Особенности проверки знаний и умений учащихся по физике в основной и средней школе. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности проверки знаний и умений учащихся по физике в основной и средней школе.

2022-12-30 33
Особенности проверки знаний и умений учащихся по физике в основной и средней школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При определении метода или формы проверки знаний и умений учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся.

Устная проверка приемлема на любом этапе обучения физике. Однако учащиеся средних классов затрудняются построить связный рассказ о физическом явлении, поэтому в основной школе, особенно в 7 классе, чаще применяется фронтальная устная проверка знаний.

Это не означает, что индивидуальный опрос не надо проводить, напротив, он должен все время практиковаться, и долю его в общей системе проверки следует по­стоянно увеличивать. Постепенно следует приучать учащихся пользоваться доской, физическими приборами.

При устном индивидуальном опросе в основной школе тему обычно разбивают на более мелкие части, чем в старших классах.

В основной школе шире, чем в старшей, следует практиковать физические диктанты и тесты. При этих формах проверки знаний учащимся приходится мало писать, что важно для учащихся 7-8 классов. Кроме того, диктанты и тесты дают возможность проверить зна­ния на том уровне усвоения, который характерен для многих понятий, изучаемых в основной школе. Помимо этого, в 7 и 8 классах есть ряд тем («введение», «первоначальные сведения о строении вещества», «электромагнитные явления»), по которым не предполагается решение задач, запись ответов на качественные вопросы занимает у учащихся много времени, поэтому тесты и физические диктанты оказываются в этом случае весьма удобными формами проверки знаний.

В 7 и 8 классах целесообразно применять различные занимательные формы проверки знаний: чайнворды, кроссворды и т.д. Применение игровых форм проверки повышает интерес уча­щихся к этому этапу учебного процесса, активизирует их работу.

Итоговая проверка знаний в основной школе обычно проводит­ся в форме устного опроса по теме, письменных или практических контрольных работ. В старших классах иногда практикуется такая форма итогового контроля, как зачет.

Зачет проводится по наиболее крупным темам в урочное время. При этом часть учащихся пишет контрольную работу, другие отвечают устно, третья группа работает по специальным дидактическим материалам. Учитель заранее планирует для каждого ученика содержание и метод проверки.

Итоговой проверкой знаний и умений учащихся по физике является экзамен, который может проводиться после окончания основной и полной средней школы. Экзамен по физике не входит в число обязательных, однако он может предлагаться как региональный, тогда его сдают все учащиеся. Если этот экзамен в число региональных не входит, то он сдается учащимися по выбору. При этом для учащихся классов физико-математического профиля он обязателен.

Таким образом, появляется возможность проверить знания учащихся и их теоретические или практические умения. Если экзамен по физике проводится как ре­гиональный, то билеты составляются департаментом образова­ния. Школа может расширить содержание билетов (но не сузить) и утвердить их в департаменте образования. Если проводится эк­замен по физике по выбору учащихся, то билеты составляются в школе и утверждаются администрацией. Содержание билетов до­водится до сведения учащихся за несколько недель до экзамена.

Свой ответ ученик иллюстрирует графиками, чертежами, записями. Желательно, чтобы ответ сопровождался демонстрацией опытов. С этой целью учитель заранее готовит необходимые приборы и выставляет их на демонстрационный стол.

 

Методика проведения зачета по физике.

Зачет является одной из форм итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся. Урок, организованный в форме зачета, становится, как показала практика работы учителей физики, все более популярным видом урока контроля и коррекции знаний. В чем же состоит отличие зачета от традиционно принятых форм контроля? Чем объясняется интерес учителей к этому новому виду урока?

Прежде всего, привлекает в зачете возможность массовой проверки знаний и умений учащихся. Контролируются и оцениваются на таком уроке все ученики класса. сегодня это урок, на котором работают и оцениваются все ученики.

Достаточно высокая степень объективности оценок учащихся также является существенным положительным моментом зачета.

