Основные этапы развития ребенка. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные этапы развития ребенка. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем.

2022-12-20 25
Основные этапы развития ребенка. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организм ребенка находится в процессе постоянных роста и развития. В зависимости от особенностей окружающей среды и динамики физиологических процессов выделяют внутриутробный этап развития ребенка (с подразделением на фазы эмбрионального и плацентарного развития), рождение, внеутробный этап жизни (с подразделением на периоды жизни ребенка). Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет. Каждый этап жизни ребенка, начиная с момента зачатия и внутриутробного развития, и все последующие возрастные периоды имеют характерные особенности, что является основанием для организации у детей режима дня, питания, использования лечебно-профилактических и воспитательных приемов. Наряду с тем что каждому ребенку свойственны индивидуальные особенности, во многом реакцию на заболевание определяет его возраст. Закономерности каждого периода детства характеризуют уровень биологического развития детей. Внутриутробный этап развития продолжается от момента зачатия до рождения и составляет в среднем 800 дней (10 лунных мес), начиная с первого дня последнего менструального цикла у женщины. В течение первых 3 мес (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. Именно в это время осуществляются закладка органов и тканей, формирование плаценты. С III по X лунный месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается. При неблагоприятных воздействиях (профессиональные вредности, интоксикации, заболевания) на организм беременной в первые 3 мес беременности значительно возрастает риск развития аномалий и уродств плода. Состояние здоровья беременной во все периоды определяет правильное развитие плода, характер питания во многом определяет полноценность будущего ребенка, может оказать влияние на формирование различных хронических заболеваний. Этап рождения продолжается от начала родовых схваток у женщины до момента перевязки пуповины. Это самый тяжелый и ответственный момент для ребенка. Стресс во время рождения является стимулом к запуску биологических ритмов организма. Неблагоприятные влияния (гипоксия, травма) непосредственно влияют на будущее развитие ребенка во внеутробном периоде. Срочными считаются роды, происходящие на 37 - 41-й неделе беременности, преждевременными — ранее 37-й недели и запоздалыми — при сроке 42 нед и более. Внеутробный этап жизни начинается с момента перевязки пуповины. Выделяют следующие периоды жизни ребенка: — новорожденности; — грудной; — преддошкольный (ясельный); — дошкольного возраста; — раннего школьного возраста; — старшего школьного возраста.

Период новорожденности — первый период внеутробной жизни. Его длительность 3—4 нед после рождения. Это время приспособления (адаптации) ребенка к новым условиям существования. У ребенка формируются легочное дыхание, большой и малый круг кровообращения, начинают функционировать пищеварительный аппарат, выделительная система почек и мочевыводящих путей. Для ребенка этого периода характерна функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период наблюдается ряд переходных (пограничных с патологией) состояний: физиологические желтуха, эритема (катар) кожи, снижение массы тела, половой криз и др. После рождения ребенка часто регистрируются патологические состояния, обусловленные наследственными и врожденными причинами, последствиями родовой травмы. Высока возможность внесения инфекции через пуповину, пупочную ранку, легкоранимую кожу. Любые инфекционные заболевания опасны из-за возможности развития сепсиса. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней жизни, когда его органы и системы наиболее ранимы, создание оптимальных условий для развития, правильный уход обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни. Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Это период тесного контакта матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка грудью. Для ребенка этого возраста характерны быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование функциональной деятельности ЦНС. В то же время сохраняется относительная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому часто наблюдаются расстройства функции желудочно-кишечного тракта. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, аллергический диатез. Отличительными особенностями течения болезней в грудном возрасте являются преобладание общих симптомов и малая выраженность местных признаков. Первый год жизни ребенка — время активного медицинского контроля. Домашние уход и воспитание в этот период обеспечивают гармоничную закладку физического, нервно-психического и интеллектуального развития ребенка. Активно используется закаливание детей по специально разработанным методикам, проводится профилактическая вакцинация.

