Проблемное изложение материала — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблемное изложение материала

2022-12-20 30
Проблемное изложение материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Его можно использовать не только в академическом красноречии (лекции в школе и вузе, выступления на научных конференциях), но и в деловом, например в выступлении директора на совещании. Элементы проблемного изложения могут быть включены в научно-популярные лекции, в выступления — презентации новых видов товаров или услуг.

Традиционное обучение использует объяснительно-иллюстративный метод. Лектор сообщает готовые знания, а слушатели в той или иной мере усваивают их.

При проблемном способе изложения оратор ставит слушателей в ситуацию поиска новых знаний или нового способа действия, то есть создает ситуацию интеллектуального затруднения. Такую ситуацию и называют проблемной. Ее ядром или основным признаком является противоречие. Это может быть противоречие между разными мнениями по поводу одного и того же явления., различными научными теориями, устоявшимися житейскими представлениями и новыми фактами, наблюдаемыми явлениями и существующими теоретическими объяснениями и др. Наиболее общее противоречие — между уже известным и неизвестным. Если проблемная ситуация затрагивает жизненно важные интересы слушателей или пробуждает у них познавательный интерес, возникает познавательная потребность и аудитория начинает активно искать выход из ситуации интеллектуального затруднения. Проблемный способ изложения формирует творческое мышление, ведь основная функция мышления — раскрывать неизвестное.

Как полагают специалисты, наиболее ярко продуктивные процессы мышления проявляются при постановке и решении проблем, выдвигаемых жизнью. Есть и еще один довод в пользу проблемного изложения в выступлениях на практически значимые темы. Способы решения жизненной проблемы, найденные самостоятельно, гораздо быстрее приводят к конкретным действиям, чем самые авторитетные рекомендации.

Чтобы занятие с использованием проблемного метода прошло успешно, нужно правильно определить проблемную ситуацию. Она создается с учетом реальных, значимых для слушателей противоречий. Например, несоответствие известного и требуемого способов действия. К примеру, привести слушателей к выводу о преимуществах прямого пути товара от производителя к потребителю можно таким образом. Лектор рассказывает о традиционном пути: продукция → склад → магазин → покупатель. Обращает внимание на недостатки такого способа: путь долгий, покупатель платит не только за сам товар, но и за хранение его на складе, продажу в магазине, покупает то, что есть в магазине в данный момент и т.д. Как можно сделать продвижение продукта более эффективным? В происках решения этой проблемы слушатели и придут к идее прямых поставок через сеть дистрибьюторов.

Проблемная ситуация создается и тогда, когда вскрывается противодействие между известными способами действия и их осуществлением в новых условиях. Такие ситуации нередко возникают в работе любого предприятия.

Чтобы ситуация предстала пред слушателями как проблемная, нужно задать такой вопрос относительно этой ситуации, который создает интеллектуальное затруднение. Этот вопрос называют проблемным. Чтобы получить ответ на вопрос (решить проблему), нужно проанализировать проблемную ситуацию и сформулировать проблему в виде задачи, которая требует от конкретного человека проявления новых знаний или способа действия. Заметим, что если решение известно науке или практике, оратор излагает материал как учебную проблему, с методической целью. «Возникновение задачи означает, что удалось, хотя бы... приблизительно, расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи»*.

* Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. С. 38. (Выделено А.В. Брушлинским).

 

Самое сложное в проблемном методе — сформулировать проблемный вопрос. Мастером таких вопросов был Сократ, который заставлял собеседников увидеть новое в привычном, побуждая к новому знанию. Чтобы задать проблемный вопрос, можно рассмотреть ситуацию как следствие. Вопрос будет касаться причины возникновения этой ситуации. Другой вариант вопроса — возможные последствия какого-либо события. Еще один — обобщение, поиск общих признаков явлений данного рода*.

* О проблемных вопросах см.: Вопросы, задачи, проблемы и их правильная постановка // Проблемное обучение и его логические основания. Таллин, 1988. С. 6-25; Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М,, 1991. С. 57-60; Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. С. 23-29; Берков В.Ф. Логика вопросов в преподавании. М,, 1987.

 

В общем случае выделяют следующие этапы проблемного изложение материала:

1. Лектор знакомит слушателей с ситуацией. Затем он задает проблемный (вскрывающий противоречие в ситуации) вопрос.

2. Слушатели не знают, как на него ответить. Возникает проблемная ситуация (у них в голове, так как то, что казалось ясным, стало неясным).

3. Вместе с преподавателем они формулируют проблему: ставят задачу.

4. Затем вместе бьются над ее решением.

5. Наконец, находят его!

Лектор создает проблемную ситуацию с помощью проблемных вопросов, помогает сформулировать проблему в виде задачи и управляет поисковой деятельностью слушателей.

 

Формулировка проблемы должна включать:

1) констатацию известного плюс познавательное противоречие;

2) неизвестное в форме вопросов, которые вытекают из ситуации противоречия;

3) условия разрешения проблемы.

Например: на предприятии большой объем продукции производится в последние дни месяца (ситуация). Почему это происходит? К чему это приводит? Как этого избежать? (проблемные вопросы). Задача (формулировка проблемы): «Выпуск больших объемов продукции в конце месяца приводит к большому проценту брака. Как уменьшить брак, сохранив объем производства?» Решение этой проблемы — в равномерном выпуске продукции в течение месяца, что требует решения новой проблемы — выполнения своих обязательств поставщиками сырья и материалов.

Участие лектора в решении проблемы может происходить на трех уровнях*.

* Батыршин Т. Проблемная лекция в молодежной аудитории. Ташкент, 1985. С. 22.

 

1. Слушатели следят за тем, как лектор сам находит выход из проблемной ситуации и решает проблему.

2. Лектор помогает слушателям находить ответы на проблемные вопросы.

3. Активность слушателей принимает форму диалога или поисковой деятельности. Они вместе с лектором ищут и находят пути решения проблемы.

Тема проблемного обучения в академическом и лекционно-пропагандистском красноречии хорошо разработана. В деловом красноречии (например, на деловом совещании) можно использовать следующие приемы создания проблемности:

1. Руководитель рассматривает различные способы решения проблемы, предоставляя участникам возможность их проанализировать и оценить.

2. Создает условия диалога, при которых слушатели сами активно ищут пути решения проблемы (процесс «генерирования» идей).

Проблемное изложение на деловом совещании дает возможность изыскивать резервы повышения эффективности работы предприятия, развивает активность мышления сотрудников, воспитывает у них чувство ответственности, способность участвовать в управлении производством.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.