Творчество Бернарда Шоу как новый этап в — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Творчество Бернарда Шоу как новый этап в

2022-12-20 132
Творчество Бернарда Шоу как новый этап в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитии английской драмы

                                  План

· «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан» в контексте творчества Бернарда Шоу.

· Отношение Шоу к художественным открытиям Ибсена.

· «Дом, где разбиваются сердца» как драма дискуссия.

· Смысл подзаголовка пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

· Тема английской интеллигенции в пьесе.

· Особенности поэтики пьесы.

 

                       Консультации

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) – английский драматург, критик и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1925). Шоу наряду с Ибсеном, Метерлинком, Стриндбергом, Золя, Гауптманом, - крупнейший представитель европейской «новой драмы».

Наиболее значительные драматические произведения Шоу, написанные на рубеже XIX-XX вв., составили три цикла пьес: «Неприятные пьесы» (1898), «Приятные пьесы» (1898) и «Три пьесы для пуритан» (1901). В них Шоу преодолевает внешний драматизм «старой» драмы. Его пьесы построены на драматизме простых, бытовых ситуаций и на столкновении не характеров, но различных взглядов, жизненных позиций, идеалов. Так, в «Профессии миссис Уоррен» (1894) «правда» главной героини пьесы, представительницы самой древней профессии миссис Уоррен сталкивается с «правдой» её дочери Виви. В «Пигмалионе»(1913) бездушному интеллектуализму профессора Хиггинса противопоставлена убеждённость Элизы Дулиттл в том, что достоинство человека не определяется лишь его интеллектуальными возможностями.

Шоу разрабатывает новую жанровую разновидность драмы – «пьесу-дискуссию», интеллектуальную драму. Одним из наиболее ярких образцов этого жанра стала пьесы «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1919). Пьеса была любимым произведением Шоу. Он долго не давал её читать никому из друзей. Между тем премьера драмы, состоявшаяся осенью 1921 г. в Придворном театре провалилась. Присутствовавший на премьере английский писатель Арнольд Беннетт записывал: «Вчера вечером меня потащили на «Дом, где разбиваются сердца» Шоу. 3 часа 50 минут зелёной скуки. К счастью, мне дважды удавалось заснуть».[4] Впоследствии Т.Манн писал, что «Дом, где разбиваются сердца» - «поэтический итог первой мировой войны, пьеса, за которую не пришлось бы краснеть ни Аристофану, ни Мольеру, ни Ибсену, превосходнейшая комедия с искристым диалогом и курьёзнейшими действующими лицами, очень смешная и вместе с тем сурово осуждающая, проникнутая предчувствием социальной катастрофы во всемирном масштабе».[5]

Считая Ибсена своим предшественником, Шоу даёт оригинальную трактовку творчества крупнейшего норвежского драматурга в книге «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), ставшей своеобразным манифестом художественных устремлений автора. Одна из центральных проблем книги – вопрос о соотношении идеала и действительности. Шоу рассматривает идеал как способ бегства от неприглядной действительности, её острых противоречий, трусливый отказ от её осмысления. По мнению автора, заслуга Ибсена в том, что он обличил ложные общественные идеалы, попытался разрушить устоявшиеся формулы отношений между людьми. «Квинтэссенция ибсенизма как раз и состоит в отрицании всяких формул», - писал Шоу. Пафос книги Шоу – в призыве к интеллектуальной честности, к реализму видения действительности.

Идеализму как мировоззренческой позиции Шоу противопоставил реализм – ясный, трезвый, аналитичный взгляд на действительность. По Шоу, Ибсен обладал этим редким даром, потому смог изображать в своих драмах жизнь непредубеждённо, не навязывая читателям и зрителям условных формул, но создавая многогранные, сложные характеры.

Полемический элемент содержался уже в драмах Г. Ибсена (см., например, спор Пер Гюнта с Пуговичником о том, что значит быть самим собой, или разговор Норы с Хельмером в финале «Кукольного дома»), но там он не приобретал характера развёрнутой дискуссии, которая становилась бы структурообразующей. Новый конфликт потребовал и новых приёмов его художественного воплощения. Важнейшим структурным компонентом пьес Шоу стала «дискуссия», т.е. обстоятельное и разностороннее обсуждение какой-нибудь проблемы, в ходе которого каждый из участников дискуссии имеет возможность обосновать свою позицию, изложить аргументы, объяснить логику своего поведения.

Подзаголовок драмы «Английские фантазии в русском стиле» отсылает к традиции русской реалистической драмы, прежде всего в лице двух её виднейших в конце XIX в. представителей – Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Шоу был близок обличительный пафос Л.Н. Толстого, его искусство «срывания всех и всяческих масок». С Чеховым Шоу роднит интерес к изображению культурного слоя общества, к проблеме одиночества, разобщённости людей в семье и обществе, тонкое чувство драматизма обыденности.