Преддошкольный период охватывает возраст от 1 года до 3 лет и характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. Обменные процессы при этом чуть менее интенсивны, чем в грудном периоде. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков — ребенок мобилен, активно участвует в играх. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно увеличивается мышечная масса. Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к острым респираторным заболеваниям и таким «детским» инфекциям, как корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дифтерия и др. Двигательная активность ребенка в этот период огромна, а контроль за адекватностью движений и поступков минимален, поэтому велика опасность травматизма. Эмоционально-поведенческая жизнь ребенка преддошкольного возраста характеризуется наивысшей степенью впечатлительности. Педагоги определяют этот период как период «упущенных возможностей», подразумевая неправильные приемы воспитания, применяемые родителями на практике. Воспитательные приемы в возрасте 1—3 лет постепенно становятся главным элементом ухода за детьми.

Период дошкольного возраста длится от 3 до 6 лет. В этот период продолжаются дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляются мускулатура, костный скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные, достигает определенной зрелости иммунная система. Нарастание массы тела несколько замедляется — для этого периода характерен рост ребенка в длину (первое физиологическое вытяжение). Интенсивно развивается интеллект: к 5 годам дети свободно говорят на родном языке, к завершению этого периода ребенок начинает читать и писать, формируются индивидуальные увлечения и интересы. Склонность к распространенным реакциям при заболевании значительно уменьшается. «Детские» инфекции в этом периоде протекают легче и дают меньше осложнений, чем в предыдущем. Возрастает частота инфицирования туберкулезом, бытовых травм.

Период раннего школьного возраста охватывает возраст 7—11 лет; характеризуется тем, что многие системы и органы в организме ребенка продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается формирование костного скелета, молочные зубы заменяются на постоянные. Становятся заметными различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Обучение в школе дисциплинирует детей, улучшается долговременная память, повышается интеллект, появляются минимальные трудовые навыки. У детей раннего школьного возраста относительно часто продолжают регистрироваться острые респираторные инфекции. Чаще, чем у детей более раннего возраста, наблюдаются заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей, нервной системы. В этом возрасте число обращений за медицинской помощью минимально, но при целенаправленных осмотрах в рамках диспансеризации выявляются дети с нарушением зрения, осанки, кариесом и другими хроническими заболеваниями.

Период старшего школьного возраста длится с 12 до 17—18 лет и называется подростковым. Для растущего человека характерны значительная перестройка эндокринного аппарата, усиление функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза. Это время формирования воли, сознательности, психологического и личностного статуса. Изменяется внешний облик подростка: он (она) взрослеет, появляются вторичные половые признаки. Вследствие неустойчивости вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте наблюдаются расстройства регуляции функций различных систем, эндокринопатии. Широко распространены болезни цивилизации (ожирение, гипо- и гипертонические состояния, бронхиальная астма), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит, колит). Острые «детские» инфекции отмечаются редко. Клиническая картина заболеваний в этом возрасте имеет ряд особенностей.

Анатомо-физиологические особенности.

Мышечная система

У детей первых месяцев жизни тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей – поза новорожденного ребенка лежит с согнутыми ногами и руками. Физиологический гипертонус сгибателей сохраняется до 3-4 месяцев, причем на нижних конечностях исчезает позднее, чем на верхних.

У маленьких детей мышечный рельеф не выражен.

Сила мышц у ребенка слабая.

Особенно сильно мускулатура развивается в период полового созревания.

Всем известно, что движения укрепляют мышечную систему - для развития мышечной системы необходимы массаж, гимнастика. Массаж и гимнастику начинать надо с 1,5- 2 месяцев. Проводят ежедневно через 30-40 минут после еды. Основное правило, которое необходимо учитывать при проведении массажа и гимнастики – должно быть хорошее настроение у ребенка.

Помните! Развитие двигательных умений во многом зависит от состояния мышечной системы.

