Как сделать речь выразительной — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Как сделать речь выразительной

2022-12-20 57
Как сделать речь выразительной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выразительно звучащая речь способна произвести завораживающее впечатление на слушателей. Вот что вспоминает

Б.М. Кедров о выступлении академика А.Е.Ферсмана*: «Очень толстый, казалось бы, неповоротливый и далее неуклюжий, он преображался, начиная речь. Как певец илипоэт, говорил вдохновенно, почти восторженно о самых обычных вещах, так что и эти вещи, и сказанные о них слова приобретали важный, неуловимый слушателями раньше смысл... Я часто думал: как это ему удается? И пришел к выводу, что все дело в удивительной способности, придавать различные интонации голосу — от тихих, переходящих в шепот, до резких, акцентирующих внимание на выводе, формуле, подытоживавши предшествутощую его мысль... Даже когда содержание того, о чем он говорил, было весьма прозаичным, голос и манера чтения делали его почти поэтическим».

* Кедров Б.М. О встречах с двумя учеными // Живое слово науки. М., 1981. С. 115.

 

В воспоминаниях о выдающихся лекторах всегда присутствует рассказ о том, как звучал их голос. Каждый человек не только обладает неповторимой внешностью, но и своим речевым портретом. Выступающий публично должен стремиться к тому, чтобы его речь производила самое благоприятное впечатление на слушателей. Облик оратора во многом определяется тем, каков его речевой портрет.

Слагаемые речевого портрета.

I. Звучание голоса

1. Сила звучания: громко, тихо, нормально.

2. Темп речи: быстрый, медленный, умеренный, паузы в речи.

3. Высота звучания: высоко, низко, средний уровень.

4. Дикция: четкая, нормальная, плохая («каша во рту»).

5. Произношение слов: ошибки ударения, ошибки произношения, есть ли акцент, другие особенности.

6. Тембр (окраска звучания голоса) бархатный, благородный, глухой, гортанный, грубый, густой, дребезжащий, звонкий, звучный, красивый, металлический, мужественный, мягкий, нежный, потрескивающий, приятный, резкий, сладкозвучный, сиплый, скрипучий, сухой, хриплый и т.д.

7. Звучание фраз: монотонное, выразительное.

8. Интонация: боевая, веселая, возбужденная, восторженная, ворчливая, высокомерная, грустная, горькая, грозная, дерзкая, доброжелательная, драматическая, жалобная, злая, игривая, ироничная, интригующая, командная, ласковая, льстивая, мрачная, назидательная, насмешливая, непреклонная, неуверенная, нудная, обиженная, оптимистичная, проникновенная, пугающая, решительная, робкая, сентиментальная, серьезная, сладостная, скучная, счастливая, тоскливая, торжественная, унылая, язвительная и т.д.

9. Свобода звучания: свободно, сдержанно, сдавленно, нормально.

II. Язык

1. Лексика: скудная (бедная), вычурная, однообразная, богатая, колоритная, красочная, изысканная, разговорная, литературная, просторечная, наукообразная, включает иностранные слова, специальные термины, жаргонизмы, разностилевая, смешение родственных языков, неправильное употребление слов.

2. Построение фраз и стиль речи: краткая, лаконичная, простая, сложный синтаксис, нарушение синтаксиса, неуклюжая, пространная, возвышенная, поэтическая, канцелярская, книжная, тяжеловесная и т.д.

3. Способ выражения мыслей: речь содержательная, путанная, витиеватая, доходчивая, четкая, ясная, пустая, красноречивая, блестящая.

III. Манеры

1.Поза: естественная, зажатая, свободная, скованная, развязная.

2. Жесты: бурные, естественные, красивые, скупые, точные, плавные, артистичные, актерские, жесты-паразиты (снимают нервное напряжение), ораторские (изобразительные, выразительные, обращенные к слушателям), неконтролируемые (выдают смятение, возбуждение, неуверенность, эмоциональный подъем и т.п.), отсутствуют.

3. Мимика: живая, естественная, неестественная (гримасы), отсутствует (лицо - маска).

4. Взгляд: на собеседника, в зал, на одно или несколько лиц в зале, поверх голов, на потолок, в никуда, вниз, в сторону (в окно), в свои записи.