Достоинством зачета является также и то обстоятельство, что на таком уроке происходит комплексная проверка достижений учащихся: оцениваться могут не только теоретические знания, но и умения, как практические, так и общеучебные (умение решать задачи, различные экспериментальные умения, умение составить план ответа или практической работы, умение работать с книгой, справочником как на занятии, так и дома и многое другое в зави­симости от целей урока и требований программы).

Опыт работы учителей и появившиеся за последнее время публикации показывают, что существует очень много форм организации зачетных уроков. Большая вариативность зачетов позволяет учителю организовать урок, учитывая особенности класса, уровень его подготовки и обучаемости. Кроме того, удачно организованные зачетные уроки всегда вносят элемент новизны учебный процесс, чем повышают интерес школьников к предмету, увеличивают их ответственность при подготовке к итоговому зачету, т.е. в целом оказывают благоприятное воспитательное воздействие на учащихся.

И, наконец, следует еще отметить, что зачет - как почти все другие формы проверки знаний и умений учащихся - выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Особенно ярко бывают выражены обучающие функции зачетного заня­тия в тех случаях, когда в него привносятся элементы обобщающего урока.

В выпускных классах основной или средней школы следует ис­пользовать зачетные уроки для подготовки к выпускным экзаме­нам (если таковые предполагаются), обобщая по возможности материал текущий и пройденный ранее - на предыдущих этапах обучения физике.

Итак, зачет - это массовая форма проверки знаний и умений учащихся, организуемая на уроке в учебное время. В зависимости от целей урока и объема контролируемого учебного материала на зачет выделяется 1-2 учебных часа.

Важным моментом организации зачета - и для учителя и для учащихся - является подготовка к нему.

Прежде всего, необходимо определить наиболее важные вопросы Учебного материала, которые будут вынесены на зачет. Эти вопросы должны быть предъявлены учащимся заранее, может быть, за несколько уроков или же в самом начале изучения темы.

Часть этих задач, а в каких-то случаях и все, решаются в процессе изучения материала в классе или дома; главное здесь заключается в том, что школьники заранее знают, какие типы задач будут включены в зачет. К зачету учителем должны быть подготовлены все дидактические материалы, раздаточный материал, лабораторное и демонстрационное оборудование и пр., т.е. все, что будет использовано на уроке.

Особой задачей учителя при подготовке к зачету является выделение среди учеников класса и подготовка группы помощников (если их помощь потребуется на уроке). Число помощников (ассистентов) может быть разным, и зависит оно от формы организации зачета и особенностей контролируемого учебного материала.

Учитель должен удостовериться в знаниях своих помощников, проинструктировать каждого о его деятельности во время зачета. Некоторые учителя готовят для своих ассистентов специальные карточки, в которых во время зачета фиксируются фамилии отвечающих учеников, номера вопросов, оценки за ответы вносятся какие-либо замечания.

Эти карточки могут вручаться и отвечающему ученику, двигающемуся по определенному «маршруту» во время зачета. В конце зачета учитель собирает карточки и ставит итоговую оценку (она может быть не одна).

Следующий важный момент подготовки учителя к уроку - это разработка «маршрута» каждого ученика во время зачета и определение времени для каждого вида работы. Учитель должен до минуты рассчитать каждый этап урока и работу каждого ученика и требовать неукоснительного соблюдения «маршрута» и режима - в противном случае может произойти срыв всей тщательно спланированной работы на уроке.

Также очень важно сформировать у учащихся умение слушать, анализировать и оценивать работу товарищей.

Подготовка учащихся к зачетному уроку в основном заключается в повторении учебного материала в соответствии с предложенным учителем планом или системой вопросов. Она может включать и подготовку к решению задач, и повторение лабораторных или практических работ.

Возможны и специальные зада­ния перед зачетом, предполагающие, например, составление какой-то таблицы обобщающего характера, повторение экзаменационного материала или материала других тем или разделов. Поскольку зачетный урок может включать элементы самостоятельной домашней работы - сообщение докладов, интересной дополнительной информации, результатов каких-либо исследований, подготовка к зачету требует и индивидуальной работы школьников под руководством учителя.

Билет №6


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.