Трагедия У.Шекспира «Гамлет» как произведение позднего Возрождения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Трагедия У.Шекспира «Гамлет» как произведение позднего Возрождения

2022-12-20 70
Трагедия У.Шекспира «Гамлет» как произведение позднего Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                      План

· «Гамлет» и начало нового этапа в творчестве Шекспира.

· Социально-исторические, философские, психологические проблемы трагедии.

· Раскрытие существа трагедии Гамлета в монологе «Быть или не быть».

· Проблема «гамлетизма».

                                     

Вопросы для самопроверки

Когда и кем была впервые записана легенда о Гамлете?  Какие литературные обработки этого сюжета известны? Когда была написана трагедия У.Шекспира «Гамлет»? К какому периоду творчества принадлежит трагедия? Дайте характеристику этого периода.

 

Вопросы для обсуждения и задания

1.Внешний конфликт в трагедии:

а) какие действующие лица сталкиваются в пьесе? На чём основан их конфликт по определению А.Аникста, Л.Пинского?

б) какие личные причины существуют у Гамлета для борьбы с Клавдием? Кто из персонажей находится в сходной «ситуации мести»? Почему Гамлет медлит в осуществлении мести?

в) в чём заключается нравственная сторона конфликта? Охарактеризуйте Клавдия с моральной стороны. Какими показаны в трагедии нравы эльсинорского общества? Охарактеризуйте отдельных представителей этого общества: Полония, Офелию, Розенкранца, Гильденстерна. Какие художественные средства использует Шекспир для передачи состояния изображённого в трагедии мира? Найдите в тексте пьесы примеры образов, связанных с болезнью, смертью.

г) охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию, изображённую Шекспиром в трагедии. Какой государственный строй существует в Дании? Докажите Вашу точку зрения при помощи эпизодов трагедии. Где учился Гамлет и как это повлияло на его взгляды? Какие бедствия перечисляет Гамлет во второй части монолога «Быть или не быть» и почему? Выучите монолог наизусть.

д) почему Шекспир не дал полной победы Гамлету? Кому принадлежит историческое будущее: принцу или Клавдию?

е) как характеризует Л.Пинский вечную гамлетовскую ситуацию?

Внутренний конфликт: а) каким показан Гамлет в трагедии? Перечислите черты его образа и опишите те сцены, в которых они проявляются.

б) приведите использованное А.Аникстом рассуждение Г.В. Белинского о диалектике развития Гамлета. Справедливо ли это суждение? Подтвердите Вашу точку зрения текстом трагедии.

 в) в чём причины страданий Гамлета и в чём его величие?

Рекомендуемая литература

                                            Тексты

1. Шекспир У. Гамлет (в переводе М. Лозинского или Б. Пастернака)

                                               

Критическая литература

1. Аникст А. Трагедия У.Шекспира «Гамлет». – М.,1986. – С.,12-13,27-34, 49-57, 67-68, 124-129, 138-145,151-158,!59-170,192-205.

2. Пинский Л  У. Шекспир. Основные начала драматургии.М.,1971.С.,125-154.

3. Штейн А. На вершинах мировой литературы. – М.,1988. С., 19-34.

                                           

Дополнительная литература

1. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М.,1990.

2. Шайтанов И.О. О Шекспире, драматурге и поэте// Шекспир У. Собр. Соч.:В 8т. – Т.1. – М.,1992.

Материалы к занятию

Прочитайте монолог Гамлета и сравните с доступными Вам переводами на русский язык.

       Enter Hamlet.

Hamlet: To be, or not to be: that is the question:

Whether ‘tis nobler in the mind to suffer

The slings and arrows of outrageous fortune,

Or to take arms against a sea of troubles,

And by opposing end them? To die, - to sleep, -

No more; and by a sleep to say we end

The heart

Ache, and the thousand natural shocks

That flesh is heir to,’tis a consummation

Devoutly to be wish’d. To die; - to sleep; -

To sleep! perchance to dream! Ay, there’s the rub;

For in that sleep of death what dreams may come,

When we have shuffled off this mortal coil,

Must give us pause: there’s the respect

That makes calamity of so long life;

For who would bear the whips and scorns of time,

The oppressor’s wrong, the proud man’s contumely,

The pangs of desprized love, the law’s delay,

The insolence of office, and the spurns

That patient merit of the unworthy takes,

When he himself might his quietus make

With a bare bodkin? Who would fardels bear,

To grunt and sweat under a weary life,

But that the dread of something after death,

The undiscover’d country from whose bourn

No traveler returns, puzzles the will,

And makes us rather bear those ills we have

Than fly to others that we know not of?

Thus conscience does make cowards of us all,

And thus the native hue of resolution

Is sicklied o’er with the pale cast of thought,

And enterprises of great pitch and moment

With this regard their currents turn awry

And lose the name of action. Soft you now!

