачи разрабатывается разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства.

Благодаря развитию онлайновых услуг государственные организации могут расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более оперативном и эффективном отклике на их запросы. Путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть за рамки традиционной бюрократической системы и создать новые взаимоотношения со своими гражданами.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.