Физическое воспитание и закаливание детей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Физическое воспитание и закаливание детей

2022-12-20 33
Физическое воспитание и закаливание детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы закаливания Главной задачей  является профилактика возможных заболеваний с первых дней жизни ребёнка. Появляясь на свет, ребёнок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов для того, чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. У ребёнка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение, поэтому, кутая малыша, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания — воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции. Здоровье человека более чем наполовину зависит от образа жизни. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (повышенная или пониженная температура воздуха, воды, повышенные параметры влажности и скорости воздуха, УФ-излучение, пониженное атмосферное давление) путем научно обоснованного систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, нормализует деятельность нервной системы, обмен веществ, уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз. Закаленные дети не боятся промочить ноги, им не страшны перепады температуры воздуха и воды, влияние ветра, сквозняки. В основе закаливания лежит принцип тренировки нервной системы. Закаливающий фактор влияет на нервные окончания, расположенные в коже, а в ответ вырабатываются защитные реакции организма. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII—IX вв. в одной из глав «Канона врачебной науки» говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, спали на сене без подстилки и покрывала. У жителей Древней Руси считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и непогоде. Русский летописец Нестор в X веке описывал, как сразу после рождения младенцев начинали парить в бане и купать в холодной воде. Древние скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, также купали своих новорождённых детей в холодной воде. Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения болезненным, благодаря долгим годам закаливания стал выносливым, мог в любую погоду ходить раздетым, обливался холодной водой, парился в бане и до преклонного возраста сохранял работоспособность и неукротимую энергию. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. 313 akusher-lib.ru Профилактическая педиатрия Предварительно посоветуйтесь с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. Закаливание начинают, когда ребёнок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур. Закаливающие мероприятия делятся на общие (правильный режим дня, рациональное питание и одежда, прогулки, температурный режим в помещении) и специальные (воздушные и водные процедуры, закаливание светом, гимнастика, массаж). Для достижения успеха надо соблюдать основные принципы закаливания и правила проведения процедур: 1) закаливание можно начинать и далее проводить при полном здоровье ребёнка; 2) Необходимо учитывать специфичность воздействия. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действие которого он многократно испытывал. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, только к теплу; 3) многофакторность — разнообразие средств и форм процедур — обеспечивает всестороннее закаливание и повышение устойчивости ко многим факторам; 4) правильно выбрать зону воздействия - необходимо подвергать воздействию те участки кожи, которые обычно покрыты одеждой. Комбинация общего (все тело) и местного (отдельные части тела) закаливания повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам; 5) увеличение силы раздражающего воздействия (снижение температуры, увеличение количества упражнений, длительности занятия и др.) должно быть постепенным. В основе закаливания лежит свойство организма постепенно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно и непрерывно. Переход от щадящих по воздействию на организм ребёнка закаливающих процедур к более выраженным температурным воздействиям (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста, рожденных с малой массой тела, недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, атопическим дерматитом или другими аллергическими заболеваниями; 6) занятия должны проводиться систематически, в течение всего года. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (в среднем, за 2-3), а исчезает за 2-3 недели, (у дошкольников через 5-7 дней). Отсюда правило: нельзя отменять закаливание даже в случае легких болезней детей следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя; 7) необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, состояние здоровья. Для ослабленных детей закаливание проводится в щадящем режиме, с медленным нарастанием интенсивности (более высокая температура воздействующего фактора, меньшая продолжительность воздействия, влияние на ограниченные участки тела); 8) занятия должны вызывать положительные эмоции; любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребёнку хорошее настроение. Нельзя допускать чувства беспокойства или страха у ребёнка перед закаливающими процедурами. Если при подготовке к выполнению закаливающей процедуры ребёнок плачет, и теплая ванна его не успокаивает, лучше перенести процедуру на другое время или отменить ее, так как положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся; 9) начинать закаливание можно в любое время года, однако, наиболее подходящее время - лето и осень, когда максимально можно использовать природные факторы (хождение босиком, плавание в открытых водоемах и т.д.);  10) нужно соблюдать температурный режим в помещениях.