Костная система

Костная система в процессе развития подвергается сложным преобразованиям.

Костная ткань у ребенка имеет:

-волокнистое строение

-богата водой, бедна минеральными солями.

Кости мягкие, непрочные - легко искривляются.

Необходимо следить за правильным пеленанием, не должно быть давящей одежды, правильно класть ребенка в кроватку (деформация головы).

-богато васкуляризирована - развитие гематогенного остеомиелита.

Между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка – зона роста (метафиз).

Голова:

-относительно больших размеров (составляет, 1/4 длинны тела, у взрослого – 1/8)

-швы черепа раскрыты – кости легко смещаются;

-имеются роднички (соединительно тканые мембраны на стыке костей)

Различают:

-большой родничок – передний. Расположен между теменными и лобными костями. Ромбовидной формы. Закрывается к 12-16мес.

-малый родничок – задний. Расположен между теменными и затылочными костями. Треугольной формы. После рождения открыт на 25% случаев. Закрывается не позднее 3мес.

-боковые роднички. Могут быть открыты у не доношенного ребенка.

Позвоночник:

-у новорожденного не имеет физиологических изгибов. С ростом они возникают (2 лордоза и 1 кифоз), шейный лордоз образуется в 2мес. (ребенок начинает держать головку), грудной кифоз образуется в 6мес. (ребенок начинает сидеть), поясничный лордоз образуется в 11-12мес. (ребенок начинает ходить)

-позвоночник ребенка обладает большой гибкостью – легко возникают искривления – нельзя туго пеленать, не обходимо правильно класть ребенка в кроватку (на твердую поверхность без подушки, нельзя сажать в подушки!!!), должен правильно сидеть за столом, правильно носить ранец и т. д. В старшем возрасте не обходимо заниматься физкультурой и спортом, которые будут укреплять мышечный каркас.

Грудная клетка:

-цилиндрической формы (до 6мес.) Или усеченного конуса;

-ребра имеют почти горизонтальное положение – межреберные промежутки широкие. С 1 года появляются физиологическое опущение ребер.

Таз:

-в основном представлен хрящевой тканью;

-отмечается малой вместимостью;

-нет половых различий (в размерах). Половые различия с 6-7 лет (у девочек большее развитие таза).

Зубы:

-ребенок рождается с задатками молочных и постоянных зубов (иногда отмечаются случаи прорезывания зубов до рождения ребенка, такие зубы мешают сосать, их необходимо удалять).

-прорезывание зубов происходит в определенные сроки. Прорезывание зубов является физическим актом – протекает безболезненно (исключение при рахите, анемии, гипотрофии). Прорезывание зубов косвенно характеризует ход окостенения.

Количество зубов у ребенка до 2 лет рассчитывается по форме

X = п – 4 

Где п – кол-во месяцев; х – кол-во зубов, т.е. к году у ребенка 8 зубов, к 2 годам 20зубов (все молочные).

В 5-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания (к 11-12 годам.) Постоянных зубов 32.

Конечности: искривлены.

Кожа и подкожно – жировая клктчатка.

Морфологические особенности:

Строение кожи:

-кожа имеет 3 слоя.

-эпидермис – сочный, рыхлый, легкоранимый;

-базальная мембрана – недоразвита, не имеет «шипов» - связь между эпидермисом и дермой очень слабая – легко происходит отслойка эпидермиса – кожные заболевания новорожденного во многих случаях связаны с образованием пузырей;

-дерма – собственно кожа

-богато васкуляризирована.

-сальные железы развиты хорошо, выделяют много секрета.

После года секреция уменьшается, затем вновь увеличивается в пубертатный период;

-потовые железы сформированы к рождению, но их выделительные протоки развиты плохо. Они начинают функционировать в 3-4 мес.

-волосы не имеют сердцевины – мягкие - пушковые. Заменяются новыми к 1,5 мес.;

-подкожно жировой слой развит обильно - округлость формы, глубокие складки. Слабее всего подкожно-жировой слой развит на животе.

