Электронное правительство в современной России — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Электронное правительство в современной России

2022-12-20 25
Электронное правительство в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность «электронного правительства» в России определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.

В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В экономической и географической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие несколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы.

Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.

Муниципальным и региональным органам власти сегодня приходится удовлетворять потребности общества, имея в своем распоряжении ограниченный объем ресурсов. При этом решаемые ими проблемы чрезвычайно разнообразны и варьируются от предоставления социального жилья и социальных пособий до обеспечения безопасности, предоставления образования, организации вывоза и обработки отходов, оснащения зон отдыха. Среди задач органов власти – обеспечение экономического развития своих регионов и населенных пунктов, борьба с безработицей, обеспечение поступлений в бюджет (в том числе и сбор налогов), организация и проведение выборов, а также содействие подъему и развитию собственного региона путем привлечения туристов и непрерывного притока инвестиций. Более того, общество требует от органов управления все большей открытости и ответственности за свои действия.

Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая зоны отдыха), обеспечение всеобщего доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального управления позволяют содействовать решениям широкого круга проблем и удовлетворять разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь потребностью улучшить отношения с гражданами. Более 90% организаций, принявших участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с клиентами, доступа в Интернет, каналов доступа (например, Интернет-киосков) и цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с гражданами напрямую связано с целью совершенствования предоставляемых услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели.

Более тесные связи с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень.

Граждане являются не только участниками государственных процессов, но и потребителями государственных услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они всегда надеются, что государство быстро отреагирует на их запросы. Как налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало более эффективно и с большей отдачей. Требования снизить уровень бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням государственного управления – от местных органов и до федеральных ведомств.

При оказании услуг муниципальными и региональными органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность и эффективность затрат на их оказание повышаются. Все уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое хочет, чтобы государственные организации более оперативно и чутко откликались на запросы граждан.

Сфера деятельности государственных организаций – на федеральном, региональном и местном уровне – чрезвычайно широка; она охватывает улучшение медицинского обслуживания, борьбу с преступностью, защиту окружающей среды, повышение уровня образования, решение проблем, связанных с изменением демографической ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих мест и поддержание необходимого уровня занятости. Всем органам власти необходимы средства для того, чтобы:

· увеличивать использование потенциала каждого работника;

· предоставлять нужную информацию в нужное время тем государственным служащим, кому она необходима. Благодаря этому работники государственного сектора получают возможность в кратчайшие сроки принимать обоснованные решения и сразу же приступать к их реализации.

Успех в решении этих задач в значительной степени зависит от технологии, использующейся для совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация бизнес-процессов требует привлечения технологий, которые позволят вывести работу на современный уровень. В результате произойдет не только повышение качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного оказания услуг.

«Электронное правительство» предполагает:

· информационную и коммуникационную грамотность населения;

· наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;

· технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.

«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.

В будущем «Электронное правительство» «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции «Электронного правительства». Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, «Электронное правительство» имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Следовательно, создание «Электронного правительства» должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Модели взаимодействия «Электронного правительства» могут различаться в зависимости от целей и способов осуществления взаимодействий между его субъектами.

Основными такими моделями являются следующие:

· между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);

· между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);

· между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);

· между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).

В РФ разработана и утверждена (6 мая 2008 года) Концепция по формированию в РФ электронного правительства в рамках реализации проекта «Электронная Россия» (постановление № 721 «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия»»).

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р).

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Основные цели и задачи Концепции по формированию в РФ электронного правительства:

· доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;

· упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;

· реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;

· расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;

· расширение и поддержка доступности к такой информации;

· расширение форм участия народа в принятии властью решений;

· обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население - власть»;

· усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.

Для реализации этой Концепции необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:

· средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;

· государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;

· электронного документооборота;

· информационных систем планирования и управления;

· нормативно-правовой базы взаимодействий участников.

Строительство «электронного правительства» и сайтов для реализации функций «электронного правительства» предусматривает:

· развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;

· развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;

· создание порталов органов госвласти;

· развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;

· обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;

· создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.