IV. Общее впечатление от речи: приятная, завораживающая, волнующая, отталкивающая, ошеломляющая, скука, удовольствие, никакого, вызвала раздражение, навеяла тоску, усыпила, успокоила, подняла настроение, заразила энергией (оптимизмом).

Конечно, хотя сидящие в зале слушатели не фиксируют скрупулезно элементы речевого портрета оратора, каждый из них влияет на восприятие выступления.

Особую выразительность речи придает использование художественных средств языка. Они делают доступными самые сложные мысли, украшают речь и вкупе с выразительно звучащим голосом способны доставить истинное наслаждение слушателям, даря удивительное и прекрасное ощущение истинного искусства.

К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.

Использование сравнений — прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Например: «Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций» (из выступления немецкого специалиста О. Лутца). Или: «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого» (Д. Карнеги).

Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы — средства языковой выразительности речи. Троп — это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежит сравнение, образ.

Напомним самые распространенные тропы.

Эпитет — это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету: «Американцы после длительного обращения с нами входят во вкус и, как и мы, отдают безусловное предпочтение чистосердечному, искреннему хамству, понемногу отказываясь от нарочитой буржуазной любезности» (из заметки в «Аргументах и фактах»); «На лужайке перед домом носилась обезумевшая газонокосилка» (Ф. Саган); «Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час» (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына). Найти «свой» выразительный и яркий эпитет — творческая удача. Встречаются горе-ораторы, которые не утруждают себя поисками слова, а используют ставшие затертыми, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу выражения: горячая поддержка, огромное значение, волнующая встреча, практические мероприятия, важная задача и т.д. Подобные «эпитеты» убивают всякую мысль и потому опасны.

Метафору можно назвать скрытым сравнением. Удачные метафоры позволяют лучше понять суть явлений, сделать их зримыми, вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям. Образы рождаются, когда мы наблюдаем жизнь, размышляем, сопереживаем. Они возникают как синтез нашего эмоционального отклика на какое-то событие и ассоциативной способности мышления. Примеры метафор: «Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый неясный, и самый певучий музыкальный инструмент» (начало речи А. Блока «Памяти В.А. Комиссаржевской»); «Закон об обеспечении государственного бюджета был костылем, который помог преодолеть трудности только одного года» (из выступления бывшего федеративного канцлера ФРГ К. Киссингера).

Метонимия — слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: «Все решает кошелек» (вместо «деньги»).

Гипербола (преувеличение) — непомерное увеличение каких-то качеств явления: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете».

Литота (преуменьшение) — чрезмерное уменьшение каких-то качеств: «Это можно сделать за одну секунду».

Ирония — слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания какого-то явления: «Конечно, стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет». Ироничный подтекст ощущается в приведенном выше высказывании о «совершенствовании» американцев в русском языке.

Олицетворение — троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия; «Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа» (Л. Леонов).

Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры — особые построения фраз.

Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора: «И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).

Обращение — подчеркнутое обращение к аудитории с целью привлечь внимание слушателей и выразить свое отношение к аудитории. Сравним: «Господа!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие друзья!» и т.д. Обращение в сочетании с риторическим восклицанием способно «завести» самую инертную аудиторию. «Друзья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь стоим!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).

Риторический вопрос — это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. «Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?» (А.И. Солженицын). В речи Демосфена против Эсхина в знаменитом споре «О золотом венке» обращение и риторический вопрос позволили Демосфену повернуть течение полемики: «Эсхин! Если ты один предвидел будущее, зачем же не открыл его?»

Инверсия — расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: «Работать они не хотят, а жить хотят хорошо» (из выступления юриста о правонарушениях молодежи); «Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?» (из выступления).

Градация — расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже — ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впечатления: «Человек является образом и подобием Творца и каждый из нас волен, свободен этот образ в себе раскрывать, очищать и поднимать или, наоборот, затемнять, грязнить и топтать» (из лекции-проповеди Александра Меня), Или: «Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно» (из речи А. Блока «Памяти В.А. Комиссаржевской»).

