Государственная политика в информационной сфере — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государственная политика в информационной сфере

2022-12-20 37
Государственная политика в информационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МПСУ                                                                                                    2020 год

В.Л. Римский

Римский В.Л. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие. Часть 2. [Электронный ресурс] / В.Л. Римский. – М.: МПСУ, 2020. – 93 с.

 

Содержание

Место курса в системе подготовки юристов, его цели и задачи................................. 2

Государственная политика в информационной сфере................................................. 4

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере........ 4

Политика.................................................................................................................... 4

Информационная политика..................................................................................... 6

Государственная информационная политика........................................................ 7

Цели государственной информационной политики.............................................. 10

Задачи государственной информационной политики............................................ 13

Принципы и направления государственной информационной политики.......... 14

Формирование и развитие информационного общества в России........................... 15

Понятие и характеристики информационного общества....................................... 16

Преимущества и проблемы перехода к информационному обществу................. 19

Проблемы развития информационного общества в России, требующие законодательных решений................................................................................................................................................... 23

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации....... 27

Информационная политика российского государства........................................... 29

Правовое регулирование сферы информационных технологий........................... 33

Подходы к информатизации в странах мира........................................................... 34

Международные программы информатизации....................................................... 36

Итоги федеральной программы «Электронная Россия»......................................... 39

Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». 44

Государственная политика информатизации органов власти................................... 48

Актуальность использования информационных технологий в органах государственной власти................................................................................................................................................... 48

Предпосылки и условия внедрения информационных технологий в сферу государственного управления............................................................................................................................... 51

Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении.............................................................................................................................. 53

Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления России.................................................................................................................. 58

Сетевые технологии в государственном управлении................................................ 62

Понятие электронного правительства...................................................................... 63

Электронное правительство и приоритеты граждан.............................................. 65

Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство» 66

Процесс перехода к электронному правительству.................................................. 70

Электронное правительство на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления США.................................................................................................................... 72

Электронное правительство в современной России............................................... 73

Результаты создания «электронного правительства» в России: порталы, сервисы, платформы................................................................................................................................................... 77

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество"............................................................................................ 77

Единый портал государственных и муниципальных услуг.............................. 78

Единая система межведомственного электронного взаимодействия............... 78

Национальная платформа распределенной обработки данных......................... 79

Единая система идентификации и аутентификации.......................................... 80

Информационная система головного удостоверяющего центра....................... 80

Другие результаты создания «электронного правительства» в России............ 80

Проблемы реализации «электронного правительства» в России.......................... 82

Политические и государственные проблемы...................................................... 82

Социально-экономические проблемы.................................................................. 84

Технические проблемы........................................................................................... 86

«Открытое правительство»........................................................................................ 87

«Открытые данные» государственного управления............................................... 89

 

Место курса в системе подготовки юристов, его цели и задачи

В процессах управления современным обществом, экономикой и государством всё большее значение приобретает информация и научно обоснованные методы информационной деятельности. Под влиянием этих факторов существенно меняются процедуры принятия и контроля исполнения решений, взаимоотношения граждан и предпринимателей с органами власти, деловые отношения в современном бизнесе и административном управлении. Адекватное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления, частного бизнеса и общественной деятельности.

Информационные технологии в юридической деятельности помогают значительно ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сведениями, а также для предоставления данных, востребованных государственными органами, в том числе и в осуществлении судебных процедур.

Информационные технологии в юридической деятельности позволяют получать не только правовые сведения, но и различные аналитические и статистические данные, необходимые для решения того или иного вопроса. С помощью современных информационных технологий юристу также становится доступной и информация в любой из смежных сфер общественной деятельности. Такие данные можно получить из специализированных баз предоставления данных, справочных правовых программ или сети Интернет. Развитие информационных технологий позволяет юристу значительно снизить время на анализ многочисленных вариантов, которые допускаются обстоятельствами дела, чтобы из их числа выбрать единственный верный. Это способствует более обоснованному принятию решения в рамках конкретного правового случая. Сегодня каждое рабочее место корпоративного юриста, юрисконсульта или адвоката оснащено компьютерной техникой, позволяющей производить оперативный поиск в той или иной правовой системе.

Поэтому выпускник вуза по направлению юриспруденция должен уверенно и осознанно использовать современные информационные технологии, основанные на применении компьютеров и компьютерных сетей. Знания информационных технологий и интеллектуальные умения их применять будут способствовать повышению эффективности информационной деятельности в сфере юриспруденции, в юридической практике и в проведении научных исследований. Кроме того, эти знания и умения позволят юристу быть на уровне ведения информационной деятельности его клиентами, позволит лучше понимать и предлагать достаточно адекватные юридические нормы решений проблем информационной сферы, связанных с применениями современных информационных технологий.