Функциональные особенности.

Защитная функция – несовершенна - поверхностные слои тонкие, нежные, легкоранимые.

Терморегуляционная - недостаточна, - ребенок быстро охлаждается (богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи.Легочной аппарат ребенка еще не совершенен.)

Дыхательная – развита хорошо, - роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи. Легочной аппарат кожи еще не совершенен.

Выделительная – хорошо развита, - роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи.

Витаминообразующая функция – играет важную роль - под действием УФЛ образуется витамин «Д».

Дыхательная система.

Морфологические особенности.

Помните! Слизистые всех отделов дыхательной системы: ранимые, богато васкуляризирована, т. е. Богато снабжены сосудами, сухие.

Нос:

- носовые ходы маленькие, узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует - незначительное заболевание вызывает закупорку носовых ходов.

Добавочные полости:

-развиты слабо или отсутствуют у детей грудного возраста синусит практически не наблюдается.

Глотка:

-узкая, евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом короткая, широкая - секрет легко проникает из носоглотки в среднее ухо и развивается отит.

Голосовая щель:

-прикрывает щель в гортань. Она узкая – врожденный стридор. Голосовые связки короткие. Подсвязочное пространство рыхлое – быстро развивается отек- у детей часто развивается стенозирующий ларинготрахеит до 3-х лет.

Гортань: длинная, воронкообразной формы.

Трахея:узкая, хрящи мягкие, податливые.

Бронхи:узкие. Правый бронх является продолжением трахеи, широкий – инородные тела необходимо искать именно здесь.

Легкие:в раннем возрасте богаты соединительной тканью, мало эластичны. Легкие мало воздушные, полнокровные. Легко возникает застой в легких – воспаление. По мере роста увеличивается объем альвеол, уменьшается количество соединительной ткани, образуются эластические волокна.

Плевра: в грудном возрасте тонкая, плевральная полость легко растяжима - легкое, быстрое смещение органов средостения.

Диафрагма:расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые - грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха.

Функциональные особенности

1.дыхание поверхностное (ребра расположены горизонтально, диафрагма расположена высоко, сокращения ее слабые, мышечная система ее слабо развитая, легкие малоэластичны, плотные).

2.большая, чем у взрослого частота дыхания

Новорожденный-40-60 в мин.

Грудной возраст-30-35 в мин.

Старший возраст-15-20 в мин.

3.ритм дыхания неустойчивый, т. е. неравные паузы между дыхательными движениями - дыхание у ребенка необходимо считать строго за минуту!!!

4.тип дыхания:

До года - брюшной

1-2 смешанный

С 8 лет – различные:

У мальчиков – брюшной

У девочек – грудной

Сердечно – сосудистая система

При рождении наступает разделение большого и малого кругов кровообращения.

Помните!!! Большой круг кровообращения:

Начало – аорта (левый желудочек)

Конец – верхняя и нижняя полые вены (правое предсердие).

Малый круг кровообращения:

Начало – легочная артерия (правый желудочек)

Конец – 4 легочные вены (левое предсердие)

Сосуд, идущий от сердца – артерия

Сосуд, идущий к сердцу – вена (не зависимо какую кровь они несут.)

Сердце у новорожденного относительно великою положение сердца поперечное (лежит на диафрагме). После 2 – лет косое (ребенок принимает вертикальное положение, отпускается диафрагма)

С возрастом изменяются форма и границы сердца (в раннем возрасте форма сердца округлая, послу 6 лет – удлиненного овала.) Просвет сосудов у новорожденных и детей раннего возраста широкий. Артерии, вены = 1:1, у взрослого = 1:2.

Функциональные особенности

1.пульс частый (тахикардия), т.к. Превалирует влияние симптоматической нервной системы.

Чем моложе ребенок, тем пульс чаще:

Новорожденный – 120 - 140 уд.в мин.