Параллелизм. — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие текста. «Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации» (Л. Леонов). В этом предложении параллелизм сочетается с другим средством языковой выразительности — повтором.

Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидности повтора: анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов). Пример анафоры — отрывок из выступления Александра Меня: *Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка».

Период как риторическая фигура — построение предложения из двух частей: первая представляет собой параллельные синтаксические конструкции, подводящие к определенному выводу, вторая — вывод. Использование периода позволяет сделать особенно значимой мысль, содержащуюся в выводе. «Когда человеческой душе наносятся раны, когда человек в конце концов достигает уже в юности определенного уровня цинизма, когда он перестает подходить к личности, как к священному, когда он уже не знает никаких границ, путей, идеалов, когда он над всем издевается, он является душевной развалиной, душевными руинами, нравственным трупом, — это очень страшно» (из лекции-проповеди Александра Меня); «Если мы взялись за это дело, если мы потратили столько времени и сил на организацию работы, если все надеются на нас, — неужели мы остановимся на полпути?»

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения Действительно, они не только украшают речь, но, главное, способны точно, кратко и выразительно передать самый сложный смысл: «Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал», «Если сердце черное, то и золотой язык не поможет», «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и т.д.

Как же развить выразительность своей речи? Да, для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий, речь которых, как правило, образная. Но главное все же не в этом. «Богатство языка есть богатство мыслей», — писал Н.М. Карамзин. Это суждение поддерживал С.Я. Маршак: «Для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства».

Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности. Наблюдать, сопоставлять, размышлять, записывать свои мысли, искать наиболее точные и выразительные слова для них, изучать лабораторию слова лучших писателей и ораторов — таков путь тех, кто хочет, чтобы его живое слово получало отклик.

 

Вопросы

 

1. Как следует понимать выражение «культура речи»?

2. Что ответить человеку, который считает: «Буду говорить, как хочу и умею»?

3. Как добиться правильного произношения слов?

4. Назовите типичные случаи неправильного согласования слов в предложении.

5. Какие ошибки связаны с неточным выбором слов?

6. В чем недостаток канцелярита?

7. С помощью каких языковых средств можно сделать речь выразительной?

 

Задания

 

1. Составьте речевой портрет любимого преподавателя, просто интересного человека по следующим основным параметрам: звучание голоса, язык, манеры, впечатление от речи.

2. Попросите друга составить ваш речевой портрет. Используйте полученную информацию для дальнейшей работы над собой.

3. Попробуйте выразить одну и ту же мысль десятью разными способами, предполагая разные цели выступления; добивайтесь все большей выразительности.

4. Чем насмешило молодого человека «выступление» на светском вечере героини пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Элизы Дулиттл:

Миссис Хиггинс (прерывает молчание непринужденным тоном). Любопытно, будет ли сегодня дождь?

Элиза. Незначительная облачность, наблюдавшаяся в западной части Британских островов, возможно, распространится на восточную область. Барометр не дает основания предполагать сколько-нибудь существенных перемен в состоянии атмосферы.

Фредди. Ха-ха! Вот умора!

Элиза. В чем дело, молодой человек? Я, кажется, все правильно сказала.

 

ГЛАВА 6. ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

                                                                                     Ораторская речь — это не сумма материалов,                                                                                           собранных из различных источников,

                                                                                     а оригинальное, рожденное в творческих муках,                                                                                           произведение.

Е.А. Ножин

(теоретик ораторского искусства)

 

Хорошая подготовка к выступлению избавляет оратора от многих проблем. Как заметил А.Ф. Кони: «Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки".

Подготовка к выступлению начинается с определения и уточнения темы. Любая тема является частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Важно осознавать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Можно посочувствовать оратору, взявшемуся за тему: «Компьютеризация нашего отечества» или «Компьютер — окно в мировую культуру».

Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями:

1) вы осведомлены в этом вопросе намного лучше, чем слушатели;

2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес;

3) это актуально, значимо для них.

Удачный выбор темы во многом предопределяет успех выступления.

Если оратор разбирается в проблеме немногим больше, чем слушатели, всегда есть риск услышать такую реплику или вопрос «знатока», которые могут свести на нет все впечатление от выступления. Считается, что знание темы выступления оратором должно на порядок превышать осведомленность слушателей.

