Технология обучения решению физических задач. Аналитический и синтетический метод решения задач. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Технология обучения решению физических задач. Аналитический и синтетический метод решения задач.

2022-12-30 38
Технология обучения решению физических задач. Аналитический и синтетический метод решения задач. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аналитико-синтетический метод в решении физических задач

Аналитико-синтетический метод - основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления.

Анализ: Чтобы определить давление трактора на почву, надо знать действующую на него силу тяжести, и площадь опоры. Сила тяжести в задаче не дана, площадь опоры не указана. Для определения общей площади опоры, т.е. площади опорной части двух гусениц, надо узнать площадь опоры одной гусеницы и умножить ее на два. Площадь одной части одной гусеницы можно определить, так как известны ее ширина и длина. Силу тяжести, действующую на трактор, можно найти по известной его массе.

Синтез: Рассуждение ведут в обратном порядке, в его ходе составляют план решения и производят необходимые вычисления. Последовательность рассуждения примерно следующая. Зная ширину длину опорной части гусеницы, можно определить опорную площадь одной гусеницы. Для этого надо длину на ширину. Зная опорную площадь одной гусеницы, можно определить общую площадь опоры трактора. Для этого надо найденную площадь, т.е. площадь опорной части одной гусеницы, умножить на два. Зная массу трактора, находят силу тяжести, действующую на него. По силе тяжести и площади опоры можно определить давление трактора на почву. Для этого силу тяжести надо разделить на площадь опоры.

 

Технология обучения решению физических задач

первый этап – обеспечение учащихся необходимыми знаниями. При решении стандартных задач по физике таковыми являются: 1) знание физических формул; 2) знание единиц физических величин; 3) умение выполнять алгебраические преобразования и вычисления.

Второй этап – решение нескольких типовых задач у доски, их количество определяет учитель в зависимости от условий конкретной учебной ситуации. во время решения задач ученики ничего не пишут, а лишь сосредотачиваются на существе решения. После того как задача или несколько задач оформлены на доске, ученики могут задать вопросы. После ответов на них решение с доски стирается, и учащиеся воспроизводят решение в тетрадях по памяти с последующей его проверкой учителем или взаимопроверкой

Билет №7

Формы организации учебной работы по физике. Типы уроков, структура уроков различных типов. Требования к современному уроку.

уроки, семинары, конференции, лекции, практикумы, экскурсии, факультативы.

 

Типы уроков, структура уроков различных типов.

· урок изучение нового материала;

  1. Вступительные упражнения учеников. Учитель выясняет степень готовности учеников к уроку. Ученики активизируют свои знания, необходимые для данного урока.
  2. Актуализация знаний учеников, создание проблемной ситуации, необходимой для данного урока.
  3. Исследование проблемы известными средствами.
  4. Подведение итогов и формулировки выводов.
  5. Упражнения на применение добытых знаний, закрепления знаний.
  6. Домашнее задание.

· урок применение знаний на практике;

1. Вступительные упражнения.

2. Практические упражнения учеников из новой темы.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание.

· урок закрепление и повторение учебного материала;

1. Анализ отдельных физических явлений и законов за темой, что повторяется.

2. Рефераты или сообщение учеников. Обсуждение.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание.

· урок контроля и учета знаний;

1. Краткое повторение для актуализации знаний учеников и инструктаж учителя.

2. Самостоятельное выполнение учениками контрольных заданий.

3. Оценка работы учеников.

· комбинированный урок.

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний учеников.

3. Подача нового материала.

4. Закрепление

5. Домашнее задание.

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

· четкое формулирование триединой дидактической цели;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

· выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

· учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

· применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока.

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

· особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

· возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

· планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

· проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

· дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

· температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;

· физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

· освещение;

· предупреждение утомления и переутомления;

· чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

· своевременное и качественное проведение физкультминуток;

· соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

· соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

· урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

· темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

· необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

· доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

· обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

· учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.