Цель освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» – это подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности современных информационных технологий, а также ознакомление с элементами теории систем, используемых при разработке, внедрении и оценке информационных технологий в работе юридических служб, при обработке юридической информации.

Кроме того, целью освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» является знакомство студентов с понятиями информационной политики и государственной информационной политики, проблемами информационного общества, «электронного правительства» и «электронного государства».

Задачами учебной дисциплины являются:

· углубление знаний студентов о понятии информации, современных проблемах развития информационных технологий, их внедрения и использования в юридической деятельности;

· изучение сущности и проблем в развитии современного информационного общества, рисков и угроз, возникающих в этом процессе;

· изучение принципов и основных требований информационной безопасности и защиты информации;

· изучение комплекса базовых теоретических знаний в области информационных систем и информационных технологий, включая компьютерные сети;

· формирование знаний и практических умений работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· формирование и развитие компетенций, знаний, практических навыков и умений, способствующих всестороннему и эффективному применению офисных программных средств, информационных технологий при решении прикладных задач профессиональной деятельности, связанных с поиском, обработкой и анализом правовой информации, в том числе с применением глобальных компьютерных сетей.

Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» относится к информационно-правовому циклу, входит в его базовую часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами:

· на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ;

· в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

· в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации, создания электронных документов.

Дополнительной целью изучения дисциплины «Информационные технологии в управлении» является содействие формированию у обучающихся современной информационной культуры, возможностей и умений использования современных информационных технологий при изучении студентами других учебных дисциплин.

Политика

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и другие), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось. Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы.

За последние триста лет трактовка понятия «политика» постепенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика – это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». П.А.Гольбах раскрывал ее как «искусство людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества», К. Манхейм — как «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть», Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями, а Г.Моргентау — как борьбу за влияние. Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой — действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей.

По мнениям современных политологов в настоящий период понятие «политика» имеет много разнообразных смыслов: сфера деятельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. Часто политику понимают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами». Другое понимание политики – это «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов».

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельные граждане. Объектом политики каждого из участников выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом – методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В таком смысле политика обладает дуализмом и при ее исследовании можно выделить два основных измерения – общественное и субъектное. Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие, принуждение. В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни. Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с публичной борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

В итоге основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является публичная борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами политической жизни (в т.ч. зарубежных и асоциальных). Политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти для достижения политических целей данного субъекта. Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.

Информационная политика

В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоциируется, прежде всего, со средствами массовой информации (СМИ) и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов. Применительно к жизни общества термин «информационная политика» может трактоваться как минимум двумя способами — в широком и узком смысле. В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью общественных отношений по поводу информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, общества и государства.

Исходя из предложенного выше подхода, информационная политика представляет собой публичную борьбу субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации их представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускорение перехода российского общества к информационной (постиндустриальной) фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т. п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению — составить один из аспектов информационной политики.

В узком смысле «информационная политика» может пониматься как публичная борьба за общественную поддержку мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения. В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследовании явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в широком смысле.

Информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики и их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Информационная политика в современном обществе осуществляется различными субъектами – государством, частным бизнесом, организациями гражданского общества и другими. Отношения между ними в отношении информационных обменов регулируются определёнными принципами и правилами поведения, складывающимися на основе норм морали, культуры и закона. Эти принципы и правила позволяют в большей или меньшей степени упорядочивать получение и обмены информационными ресурсами, а в современном обществе это упорядочение должно содействовать обеспечению прав и свобод граждан, в первую очередь, прав на информацию и свободу слова. Для общества и государства также важно, чтобы в ходе реализации информационной политики исключалось ущемление прав граждан и возникновение информационных угроз личности, обществу и государству.

В силу разнообразия интересов, норм морали и культуры различных субъектов информационных коммуникаций обеспечение их прав и свобод вряд ли окажется возможным без их регулирования нормами закона. И в этом смысле во всех современных государствах в разработке и реализации информационной политики определённую значимость имеют действия государства, в первую очередь, в сферах законотворчества и правоприменения.

