Задачи обучения физике в школе. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Задачи обучения физике в школе.

2022-12-30 55
Задачи обучения физике в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет №1

Задачи обучения физике в школе.

  1. дать учащимся систему знаний, включающую основы физики на современном уровне ее развития: описание физических явлений; важнейшие законы, касающиеся различных форм движения материи; главные физические теории; фундаментальные опыты и факты, подтверждающие их; сведения из истории физики о развитии основных представлений и главнейших открытиях; методы исследования физических явлений и, наконец, практические применения рассматриваемых закономерностей.
  2. в процессе изучения материала не только обогатить память учащихся, но и развить их мышление и творческие способности.
  3. формировать научное диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, которое включает: установление материальности физических явлений, раскрытие связей между явлениями и объективного характера физических законов, возможности познания законов природы и использования их для ее преобразования; показ диалектического характера процесса познания окружающего мира; создание у учащихся представлений о современной научной картине мира.
  4. осуществлять политехническое образование учащихся, подготовку их к сознательному выбору профессии.

Ни одна из этих задач не может быть решена изолированно от других. Все они осуществляются в процессе преподавания в тесной взаимосвязи и единстве.

 

Документы, регламентирующие учебный процесс в общеобразовательных учебных учреждениях.

Все документы, регламентирующие организацию образовательного процесса можно объединить в 4 группы:
- федеральные
- региональные
- муниципальные
- образовательного учреждения

1. Федеральные документы.
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение об образовательном учреждении
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
- Государственный стандарт общего образования и Федеральный базисный учебный план
- Федеральные законы, постановления правительства и министерства науки и образования в области общего образования.

2. Региональные документы:
Закон N области «Об образовании в N области»
Постановления, приказы, распоряжения правительства N области и Департамента образования N области в области общего образования.
3.Муниципальные документы
Постановления, приказы, распоряжения администрации N района и отдела образования администрации N района в области общего образования.
4.Документы образовательного учреждения.
- Устав школы с локальными актами

-Приказы по школе

-Учебный план на текущий учебный год

-Целевые программы, принятые в школе

 

 

Билет №2

Билет №3

1.Структура и содержание курса физики средней общеобразовательной школы. Принципы отбора содержания и его структурирования.

Общеобразовательный курс физики представляет собой основы физики - науки. В его содержание входят: факты, понятия, законы, теории, модели, фундаментальные опыты, методы, методы физика и специфические правила и приемы мыслительной и практической деятельности, практические применения физики, исторические сведения о различных этапах развития физики, жизни и деятельности выдающихся ученых.

 В содержании курса отражены все элементы физических теорий: эмпирический базис, модели, система величин, система эмпирически полученных законов, основные законы, постулаты и принципы, следствия, границы применимости физических законов и теорий, соотношение между теориями различной степени общности. В содержании представлен материал, позволяющий познакомить учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами технологических процессов, работы приборов, технических устройств. Программа отражает экспериментальный характер физики-науки: в ней предусмотрено большое число демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

Принципы отбора содержания и его структурирования.

Модель учебного предмета «физика» включает два блока: содержательный и процессуальный.

В содержательный блок входят основные предметные знания, в данном случае физические, такие, как факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира. В него входят также и вспомогательные внепредметные знания. Иногда вспомогательные знания включают в процессуальный блок, выполняя функции средства усвоения научных знаний, обеспечивающего развитие и воспитание учащихся на базе этих знаний.

В процессуальный блок входят способы теоретической и практической деятельности или, иными словами, умения применять знания к решению разного рода учебных задач. К этому же блоку относятся формы организации процесса формирования у учащихся знаний и умений. Эти формы (урок, лекция, семинар, практикум и др.) в большей степени относятся к учебному предмету, а не к учебному курсу. В программах по физике указаны эти формы в виде лабораторных работ и практикума, а иногда и в виде семинарских занятий.

Существуют общие принципы конструирования содержания. К ним относятся: принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития; принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Помимо названных существуют дидактические и частно-методические принципы конструирования курса физики (отбора содержания и его структурирования).К дидактическим принципам относятся принципы: направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития; научности; систематичности и последовательности; системности; межпредметных связей; связи теории с практикой, обучения с жизнью; политехнизма и профессиональной направленности; наглядности; доступности; индивидуализации и дифференциации; мотивации и создания положительного отношения к учению.

 

 

2.Структура основной образовательной программы (разработка рабочей программы)

Структура основной образовательной программы (таблица 1) состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном (таблица 2).