Как и Чехов, Шоу видел в представителях современной ему интеллигенции культурных бездельников, образованных, милых, но совершенно пустых людей, тяготящихся сознанием собственной пустоты и никчемности. В значительной степени именно на них Шоу возлагает ответственность за трагические события первой мировой войны. Пожалуй, главный порок интеллигенции Шоу усматривает в отсутствии у этих людей, по своему положению в обществе призванных быть мозгом нации, её чувствительным барометром, интеллектуальной честности. Все обитатели Дома живут ложными, иллюзорными представлениями о жизни, что в конечном счете и приводит к тому, у всех них «разбиваются сердца» и Дом-корабль, Англия превращается, по словам одного из персонажей, в «целую серию идиотов с разбитыми сердцами».

Анализируя поэтику драмы, следует обратить внимание на то, как в ней соединяется трагическое и комическое, на «сконструированность» символа (А. Образцова) у Шоу, на парадоксальность характеров и ситуаций. Важно увидеть, как эти и многие другие художественные приёмы служат созданию напряжённой интеллектуальной атмосферы в пьесе Шоу.

 

 

                              Вопросы для самопроверки

1. Какие циклы пьес Шоу Вы знаете?

2. Какую жанровую разновидность драмы создаёт Шоу?

3. В чём, по мнению Шоу, состоит квинтэссенция ибсенизма?

4. Как в «Доме, где разбиваются сердца» была продолжена ибсеновская традиция?

5. Что сближало Шоу-художника с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым?

6. Как в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» решается вопрос о роли интеллигенции в судьбах Англии и Европы и её ответственности?

7. Что такое «трагическое», «комическое» и в чём их особенность в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»?

 

                                   Материалы к занятию

Бернард Шоу. Предисловие к драме «Дом, где разбиваются сердца» (отрывок)

                                 Где он находится, этот дом?

«Дом, где разбиваются сердца» - это не просто название пьесы, к которой эта статья служит предисловием. Это культурная, праздная Европа перед войной. Когда я начинал писать эту пьесу, не прозвучало ещё ни единого выстрела и только профессиональные дипломаты да весьма немногое любители, помешанные на внешней политике, знали, что пушки уже заряжены. У русского драматурга Чехова есть четыре прелестных этюда для театра о Доме, где разбиваются сердца, три из которых – «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня» и «Чайка» - ставились в Англии. Толстой в своих «Плодах просвещения» изобразил его нам, как только умел он – жестоко и презрительно. Толстой не расточал на него своего сочувствия: для Толстого это был Дом, где Европа душила свою совесть. И он знал, что из-за нашей крайней расслабленности и суетности в этой перегретой комнатной атмосфере миром правят бездушная невежественная хитрость и энергия со всеми вытекающими отсюда ужасными последствиями. Толстой не был пессимистом: он вовсе не хотел оставлять Дом на месте, если мог обрушить его прямо на головы красивых и милых сластолюбцев, обитавших в нём. И он бодро размахивал киркой. Он смотрел на них как на людей, отравившихся опиумом, когда надо хватать пациентов за шиворот и грубо трясти их, пока они не очухаются. Чехов был более фаталист и не верил, что эти очаровательные люди могут выкарабкаться. Он считал, что их продадут с молотка и выставят вон; поэтому он не стесняясь подчеркивал их привлекательность и даже льстил им.

 

                            

                      Писатели и критики о Шоу

 

Шоу – единственный значительный мыслитель, последовательно идущий курсом подлинного Ницше, именно как продуктивный критик западной морали, тогда как, с другой стороны, будучи поэтом, он сделал окончательные выводы из Ибсена и отказался в своих пьесах от остатка художественности ради практических дискуссий.

                                                            Освальд Шпенглер

Убеждённый в том, что искусство, эстетическое наслаждение является эффективнейшим средством образования и просвещения, он неутомимо сражался своим блестящим, насмешливым словом против силы, которая более всего ставит под угрозу этот эксперимент, - против глупости. Он делал всё, что мог, для того, чтобы устранить гибельный разрыв между правдой и действительностью и помочь человечеству подняться на новую ступень социальной зрелости. Осмеивая человеческие слабости, он никогда не смеялся над человеком. Он был другом человечества, и таким, я уверен, он будет жить в его памяти, в его сердце.

