Неврозы в дошкольном возрасте и проблемы психокоррекции. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Неврозы в дошкольном возрасте и проблемы психокоррекции.

2022-12-30 17
Неврозы в дошкольном возрасте и проблемы психокоррекции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей в возрасте от двух до семи лет чаще всего возникают неврозы и неврозоподобные состояния.

Основными проявлениями заболевания являются отказ от еды (анорексия) и нервные рвоты, заикание, ночное недержание мочи, насильствен­ные движения (тики), страхи и т. д.

Развитие неврозов чаще всего происходит вследст­вие психотравмы, неблагоприятных условий среды и воспитания (длительная конфликтная обстановка в семье или неожиданный испуг). Невротические проявления всегда сопровождаются расстрой­ствами вегетативной нервной системы и внутрен­них органов: учащением или замедлением пульса, потливостью или сухостью кожных покровов, тошнотой и даже рвотой, запорами или поносами и другими многочисленными болезненными проявлениями. Продолжительность неврозов различна. Наблюдаются как непродолжительные формы от одного до нескольких месяцев, так и затяжные формы, иногда по нескольку лет. В каждом случае длительность заболевания зависит от различных факторов: повторных психотравм, неправильного воспитания ребенка в семье, ранее перенесенных или сопутствующих острых и хронических заболеваний, ранней органической недостаточности головного мозга, особенностей личности и др. Анорексия – форма невроза у детей дошкольного возраста, проявляющаяся в отказе от еды, что вызывает большое беспокойство у родителей. К плохому аппетиту иногда присоединяются и нервные рвоты после еды. Под нервной анорек­сией понимают те случаи отсутствия аппетита, при которых ребенок соматически здоров. Такое расстройство может развиться у ребенка под влиянием различных обстоятельств.

Ночное недержание мочи Ночное недержание мочи, или энурез, – это болезненное состояние, требующее лечения и внимательного отношения родителей. Чаще наблюдается у дошкольников, реже у детей школьного возраста. аще всего ночное недержание мочи возникает у детей с врожденной нервностью, при неблагоприятной травмирующей обстановке в семье, недостаточном гигиеническом воспитании или как результат задержки развития центров, формирующих функцию мочевого пузыря. Невроз навязчивых движений (тики) представляет собой насильственные, непроизвольные сокраще­ния мышц лица или шеи. Они не беспорядочны и внешне напоминают собой целенаправленные, но производимые ребенком в данный момент без всякой цели движения. Невротические тики нередко возникают у ребенка под влиянием различных переживаний: у одних – сразу же после испуга, у других – постепенно под влиянием постоянной неблагоприятной психотравмирующей обстановки.

Возникновение неврозоподобных тиков не связано с психической травмой и часто сочетается с другими проявлениями болезни

Заикание – это сложное расстройство речи, которое характеризуется нарушением плавности и согласованности речевых движений и сопровожда­ется судорожными сокращениями речевой мускулатуры. Причин, приводящих к заиканию, много. Часто родители связывают возникновение его с испугом ребенка: внезапный лай собаки, крик петуха, незнакомая страшная игрушка, приход в дом незнакомого человека, грубая ссора в семье, наказание ребенка и т. д. Существует ошибочное мнение, будто бы нервные потрясения, вызванные испугом, являются единственной причиной заикания. Хорошо известно, что маленькие дети легко пугаются неожиданных и незнакомых явлений, однако заикание у них не возникает, а если и возникает, то только у немногих. Для его возникновения необходимы предпосылки, предраспо­ложение, соответствующая «почва», на которой оно может возникнуть. Такой «почвой» является слабая нервная система или недостаточно развитые речевые механизмы ребенка.

Проблемы: Будучи психологическими по своей природе, патогенетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отноше­нии неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышен­ного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследова­нии. Задача психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологиче­ское воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка. В современном обществе неуклонно растёт число людей, страдающих психическими расстройствами, среди которых наиболее распростра­нёнными являются депрессии, нев­розы.Решение прийти на консультацию к психотера­певту всегда даётся с трудом, ведь большинство людей считает, что депрессия, тревога, неврозы - это проблемы, избавиться от которых можно самостоятельно. Большинство- просто стесняются своей проблеммы, и боятся огласки.

 

28. Арт-терапия как метод коррекции неврозов у детей. Арт-терапия представляет собой специализиро­ванную форму психотерапии, основанную на изобразительном ис­кусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовы­ражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды про­дуктивной деятельно­сти ребенка как лепка, аппликация, изготов­ление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В практике вы­деляются две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пас­сивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картины, подел­ки, т. е. потребляет художествен­ные произведения. При активной арт-терапии ребенок сам создает продукты деятельности. В отечественной психологии методы арт-терапии использо­вались в коррекции неврозов у детей (А. И. Захаров). А. И. Захаров выделяет несколько этапов коррекции страхов у детей методом рисования: 1) За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психо­логу и показывают их в группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызы­вает у него интерес к рисованию.
2) На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. Психолог анализирует тему ребенка, кото­рая имеет диагности­ческую значимость. 3) На третьем этапе занятий детям предлагаются тематичес­кие рисунки: «в детском саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страш­ный день». 4) Четвертый этап занятий направлен на устране­ние страхов. Психолог совместно с ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их. В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз дол­жен выражать одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполнен­ное задание. Через несколько дней психолог проводит индивидуаль­ное обсуждение рисунков. Ребенку последова­тельно показывают его рисунки и спрашивают, боится ли он теперь. Отрицание ребенка обяза­тельно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог предлагает ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к пре­одолению страха.
Занятия по рисуночной терапии могут быть структурирован­ные и неструктурированные. При структурированных занятиях тема рисования предлагается психологом. После окончания заня­тий рисунки обсуждаются совместно с детьми. При неструктури­рованных занятиях дети самостоя­тельно выбирают тему.
Важным принципом арт-терапии является обязатель­ное одо­брение и принятие всех продук­тов изобразительной деятельнос­ти ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

 

29. Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями. Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нару­шениями, а именно неврозами и неврозоподобными состоя­ниями. Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают не­врозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и за­рубеж­ных психологов неврозы рассматриваются как болезни лич­ности, как особая форма личностного развития. Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.
Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциаль­ность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуаль­ная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неиз­бежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Авторами были предложены две формы игровой терапии: на­правленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игро~ терапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Нена­правленная (недирективная) игротера­пия проходит в форме сво­бодной игры ребенка, что способствует большему самовыраже­нию, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
1. Способствует развитию самовыражения ребенка.
2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональ­ный дис­комфорт.
3. Формирует саморегулирующие процессы.
В направленной (директивной) игровой психокоррек­ции пси­холог является центральным звеном в игре, его функции заключа­ются в организации игры, в анализе ее символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.
Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на формирование у него позитивных отношений со свер­стниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необхо­димо разработать сюжет игры, выбрать игровой материал, сформи­ровать группу детей и спланировать игровые ситуации. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка.
Основной целью игр-драматизаций также явля­ется коррек­ция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры-драмати­зации должна предшество­вать подготовительная работа. Психо­лог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоз­дать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попада­ют персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персо­нажа, уподобляется ему.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.