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Таблица №1

Структура основной образовательной программы (ООП)

 

Название раздела программы Целевой Содержательный Организационный

Состав раздела

Пояснительная записка Программа развития УУД Учебный план
Планируемые результаты освоения ООП Программы отдельных учебных предметов, курсов (программы формирования ИКТ-компетент-ности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования), внеурочной деятельности Система условий реализации ООП (кадровые, финансовые, материально-технические и иные)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Программа воспитания и социализации обучающихся  
  Программа коррекционной работы  

 

Таблица №2

Распре деление частей образовательной программы по разделам ООП

 

Название раздела программы Обязательная часть (% от общего объема ООП) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (% от общего объема ООП)
Целевой 70 30
Содержательный 70 30
Организационный 70 30

 

Реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. Для качественной реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Учитель физики будет принимать участие в составлении основной образовательной программы образовательного учреждения и ему нужно будет представить в целевой раздел ООП ООО цель физического образования, перечень результатов образования, формируемых силами предмета «Физика», систему оценки достижения планируемых результатов.

 

 

Билет №4

1.Факультативные занятия по физике и их виды. Значение и содержание факультативных занятий. Методы, формы и средства обучения на факультативных занятиях.

Факультативные занятия были введены в практику работы школ в 1966 г. для углубления знаний учащихся по предметам, а также для развития способностей и интересов учащихся. Их введение было связано с осознанием необходимости осуществления дифференцированного подхода к учащимся, решения задачи развития их склонностей, способностей и интересов.

Факультативные занятия организуются на добровольной основе, исходя из своих интересов и способностей к тому или другому предмету.

Значение факультативных занятий:

    позволяют развивать склонности и способности учащихся, давая им соответствующую интеллектуальную нагрузку;

    удовлетворять интересы учащихся;

    повышать качество подготовки учащихся к продолжению образования;

    развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность;

    знакомить учащихся с современными достижениями науки и техники;

    формировать общеучебные умения: готовить доклады и представлять их, выполнять рефераты, работать в группе, работать с информацией;

    способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Разработана система факультативных курсов. Она содержит три группы (я так понимаю это и есть виды):

Курсы повышенного уровня. Тесно связаны с основным курсом физики. Основная цель – углубить знания, полученные на уроке. Курсы сочетают теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся.

«Тепловые, электрические и световые явления (8 класс),

«Факультативный курс физики. 9 класс» (Механика),

«Факультативный курс физики. 10 класс» (Молекулярная физика, Электродинамика),

«Факультативный курс физики. 11 класс» (Электродинамика-продолжение, Колебания, Волны, Кванты).

Курсы прикладной физики. Цель – познакомить учащихся с важнейшими путями и методами использования достижений физической науки на практике и развить их интерес к современной технике и технологии. Курсы включают изучение физических основ главных направлений научно-технического прогресса, методы измерений и проведения физико-технических исследований, овладение методами физико-технического моделирования и конструирования.

Например, курс «Физические величины и их измерение» (VII-VIII классы), который позволяет учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями и «Методы физико-технических исследований и измерений» (IX-XI классы).

Спецкурсы. Более глубоко изучают разделы физики и астрономии, играющие важную роль в формировании у учащихся научного мировоззрения. Цель – компенсировать отсутствие некоторых важных тем в программе основного курса. К спецкурсам относятся и межпредметные факультативы, задачей которых является интеграция знаний о природе и обществе, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов.

Факультативные курсы изучаются один год. В особом случае – 2-3 года. Тогда программа каждого года должна быть автономна, т.к. ученики могут начинать заниматься в факультативе в любом году.

Минимальная наполняемость группы – 10 человек.

Содержание факультативных курсов по физике.

Факультативные занятия проводятся по специальным программам, утвержденным Министерством образования. Учителю также дано право работать по собственной программа, которая должна быть утверждена школой.

Основные принципы отбора содержания факультативных курсов по физике:

    связь факультатива с основным курсом;

    отражение в содержании факультативных курсов фундаментальных физических законов и принципов;

    осуществление межпредметных связей;

    реализация принципа политехнизма.

Методы, формы и средства обучения на факультативных занятиях по физике

 

На факультативных занятиях используются различные формы организации обучения, среди них могут быть как теоретические занятия: лекции, семинары, конференции, так и практические: решение задач, фронтальные лабораторные занятия(число фронтальных лабораторных работ включены работы. связанные с выполнением различного рода измерений, с конструированием приборов, исследовательские работы.), физический практикум(Его проведение открывает большие возможности для индивидуализации обучения, учета интересов и склонностей учащихся. В практикуме можно поставить работы, разные по уровню сложности, по характеру деятельности учащихся, по характеру управления их деятельностью. Тематика работ практикума достаточно разнообразна.), экскурсии.

