Определение цели и основной идеи выступления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Определение цели и основной идеи выступления

2022-12-20 36
Определение цели и основной идеи выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены,

С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие типы речей:

1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные).

Пример информационного выступления — отрывок из лекции известного историка, профессора В.О. Ключевского.

«Елизавета царствовала 20 лет, с 1741 по 1761 год, и царствование ее было не без славы.

Это была веселая и набожная царица: от вечерни ездила на бал и с бала к заутрене.

Любя и глубоко чтя святыню русской церкви, она любила и все приятное, что можно заимствовать из католического и протестантского Запада.

Вечно вздыхая по иноческой жизни, она оставила после себя гардероб в несколько тысяч платьев.

Она имела огромное влияние на судьбу Западной Европы и до конца жизни была уверена, что в Англию можно проехать сухим путем.

Воспитанная французом Рамбуром, по принуждению царствуя в национальном духе, она до страсти любила французов и до тонкости знала таинства русской кухни, не имела соперниц в изготовлении русских блюд...»

2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию).

Пример убеждающей речи — Нобелевская лекция академика Андрея Сахарова «Мир, прогресс, права человека».

«Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

...Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым — основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества...»

Пример воодушевляющей речи — выступление выпускника Детской школы предпринимательства «Вялесичи» г. Минска Сергея Шевелева перед своими товарищами.

«Господа! Я имею честь выступить перед вами — людьми, которые решили сделать свою жизнь собственнымируками.

Я восхищаюсь вами и приветствую ваше решение! Вы все, присутствующие здесь, — будущие бизнесмены.

Сейчас многие говорят в наш адрес: "Биснесмены — это жулики, бандиты, обманщики". Посмотрите на того, кто это говорит. Это отчаявшийся человек! Мало того, что он не может сделать что-то для себя, для улучшения своей жизни, он хочет, чтобы все были такими, как он. Его гложет зависть к вам.

Почему? Да потому, что вы полны сил, вы получили знания, которые помогут вам войти в жизнь, которые сделают вашу жизнь лучше.

Каждый из здесь присутствующих найдет свое место в обществе. Кто-то откроет свое дело, кто-то будет продавать свои способности, и я уверен, никто не будет сидеть в переходах и просить милостыню.

Я не спорю, у каждого из нас будут свои трудности, у каждого будет свой путь. Но вы преодолеете эти затруднения и в конце концов достигнете успеха.

Каждый из вас знает, что прибыль — это награда за риск. Рискуйте, предпринимайте! И да пребудет с вами благословение Гермеса—бога купцов, бога торговли и прибыли!»

3. Развлекательные *.

* См.: Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992. С.42-55.

 

4. Сокровенные*.

* См.: Мурина Л.А. Риторика. Минск: Университетское, 1994. С. 161.

 

Пример сокровенной речи — выступление-размышление Альберта Эйнштейна «Принципы научного исследования».

«...Я думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, — это желание уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личного бытия вовне в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из окружающей его шумной и мутной среды к тихим высокогорным ландшафтам...

Но к этой негативной причине добавляется позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему... Душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религии или влюбленности: ежедневное старание проистекает не из какого-то намерения или программы, а из непосредственной потребности».

Типология речей в зависимости от цели дополняет родовидовую классификацию жанров ораторского искусства. Действительно, любое выступление преследует определенную цель (или цели, но всегда можно выделить главную) и реализуется в определенной сфере общественной жизни. В качестве примера выступления, преследующего несколько целей, обратимся к воспоминаниям К.И. Чуковского. Члены редакции дореволюционного журнала «Сигнал», редактором которого он в то время являлся, были привлечены к судебной ответственности по обвинению в оскорблении его Величества, императора Николая II. Материалом для обвинения послужили карикатуры без подписи и стихи, в которых усмотрели намек на царя.

Обвинительную речь произносил прокурор Камышанский. Он с гневом сообщил, что какие-то литературные подонки осмелились поместить на страницах журнала пасквиль, в котором содержится гнусный намек на священную особу государя-императора.

С защитой выступал адвокат Груденберг.

«Представьте себе, что я на стене дома рисую, ну, предположим, фигуру осла, а какой-то проходящий человек вдруг заявляет, что это прокурор Камышанский... Скажите, господа присяжные заседатели, кто же оскорбляет господина Камышанского? Я или тот прохожий, который в моем простодушном рисунке усматривает черты сходства с уважаемым общественным деятелем прокурором Камышанским?

