Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере

2022-12-20 34
Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понимание сущности государственной политики в информационной области человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности проявления в содержании и форме данной политики.

В литературе термин «государственная политика в области информатики» в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие «информатика», как было представлено в предыдущем учебном курсе, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Отсюда политическую составляющую в области природы информации трудно себе представить. Относительно методов ее использования, если представить их совокупность (методов и способов) применительно к процессам информационного обмена и, особенно, к массовым управляемым информационным процессам человеческой деятельности (информатизации), то организованное политическое воздействие на эту область общественного развития вполне допустимо рассматривать в качестве политики.

Для государственной политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика.

Государственная информационная политика как сводный термин и понятие более применимы в качестве предмета знаний в современной действительности, призванные выделить новую область деятельности государства XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве «рабочего» термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин «государственная информационная политика» более приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Политика

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и другие), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось. Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы.

За последние триста лет трактовка понятия «политика» постепенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика – это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». П.А.Гольбах раскрывал ее как «искусство людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества», К. Манхейм — как «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть», Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями, а Г.Моргентау — как борьбу за влияние. Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой — действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей.

По мнениям современных политологов в настоящий период понятие «политика» имеет много разнообразных смыслов: сфера деятельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. Часто политику понимают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами». Другое понимание политики – это «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов».

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельные граждане. Объектом политики каждого из участников выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом – методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В таком смысле политика обладает дуализмом и при ее исследовании можно выделить два основных измерения – общественное и субъектное. Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие, принуждение. В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни. Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с публичной борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

В итоге основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является публичная борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами политической жизни (в т.ч. зарубежных и асоциальных). Политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти для достижения политических целей данного субъекта. Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.

Информационная политика

В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоциируется, прежде всего, со средствами массовой информации (СМИ) и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов. Применительно к жизни общества термин «информационная политика» может трактоваться как минимум двумя способами — в широком и узком смысле. В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью общественных отношений по поводу информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, общества и государства.

Исходя из предложенного выше подхода, информационная политика представляет собой публичную борьбу субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации их представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускорение перехода российского общества к информационной (постиндустриальной) фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т. п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению — составить один из аспектов информационной политики.

В узком смысле «информационная политика» может пониматься как публичная борьба за общественную поддержку мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения. В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследовании явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в широком смысле.

Информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики и их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Информационная политика в современном обществе осуществляется различными субъектами – государством, частным бизнесом, организациями гражданского общества и другими. Отношения между ними в отношении информационных обменов регулируются определёнными принципами и правилами поведения, складывающимися на основе норм морали, культуры и закона. Эти принципы и правила позволяют в большей или меньшей степени упорядочивать получение и обмены информационными ресурсами, а в современном обществе это упорядочение должно содействовать обеспечению прав и свобод граждан, в первую очередь, прав на информацию и свободу слова. Для общества и государства также важно, чтобы в ходе реализации информационной политики исключалось ущемление прав граждан и возникновение информационных угроз личности, обществу и государству.

В силу разнообразия интересов, норм морали и культуры различных субъектов информационных коммуникаций обеспечение их прав и свобод вряд ли окажется возможным без их регулирования нормами закона. И в этом смысле во всех современных государствах в разработке и реализации информационной политики определённую значимость имеют действия государства, в первую очередь, в сферах законотворчества и правоприменения.

Следовательно, информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики, а также их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.