Опыт показывает, что факультативные занятия достигают цели при сочетании различных форм организации обучения. При этом лекции целесообразны в 9-11 классах, причем доля лекционных часов в 9 классе не должна быть большой. В 7-8 классах лекционные занятия неприемлемы в силу возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, более половины учебного времени рекомендуется отводить на практические занятия по решению задач и выполнению лабораторных работ.

    На факультативных занятиях нет необходимости ограничивать время на выполнение той или иной работы. Если учащийся проявляет интерес к какому-то определенному разделу физики, то можно предоставить ему возможность заниматься экспериментальной работой в области своих интересов.

    Некоторые факультативные курсы содержат не физический практикум, а задания по конструированию различных устройств либо дополнительно к физическому практикуму творческие и конструкторские задания.

Работа учащихся по изучению факультативных курсов должна определенным образом оцениваться и учитываться. Основными показателями успешности учащихся является их интерес к занятиям, появление любознательности, смекалки, интуиции. Учитель постоянно фиксирует работу, выполняемую каждым учеником во время занятий, а по окончании курса оценивает ее.

 

Факультативные занятия дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы. Цель прикладных факультативов -- знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современной технике, производству.

 

Внеклассная работа по физике. Содержание и формы внеклассной работы по физике. Виды внеклассной работы: кружки, вечера, олимпиады.

Содержание и формы внеклассной работы

Основу учебной и воспитательной работы составляют обязательные уроки, которые не исчерпывают содержания процесса обучения. Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательного процесса в средней школе. Она сочетается с учебными занятиями, строится на принципе добровольности, ее содержание отвечает интересам учащихся.

Цель. Всестороннее развитие самостоятельности и творчества в области науки и техники, воспитание у учащихся любви к труду, развитие технического творческого мышления, формирование умений и навыков рационализаторской работы.

Задачи. Внеклассные мероприятия по предмету позволяют расширить и углубить знания, пробудить и развить интерес к ее изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники, воспитать инициативу, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные занятия оказывают положительное влияние на отношение учащихся к урокам.

Все внеклассные мероприятия по их содержанию подразделяют на две группы. К первой группе относятся учебные, которые из-за различных обстоятельств проводят во внеурочное время. Они тесно связаны с уроками и направлены на овладение учащимися программного минимума знаний, умений и навыков. Основной формой занятий являются индивидуальные консультации.

Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, которые связаны с предметом, но выходят за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения учащихся по предмету (физике). Основная цель - расширение кругозора, развитие творческих способностей и интереса к физико-техническим знаниям.

Принципы построения внеклассной работы:

-      добровольность выбора учащимися форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом личных интересов;

-      массовый охват учащихся;

-      опора на самостоятельность и инициативу учащихся;

-      общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы;

-      подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы.

Организационные формы:

-      индивидуальная

-      групповая

-      массовая

Планирование внеклассной работы:

-      перечень кружков, которые существуют в школе, фамилии руководителей;

-      обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями;

-      расписание занятий с указанием постоянного места работы кружка;

-      график проведения массовых внеклассных мероприятий;

-      состав учащихся и ответственные за подготовку и проведение массовых мероприятий.

Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:

-      привлечение научной и научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных сотрудников) к работе с учащимися, это школьные и межшкольные научные общества, лектории, научно-технические конференции учащихся, турниры юных физиков и т.д.;

-      развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки и техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетики, вычислительной техники и т.д.);

-      усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с учащимися: гуманизация образования, рассмотрение физических и экологических проблем, изучение вопросов истории физики;

-      отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе, в частности, создание межпредметных кружков, проведение межпредметных конференций и т.д.;

-      поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формированию и развитию активности и творческих способностей (конкурсы, турниры, КВН, диспуты, недели и декады физики, клубы юных физиков и т.д.). 

 

Организация и содержание работы физических и

физико-технических кружков

Основная форма систематической внеклассной работы является предметный кружок: физический, физико-технический, технический. Кружок работает регулярно с постоянным составом учащихся и позволяет учителю решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года.

Гибкость организационных форм кружковой работы, возможность варьировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Максимальный учет склонностей и возможностей каждого ученика – залог успешных результатов в деле развития способностей и формирования устойчивого интереса к предмету.

