Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-20 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Однако, как вы, возможно, еще помните, в той части лекции, в которой речь шла о комплексности, мы уже отм етили, что комплексность - это принуждение к отбору. Если комплексность описывается как множество элементов, из которых каждый не может быть соединен с любым другим элементом, то в понятие комплексности уже встроено принуждение к отбору. Каждый образец актуализации комплексности избирателен: можно говорить только со своим начальником и со своими подчиненными, но не со своими коллегами. Одним вещам место здесь, а другим - там. Механизм, у которого детали, винтики, колесики и стержни соединены по-другому, уже не будет работать; нужно скомпоновать их так, как написано в руководстве по эксплуатации, а иначе ничего не получится, хотя, вероятно, существуют и другие возможности. Комплексность - это всегда режим отбора, который осуществляется по определенным критериям.
Если вы сравните с этим анализ смысла, то вы увидите, что смысл - это тоже принуждение к отбору. Мы имеем избыток указаний, мы должны знать, что мы с этим можем сделать, т.е. что мы сделаем следующим шагом при исключении других возможностей, У нас есть машина, но мы должны сначала решить, куда мы на ней поедем. Мы обладаем языковой компетенцией, но мы должны сначала решить, что мы скажем.
Вопрос в том, не является ли противопоставление управления комплексностью, с одной стороны, и смысловой интерпретации, герменевтики, текстовой ориентации, с другой, таким противопоставлением, которое возможно только при условии, что в обоих случаях имеют дело с одной и той же проблемой, которая только сформулирована по-разному, а именно с проблемой принуждения к отбору. Я намеренно говорю «принуждение»: без отбора нельзя воспроизвести актуальности, осуществить что-либо, оперативно дать ход чему-либо. Но для отбора нужны критерии. О критериях можно спорить, как в технической сфере, так и в области герменевтики. Поэтому данную дискуссию можно было бы обобщить, сказав следующее: смысл есть очень эффективная техника обращения с комплексностью. Это не много дает в том, что касается информации, потому что по-прежнему неизвестно, как с этим обращаться. Но определенные возможности управления смыслом или возможности огра-
|
246
ничения возможностей обхождения со смыслом становятся, пожалуй, более понятными благодаря тому, что мы обращаем внимание на актуализацию принуждения к отбору. Мы делаем это, а не то, мы переживаем нечто как информацию, т.е. как выбор из других возможностей, или мы осуществляем некое действие, и в этом случае снова имеет место выбор из других возможностей. Это актуализация принуждения к отбору и поиска решений или критериев, подходящего/неподходящего, пристойности, способности прийти к консенсусу, можно называть это как угодно, навязана тем вынужденным положением, в котором мы находимся в случае осмысленного переживания. И то же самое вынужденное положение мы переживаем тогда, когда мыслим в условиях давления комплексности, т.е. когда спрашиваем, какие части подходят к другим частям. Это одна и та же проблема. На следующей ступени тоже еще можно задать вопрос о том, насколько допустимо использование техники, которая более или менее автономно улаживает эти комбинаторные вопросы, решает вопросы выбора за нас. Сегодня, естественно, в этом случае вспоминают о компьютере.
Я повторяю, что с этой формулой: «Смысл есть эффективная (potente) форма редукции комплексности, разрешения навязанной проблемы отбора» мы получаем не так много конкретной информации, но ввести это размышление меня побуждает идея, что с его помощью можно разрешить старую дискуссию «техника versus герменевтика» и затем, возможно, задать вопрос, как же в процессе эволюции возникло нечто такое как медиум «смысл»; т.е. отчего оказалось выгодным сделать это различие актуальности и потенциальности структурным законом или медиумом артикуляции определенных систем, чтобы постоянно принуждать их к отбору; или мы могли бы сказать по-другому: чтобы постоянно вынуждать их временно приспосабливаться к временным положениям. Почему, если смотреть на это с точки зрения эволюционной теории, это дает преимущества в мире, который и так уже стал очень комплексным в результате эволюции?
|
Можно таким образом теоретизировать и представлять себе эволюционное преимущество таких результатов развития, как сознание или коммуникация, но это ничего не меняет в том, что мы строим свою аргументацию внутри медиума «смысл» и всегда только внутри медиума «смысл». Потому что и такие форму- .