                                                               Томас Манн

Критические работы Шоу о театре остаются злободневными и сейчас, несмотря на то, что почти все пьесы, которые он смотрел и о которых писал, давно умерли и никто не в силах сдвинуть камень с их могилы. А все ханжи все мастера повторять заезженные фразы попрятались по углам, спасаясь от очистительного смеха и едкого остроумия его пьес и предисловий. Он не имел себе равных при жизни, не имеет и теперь. Он умер, но никто ещё не смеет спеть ему отходную, ни как пророку, ни как драматургу.

                                                                Шон О ’ Кейси

Вопросы для обсуждения и задания

 

1.Расскажите о начале творческого пути Шоу. Кто из европейских драматургов оказал наибольше влияние на начинающего автора? Почему книгу Шоу «Квинтэссенция ибсенизма» считают программной для раннего творчества Шоу? В чём проявился новаторский дух драмы-дискуссии? Что представляет собой сборник «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан»? В чём заключается природа конфликта в пьесе «Профессия госпожи Уоррен»?

2.Каков круг социальных и этических проблем, затрагиваемых Шоу в пьесах 1894-1917 гг.? Какие приёмы «хорошо сделанных пьес» использовал Шоу в своих ранних работах»?

3.Каковы особенности исторической пьесы «Цезарь и Клеопатра»? Расскажите о развитии сюжета и системе образов в пьесе. Как соотносятся образы Цезаря и Клеопатры с их историческими прототипами?

4.Расскажите о замысле пьесы «Пигмалион» и о его воплощении. Как Вы объясните название пьесы? Докажите, что несмотря на обилие комических коллизий в пьесе по-прежнему ставятся важные социальные проблемы.

5. Как обозначена проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»? Можно ли считать, что в пьесе дана обобщающая картина жизни современного Шоу общества? Прочитав предисловие к драме, ответьте на вопрос: «В чём смысл подзаголовка пьесы?» Почему Шоу называл капитана Шатовера новоявленным королём Лиром? Познакомьтесь с содержанием раздела «Писатели и критики о Шоу». Проиллюстрируйте примерами из пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца» основные положения, содержащиеся в отзывах О. Шпенглера, Т. Манна, Ш. О’Кейси.

 

Рекомендуемая литература

Тексты

1.Шоу Б. Полн. Собр. Пьес: В 6 т. – Л., 1978-1980.

2.Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца (любое издание)

 

Критические работы

1.Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

2.Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. – М., 1974.

3.Чернозёмова Е.Н. Шоу. Джордж Бернард// Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.-Ч.2 – С. 418-426.

 

Дополнительная литература

Пирсон Х. Бернард Шоу. – М., 1998.

 

Темы рефератов и докладов

1. Шоу и Ибсен.

2. Парадокс в творчестве Шоу и Уайльда.

3. Шопенгауэровские и ницшеанские мотивы в творчестве Шоу.

4. Своеобразие реализма Шоу.

 

Английская литература на рубеже XIX - XX веков

(Коллоквиум)

Вопросы и задания

1. Каковы основные литературные направления эпохи? Можно ли считать критический реализм магистральным направлением в литературном процессе на рубеже веков? В чём проявилось многообразие форм реалистического творчества?

2. Что представлял собой неоромантизм? Что обусловило его появление? В творчестве каких английских писателей неоромантические тенденции были особенно сильны?

3. Пользуясь указанным списком справочной литературы, подготовьте десятиминутное сообщение на одну из предложенных тем:

а) Социальное обоснование трагедии Тэсс (по роману Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»). См. Урнов М.В. Томас Гарди. Очерк жизни и творчества. – М.. 1969.

б) Образ Шерлока Холмса и особенности его аналитического мышления (по сборнику рассказов А. Конан Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе). См. Адамов А.Г. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М., 1980.

в) Тема преступления и наказания в рассказе Стивенсона «Маркхейм». См. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. – Л., 1984.

г) Проблема добра и зла в романе Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». См. Набоков В.В. Стивенсон Р.Л. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»// Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998. – С. 241-272.; Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы (конец XIX- начало XX в.) – М., 1970. – С. 247-311.

е) Воспевание человеческой активности и мужества в рассказах Р. Киплинга. См. Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы (конец XIX- начало XX в.) – М., 1970.

   ж) Идейно-художественные особенности повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы». См. Урнов Д. Джозеф Конрад. – М.. 1977.

з) Проблематика рассказа Г. Уэллса «Дверь в стене». См. Кагарлицкий Ю.И. Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества. – М., 1963.

и) Проблема научно-технического прогресса в творчестве Герберта Уэллса. См. См. Кагарлицкий Ю.И. Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества. – М., 1963.

к) Утверждение гуманизма как высшей ценности в рассказе Эдуарда Моргана Форстера «Машина останавливается». См. Михальская Н.П. Форстер Э.М.// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.-Ч.2 – С.358-361.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.