Во время закаливания обязательно проверяют состояние кожи ребёнка. Проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у малыша теплые. Процедуру закаливания детей средней и северной полосы России при выраженном сужении сосудов следует начинать с массажа или теплой ванночки для ног, что предотвратит переохлаждение ребёнка. Не менее опасно перегревание ребёнка. В этом случае повышается влажность кожных покровов и изменяется ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха может привести к переохлаждению организма; 11) после перерыва возобновлять закаливание следует постепенно, с самого начала, но быстрее, чем в начальном периоде. В случае заболевания закаливание должно быть продолжено после выздоровления. При использовании традиционных методик закаливание проводится по схеме постепенного снижения температурных воздействий, при контрастном закаливании — продолжительность процедуры сокращается в 2 раза при тех же температурных воздействиях. Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур, обратиться к врачу. Самый доступный метод — закаливание воздухом. I способ — проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания — сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребёнка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1 -2°С. Оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребёнок, должна поддерживаться в пределах 20-22°С. При более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раз в сутки по 10-15 мин. Летом окно может быть открыто постоянно. II способ — прогулка, включающая сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Сон, питание, гимнастику, закаливающие процедуры, игры целесообразно проводить летом за городом, на свежем воздухе. В любое время года для здоровья ребёнка полезны оптимальные по времени и возрасту прогулки. Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже -5°С. Продолжительность первой процедуры — 10 мин, постепенно прогулку доводят до 1,5-2 ч; гуляют 2 раза в день. Детей в возрасте 2-3-х мес выносить зимой на улицу при температуре ниже -10°С не следует. В более теплые дни прогулка может продолжаться до 1 ч, в холодные ее желательно проводить 2 раза в день, но продолжительность каждой сокращать до 20-30 мин. Дети в возрасте 3-6 мес могут гулять при температуре воздуха до -12°С, а в конце первого года жизни — и при -15°С. В районах с континентальным климатом, где зима более холодная, но воздух менее влажен, в безветренные дни детей надо выносить на улицу и при более низких температурах воздуха. В теплое время года прогулки с ребёнком рекомендуется проводить ежедневно между кормлениями, 2-3 раза в день, по 2-2,5 часа. Показателями хорошей организации дневного сна на воздухе детей раннего возраста являются: быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности при пробуждении. Это свидетельствует о том, что ребёнок одет правильно и находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребёнок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности служат признаками резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о перегревании.  III способ — приём воздушных ванн; наиболее «нежная» и безопасная закаливающая процедура с которой рекомендуется начинать систематическое закаливание. Воздушной ванной называется пребывание ребёнка обнаженным или полуобнаженным на открытом воздухе в тени. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребёнка - он становится спокойнее, улучшаются аппетит и сон. Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Переодевать одежду на ребёнке надо не торопясь. Закаливающее действие воздуха зависит главным образом от температуры, однако необходимо также учитывать влажность и скорость движения воздуха. Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению условно подразделяются на тепловатые (температура воздуха от 30 до 20 С), прохладные (от 20 до 14°С) и холодные (14°С и ниже). Начинать приём воздушных ванн рекомендуется в предварительно проветренном помещении, затем, по мере закаливания, их переносят на открытый воздух. Принимать воздушные ванны лучше всего в движении - при проведении зарядки или просто во время игры. Начинать прием воздушных ванн следует с 15-30 минут; температура воздуха должна постепенно понижаться до 18-20°С (для новорождённых - 220С, в 1-3 мес - 210С. в 3-12 мес — 20°С, в 1-3 года — 18°С). В дальнейшем продолжительность процедур увеличивается ежедневно на 10 мин и доводится таким образом до 2 ч, уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой. В сырую и ветреную погоду продолжительность процедуры сокращается. Особой разновидностью воздушных ванн для уже достаточно закаленных детей является закаливание воздушным потоком (попросту говоря, сквозняком). Для этого