В журнале "Сигнал" рисуется дегенерат, идиот, а господин Камышанский пытается утверждать, что это изображение государя-императора,

Если он еще раз попытается повторить это, мы привлечем его к судебной ответственности за оскорбление его Величества государя-императора Николая II».

До начала выступления рекомендуем определить его родовидовой жанр и отнести его к какому-то типу. Это позволит строить выступление по определенной схеме, упростит и облегчит подготовку.

Каждый тип речи (а внутри типа — подтип) строится по своим правилам. Схемы построения речей упрощают подготовку к выступлению каждому новому поколению ораторов.

Определив цель выступления, можно сформулировать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса — «царствующей мысли», как выражался М.М. Сперанский. Вызывает сочувствие человек, который долго пробивается к трибуне, получает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно доказывает, а услышав, что его время истекло, кричит: «Так я же не сказал, что хотел!»

Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы. Этот военный термин очень точно отражает суть проблемы: неверна стратегия — словесные залпы окажутся холостыми. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»).

Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. Например: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том, что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.

Задача выступления = цель + основная идея.

 

Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории (рис. 2).

Рис. 2. Задача выступленияудовлетворить потребность аудитории

 

Р. Хофф описывает такой случай: «Как-то я спросил одного своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Он сказал: "Я просто хочу освежить им мозги". Прекрасно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите какую-нибудь мысль, которая может оказаться полезной...»*.

* Хофф Р. Я вижу вас голыми: как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М.: Независимая фирма "Класс", 1996. С. 11.

 

Если меняется цель выступления, меняется и его основная идея, и, естественно, задача. Например.

В районе открылась юридическая консультация, обслуживающая частные фирмы. Ее руководителю представилась возможность выступить на совещании директоров фирм. Цель выступления — проинформировать аудиторию о появлении юридической консультации. Основная идея — существует такая служба, услуги которой могут вам понадобиться. Задача — рассказать о том, что в районе появилась полезная собравшимся служба. Представим теперь сотрудника юридической консультации в кабинете директора фирмы, который уже знает о существовании консультации и ее услугах. Задача «выступления» юриста — убедить собеседника в том, что пользоваться услугами консультации удобно и выгодно. В кабинете директора, имеющего печальный опыт с юридической службой, сотруднику консультации придется поставить себе цель переубедить потенциального клиента. Он построит свое выступление вокруг идеи: «Сотрудничество с нашей организацией заставит вас забыть неудачу. Мы работаем по-другому, и нам можно доверять».

Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. Блюдо (условно — с овощами) символизирует тему выступления. «Повар» (выступающий) из этих овощей для одного потребителя готовит салат, для другого — борщ: кому что нужнее и полезнее в данный момент. Блюда (разное содержание выступлений) подаются разными ложками (для каждого выступления — своя основная идея, которой подчинен план).

 

Рис. 3. Зависимость основной идеи выступления от характера аудитории

 

Как же сделать одну и ту же тему «съедобной» для различных потребителей? На помощь придет таксономическая схема, показывающая место данного предмета среди других, а также раскрывающая структуру предмета как набор существенных и второстепенных признаков. Основа таксономической схемы — родовидовая характеристика предмета речи (высший род, род, вид, разновидность)*.

* Подробнее см.: Клюев Е.В. Риторика. М.: ПРИОР, 1999. С. 22-49.

 

Построение таксономической схемы является чисто логической процедурой; риторическое же мастерство проявляется в умении осуществить интимизацию, то есть приблизить предмет выступления к слушателям. Это необходимо, поскольку людям ближе всего то, что непосредственно касается их самих. Интимизация осуществляется с учетом конкретной речевой ситуации, главный элемент которой — слушатели, их отношение к теме выступления, осведомленность в данном вопросе. Вот пример. Выпускница Академии искусств подготовила выступление на тему «Творчество Сальвадора Дали». Она предполагала, что имя этого художника известно, а об особенностях творчества знают не все и потому эта тема способна вызвать познавательный интерес у молодежи. Но оказалось, что собравшиеся о Сальвадоре Дали и не слышали, фотографии его картин вызвали недоумение и рассказ об этом мастере грозил провалиться. Был найден такой выход. «Обычно кажется, что неизвестное и загадочное находится где-то далеко от нас. Но все ли нам известно даже о самих себе? Бывает, под впечатлением от необычного сна задумываешься над тем, почему это приснилось и что это может означать. Обычно никаких разумных объяснений не находится, и неудивительно: разум отключается и во сне работает подсознание. За редким исключением, мы забываем удивительные картины снов и уж, конечно, не можем их никому показать. Но есть мастер, который смог сделать зримыми образы нашего подсознания. Имя этого художника — Сальвадор Дали». Слушатели заинтересовались, так как речь зашла о том, что близко каждому. А найти к ним подход помогла «состыковка» двух цепочек:

Когда выбран аспект рассмотрения темы, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала.