Грудной возраст – 120 – уд.в мин.

Старший возраст – 100 – 70 уд.в мин.

2.пульс у ребенка аритмичный.

3.А/Д у ребенка ниже, чем у взрослого.

А/Д максимальное определяется по формуле:

до года А/Д макс. = 76+2п, где п – число месяцев.

После года А/Д макс. = 100+2 п, где п – число лет или 102+0,6

А/Д макс. = 1/2 - 2/3 максимального или 63 + 0,4

Система кроветворения

Система кроветворения включает: красный костный мозг, печень, селезенку, лимфатические узлы и др. лимфатические образования.

Помните!!!!

Красный костный мозг находится во всех костях до 4х лет.

Затем он только сохраняется в плоских костях: ребрах, грудине, телах позвонков.

Кровь = форменные элементы + плазма

По гемолитическим показаниям детский возраст делится:

Новорожденный; грудной; старший возраст

Кровь

Возраст Эритроцит Гемоглобин Лимфоциты Тромбоциты Соэ
Новорожденный 6-10*10/л12 170 – 240г/л 20*109

 

200–300*10/л9

2-3мм/час
Грудной возраст 4,0*10/л12 120 – 110г/л 10*109 3-5мм/час
Старший возраст 4,5*10/л12 130 – 140г/л 4-9*109 5-10мм/час

Помните!!!!!

Лейкоцитоз – повышение лейкоцитов в крови

Лейкопения - снижение лейкоцитов в крови

Эозинофилия – повышение эозинофилов

Формула крови

Кол-во сегментоядерных = 100% - кол-во всех известных ферменных элементов.

В первые дни жизни ребенка число лейкоцитов в крови достигает 15—20х109/л, к 5—7-му дню число клеток белой крови снижается. Резкие изменения претерпевает качественный состав лейкоцитов, что обусловлено в основном становлением иммунных реакций. После рождения почти 2/3 лейкоцитов представлены нейтрофилами; их число постепенно снижается, а содержание лимфоцитов нарастает, и к 5-му дню их количество становится примерно одинаковым. После 5-го дня продолжаются снижение уровня нейтрофилов и увеличение числа лимфоцитов, которые после 10-го дня жизни и до конца 1-го года составляют более половины всех форменных элементов крови. На 2-м году вновь наблюдается постепенное повышение числа нейтрофилов при снижении числа лимфоцитов. В 5 лет их содержание становится равным, а в последующие годы продолжает нарастать количество нейтрофилов.

Химический состав крови отличается постоянством.

 Биохимические показатели крови оцениваю по системе си.

Белок 48 – 72г/л билирубин – 3,4 – 13,7мкмоль/л сахар – 3,33 – 5,55 ммоль/л остат.азот – 14,6 – 35,3 ммоль/л

Лимфатическая система

Лимфатическая система включает лимфатические узлы.

Они относительно большие, у них нет капсулы – плохо пальпируется, мягкие. Лимфатические узлы функционально незрелые – недостаточно выражена, их защитно – барьерная функция. В лимфатических узлах вырабатываются антитела а/т.

Тимус – орган детства: с 9 лет инволюция. В нем вырабатываются лимфоциты.

Селезенка:«кладбище» эритроцитов.Вырабатывает лимфоциты.

Глоточное кольцо. Миндалины маленькие – у детей до года редко ангины. В период полового созревания происходит обратное развитие лимфоидной ткани. Она замещается соединительной тканью.

Система пищеварения.

В грудном возрасте аппарат пищеварения приспособлен лишь для усвоения грудного молока.

Помните!!!!!Слизистая всех отделов пищеварительного тракта ранима, богато васкуляризирована, обильно снабжена кровеносными сосудами, сухая т.к. Слизистые железы слабо развиты. Активность ферментов жкт снижена!!!

