Психологическая коррекция при поврежденном развитии. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психологическая коррекция при поврежденном развитии.

2022-12-30 24
Психологическая коррекция при поврежденном развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерной моделью поврежденного развития является ор­ганическая деменция, распад психиче­ских функций. В клинике различают два основных вида деменции — это резидуальная орга­ническая деменция и прогрессирующая деменция.

Резидуальная деменция проявляется в слабоумии, возникшем в результате остаточного поражения мозга из-за травмы, инфек­ции, интоксикации. Прогрессирующая деменция становится след­ствием хронически протекающего менингита, менингоэнцефали-та, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и пр.

Важное место в системе психологической помощи детям с по­врежденным развитием занимает психологическая коррекция. Она направлена на восстановление пораженных или утраченных психи­ческих функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения.

Психокоррекционная работа с ребенком должна быть начата только после согласования с врачом невропатологом, особенно на начальных стадиях заболевания.

Перед началом коррекционной работы должно быть проведено тщательное исследование когнитив­ных процессов с использовани­ем нейропси­хологического подхода. Сам процесс психологической коррекции должен проводиться с участием педагога-дефектолога и родителей.

Занятия можно проводить в группах и индивиду­ально в зави­симости от возраста ребенка, его мотивации, структуры и тяжести дефекта. Не рекомендуется формировать группу из детей с одно­родными патопсихологическими синдромами, например повышен­ная расторможенность. В группе должно быть не более 3-4 детей. Основным направлением психологической коррекции детей с це-ребрастеническим синдромом является повыше­ние их умственной работоспособности. Это достигается с помощью специальных пси­хотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций и пр.

Программа коррекции внимания включает в себя также спе­циальные психотехнические игры, Исполь­зование этих игр вызывает у детей яркие положительные эмоции, способствует развитию не только свойств внимания, саморегуля­ции, но и навыков общения, совместного решения задач, пережи­ваний, сопереживаний успеха.

Психологическая коррекция детей и подростков с приобре­тенным слабоумием должна быть по­строена с учетом специфики дефекта. В связи с этим психо-коррекционная работа должна прово­диться в двух направлениях:

Первое — правильная организация жизнедеятельно­сти ребен­ка в семье или в специаль­ном учреждении.

Второе — это обучение ребенка доступным ему видам деятельно­сти (онтогенетическая ориентация психокоррекционного процесса). Отношения между психологом и ребенком регулируют­ся следующими положениями:

1. Ребенок стимулируется к активной самостоятель­ной рабо­те с помощью специальных подготовительных упражнений.

2. Психолог предоставляет ребенку свободу выбора материа­ла для работы.

3. Выполнению заданий в случае, если ребенок не знаком с ра­ботой, предшествует демонстрация. Психолог выполняет задание, показывает ребенку возможность контроля над ошибками и ис­правле­ния их.

4. Во время демонстрации психолог не должен тормозить ак­тивность ребенка, и если он активен и желает выполнить задание сам, то необходимо помочь ему.

5. Во время работы с материалом позиция психолога сводит­ся к активному наблюдению.

6. Темп работы и время, необходимое для выполне­ния упраж­нений, индивидуальны для каждого ребенка.

7. Если ребенок во время выполнения задания допускает ошиб­ки, они не исправляются психоло­гом. Можно привлечь внимание ребенка к ошибке, чтобы он мог исправить ее самостоятельно.

8. По окончании работы ребенок самостоятельно опреде­ляет, будет ли он повторять упражнение или начнет выполнять новое.

 

Психологическая коррекция с искаженным психическим развитием.(РДА)

При составлении психокоррекционных программ необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии. Тради­ционно выделяются две основные группы:

— дети с выраженным искажением эмоционально-волевого] развития;

— дети с выраженным искажением когнитивного развития.

Необходимо привлечение к психокоррекции специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психоло­гов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.

Вторым важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.

Третий принцип — принцип уровневого подхода к эмоцио­нальной регуляции поведения аутичного ребенка.

Сложная специфика аффективной дезадаптации аутичного ре­бенка требует специальной организа­ции психокоррекционной рабо­ты. В связи с повышенной возбудимостью у ребенка, импульсивно­стью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе заня­тий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов, неустой­чивой мебели. Не рекомендуется выстав­лять много игрушек в про­странстве, доступном ребенку, так как это может его отвлекать.

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и безопаснее, если су­ществует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций.

При организации группы необходимо учитывать также сте-пень тяжести дефекта. Для детей с тяжелой аффективной патоло-щей (первая и вторая группы) состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, и не больше. В состав группы можно включить здо­ровых детей, желательно родственников аутичных детей.

Этапы и задачи психокоррекционного процесса должны опре­деляться степенью тяжести аффектив­ной патологии, возрастом детей. Жела­тельно включать в группу детей с разницей возраста не больше двух лет. Основные направления психокоррекционной работы с аутич* ными детьми заключаются в следующем:

— ориентация аутичного ребенка во внешний мир; — обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребенка более сложным формам поведения; — развитие самосознания и личности аутичного ребенка. Основные этапы психологической коррекции:Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сен­сорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для за­нятий. Важное значение прида­ется свободной мягкой эмоциональ­ности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психи­ческой активности детей. Решение этой задачи требует от психоло­га умения почувство­вать настроение больного ребенка, понять спе­цифику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведе­ния аутичного ребенка. Это достигается с помо­щью музыкального сопровождения заня­тий и специальных игр, направленных на длительное положитель­ное сосредоточение ребенка. Напри­мер, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.