Схемы речей разных видов

 

Выступление без плана можно сравнить с путешествием без карты — неизвестно, куда можно прийти.

Хорошим считается такой план, который полно и последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значительно отличаться от предварительного.

Цель информационных выступлений — показать сущность какого-то предмета или явления, то есть раскрыть содержание понятия, будь то более эффективный метод работы, новый вид услуги, деятельность фирмы или поездка в другую страну. Схема такого выступления должна подчиняться логическим правилам деления темы на вопросы (см. гл. 3).

Рассмотрим сначала схему повествовательных выступлений*.

* О повествовательных и описательных выступлениях подробнее см.: Михальская А.К. Основы риторики. М.: Просвещение, 1996. С. 178-188.

 

1. В начале повествования обычно рассказывается о том, где, когда и с кем. стали происходить данные события. Существуют и другие способы ввести слушателей в курс дела. Можно, например, обратиться к собравшимся: «Хочу вам рассказать, дорогие друзья, удивительную историю...» Нередко в начале повествования сообщают общую мысль рассказа: «Бывает, вдруг начинают происходить такие события, что понимаешь: от того, как ты проявишь себя сейчас, зависит вся дальнейшая жизнь».

2. Середина (что и как происходило). Здесь можно идти вслед за естественным ходом событий (завязка, развитие событий, кульминация), а можно и начать с самого необычного события (что произошло), а затем описать предшествующую этому историю (почему произошло).

3. Конец повествования содержит развязку истории.

4. В заключение оратор делится своим впечатлением от этой истории или отношением к ней; делает из нее вывод (как в басне): «И я понял: если долго мечтать и активно хотеть — мечты сбываются!», или предоставляет аудитории возможность сделать его самостоятельно, ограничиваясь пожеланием слушателям.

Схема описательных выступлений. Риторическое описание отличается от обычного, цель которого — создать у слушателя представление о предмете речи, например новом спортивном тренажере. Конечно же, эта цель остается, иначе описание не было бы описанием. Но не менее важна и другая — доставить удовольствие слушателям, пробудить у них определенные чувства. Риторическое описание будет удачным лишь в том случае, если то, что описывает оратор, волнует его самого.

Схема такого выступления следующая:

1. Начало описания — где, когда, при каких обстоятельствах вы встретились с этим предметом. Можно передать свое впечатление о предмете так, будто ваш взгляд скользит как кинокамера: общий план, «наезд», крупный план.

2. Середина описания — какой он, наш объект. Нужно описать отдельные части или детали предмета, а если это живой объект — те свойства, которые делают объект интересным. Среди них важно выделить самую характерную деталь или свойство. Это позволит создать впечатляющий образ предмета. Помочь в этом может сравнение. Вот почему оратору так необходимы воображение, фантазия, ассоциативное мышление!

3. Конец описания — оратор выражает свои чувства по поводу этого предмета.

Описание будет удачным, если оратор смог:

• найти главную, характерную черту или свойство предмета, делающие его интересным;

• подобрать точное сравнение и создать образ предмета, основанный на этой главной характерной черте;

• помочь слушателям «увидеть» объект, то есть умело перейти от описания предмета в целом к деталям его строения, цветовой гамме, материалу и т.п. А если это живой объект — передать его внешний облик; описание человека можно дополнить психологическим портретом: назвать отличительные черты характера, особенности поведения, внутреннего мира;

• использовать все возможности языка для передачи впечатления о предмете на визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах (см. гл. 8, приоритетные каналы восприятия).

Схема объяснительных, выступлений. Необходимость в объяснении возникает, когда аудитории не знаком или малознаком предмет речи.

Первый вариант. Слушатели не знают, что это за предмет (например, биологически активная добавка), живой объект (редкое растение, животное или человек), устройство (например, факс).

В этом случае можно рекомендовать следующую схему речи:

1. Разъяснить название предмета или объекта, о котором идет речь.

2. Дать описание объекта.

3. Охарактеризовать объект. Назвать его существенные свойства и дать им оценку; для устройства — его назначение и особенности функционирования.