нужен вентилятор; начинают закаливание воздушным потоком при температуре не ниже 21-22°С. Расстояние до вентилятора должно быть примерно 6 м, а скорость потока воздуха — минимальной. Затем можно приближать вентилятор до такого расстояния, когда будет ощущаться едва заметное движение воздуха. Продолжительность первой процедуры, как правило, не более 20 с (тело должно обдуваться спереди и сзади по 10 с). Через каждые 1-2 дня можно увеличивать длительность процедуры на 20 с (до 3-5 мин) и снижать температуру воздуха на 1°С (до 12-14°С). IV способ — закаливание солнечными лучами. УФ-лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребёнка, тем выше чувствительность к УФ-лучам. Поэтому солнечные ванны детям до 1 года противопоказаны. С осторожностью их назначают детям в возрасте от 1-3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны (но не нахождение под прямыми солнечными лучами!) при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и 20°С — для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду  В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате — с 8 до 10 ч утра. Продолжительность 1-й ванны у грудных детей 3 мин, у более старших — 5 мин с ежедневным ее увеличением до 30-40 мин. Абсолютным противопоказанием к проведению световоздушных ванн является температура воздуха 30°С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Поскольку при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребёнка, даже если температура воздуха высокая.  Световоздушные ванны летом лучше проводить не под прямыми солнечными лучами. Один из мощных факторов закаливания — использование водных процедур. Основными факторами воздействия воды являются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), растворенные в воде химические вещества (солевые, хвойные и другие ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, поэтому удобна для проведения закаливающих процедур, поскольку можно легко дозировать и распределять температурное воздействие на тело ребёнка. Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание. Обливания и обтирания могут быть общими и местными. Чтобы психологически подготовить ребёнка к обтиранию водой, следует предварительно провести его обтирание сухой рукавицей (до появления на коже легкой красноты). Влажные обтирания начинают с пальцев рук — до плеча, ног — от стопы к бедру, далее — грудь, живот, в последнюю очередь — спина. Длительность одной процедуры 1-2 мин. Начальная температура воды для обтирания детей от 1 года до 3 лет - 33-34°С, в 3-4 года - 32°С, в 5-6 лет - 30°С, в 6-7 лет - 28 С. Через каждые 2-3 дня температуру снижают на 1°С и доводят до 22°С летом и до 25°С зимой - для детей 3-4 лет, до 20 и 24°С - для детей 5—6 лет, до 18 и 22 С — для детей 6—7 лет. Детям от 1 года до 3 лет температуру воды снижают через неделю на 1°С и доводят до 25-26°С. По окончании обтирания малыша одевают. Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно приступить к местным ножным ваннам. Сосудодвигательные рефлексы ног имеют важное рефлекторное значение в повышении устойчивости сосудистых реакций полости рта, носа, верхних дыхательных путей. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28°С, далее ее снижают на ГС в неделю. Нижняя температурная граница для детей до 3 лет составляет 20 С, после 3 лет - 18 С. Во время обливания ножки ребёнка находятся в тазу или ведре (в любой емкости, где возможно погружение стоп и голеней). Продолжительность процедуры 15—20 сек для детей раннего возраста и 20-30 сек — для более старших. Проводить ножные ванны целесообразно, когда у ребенка теплые ноги. Обычно их проводят после сна или в 17—18ч — период наибольшей активности ребёнка. После обливания ног приступают к общему обливанию. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды. Во время проведения процедуры голову ребёнка не обливают. В первую очередь обливают спину, затем грудь и живот, заканчивают обливанием левого и правого плеча. Продолжительность — до 1,5 мин. Температура воды для детей 1-3 лет 340 С со снижением каждую неделю на 10С; ее доводят до 28°С - зимой и до 25°С - летом. Детям с 4 лет: начальная температура воды 33°С, конечная 24-220 С, длительность обливании 30 с — 1 мин. Душ является для ребёнка еще более сильно воздействующей процедурой. Температура воды душа такая же, как при обливании. После адаптации ребёнка к обтиранию, обливанию, душу можно приступать к плаванию, которое является мощной закаливающей процедурой, а также способствует гармоничному физическому развитию ребёнка. При плавании в бассейне температура воды для детей до 3 лет должна быть 31-33°С, для более старших — 28-30°С. Тем, кто не любит холодную воду, можно рекомендовать другой способ закаливания — теплой