Здоровый ребенок. Законы роста и развития. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Здоровый ребенок. Законы роста и развития.

2022-12-20 18
Здоровый ребенок. Законы роста и развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существующие теории роста и развития лежат в основе пони­мания поведения детей в разные возрастные периоды. Понятия «рост» и «развитие» относят к процессу, в ходе кото­рого из оплодотворенной яйцеклетки появляется и созревает орга­низм взрослого человека.Ростпредставляет собой сложный процесс изменения разме­ров всего тела или его частей, для которого характерны количест­венные икачественные изменения, происходящие в организме.Рост и развитие происходят в соответствии с предопределен­ными врожденными (генетически обусловленными) возможностя­ми, в определенной последовательности и, как правило, скачкооб­разно. Быстрым ростом характеризуется внутриутробный период. В последующем периоды «округления» (нарастания массы тела), сменяются периодами «вытягивания» (усиленного роста). Периоды «округления» наблюдаются в возрасте от 1 года до 4-х лет, затем от 8 до 10-ти лет. Периоды «вытягивания» - с 5 до 7-ми и с 11 до 15-ти лет. Кроме того, отмечаются сезонные колебания: весной и летом ускоряется прирост длины тела, а нарастание массы - осе­нью и зимой. Указанные колебания в значительной мере связаны с характером питания и образом жизни ребенка в разное время года.Рост предполагает не только увеличение размеров, но и соот­ветствующее изменение функций органов и систем. Отдельные ор­ганы и ткани человека развиваются неодинаково.

Выделяют 4 основные группы органов и систем, имеющие раз­ные темпы роста в определенные периоды жизни:

- Двигательная, дыхательная, пищеварительная и мочевая сис­темы, крупные кровеносные сосуды отличаются быстрым ростом в 1-й год жизни и во время полового созревания.

- Центральная нервная система, глаз, внутреннее ухо дости­гают определенной величины в 1-й год жизни и в после­дующем претерпевают незначительные изменения.

- Половые органы в период полового созревания характери­зуются быстрым ростом.

- Вилочковая железа и лимфоидные образования, активно развивающиеся до 10-12-летнего возраста, позже претерпевают инволюцию (обратное развитие).

Закономерности процесса роста, меняющие пропорции тела:

Скорость роста увеличивается в цефалокаудальном направ­лении: более интенсивно растут кисти, стопы, затем голени и предплечья, менее - бедра, плечи, туловище, еще медлен­нее - голова. Так, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних - в 4 раза, тулови­ща - в 3, размер головы по вертикали - в 2 раза.В результате возрастных изменений пропорций тела средняя точка перемещается в вертикальном направлении (у новорожденного она находится на уровне пупка, у 6-ти летнего - на се­редине между пупком симфизом, у взрослого - на симфизе).До периода полового созревания общее увеличение длины тела происходит в основном за счет роста ног, а после него - преимущественно за счет увеличения длины туловища. Таким образом, постепенно относительно большеголовый, коротконогий, с длинным туловищем новорожденный пре­вращается во взрослого с его характерными пропорциями.Девочки растут и развиваются быстрее: по биологическим характеристикам девочки в любом возрастном периоде старше мальчиков того же возраста. Например, новорож­денные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизи­тельно на 4 недели, а в течение всего периода роста их кост­ный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. С этим связано и более раннее (≈ на 2 года) начало пубертатного периода у девочек.Существуют и закономерности асимметрии роста, зависящие от того, относится ребенок к группе правшей или левшей. У прав­шей правая рука длиннее и толще левой, а правое плечо ниже ле­вого, у левшей - наоборот. С асимметрией роста связана и функ­циональная асимметрия между парными внутренними органами.

Развитие - это динамичный процесс, который вызывает функ­циональные изменения вследствие совершенствования строения органов и систем.

Выделяют следующие направления развития:

Цефалокаудальное развитие - предполагает постепенное созревание организма сверху вниз (от головы - по позво­ночному столбу - к нижним конечностям).

Проксимально-дистальное развитие – совершенствование двигательной функции начинается от центральной оси (туловища) и постепенно распространяется к конечностям (от грубых некоординированных движений - к наиболее тонким).

От простого развития к сложному - постепенное форми­рование организма от простых изменений структур и функ­ций к сложным (постепенное совершенствование физического, двигательного, языкового, психосоциального, поло­вого и нравственного развития).

Голова у новорожденного ребенка больших размеров, со слож­ным строением головного мозга, а нижние отделы туловища относительно небольших размеров и имеют более простое строение.

Сначала у новорожденного появляется способность держать голову (к 1-2 месяцам), затем управлять верхними конечностям, за­хватывать игрушки (с 2-3 месяцев), постепенно развивается коор­динация движений мышц спины - ребенок начинает переворачи­ваться (к 4-5 месяцу) и сидеть (к 6 месяцам), и лишь позже он ос­ваивает ходьбу (к 10-12 месяцам).

Существуют критические периоды для роста и развития, наи­более благоприятные для приобретения новых навыков. Например, критическим периодом для умственного развития детей является период до 6-8 лет. В этот важный период нужно воспользоваться всеми возможностями, чтобы имеющий определенную зрелость ре­бенок мог овладеть новыми навыками и умениями.

Организм ребенка способен к максимальной реализации сво­его потенциала развития (адаптации). Так, у детей с дефектом од­ного из органов чувств лучше развиваются другие органы (у сле­пых - слух и осязание).

Таким образом, росту и развитию ребенка присущи индивиду­альные особенности - только ему свойственные темпы созревания, темперамент, интеллект и пр. Постепенное развитие физических, моторных, познавательных, психосоциальных способностей позволяет ребенку адаптироваться к многообразным изменениям окру­жающей среды. На развитие и познавательный процесс ребенка ог­ромное влияние оказывает окружающая среда.

Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей.

С помощью профилактических мер можно добиться оптимального приспособления ребенка к условиям внешней среды и предупредить развитие болезней. В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране гарантированное лечебно-профилактическое обслуживание детей является основной задачей в системе здравоохранения, как и выделение диспансеризации детей из общей системы мероприятий по охране здоровья населения. Это связано с приоритетным профилактическим направлением здравоохранения в нашей стране.

Основным содержанием профилактической работы являются:

Контроль за состоянием здоровья и развития детей с выдачей обоснованных медико-педагогических рекомендаций в соответствии с группой здоровья и развития ребенка.

Организация внешней среды (режим, питание, закаливание,  уход, воспитание в семье) в соответствии с возрастом и со­стоянием здоровья ребенка.

Обучение родителей знаниям и умениям, необходимым для воспитания здорового ребенка

В осуществлении профилактических мероприятий большая роль принадлежит участковой медицинской сестре. Главная ее за­дача - проведение патронажей, работа с семьей. Зная условия и особенности жизни каждой семьи, медицинская сестра находит со­ответствующие формы и методы наиболее эффективного осуществ­ления мер профилактики.

Контрольные вопросы: 1) Какие направления выделяют в развитии детей. 2) Какие основные направления выделяют в профилактической работе.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.