Если объявленная тема вызывает живой интерес аудитории, собравшиеся как бы авансируют свое внимание оратору и ему только остается этим воспользоваться. Какие же темы вызывают интерес? Те, которые способны удовлетворить осознаваемые потребности слушателей. Это прежде всего темы, связанные со здоровьем, улучшением условий жизни, повышением материального благосостояния, человеческими взаимоотношениями, улучшением отношений в семье, достижением успеха, то есть темы, затрагивающие жизненно важные интересы. Хорошо воспринимаются темы, рассчитанные на профессиональные интересы аудитории, так как повышение своей компетентности для многих весьма значимо. Такие темы, как «Чтобы букет радовал», «Как устроиться на работу», «Как принимать гостей» и т.п., затрагивают практические интересы людей и потому обычно их внимательно слушают. Наконец, есть темы, которые волнуют молодежь; людей самого созидательного возраста (30-40 лет); пожилых, то есть это темы, рассчитанные на возрастные интересы. И, наконец, у людей любого возраста легко пробудить познавательный интерес, любопытство, которое считается существенным качеством человеческой натуры. Именно на это рассчитаны темы, связанные с освоением космоса, путешествиями в разные страны, загадками земной цивилизации, истории жизни и творчества известных людей. Лектории музеев и библиотек собирают аудиторию с высокими духовными запросами, развитыми эстетическими потребностями.

Наконец, неизменно пользуются успехом выступления «на злобу дня» (старославянское слово «злоба» некогда означало забота, отсюда и такое выражение): разъяснение насущных политических и социальных вопросов.

Собрать «подходящих» или, как сейчас часто говорят, мотивированных слушателей на выступление помогает название. Оно объявляется или указывается в объявлении заранее и потому способно формировать аудиторию. Подобрать удачную формулировку не так просто!

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, то есть в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интересы аудитории, будить воображение. Обычно выступление имеет два варианта названия: рабочее (для себя, для поиска литературы в библиотеке) и рекламное (для публики). Рекламное название часто делают занимательным, формулируют его в виде прямого или неявного вопроса или острой постановки проблемы. Например: «Духовный бизнес — это возможно?» Сравним два названия одного и того же выступления: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы. И еще пример. Рабочее название: «Самоанализ — важнейший способ определения жизненной стратегии», рекламное — «Как выбрать мужа».

Бывают ситуации, когда тема выступления как бы «навязывается» аудитории. Например, выступающий рассказывает о совершенно новом виде продукции или о своем увлечении и полагает, что если он считает это важным и интересным, то это интересно всем. Казалось бы, шансов на успех у таких выступающих немного. Но именно в подобных случаях и приходит на помощь открытый старой риторикой способ «приблизить» к слушателям, казалось бы, далекую от них тему (см. с. 95).

Готовиться к выступлению необходимо заранее. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса:

1) Кому я буду говорить?

2) Для чего?

3) Что должны уяснить слушатели?

Предварительная информация о слушателях одна из гарантий успеха. Разумный водитель не сядет за руль автомобиля, если не знает особенностей этой марки. Трудно рассчитывать на успех, если не представляешь, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно он их может заинтересовать, как соотносится с их насущными проблемами.

Найти то, что нужно данным слушателям, — непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. Как отмечает Е.В. Клюев, уже в древности было замечено, что человек, «захваченный» своей темой, является носителем индивидуального стереотипа в том, что касается этой темы. Он садится на своего конька без учета места, времени, интереса слушателей и почти в одних и тех же выражениях излагает свой любимый вопрос. «Это интересно для меня» означает для профессионала «это интересно вообще» (впоследствии это явление получило название «профессиональный кретинизм»). Очевидно, однако, что разным категориям слушателей одну и ту же тему нужно преподносить по-разному.

Назначение выступления в том, чтобы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие.

 

«Чтобы дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами»*. А для этого, советует Р. Хофф, нужно как можно ближе узнать своих будущих слушателей, «повариться» в их среде. Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности.

* Хофф Р. Я вижу вас голыми: как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М-: Независимая фирма «Класс», 1996. С. 41.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.