и даже горячей водой. Суть его достаточно проста: обнаженное тело протирают мокрым полотенцем, смоченным горячей водой, и не обтирают сухим полотенцем. Вода, испаряясь с кожи, охлаждает ее. Но следует соблюдать осторожность: чем горячее вода, тем интенсивнее она испаряется, и тем сильнее охлаждается организм. Поэтому увеличивать температуру воды для обтирания нужно постепенно, по мере закаливания организма. Закаливание таким методом весьма эффективно и по действию похоже на контрастный душ. Купание и плавание — самые любимые детьми водные процедуры. Физиологическое действие на организм морских купаний связано с термическими (температура воды в море ниже, чем температура тела), механическими (давление воды, преодоление сопротивления движущихся масс воды), химическими (растворенные в воде соли, содержащие катионы натрия, калия, кальция, анионы хлора, брома, йода и др.) воздействиями. Купания способствуют тренировке нервно-гуморальных, сердечно-сосудистых и других механизмов терморегуляции, стимулируют симпатико-адреналовую систему, обмен веществ, дыхательную функцию, адаптационные возможности, оказывают выраженное закаливающее действие. Купаться можно через 1 — 1,5 ч после еды. Входить в воду следует быстро, окунаться н» сразу, затем быстро растереться полотенцем. Продолжительность первых купаний для дошкольников составляет 2-3 мин, для школьников — 3-5 мин. В дальнейшем продолжительность купаний можно увеличить до 10-20 мин. Хорошей формой закаливания детей школьного возраста является купание в открытых купально-плавательных бассейнах, функционирующих круглый год. Плавание грудных детей (с 2-3-х недельного возраста) — один из новых методов закаливания. Получены данные о благоприятном  влиянии раннего плавания на физическое развитие детей (массу тела, длину, развитие грудной клетки). Клинические исследования показали, что плавающие дети реже болеют ОРИ. Купания де гей в озере или реке являются менее активными процедурами, чем морские купания, однако, основные принципы, разработанные для морских купаний, применимы и в этом случае. Кроме традиционных, существуют интенсивные (нетрадиционные) методы закаливания, к которым относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах, но практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Известно, что экстремальная ситуация всегда является стрессом для организма. Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина: реакция организма на него всегда однотипна: вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить (в том числе и иммунитет), а по прошествии некоторого времени наступает 2-я фаза - фаза истощения (ее ещё называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, происходит срыв адаптации и на этом фоне появляется множество различных заболеваний. Как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием существует контрастное закаливание, которое эффективнее, чем закаливание только холодом. Наиболее распространенными методами являются контрастные ножные ванны, обтирания, душ, а также сауна, русская баня и др. Ножные ванны: температура горячей воды 42°С (она остается постоянной), начальная температура холодной воды 37°С. Каждые 2 дня температуру снижают на 1°С. Конечная температура 20°С. Общая продолжительность процедуры 8—12 мин, попеременно в холодной (2 мин) и в горячей воде (3 мин). Воздействие на воротниковую зону: ребёнка попеременно укутывают то горячим, то холодным махровым полотенцем до подмышечной области. Температура горячей воды 40°С, холодной — 30°С. Полотенце, смоченное в горячей воде, прикладывают на воротниковую область на 2 мин, затем смачивают в холодной воде и прикладывают на 1,5 мин. Общая продолжительность процедуры — 10-12 мин. Воздействия на область лица: начальная температура горячей воды 38°С, холодной — 30°С. Процедуру проводят так же, как при воздействии на воротниковую область. Особый интерес вызывает применение с закаливающей целью холода умеренных (до -30°С) и низких (до -120°С) температур — как местного, так и общего воздействия. Доказана эффективность новой технологии закаливания и оздоровления детей методом криомассажа стоп. При проведении этой процедуры в ответ на кратковременные низкотемпературные воздействия криомассажа организм ребёнка отвечает положительной терморегуляторной реакцией, которая стимулирует существенные позитивные сдвиги в различных системах организма детей. Если никак не удается приступить к закаливанию из-за частых респираторных инфекций у ребёнка, необходимо провести комплекс общих процедур, позволяющих мягко подготовиться к закаливанию и одновременно укрепить организм. Для определения необходимого комплекса желательно проконсультироваться с врачом-специалистом по восстановительному лечению.

