Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-12-30 | 16 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.
Агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности друг к другу не проявляют. Демонстрация — это показ возможности нападения, чтобы вызвать у противника страх, т.е. физическое противоборство заменяется психическим противостоянием.
Система работы по организации педагогического взаимодействия как средства коррекции агрессивного поведения школьников включает четыре модуля, каждый из которых охватывает основные направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами, родителями, учащимися).
Модуль «педагог — воспитанники» позволяет выявлять и анализировать реальные или потенциальные проблемы ребенка, намечать пути возможного выхода из них. Педагог выступает тем человеком, который профессионально помогает ребенку развивать' способность к рефлексии как механизму познания себя и отношений'к себе, усвоению ответственности за собственные поступки.
Модуль «педагоги — родители» обеспечивает включение семейного воспитания в процесс социализации личности и необходимую координацию усилий педагогов и родителей. Среди причин агрессивного поведения в младшем школьном возрасте можно назвать чрезмерную опеку родителей и, как следствие, зависимость ребенка от них. Дети внутренне принимают те или иные родительские ценности, но не всегда такие ценности социально адекватны. +
|
Модуль комплексного воздействия охватывает сферы «ребенок — ребенок», «ребенок — группа детей», «ребенок — взрослые». Работа строится на поэтапной подготовке младшего школьника к адаптации в школе как новом социуме.
Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников. Она включает в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компоненты.
Можно выделить три этапа работы с агрессивными детьми: осознание, накопление и применение.
Первый этап — осознание. На этом этапе формируется мотивационная установка на сотрудничество и общение в совместной деятельности. Нужно прежде всего заинтересовать агрессивных детей, включая их в различную деятельность, требующую инициативы и творчества. Признание прав и возможностей агрессивно настроенного ребенка нивелирует его агрессивность. На этом этапе работы педагог вызывает у детей интерес к совместной деятельности, формирует у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания. Дети осознают свою значимость.
Второй этап — накопление. Он включает формирование системы умений, в том числе коммуникативных, активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе компромиссов. При этом важно справедливое распределение заданий, учет интересов и желаний детей, «сколачивание» детского коллектива. Параллельно идет формирование социально ценностных установок на общение: уметь слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы без ущерба для партнеров, видеть состояние другого человека, уважать его чувства и настроения.
Третий этап — применение. У детей формируются рефлексивные способности совместной деятельности и общения, наращиваются положительные приобретения и темп «стихания» отрицательных проявлений. Продуманная организация совместной деятельности обеспечивает нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся общих увлекательных дел и забот при подчеркнутом доверии, уважении к детям. Напряженный темп способствует созданию атмосферы душевного подъема. При этом важно, чтобы каждый участник педагогического взаимодействия понимал, как достигается совместный результат, видел собственный вклад в общее дело.
|
Профилактика: Основное значение в профилактике и коррекции агрессивного поведения имеет создание в семье атмосферы эмоциональной защищенности, признания и принятия ребенка. Именно нарушения в сфере детско-родительских отношений являются основной причиной агрессивности детей. Тотально и поведенчески агрессивные дети, как правило, растут в семьях, отличающихся неблагополучием (родители пьют, не занимаются своими детьми, не интересуются их проблемами, редко приходят в школу). Основные усилия психолога в этом случае сосредоточиваются на работе с самим ребенком и учителями.
Организованное психологом с учителями групповое обсуждение помогает им изменить отношение не только к агрессивным детям, но и к любым проявлениям детской агрессии, осознать свое отношение к таким детям и стереотипы реагирования на агрессивные действия учащихся.
Значительное место в психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения должно занимать содействие детям в овладении новыми социально приемлемыми формами поведения, альтернативными агрессии. Взрослые обычно говорят ребенку, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо поступать, что нужно делать. Необходимо познакомить ребенка с образцом поведения, на который он мог бы ориентироваться. Важно сформировать у ребенка определенную мотивацию.
31. Психическое недоразвитие и основные психокорреционные технологии. В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр. В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» (с. 222). «Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культурных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам» Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную как правило генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), — возникшие на различных этапах развития ребенка.В отечественной психиатрии в основу классификации умственной отсталости положены этиопатогенетические характеристики (Сухарева Г. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979 и др.).
|
В. В. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости:
1. Умственная отсталость при хромосомных болезнях.2. Наследственные формы умственной отсталости. 3. Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) формы.4. Экзогенно обусловленные формы. Классификация В. В. Ковалева по этиопатогенетическому признаку имеет несомненное значение для клинического анализа умственной отсталости. Однако для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике чаще используется классификация М. С. Певзнер, которая выделяет пять форм умственной отсталости: 1. Неосложненная форма умственной отсталости.2. Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики.3. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов.4. Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности.5. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобны-ми формами поведения.
По МКБ 10-го пересмотра ВОЗ выделяются следующие степени умственной отсталости:
|
F70 Легкая умственная отсталость.Легкая умственная отсталость, которая харатеризуется умеренной отсталостью, но способностью использовать речь в повседневных целях. Лица с легкой умственной отсталостью способны себя обслуживать (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря). Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, особенно при усвоении чтения и письма. Они способны к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. «В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости». Уровень интеллекта у лиц,с легкой степенью умственной отсталости находится в диапазоне 50-
Умеренная умственная отсталость.У лиц этой категории, несмотря на замедленное развитие и понимание речи, отмечается задержка в ее развитии. Отстает и развитие моторики и навыков самообслуживания. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Некоторые из лиц с умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее такие люди в общем полностью мобильны и физически активны, большинство из них обнаруживают признаки социального развития. Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. У одних лиц с умеренной умственной отсталостью наблюдается высокий уровень оценок по тестам на зрительно-пространственные функции и низкие оценки по речевым тестам, у других — наоборот. То есть одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потреб-ностях. Некоторые пациенты никогда не используют речь, хотя и могут понимать простые инструкции. У большинства лиц с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология.
Тяжелая умственная отсталость.По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. У большинства больных наблюдаются двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.
|
Глубокая умственная отсталость.У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала, и с ними возможны лишь самые примитивные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре, они не могут принимать участие в домашних и практических делах.
Другая умственная отсталость.Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
Неуточненная умственная отсталость.Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, когда нет достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Психокоррекциооные технологии. Определяющее значение в процессе адаптации ребенка с умственной отсталостью имеет целенаправленная психокоррекционная работа. Центральным звеном в психокоррекционных технологиях является составление психокоррекционных программ. Традиционно в основу таких программ для детей с психическим недоразвитием положены основные направления их психологической диагностики: психометрическое, функциональное и нейропсихо-логическое. Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Психокоррекционные методы первого уровня направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня — задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а методы третьего уровня направлены на формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
• принцип доступности заданий;
• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов. В процессе обучения детей с психическим недоразвитием предметно-практическим манипуляциям психолог формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструирования, рисования, лепки, аппликации.
Огромный коррекционный потенциал принадлежит конструктивной деятельности, которая активно формируется у здоровых детей еще в младшем дошкольном возрасте. В процессе конструктивной деятельности ребенок, с одной стороны, знакомится с пространственными свойствами предметов (форма, величина и пр). Особое и важное значение в психологической коррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование пространственной ориентировки. М. и Н. Семаго разработали программу формирования пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Память детей с психическим недоразвитием, как отмечалось выше, отличается снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим, важными направлениями психокоррекции памяти являются:
— формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.
Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!