247
лы, как комплексность, селективность, редукция комплексности, эволюция - все это элементы теории в научном ландшафте, который возник сравнительно недавно, который может быть локализован, который можно отнести к определенному контексту смыслового мира и который понятен только тогда, когда все это проделано. Однако это означает, что попытка представить смысл как функционально эквивалентную «Powert e chnik», т.е. как нечто очень эффективное, некоторым образом превосходящее то, что могут выполнять менее приспособленные животные, если говорить осторожно, или растения, все еще является теорией и, следовательно, позицией, которая вынуждена автологически применять к самой себе то, что она анализирует. Мы констатируем, что понимание того, что благодаря этому медиуму мы обладаем эволюционным превосходством, мы вынуждены формулировать внутри этого медиума и не можем выйти за его пределы. Сейчас, наверное, можно сказать, что это аргументация pro domo, «в собственных интересах»: раз уж мы обременены смыслом, мы ищем этому еще и эволюционно-теоретические оправдания.
Я перехожу к следующей части, где речь пойдет о вопросе, который мы до сих пор откладывали на потом: можно ли сказать еще что-то содержательное о сфере смысла, о медиуме «смысл»? Пока речь ведь шла только о смысле как таковом. Без какого-то разумного обоснования - и я до сих пор так и не нашел этому разумного обоснования - я когда-то начал различать предметное (sachliche), временное и социальное измерение смысла [92] . Сейчас уже это различение можно встретить во многих работах, как будто классификация смысловых измерений на предметное, временное и социальное является регулярно повторяемым теоретическим результатом, когда уже никто не пытается вывести эту классификацию дедуктивно - и я тоже не в состоянии это сделать. Понятие не распадается само по себе на эти измерения, а скомпоновано так феноменологически. Когда мне задают вопрос об обосновании, я обычно прошу назвать
|
248
еще какое-нибудь измерение. И тогда уже обдумываю, работает это или нет. Иногда предлагают «пространство», но это не совсем подходит, потому что пространство невозможно отделить от предметной дифференциации. Примите это пока так, как есть. Может быть, как раз вам удастся найти или другие категории, или дополнительные измерения.
На мой взгляд, для последующих рассуждений более важным, чем это обоснование, является то, что мы имеем дело с феноменом фокусировки определенного различения или, как можно было бы сказать по-другому, с копированием некого содержания (Sachverhalt), сначала данного в том виде, как оно есть, на что-то другое. Если принять терминологию Гуссерля (а у Гуссерля есть эксплицитные высказывания об этом), то можно себе представить, что речь идет о двойных горизонтах. При этом речь идет не о горизонте в значении пространственной метафоры, согласно которой можно все время идти вперед, а горизонт будет постоянно отодвигаться, и когда-нибудь ты устанешь и остановишься, так и не достигнув горизонта. Здесь речь идет о двух горизонтах в том смысле, что каждое из измерений конституируется посредством различения и за счет это го отличается от других измерений. Каждое измерение имеет свои особые двойные горизонты и тем самым отличается от других измерений.
Я хотел бы это сначала изложить абстрактно, чтобы затем перейти к вопросу о том, не является ли само различение историческим, т.е. не возникло ли оно в результате развития. Во- первых, можно сказать, что измерение времени - мы об этом уже говорили на предыдущей лекции, так что я могу это сформулировать кратко - обозначено различением будущего и прошлого, т.е. существуют два этих горизонта. Можно мысленно уноситься все дальше в прошлое, пока это не потеряет для нас смысл, представлять себе, что было до Большого взрыва, а можно мыслями уноситься все дальше в будущее. С каждым шагом уменьшаются возможности уточнения, определения то го, что мы, собственно, себе представляем, но в принципе это продвижение возможно до тех пор, пока наше присутствие в «сейчас» (Gegenw ä rtigkeit), т.е. наша собственная система, не подскажет нам, что в оперативном плане дальнейшее продвижение ничего не дает. Будущее и прошлое. Кроме того, есть возможность - и 249
|
об этом тоже говорилось на предыдущей лекции - копировать горизонты, представляя себе, что в будущем настоящим будет то, для чего сегодняшнее настоящее является прошлым, а те настоящие, которые наступят потом, будут для него будущим. Вся игра проигрывается двойным образом: мы имеем соотнесенное с настоящим различие будущего и прошлого, и мы имеем лежащие в будущем и прошлом различия локализованных во времени настоящих с соответствующими им временными горизонтами. Понятно, что этот способ рассмотрения является историческим. В истории идей, в исторической семантике можно увидеть, что это было далеко не всегда само собой разумеющимся и что у нас эта рефлексивная структура появилась только в XVIII в., хотя можно быть уверенным, что для практической ориентации этот ход, по-видимому, играл важную роль уже раньше.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!