Методика (значение и функции) проверки и оценки знаний учащихся по физике. Методы, формы, средства. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методика (значение и функции) проверки и оценки знаний учащихся по физике. Методы, формы, средства.

2022-12-30 41
Методика (значение и функции) проверки и оценки знаний учащихся по физике. Методы, формы, средства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение и функции проверки и оценки достижений учащихся

В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет:

- установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения,

- соответствие их требованиям на каждом этапе обучения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Получив объективную картину качества усвоения учащимися учебного материала, учитель может целесообразно строить дальнейшее обучение и своевременно его корректировать. В этом одна из важнейших функций проверки знаний учащихся, называемая контролирующей.

Помимо контролирующей функции проверка знаний и умений выполняет обучающую функцию. В частности, при проверке знания учащихся уточняются, систематизируются. Отвечая на поставленные учителем вопросы, учащиеся учатся выделять главное, основное в учебном материале; применяя знания, они приобретают определенные умения.

Проверка знаний и умений позволяет развивать познавательные способности учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Проверка знаний и умений выполняет и определенные воспитывающие функции. Она дисциплинирует учащихся, приучает их к систематической регулярной работе, развивает чувство ответственности за свой труд. Проверка знаний способствует формированию таких черт личности, как настойчивость в преодолении трудностей, воля, упорство.

Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

Методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся по физике

В зависимости от цели урока или цели проверки могут использоваться различные методы, формы и средства его проведения. Традиционные методы проверки знаний и умений представлены на схеме.

Кроме традиционных методов проверки знаний и умений в настоящее время все большее распространение получает проверка с помощью заданий тестового типа, или тестовая проверка.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: компьютерное тестирование, рабочие тетради, физические диктанты, игровые формы контроля (лото).

Тесты позволяют количественно измерять уровень знаний Учащихся, что важно, поскольку в этом случае обеспечивается необходимая точность и объективность проверки.

Используемые в практике работы школы задания не совсем соответствуют требованиям, предъявляемым к тестам, и это несоответствие проявляется прежде всего в том, что они не отнесены к определенной норме, что затрудняет строгий количественный учет.

В дальнейшем нами под тестами будут пониматься задания тестового типа или задания для оперативного контроля.

По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа).

В свою очередь эти тесты делятся на альтернативные, множественного и перекрестного выбора.

Альтернативные тесты предполагают выбор ответа из двух возможных (да-нет, либо-либо).

Тесты множественного выбора содержат ряд ответов, среди которых один абсолютно правильный, другие - неполные, неточные или содержат типичные ошибки учащихся.

Ошибочных ответов не содержит и тест перекрестного выбора. Он представляет собой группу однородных заданий и группу ответов, среди которых нужно найти ответ, соответствующий каждому заданию.

При выполнении таких заданий выборочный метод дает возможность быстрее усваивать изучаемые явления, понятия и законы, лучше понимать их общие и отличительные черты, легче классифицировать конкретные явления по тем или иным основаниям.

Указанная классификация тестовых заданий содержит в своей основе формальный признак. Задания могут также различаться по характеру деятельности учащихся при их выполнении.

В настоящее время разработаны специальные контролирующие программы, позволяющие с помощью компьютера с использованием заданий тестового типа достаточно оперативно осуществить проверку знаний учащихся и сразу же информировать учащихся и учителя о результатах учебной деятельности.

2.Планирование работы учителем. Годовой и календарно-тематический планы. Подготовка учителя к уроку.

Календарно – тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

1. Общие положения.

 

1.1. Календарно – тематическое планирование (КТП) является обязательным документом учителя – предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива.

1.2. Календарно – тематическое планирование составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы, федеральным компонентом государственного стандарта образования, рабочей программой.

1.3. Настоящее Положение устанавливает единую форму планирования педагогической деятельности учителя на учебный год и призвано обеспечить:

- права учащихся на получение образования не ниже государственного стандарта в соответствии с п.4 ст.50 Закона РФ «Об образовании»;

- права учителей на свободу творчества (ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и ст.44 Конституции РФ);

- права руководителей учреждения на осуществление контроля за соблюдением законодательства (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»);

1.4. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

3. Требования к оформлению календарно – тематического планирования

 

- название документа (календарно-тематический план).