Три главные направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское – наиболее полно проявляется именно в кружковой работе.

Для успешного руководства кружком учитель должен:

-      обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями в области физики и техники;

-      иметь определенный минимум практических умений и навыков;

-      обладать навыками в конструировании приборов, технических устройств и моделей;

-      владеть основами методик организации и проведения различных внеклассных мероприятий.

Руководитель школьного физико-технического кружка, выбирая увлекательную тему и разрабатывая ее, должен так строить работу, чтобы учащиеся сталкивались с цепочкой трудностей и осуществляли творческую деятельность. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

Программы для кружков составляются преимущественно в двух вариантах на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 45 минут (для старшеклассников целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.

На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть – докладам, выступлениям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями можно проводить индивидуальные консультации.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Опыт вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность показывает, что эффективность ее зависит от выполнения ряда основных педагогических требований, и в первую очередь от посильности предлагаемых учащимся творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса.

Требования результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность.

Для распространения влияния кружковой работы на большее число учащихся можно сделать посещение занятий кружка открытым для всех учащихся. Кружок (особенно кружок старшеклассников) может стать центром всей внеклассной работы по физике в школе. Участники широко привлекаются к организации и проведению олимпиадных вечеров и технических выставок.

Массовые формы внеклассной работы по предмету: технические конференции, организации вставок, конкурсы и олимпиады, вечера по физике.

Технические конференции. Цель – популяризация новейших достижений производства, передовых методов, ознакомление с новыми образцами, вопросами организации производства.

Организация выставок. Одна из самых распространенных форм пропаганды технического творчества по предмету – это выставка. Она является отражением творческой деятельности учащихся, показывает развитие учащихся в ходе творческой деятельности.

Выставки могут быть самые разнообразные.

Перед закрытием выставки жюри подводит итог.

Конкурсы и олимпиады. Данные виды внеклассной работы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной, республиканский. На школьном туре олимпиады участвуют все желающие, далее – победители. По охвату учащихся олимпиады и конкурсы являются наиболее массовыми формами внеклассной работы.

Вечер по физике. По итогам работы кружка может быть проведен вечер по предмету. Это достаточно трудоемкое, но эффективное массовое мероприятие, на подготовку которого нужно в среднем 6-7 недель. В его организации участвуют многие учащиеся из разных классов и прежде всего активисты физических кружков. В процессе подготовки решается широкий круг учебных и воспитательных задач. Проведение вечера является итогом большой творческой работы, который проводится публично и оценивается всеми присутствующими. Это позволяет воспитывать чувство долга, ответственности, товарищества. И еще одно важное правило проведение вечера: его приглашенные должны быть не зрителями, а активными участниками.

 

Билет №5

Зачет является одной из форм итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся. Урок, организованный в форме зачета, становится, как показала практика работы учителей физики, все более популярным видом урока контроля и коррекции знаний. В чем же состоит отличие зачета от традиционно принятых форм контроля? Чем объясняется интерес учителей к этому новому виду урока?

Прежде всего, привлекает в зачете возможность массовой проверки знаний и умений учащихся. Контролируются и оцениваются на таком уроке все ученики класса. сегодня это урок, на котором работают и оцениваются все ученики.

Достаточно высокая степень объективности оценок учащихся также является существенным положительным моментом зачета.

Достоинством зачета является также и то обстоятельство, что на таком уроке происходит комплексная проверка достижений учащихся: оцениваться могут не только теоретические знания, но и умения, как практические, так и общеучебные (умение решать задачи, различные экспериментальные умения, умение составить план ответа или практической работы, умение работать с книгой, справочником как на занятии, так и дома и многое другое в зави­симости от целей урока и требований программы).

Опыт работы учителей и появившиеся за последнее время публикации показывают, что существует очень много форм организации зачетных уроков. Большая вариативность зачетов позволяет учителю организовать урок, учитывая особенности класса, уровень его подготовки и обучаемости. Кроме того, удачно организованные зачетные уроки всегда вносят элемент новизны учебный процесс, чем повышают интерес школьников к предмету, увеличивают их ответственность при подготовке к итоговому зачету, т.е. в целом оказывают благоприятное воспитательное воздействие на учащихся.

И, наконец, следует еще отметить, что зачет - как почти все другие формы проверки знаний и умений учащихся - выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Особенно ярко бывают выражены обучающие функции зачетного заня­тия в тех случаях, когда в него привносятся элементы обобщающего урока.

