Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-20 | 18 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Существующие теории роста и развития лежат в основе понимания поведения детей в разные возрастные периоды. Понятия «рост» и «развитие» относят к процессу, в ходе которого из оплодотворенной яйцеклетки появляется и созревает организм взрослого человека.Ростпредставляет собой сложный процесс изменения размеров всего тела или его частей, для которого характерны количественные икачественные изменения, происходящие в организме.Рост и развитие происходят в соответствии с предопределенными врожденными (генетически обусловленными) возможностями, в определенной последовательности и, как правило, скачкообразно. Быстрым ростом характеризуется внутриутробный период. В последующем периоды «округления» (нарастания массы тела), сменяются периодами «вытягивания» (усиленного роста). Периоды «округления» наблюдаются в возрасте от 1 года до 4-х лет, затем от 8 до 10-ти лет. Периоды «вытягивания» - с 5 до 7-ми и с 11 до 15-ти лет. Кроме того, отмечаются сезонные колебания: весной и летом ускоряется прирост длины тела, а нарастание массы - осенью и зимой. Указанные колебания в значительной мере связаны с характером питания и образом жизни ребенка в разное время года.Рост предполагает не только увеличение размеров, но и соответствующее изменение функций органов и систем. Отдельные органы и ткани человека развиваются неодинаково.
Выделяют 4 основные группы органов и систем, имеющие разные темпы роста в определенные периоды жизни:
- Двигательная, дыхательная, пищеварительная и мочевая системы, крупные кровеносные сосуды отличаются быстрым ростом в 1-й год жизни и во время полового созревания.
- Центральная нервная система, глаз, внутреннее ухо достигают определенной величины в 1-й год жизни и в последующем претерпевают незначительные изменения.
- Половые органы в период полового созревания характеризуются быстрым ростом.
- Вилочковая железа и лимфоидные образования, активно развивающиеся до 10-12-летнего возраста, позже претерпевают инволюцию (обратное развитие).
Закономерности процесса роста, меняющие пропорции тела:
Скорость роста увеличивается в цефалокаудальном направлении: более интенсивно растут кисти, стопы, затем голени и предплечья, менее - бедра, плечи, туловище, еще медленнее - голова. Так, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних - в 4 раза, туловища - в 3, размер головы по вертикали - в 2 раза.В результате возрастных изменений пропорций тела средняя точка перемещается в вертикальном направлении (у новорожденного она находится на уровне пупка, у 6-ти летнего - на середине между пупком симфизом, у взрослого - на симфизе).До периода полового созревания общее увеличение длины тела происходит в основном за счет роста ног, а после него - преимущественно за счет увеличения длины туловища. Таким образом, постепенно относительно большеголовый, коротконогий, с длинным туловищем новорожденный превращается во взрослого с его характерными пропорциями.Девочки растут и развиваются быстрее: по биологическим характеристикам девочки в любом возрастном периоде старше мальчиков того же возраста. Например, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. С этим связано и более раннее (≈ на 2 года) начало пубертатного периода у девочек.Существуют и закономерности асимметрии роста, зависящие от того, относится ребенок к группе правшей или левшей. У правшей правая рука длиннее и толще левой, а правое плечо ниже левого, у левшей - наоборот. С асимметрией роста связана и функциональная асимметрия между парными внутренними органами.
Развитие - это динамичный процесс, который вызывает функциональные изменения вследствие совершенствования строения органов и систем.
Выделяют следующие направления развития:
Цефалокаудальное развитие - предполагает постепенное созревание организма сверху вниз (от головы - по позвоночному столбу - к нижним конечностям).
Проксимально-дистальное развитие – совершенствование двигательной функции начинается от центральной оси (туловища) и постепенно распространяется к конечностям (от грубых некоординированных движений - к наиболее тонким).
От простого развития к сложному - постепенное формирование организма от простых изменений структур и функций к сложным (постепенное совершенствование физического, двигательного, языкового, психосоциального, полового и нравственного развития).
Голова у новорожденного ребенка больших размеров, со сложным строением головного мозга, а нижние отделы туловища относительно небольших размеров и имеют более простое строение.
Сначала у новорожденного появляется способность держать голову (к 1-2 месяцам), затем управлять верхними конечностям, захватывать игрушки (с 2-3 месяцев), постепенно развивается координация движений мышц спины - ребенок начинает переворачиваться (к 4-5 месяцу) и сидеть (к 6 месяцам), и лишь позже он осваивает ходьбу (к 10-12 месяцам).
Существуют критические периоды для роста и развития, наиболее благоприятные для приобретения новых навыков. Например, критическим периодом для умственного развития детей является период до 6-8 лет. В этот важный период нужно воспользоваться всеми возможностями, чтобы имеющий определенную зрелость ребенок мог овладеть новыми навыками и умениями.
Организм ребенка способен к максимальной реализации своего потенциала развития (адаптации). Так, у детей с дефектом одного из органов чувств лучше развиваются другие органы (у слепых - слух и осязание).
Таким образом, росту и развитию ребенка присущи индивидуальные особенности - только ему свойственные темпы созревания, темперамент, интеллект и пр. Постепенное развитие физических, моторных, познавательных, психосоциальных способностей позволяет ребенку адаптироваться к многообразным изменениям окружающей среды. На развитие и познавательный процесс ребенка огромное влияние оказывает окружающая среда.
Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей.
С помощью профилактических мер можно добиться оптимального приспособления ребенка к условиям внешней среды и предупредить развитие болезней. В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране гарантированное лечебно-профилактическое обслуживание детей является основной задачей в системе здравоохранения, как и выделение диспансеризации детей из общей системы мероприятий по охране здоровья населения. Это связано с приоритетным профилактическим направлением здравоохранения в нашей стране.
Основным содержанием профилактической работы являются:
Контроль за состоянием здоровья и развития детей с выдачей обоснованных медико-педагогических рекомендаций в соответствии с группой здоровья и развития ребенка.
Организация внешней среды (режим, питание, закаливание, уход, воспитание в семье) в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка.
Обучение родителей знаниям и умениям, необходимым для воспитания здорового ребенка
В осуществлении профилактических мероприятий большая роль принадлежит участковой медицинской сестре. Главная ее задача - проведение патронажей, работа с семьей. Зная условия и особенности жизни каждой семьи, медицинская сестра находит соответствующие формы и методы наиболее эффективного осуществления мер профилактики.
Контрольные вопросы: 1) Какие направления выделяют в развитии детей. 2) Какие основные направления выделяют в профилактической работе.
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!