The fair Ophelia? Nymph, in thy orisons

Be all my sins remember’d.

Темы рефератов и докладов

1. Стремление к земной славе как магистральный сюжет.

2. Трактовка «Гамлета» Гёте, Белинским, Тургеневым.

3. Трагическое как эстетическая проблема.

 

           Исторические хроники У.Шекспира

                                      План

· Понятие об исторической хронике.

· Источники сюжетов и проблематика исторических хроник Шекспира.

· Проблема монархической власти в пьесах «Ричард III» «Генрих IV».

· Причины обращения Шекспира к истории Англии.

Вопросы для самопроверки

1. Когда были написаны исторические хроники «Ричард III» и «Генрих IV»? К какому периоду в творчестве Шекспира они принадлежат? Дайте краткую характеристику этого периода.

2. Что такое «историческая хроника»? Каков её предмет? В чём заключается творческий момент при изображении реальных исторических событий?

3. Какой исторический период описан в хрониках «Генрих IV» и «Ричард III»?

4. Кто такой Генри Хотспер?

5. Кто впервые изобразил Ричарда III злодеем? Почему?

Вопросы для обсуждения и задания

1. Расскажите, пользуясь комментариям к хроникам, какие исторические события были положены в их основу.

2. Как определяет Л. Пинский магистральный сюжет и открытую форму сюжета шекспировских хроник? В чём, по Вашему мнению, проявляется «открытость» сюжета исторических хроник «Ричард III» и «Генрих VI»?

3. Какие персонажи и какие общественно-политические силы сталкиваются в конфликтах в анализируемых хрониках?

4. Что лежит в основе всех поступков шекспировских героев? Какое место занимает в хрониках изображение их частной жизни?

5. Перескажите эпизоды хроник, в которых Ричард III и принц Генри действуют, руководствуясь принципом государственного дела.

6. Каким был исторический Ричард III? Как шекспировский образ соотносится с историческими фактами?

7. Кто такой сэр Джон Фальстаф? Какие обстоятельства его жизни нам известны? Что мы знаем о чертах его характера, в каких эпизодах хроники они проявляются?

8. Как определяет фальстафовский фон Л. Пинский? Какие персонажи хроники «Генрих IV» могут быть отнесены к этому фону? В чём заключается значение фальстафовского фона и образа Фальстафа?

                                    

Рекомендуемая литература:

                                     Тексты

1. Шекспир У. Ричард III. Генрих IV. (любое издание)

                                     

Критическая литература

1. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1974. – С.12-79.

2. Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1979 – С.185-204.

3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. – М.,1999. – С. 54-60.

Дополнительная литература

1. Осиновский И.Н. Политическая тенденция «Истории Ричарда III» Томаса Мора//Европа в средние века. – М.,1972. – С. 407-420.

2. Шведов Ю.Ф. Исторические хроники Шекспира. – М, 1964.

 

Темы рефератов и докладов

1. Династические войны Алой и Белой Роз и роль в них Ричарда III.

2. Образ Ричарда III в исторических хрониках Шекспира.

3. Фальстаф и «фальстафовский» фон.

 

«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта как образец философско-политической сатиры XVIII века

                                      План

· Основные литературные направления эпохи Просвещения.

· Понятие о просветительском реализме.

· Мировоззрение Свифта.

· Жанровая природа и структура «Путешествий Гулливера».

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение термину «просвещение». Какую роль играли понятия разума и человеческой природы в идеологии Просвещения?

2.  Расскажите о периодизации английского Просвещения. В чём проявилась противоречивость просветительской идеологии в Англии?

                                      Вопросы для обсуждения и задания

1. Подготовьте краткий рассказ о жизни Дж. Свифта. Можно ли утверждать, что сатира Дж. Свифта с самого начала его литературной деятельности носила политический характер? Какое значение для мировоззрения писателя имело национально-освободительное движение в Ирландии? Можно ли назвать «Путешествия» типичным образцом литературы эпохи Просвещения? Какие просветительские идеи были близки Дж. Свифту?

2. Как появился и был осуществлён замысел «Путешествий Гулливера»? Каковы источники романа? В чём проявилась приверженность Свифта античной и гуманистической традициям? Что является предметом сатирического изображения в «Путешествиях»?

3. Какова историческая основа 1-й книги «Путешествий»? Приведите примеры аллюзий на современную Свифту ситуацию при английском дворе и в Европе вообще. Согласны ли Вы с тем, что в лице короля Бробдингнега Свифт представил образ идеального правителя? Приведите примеры аллегорий из 3-й книги и разъясните их значение. Можно ли утверждать, что Гулливер всегда выражает точку зрения автора? Обоснуйте Ваше мнение. Что объединяет гротескно-сатирическое описание трёх стран, которые посетил Гулливер перед своим заключительным путешествием? Как бы Вы сформулировали основную тему «Путешествий»?