Следовательно, информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики, а также их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Технические проблемы

В группе технических проблем создания и функционирования «электронного правительства» одной из основных является проблема развития соответствующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Несмотря на достигнутые в последние годы в этой области определенные успехи Россия отстает не только от развитых стран мира, например, скандинавских, но и от многих развивающихся стран и от стран Центральной Европы. Так же, как и в других странах, темпы движения России к информационному обществу, а также к реальному функционированию электронного правительства принципиально зависят от степени распространенности и доступности Интернета.

Существующее состояние информатизации российского пока даже основы для решения этой проблемы не создает. Хотя по абсолютным показателям Россия в числе лидеров среди стран Центральной и Восточной Европы, но по относительным – существенно от них отстаёт, а ещё больше отстаёт от развитых стран Европы и США. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны, использование его сервисов должно стать повседневной реальностью для всех российских граждан.

Развертыванию работ по практическому развитию технологий и сервисов «электронного правительства» должны предшествовать всесторонние оценки готовности всех сторон, задействованных в новых формах взаимодействия. Эти оценки должны проводиться по многим направлениям и охватывать в качестве первоочередных следующие моменты:

· оценку организационной готовности правительственных структур, которая, в частности, включает анализ управляющей структуры, ее ориентированность на взаимодействие с населением, наличие квалифицированных специалистов среди правительственных служащих, уровень общей культуры, присущей всем структурам правительства;

· оценку технической готовности правительственных структур, учитывающую возможности применяемых в деятельности правительства приложений Интернета и информационных технологий, инфраструктуру веб-сайтов и веб-приложений, готовность своих ключевых партнеров к организации интерактивного взаимодействия, степень расширения вопросов обеспечения безопасной работы в Интернете и других информационных приложениях, возможность интеграции с существующими традиционными технологиями;

· анализ фактора готовности населения к техническому использованию информационных технологий, заинтересованности и потребности граждан в интерактивном взаимодействии со своим правительством или местными органами власти, а также состояния решения проблемы цифрового расслоения в обществе.

Немаловажное значение имеет организация международного сотрудничества в области создания и функционирования «электронных правительств». Опыт организации совместного пилотного проекта стран «Большой восьмерки» в 1998-2000 годах продемонстрировал высокую эффективность сотрудничества различных организаций в этой сфере. Результативность проводимой работы напрямую связана и возможностью использования накопленного опыта и широкого распространения разработанных технических решений и достигнутых результатов, а также с возможностью объединения усилий и ресурсов, особенно странами, находящимися на приблизительно одинаковых уровнях своего развития. Кроме того, международное сотрудничество в области создания электронных правительств имеет большое значение для развивающихся стран.

Речь идет о возможности как распространения современных электронных технологий на спонсорской основе среди непосредственных участников проекта, так и передачи членами проекта имеющихся у них достижений и технологий в развивающиеся страны. Этим создаются хорошие возможности для распространения накопленного опыта и знаний в вопросах организации онлайновых правительств и, следовательно, для демонстрации развивающимся странам несомненных преимуществ массового использования информационных технологий в государственном управлении. Ведь по существу реально используемые в передовых странах технологии и сервисы «электронного правительства» без существенных проблем могут быть адаптированы к применению в любых других странах мира, включая и Россию.

«Открытое правительство»

Иерархичность государственной модели власти зачастую негативно влияет на скорость принятия решений, передачу распоряжений на следующие уровни. Однако постоянное развитие и повышение доступности новых технологий средств коммуникации и связи позволяют в какой-то степени скомпенсировать данные факторы, оказывающих негативное влияние на эффективность государственного управления на территории страны.

«Открытое правительство» («открытое государство») – это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием.

Реализация программы «Открытое правительство» на территории РФ, вступившая в силу с Указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 «О рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство"» должна способствовать выработке и применению новых способов взаимодействия между экспертами в области государственного управления, лицами, занимающими активную гражданскую позицию и органами власти.

По определению с сайта «Открытое правительство», расположенном по адресу в Интернете http://open.gov.ru/opengov/, «Открытое правительство» – это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, качество и сбалансированность принимаемых решений в условиях нарастающей динамики социальных и экономических процессов в современной России.

Следовательно, «Открытое правительство» – это не само правительство страны или региона, получившее качество открытости, а совокупность принципов и реализующих их сервисов, обеспечивающих открытость деятельности этих правительств.

Принцип открытости является основополагающей ценностью демократии. Его содержанием является создание процедур обеспечения прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи, позволяющим гражданам взаимодействовать с органами власти и получать достаточно полную и подробную информацию о деятельности органов власти.