Полость рта:вротовой полости ребенка раннего возраста есть приспособления для акта сосания. Их три валикообразные утолщения на деснах, складчатость слизистых губ, комочки Биша (жировые комочки в толще щек), слюнные железы у новорожденного слабо развиты – мало слюны усиление саливации происходит с 3-4 месяцев, когда прорезываются зубы.

Пищевод:относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой слабо развит.

Желудок:у детей первого года жизни расположен горизонтально, когда ребенок начинает ходить – принимает вертикальное положение.

Моторная функция: Мышечный тонус желудка снижен, перистальтика замедленна. Опорожнение желудка может продолжатся от 2 до 6 часов, а иногда дольше. У недоношенных скорость эвакуации пищи из желудка замедленна по сравнению с доношенными. Материнское молоко эвакуируется быстрее чем смеси. Пища эвакуируется быстрее если ребёнок находится на животе или на правом боку. Ёмкость желудка увеличивается в течение первой недели жизни с 2 до 20 мл/кг м.т.

- кардинальный сфинктер (выход в желудок) слабо развит,

- пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит.

- желудок у ребенка первых месяцев жизни сравнивают с «открытой бутылкой»: часто срыгивания после кормления, (после кормления надо 1-2 мин поносить ребенка вертикально.)

Кишечник:длина относительно больше, чем у взрослого, хорошо проницаем для токсинов микробов, быстро развивается токсикоз при желудочно – кишечных заболеваниях. Кишечник новорожденного стерилен до первого кормления, затем он заселяется микробами. У детей на естественном вскармливании микрофлора кишечника в основном представлена бифидобактериями. У  детей на искусственном вскармливании в основном в основном в основном заселяется кишечной палочкой.

Печень:

- самый крупный орган ребенка. Он занимает ½ объема брюшной полости.

- у детей до 7 лет печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5 – 3,0 см. С 7 лет нижний край не пальпируется.

Стул:

- зависит от возраста и вида вскармливания:

- в течении первых дней у новорожденного стул имеет вид густой темно – зеленной массы. Это меконий. С 4-5 дня стул норм.

- на естественном вскармливании – стул 4 – 5 раз, кашицеобразный желтого цвета, с кислым запахом.

- при искусственном вскармливании у ребенка до года – 2 раза в сутки, густой, кашицей, желтого цвета с гнилостным запахом.

- стул детей после года оформлен, 1 – 2 раза в сутки, темно – коричневого цвета.

Мочевыводящая система

Почки:

- имеют дольчатое строение, т.е. Эмбриональное строение (исчезают к 2-м годам).

- концентрационная функция их снижена – удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого (до 2-х лет 1003 - 1005, после 2-х лет 1009 - 1016)

Мочеточники:

- относительно широкие и более извитые, чем у взрослых, мышечный слой их слабо развит – гипотония мочеточников.

Мочевой пузырь:

- расположен выше (в надлобковой области) его можно прощупать, мышечный слой развит слабо.

Мочеиспускательный канал:

- у девочек короче, чем у мальчиков

Количество мочи:

- до 10 лет определяется по формуле:

Суточный объём = 600 + 100 (n – 1), где n – число лет.

Число мочеиспусканий:

- чем моложе ребенок, тем число мочеиспусканий больше.

- у новорожденного 20 – 25 раз в сутки.

- у взрослого 4 – 5 раз в сутки

Помните: в ОАМ: эритроциты - 1-2 в п/зр. Лейкоциты - до 4 в п/зр. Белок до 0,033% сахар - нет

Контрольные вопросы 1. С чем связана необходимость выделения фаз внутриутробного развития эмбриона и плода? 2. Чем характеризуется период новорожденности? 3. Какие заболевания характерны для детей грудного возраста? 4. Почему преддошкольный период иногда называют периодом «упущенных возможностей»? 5. Какие анатомо-физиологические особенности органов систем у детей необходимо учитывать при организации лечения и ухода? 6. В чем заключаются возрастные отличия строения органов у детей?


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.