В выпускных классах основной или средней школы следует ис­пользовать зачетные уроки для подготовки к выпускным экзаме­нам (если таковые предполагаются), обобщая по возможности материал текущий и пройденный ранее - на предыдущих этапах обучения физике.

Итак, зачет - это массовая форма проверки знаний и умений учащихся, организуемая на уроке в учебное время. В зависимости от целей урока и объема контролируемого учебного материала на зачет выделяется 1-2 учебных часа.

Важным моментом организации зачета - и для учителя и для учащихся - является подготовка к нему.

Прежде всего, необходимо определить наиболее важные вопросы Учебного материала, которые будут вынесены на зачет. Эти вопросы должны быть предъявлены учащимся заранее, может быть, за несколько уроков или же в самом начале изучения темы.

Часть этих задач, а в каких-то случаях и все, решаются в процессе изучения материала в классе или дома; главное здесь заключается в том, что школьники заранее знают, какие типы задач будут включены в зачет. К зачету учителем должны быть подготовлены все дидактические материалы, раздаточный материал, лабораторное и демонстрационное оборудование и пр., т.е. все, что будет использовано на уроке.

Особой задачей учителя при подготовке к зачету является выделение среди учеников класса и подготовка группы помощников (если их помощь потребуется на уроке). Число помощников (ассистентов) может быть разным, и зависит оно от формы организации зачета и особенностей контролируемого учебного материала.

Учитель должен удостовериться в знаниях своих помощников, проинструктировать каждого о его деятельности во время зачета. Некоторые учителя готовят для своих ассистентов специальные карточки, в которых во время зачета фиксируются фамилии отвечающих учеников, номера вопросов, оценки за ответы вносятся какие-либо замечания.

Эти карточки могут вручаться и отвечающему ученику, двигающемуся по определенному «маршруту» во время зачета. В конце зачета учитель собирает карточки и ставит итоговую оценку (она может быть не одна).

Следующий важный момент подготовки учителя к уроку - это разработка «маршрута» каждого ученика во время зачета и определение времени для каждого вида работы. Учитель должен до минуты рассчитать каждый этап урока и работу каждого ученика и требовать неукоснительного соблюдения «маршрута» и режима - в противном случае может произойти срыв всей тщательно спланированной работы на уроке.

Также очень важно сформировать у учащихся умение слушать, анализировать и оценивать работу товарищей.

Подготовка учащихся к зачетному уроку в основном заключается в повторении учебного материала в соответствии с предложенным учителем планом или системой вопросов. Она может включать и подготовку к решению задач, и повторение лабораторных или практических работ.

Возможны и специальные зада­ния перед зачетом, предполагающие, например, составление какой-то таблицы обобщающего характера, повторение экзаменационного материала или материала других тем или разделов. Поскольку зачетный урок может включать элементы самостоятельной домашней работы - сообщение докладов, интересной дополнительной информации, результатов каких-либо исследований, подготовка к зачету требует и индивидуальной работы школьников под руководством учителя.

Билет №6

Билет №7

Формы организации учебной работы по физике. Типы уроков, структура уроков различных типов. Требования к современному уроку.

уроки, семинары, конференции, лекции, практикумы, экскурсии, факультативы.

 

Типы уроков, структура уроков различных типов.

· урок изучение нового материала;

  1. Вступительные упражнения учеников. Учитель выясняет степень готовности учеников к уроку. Ученики активизируют свои знания, необходимые для данного урока.
  2. Актуализация знаний учеников, создание проблемной ситуации, необходимой для данного урока.
  3. Исследование проблемы известными средствами.
  4. Подведение итогов и формулировки выводов.
  5. Упражнения на применение добытых знаний, закрепления знаний.
  6. Домашнее задание.

· урок применение знаний на практике;

1. Вступительные упражнения.

2. Практические упражнения учеников из новой темы.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание.

· урок закрепление и повторение учебного материала;

1. Анализ отдельных физических явлений и законов за темой, что повторяется.

2. Рефераты или сообщение учеников. Обсуждение.

3. Обобщение.

4. Домашнее задание.

· урок контроля и учета знаний;

1. Краткое повторение для актуализации знаний учеников и инструктаж учителя.

2. Самостоятельное выполнение учениками контрольных заданий.

3. Оценка работы учеников.

· комбинированный урок.

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний учеников.

3. Подача нового материала.

4. Закрепление

5. Домашнее задание.

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

· четкое формулирование триединой дидактической цели;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

· выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

· учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

· применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока.

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

· особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

· возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.