В 2009 году Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на повышение открытости органов власти для граждан. Затем эти задачи были расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Таким образом, в России поставлены следующие задачи в сфере открытости деятельности органов власти:

· комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг;

· повышения прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

· обеспечения доступа к открытым данным.

В связи с этим в рамках совершенствования государственного управления ведется работа по следующим направлениям:

· мониторинг официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления;

· размещение общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных.

Информационная открытость является одним из приоритетных направлений работы «Открытого правительства».

Все создаваемые процедуры и регламенты, направленные на повышение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти, работают по принципу обязательной открытости. Это значит, что каждое принятое государственным органом решение в рамках данного направления должно быть опубликовано в сети Интернет.

Информационная открытость государства необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти. В конечном счете, повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления влечет укрепление доверия граждан и предпринимателей к органам власти.

В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению. Документ описывает десять основных механизмов открытости — от составления планов работы и публичных деклараций целей и задач до публикации открытых данных и взаимодействия с общественными советами и референтными группами. Наша ключевая задача реализации этой Концепции – сделать работу всех без исключения ведомств понятной для граждан, с чётким донесением тех основных задач, которые министерства и ведомства реализуют в интересах налогоплательщиков. Открытость не должна пониматься как работа в формате пиар-сопровождения деятельности министерств, основной работой министерств в формате открытого госуправления должна быть работа с референтными группами граждан, т.е. теми, кто заинтересован в тех или иных решениях проблем или подвергается регулированию теми или иными нормами законодательства, которые относятся к ведению этого министерства. Пока работу с референтными группами практически все министерства федерального правительства РФ проводят недостаточно эффективно, нормативные акты разъясняются этим группам явно недостаточно, недостаточно активно проводятся и публичные обсуждения законопроектов, разработанных этими министерствами.

«Открытое правительство» призвано обеспечивать наилучшую доступную экспертизу, вовлечение гражданского общества и бизнеса в принятие государственных решений. Важнейшими приоритетами являются: повышение информационной открытости и «понятности» действий органов власти; предоставление ими открытых данных; обеспечение прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инвестиций; реализация эффективной системы общественного контроля.

В настоящий период в России «Открытое правительство» является проектом федерального правительства, в котором за выполнение этого проекта отвечает М.Абызов. Главным результатом его деятельности является портал «Открытого правительства» в сети Интернет (http://open.gov.ru/), на котором можно знакомиться с ходом реализации соответствующего проекта.

«Открытые данные» государственного управления

В основе идеологии «открытого правительства» лежит идея «открытых данных», которая может иметь разную трактовку применительно к системе государственного управления в зависимости от выбранной перспективы рассмотрения вопроса.

Открытые данные (англ. open data) — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.

В первом приближении под «открытыми данными» понимается раскрытие информации, находящейся в распоряжении государства и организаций, исполняющих общественно-значимые функции, в форме машиночитаемого и (или) человекочитаемого текста, платно или бесплатно, а так же без ограничений, поскольку, с точки зрения, как государственных органов, так и граждан, исправно платящих налоги, непреодолимых обстоятельств между различными формами раскрытия не секретной информации нет и не должно быть. В целом форма раскрытия информации может выбираться в зависимости от совокупности обстоятельств в каждой ситуации.

При более детальном изучении вопроса идея «открытых данных» предполагает передачу государством и организациями, исполняющих общественно-значимые функции, своих информационных ресурсов заинтересованным в них сторонам для повторного использования в своих целях.

Процедура раскрытия данных должна проходить в соответствии со следующими основными принципами, определёнными международными стандартами открытых данных:

· полнота - открытые должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом);

· первичность - публикуются первичные данные, возможна публикация объединенных или преобразованных данных, с обязательной детализацией до первичных данных;

· актуальности - данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности;

· доступность - данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей без идентификации и регистрации;

· машиночитаемость - данные должны быть представлены в электронном структурированном виде для последующей автоматизированной обработки;

· открытые форматы - данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств;

· без лицензий - данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее важными целями раскрытия данных, с точки зрения государственных органов, как правило, являются:

· политическая – раскрытие первичных данных может способствовать усилению контроля граждан, политических и общественных сил над деятельностью государства. Это не является спецификой именно «открытых данных», а характерно для концепции открытости государственной информации в целом;

· экономическая - созданные государством информационные ресурсы могут быть востребованы национальной экономикой, и на их основе могут <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.