Для правильного роста и развития ребёнка необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание, которое для детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие. Составляющие физического воспитания направлены на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств. Развитие у ребёнка интереса к различным доступным ему видам двигательной деятельности совершенствует волевые качества — силу, выносливость, ловкость, быстроту. Воспитание привычки у детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями и к закаливающим процедурам способствует совершенствованию нравственных и моральных качеств личности. Для решения этих задач необходимо создать благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми, организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия. Развитие движений у детей имеет особенно важное значение. Забота о повышении двигательной активности ребёнка важна на протяжении всего периода бодрствования; это создает соответствующую обстановку для занятий. Большое значение имеет подбор физкультурных пособий и игрушек, побуждающих детей к их использованию. Следует постоянно заботиться о правильной осанке детей раннего возраста и помнить, что залогом такой осанки является хорошее общее физическое развитие ребёнка. Правильная осанка — признак хорошего здоровья. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит, главным образом, во время обязательных для всех детей занятий физической культурой. Они проводятся с каждым ребёнком первого года жизни индивидуально, а с детьми 2-го и 3-го года жизни индивидуально, если есть такая возможность, или в группах по 2-3 ребенка. Программой обучения предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных двигательных умений, навыков и знаний. В программе каждой возрастной группы излагается преимущественно новый учебный материал; усвоенные физические упражнения и игры систематически повторяются и закрепляются. В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений учитывают возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребёнка. На первом полугодии жизни из специфических средств физического воспитания применяются преимущественно массаж, рефлекторные упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. Активные физические упражнения включают в повозрастной комплекс постепенно, и к концу первого года жизни массаж полностью заменяют физическими упражнениями. Массаж, физические упражнения и закаливающие процедуры улучшают работу всех органов и систем ребёнка, способствуют более пропорциональному развитию детского организма, выработке правильной осанки, повышению активности неспецифических факторов защиты организма. Физические факторы повышают сопротивляемость и адаптационные возможности организма ребёнка по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Условно занятие физкультурой можно разделить на 3 части (вводно подготовительная, основная и заключительная часть); каждая часть имеет свои конкретные задачи и определенное содержание. Задачи водно-подготовительной части, организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональная подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно подготовительная часть по времени занимает приблизительно до 20% всей продолжительности занятия. Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей раннего возраста — ходьба и различные ее виды, построения, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняют в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей. Физические упражнения детьми должны выполняться в форме простых игр с постепенным увеличением физической нагрузки. Основная часть занятия способствует развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений, а также воспитанию физических качеств. Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни следует развивать двигательные навыки при поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей постарше — развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании, прыжках. В этой части занятия для детей первого года жизни проводят массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей раннего возраста предлагаются упражнения с выполнением основных видов движений. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру. Дети в основной части физкультурного занятия получают оптимальную физическую нагрузку на все мышечные группы, сердечнососудистую и дыхательную системы. Они становятся активными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др. Заключительная часть физкультурного занятия призвана привести организм в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10% времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для детей раннего возраста — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др. Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия физического воспитания детей. Количество частей в занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Содержание и продолжительность каждой части физкультурного занятия изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

Контрольные вопросы: 1. Основные принципы закаливания. 2. Общие принципы физического воспитания детей. 3. Методы закаливания


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.