Например, выступление посвящено осмыслению такого явления, как конкурсы красоты. Сначала следует пояснить само название: конкурс красивых девушек, победительница которого отвечает определенным требованиям жюри. Затем можно дать красочную картину того, как проходят конкурсы красоты или какой-то конкретный конкурс, если он типичен. Далее — охарактеризовать конкурсы как явление в культурной жизни общества, коммерческое предприятие, один из способов решения социальных проблем. Надо будет назвать и существенные черты этой формы мероприятия: зрелищность, комплексный характер, широкое привлечение специалистов разного профиля, привлекательность для определенной части населения и т.д.

Второй вариант. Слушатели не знают, как, это делать: речь идет о неизвестном или малознакомом слушателям процессе (например, новом методе работы, подготовке к экзаменам, здоровом образе жизни и т.д.). Тогда к предыдущей схеме добавляется еще один пункт:

4. Рассказать, как это делать (оратор последовательно описывает все стадии процесса).

Третий вариант. Оратору нужно познакомить слушателей с каким-либо явлением или проблемой (например, падение рождаемости, стремление молодежи уехать на Запад, недостаточная коммуникативная подготовка учителей, международный терроризм и т.п.)*. В этом случае объяснение носит характер истолкования, установления причин, понимания закономерности чего-либо.

* Заметим, что объяснение значения научных понятий -— задача академического красноречия. Этот вопрос является предметом специального рассмотрения. Можно рекомендовать книгу: Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.

 

Для этого варианта объяснительной речи подходит следующая схема:

1. Описание явления или проблемы.

2. История вопроса, позволяющая понять причину возникновения проблемы (ответ на вопрос: почему существует это явление или проблема). Например, можно предположить следующие причины снижения рождаемости: понижение уровня доходов населения, неуверенность молодежи в завтрашнем дне, уменьшение количества молодых семей из-за отъезда части молодежи на Запад и т.д.

3. Связь этого явления или проблемы с другими явлениями (ответ на вопрос: закономерно это явление или случайно). Например, падение рождаемости связано с социальной и политической жизнью общества, международной обстановкой и т.д.

Понимание причины и закономерностей возникновения данного явления или проблемы и приводит к его объяснению.

В некоторых ситуациях — выступлениях на актуальную политическую или социальную тему — объяснительное выступление не может удовлетворить собравшихся. Аудитория думает: «Ну, хорошо. Понятно, что и почему происходит. Но что дальше-то будет? Что следует из существования этого явления или проблемы? Что это значит для нас?» В этом случае можно предложить более глубокое рассмотрение проблемы или явления, то есть ее разбор (анализ) с последующим выводом.

План выступления, содержащего анализ явления, дополняется следующими пунктами:

4. Взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления.

5. Ведущая тенденция и перспектива развития явления или разрешения проблемы.

Отметим, что описание, объяснение и разбор проблемы представляют собой три уровня системы информирования. Выбор того или иного уровня определяется целесообразностью. Первый уровень часто называют информацией; второй, более высокий — комментированием или толкованием; третий — высший уровень — анализом.

Переходя к агитационным выступлениям, заметим, что воодушевляющие речи, вызванные высоким эмоциональным зарядом оратора, строятся им по схеме, подсказанной вдохновением.

Схема убеждающей речи:

1. Формулировка своего утверждения.

2. Более подробное изложение своих взглядов.

3. Аргументация или обоснование тезиса.

Если нужно переубедить слушателей, то добавляется пункт

4. Опровержение противоположного взгляда.

Схема речи, побуждающей к действию, может представлять собой анализ ситуации, вывод о перспективах ее развития и затем — постановку практических задач перед аудиторией, побуждение ее к конкретным действиям.

Например, на предприятии возникла необходимость работы в выходной день. Директор решил обратиться к сотрудникам с речью на эту тему. Представим, что он заявил: сложилась такая-то ситуация, надо выйти поработать в субботу. Нетрудно представить недовольные лица слушателей. Но если директор не только опишет авральную ситуацию на предприятии, но и пояснит, почему она произошла, рассмотрит ее всесторонне и вместе со слушателями придет к выводу, что спасти положение сможет работа в выходной день, недовольных лиц будет значительно меньше и результат воздействия не заставит себя ждать.

Призвать к действию можно и в конце убеждающей речи. Например, оратор призывает стать членом какой-то компании, голосовать за данного кандидата, изменить методику работы и т.д. Обоснование какого-либо предложения в сочетании с развенчанием контраргументов, например, позволит слушателям прийти к выводу о значимости для них этого предложения и, следовательно, принять решение о необходимости действий.

На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. П. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления:

1. Существующее положение дел требует определенных перемен.

2. Суть предложения по улучшению работы отрасли (предприятия) состоит в следующем.

3. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям.

4. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать.

5. Насколько выполнимо мое предложение.

6. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.