4. В литературном энциклопедическом словаре или любом другом справочнике найдите определение терминов «аллюзия», «аллегория», «сатира», «ирония" и выпишите их в свой читательский дневник.

                            Рекомендуемая литература:

                                  Тексты

1. Свифт Дж. Путешествия Гулливера.(любое издание)

                                      Критическая литература

2.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М.,1966.

3. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина,в нескольких сражениях/ Вступ. Ст. А.Л. Зорина. – М..1986.

4. Муравьёв В.С. Джонатан Свифт. – М., 1968.

                                      Дополнительная литература

5. Муравьёв В.С. Путешествие с Гулливером. – М., 1973.

6. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. – М., 1973.

                                      Материалы к занятию

Прочитайте фрагмент поэмы Александра Поупа «Опыт о человеке» (1733-1774). В чём, по мнению поэта, задача человека? Как это соотносится с идеалами Просветителей? Заметили ли Вы нечто общее между суждениями Поупа о бренности человека и его величии и размышлениями Гамлета?

Know then thyself, presume not God to scan;

The proper study of mankind is man.

Plac’d on this istmus of a middle state,

A being darkly wise, and rudely great:

With too much knowledge for the sceptic side,

With too much weakness for the stoic’s pride,

He hangs between; in doubt to act, or rest;

In doubt to deem himself a god, or beast;

In doubt his mind, or body to prefer;

Born but to die/ and reas’ning but to err;

Alike in ignorance, his reason such,

Whether he thinks too little or too much:

Chaos of thought and passion, all confus’d;

Still by himself abus’d, or disabu’d;

Created half to rise, and half to fall;

Great lord of all things, yet a prey to all;

Sole judge of truth, in endless error hurl’d;

The glory, jest, and tiddler of the world

Содержание 2-й эпистолы о природе и состоянии человека по отношению к собственной индивидуальности Назначение человека не в том, чтобы любопытствовать о Боге, а в том. Чтобы постигать себя. Мощь и бренность человека. Ограниченность возможностей.

Вотще за Богом смертные следят.

На самого себя направь ты взгляд:

Ты посередине, такова судьба

Твой разум темён, мощь твоя груба.

Для скептицизма слишком умудрён,

Для стоицизма ты не одарён:

Ты между крайностей, вот в чём подвох:

И ты, быть может, зверь, быть может, Бог:

Быть может, предпочтёшь ты телу дух,

Но смертен ты, а значит слеп и глух,

Коснеть в невежестве тебе дано,

Хоть думай, хоть не думай – всё равно:

Ты, смертный хаос мыслей и страстей,

Слепая жертва собственных затей,

В паденье предвкушаешь торжество,

Ты властелин всего и раб всего.

О правде судишь ты, хоть сам не прав,

Всемирною загадкою представ.

Перевод В. Микушевича

Литература позднего Просвещения

1. Театр эпохи Реставрации: а) какой период в истории Англии называют эпохой Реставрации? Дайте краткую характеристику этого периода. Назовите наиболее популярные драматические жанры того времени. Что общего между средневековым фарсом и комедией Реставрации? Кто явился зачинателем комедии нравов? Как развивалась комедия в 16788-1690-х гг.?

б) что представляла собой мещанская драма? Почему её появление поколебало господство классицистской эстетики жанров?

в) перечислите малые драматические жанры и расскажите об их представителях. Дайте определение пантомимы, балладной оперы, репетиции.

г) подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве Р.Б. Шеридана. Докажите, что в творчестве Шеридана осуществляется окончательный переход от комедии положений к комедии характеров. Как Вы объясните смысл названия «Школа злословия»? В чём проявилось мастерство драматурга при создании характеров? Приведите примеры нетрадиционно решаемых Шериданом комических ситуаций. Чем отличается «резонёр» Шеридана от типичного для комедии Просвещения?

2. Расскажите о творчестве Р.Бернса, обращая внимание на:

а) взаимодействие принципов просветительского реализма, элементов сентиментализма с фольклорной традицией.

б) кто является главным героем поэзии Бернса?

в) приведите примеры сатирических произведений Бернса. Против кого или чего они направлены?

г) как выражена романтическая мечта о будущем обществе в стихотворениях поэта? Приведите примеры.

д) каким поэтическим жанрам отдаёт предпочтение поэт? Чем это вызвано?

Выучите наизусть одно из стихотворений Бернса и обоснуйте свой выбор.

Рекомендуемая литература:

1. Бояджиев Г.Н. История зарубежного театра. – М.,1981.

2. Шеридан Р.Б. Драматические произведения в 2-х томах. – М.,1960.

3. Ступников И.В. Английская комедия XVII-XVIII ВВ. - М.,1989. – С.,16-42.

4. Колесников Б.И. Роберт Бернс. Очерк жизни и творчества. – М.,1967.

                                      Темы рефератов и докладов


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.