- название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

- класс;

- учебный год.

- Ф. И. О. Учителя.

- название школы

- реквизиты рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования

 

Пояснительная записка включает в себя:

- перечень нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих преподавание учебного предмета;

- материалы учебно-методического комплекта (учебники, учебные пособия, рабочие тетради по предмету и т.д.), обеспечивающие полноту изучения учебной дисциплины, рекомендуемая для учителя литература (методические рекомендации по изучению курса); Список литературы включает библиографические описания изданий с указанием автора, названия книги, места и года издания.

 

- инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся;

- контроль по предмету;

- лабораторные и практические работы, предусмотренные программой;

В пояснительной записке должна быть отражена специфика работы в конкретном классе, особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и др.

 

Форма составления календарно – тематического планирования должна быть следующей:

 

№ урока Дата проведения урока Тема урока (раздела) Количество

Часов Практическая часть (если есть) Примечания

При составлении КТП дата проведения урока планируется заранее, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока.

- по физике, химии, биологии - контрольные и лабораторные работы, тесты;

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию,

Учитель имеет право по своему усмотрению включить в КТП графы, необходимые для работы: домашние задания, тип урока, задачи, контроль.

В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученнности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

Содержание плана учебного предмета должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.

 

Подготовка учителя к уроку.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.

1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.

2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).

3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.

Разработка плана урока.

План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.

Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.

В плане указывается:

1. – тема,

- тип,

- вид.

2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).

3. Оборудование.

4. Литература.

5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).

Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.

Учителя математики, физики, химии, информатики и др. Дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.

Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.

Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.

 

3.Деятельность учителя при подготовке к проверке знаний, умений, навыков учащихся. Виды проверки знаний. Особенности проверки знаний в старшем школьном возрасте. Методика проведения зачета по физике.

Деятельность учителя при подготовке к проверке достижений учащихся

Проверка знаний и умений учащихся наиболее полно выполняет свои функции в том случае, если она проводится в определенной системе, в связи со всем учебным процессом, поскольку только применение различных методов проверки, их разумное сочетание позволяет всесторонне проверить знания и умения учащихся и дать им объективную оценку. Поэтому проверка знаний и умений учащихся должна планироваться и представлять собой определенную систему.

Составляя календарно-тематические планы, учитель предусматривает в них место и метод проверки, определяет, какие знания и умения должны быть проверены. Для этого:

- проводится структурный и содержательный анализ темы,

- выделяются элементы знаний (явления, понятия, величины, зависимости, законы, приборы и т.д.), которые на том или ином этапе обучения должны быть усвоены учащимися,

- выделяются умения (конкретные пред­метные и общеучебные), которые у них должны быть сформированы.

Затем определяется требуемый уровень усвоения того или иного элемента знаний и сформированности того или иного умения.

То же относится и к умениям: в одних случаях учащиеся должны уметь выполнять деятельность по образцу под руководством учителя, в других случаях - выполнять деятельность по образцу самостоятельно, в третьих - переносить умения в знакомую ситуацию, в четвертых - переносить умения в незнакомую ситуацию.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся могут прово­диться на различных этапах учебного процесса. В дидактике различают предварительную, текущую, периодическую и итоговую проверки.

Предварительная проверка проводится с целью выявления исходного уровня знаний учащихся перед объяснением нового материала.

Текущая проверка осуществляется на всех этапах усвоения учебного материала.

Периодическая проверка проводится после изучения темы, раздела курса физики или в конце учебной четверти.

Итоговая проверка имеет место в конце изучения курса (в конце учебного года).

В конце учебного года в каждом классе обычно проводится обобщающая контрольная работа, цель которой - проверить прочность знаний учащихся по основным вопросам, изученным в данном классе, и качество сформированных умений.

Для обеспечения большей самостоятельности учащихся при выполнении контрольной работы составляют несколько вариантов заданий. Эти варианты должны быть равноценными, содержать типичные задачи, соответствующие требованиям стандарта, а также более сложные, комбинированные. Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку, иначе утрачивается обучающая функция проверки. Результаты выполнения работ необходимо тщательно анализировать причем следует обращать внимание учащихся не только на допу­щенные ошибки, но и на хорошо выполненные и оформленные работы.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.