Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-12-20 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
- внешнее» всегда относится к системам. Не нужно видеть в предметном измерении исключительно системы. Такого рода анализ, вероятно, возможен и без референции к системной теории. У Гуссерля действительно можно найти представление о том, что все, что мы идентифицируем, имеет внутренний горизонт и внешний горизонт. Можно как бы уходить от одной вещи и переходить к другой, к другим способам употребления, к кому-то другому, кто может ее употребить и так далее. Однако можно вдуматься в саму вещь, проникнуть в нее аналитически, подумать над тем, из каких элементов она состоит, и это тоже опять-таки возможно ad libitum: теоретически ее можно разложить на атомы и субатомарн ые миры. В предметном, но не во временном измерении, когда хотят что-то идентифицировать, можно двигаться в двух направлениях; можно анализировать сам объект и делать этот до тех пор, пока не пропадет интерес к нему, или можно классифицировать объект относительно других объектов, локализовать его в пространстве или как-то иначе наделить его внешними связями и следовать полученным отсылкам.
Наконец, социальное измерение, по-видимому, ставит перед нами ту же самую проблему. С социальностью человек сталкивается тогда, когда забывает о том, что он сам являет-
250
ся единственным наблюдателем и вовлекает в рассмотрение других людей в качестве наблюдателей наблюдения. Тогда он уже не оказывается лицом к лицу к миру, а видит, что другие наблюдают то, что наблюдает он сам. Сначала это основывается на предметном измерении, поскольку других приходится тематизировать не как что-то, что можно идентифицировать с помощью самоанализа, а как что-то, что находится где-то вовне. Представление о том, что другие - это не только объекты, не только тела, которые могут приближаться ко мне или удаляться, которые могут представлять или не представлять для меня опасность, а сами являются наблюдателями, которые видят, что я делаю, так что возникает двойной горизонт или то, что мы позднее будем анализировать как проблему двойной континген- ции[93] (я размышляю о том, что я должен сделать, чтобы ты сделал для меня то, что ты должен для меня сделать); так вот, эта идея социальности в какой-то исторический момент отделяется от предметного измерения, потому что она не может быть привязана к качествам, к опасным или благоприятным качествам объектов и не может быть разрешена посредством декомпозиции, анализа другого. Я мало чего достигну, если все время буду стараться как можно точнее определить, что происходит в голове другого человека. Представим, что другой человек сидит передо мной на диване, а я сижу в кресле и думаю, что происходит у него в голове, и если я все думаю и думаю, то я оказываюсь в ситуации, когда меня самого наблюдают, и тот, кто сам вроде бы является объектом рассмотрения, постепенно выясняет, что он должен делать, чтобы сократить это рассмотрение, продлить или вызвать какие-либо другие эффекты у другого.
|
Тезис заключается в том, что все три смысловые измерения гомологичны по структуре. Они основываются на удвоении горизонта, т.е. имеют всякий раз ровно два горизонта. Вопрос, почему это так, снова отсылает нас к понятию различения или к понятию наблюдателя. Если мы так социализированы исторически, мы, очевидно, учимся проводить эти различия, учимся дифференцировать схемы наблюдения по времени, социальности и предметным деталям. И во всех трех случаях имеет место рефлексивность. Во временном измерении в прошлом мы тоже обнаруживаем будущие и прошедшие времена. В предметном
251
измерении во внутреннем мы тоже обнаруживаем части, которые для оставшейся внутренней стороны являются окружающим миром, или же в окружающем мире обнаруживаем объекты, для которых исходный объект является окружающим миром. С помощью системной теории этому можно дать более элегантное объяснение, чем с точки зрения теории вещей, но для меня важно, чтобы то, что сейчас выступает в качестве темы описания, не было привязано к системной теории, чтобы также и здесь повторялась следующая структура: все, что идентифицируется, может разрабатываться как в направлении вовнутрь, так и наружу, так что внутри тоже всегда найдется что-то, что можно разрабатывать в направлении вовнутрь и наружу, и снаружи тоже найдется что-то, что можно разрабатывать в направлении вовнутрь и наружу То же самое мы видим в социальной структуре, так как здесь, отталкиваясь от Ego и Alter Ego, можно поразмышлять о том, что я начинаю с самого себя и потом думаю, что другой - это тоже Я, для которого я представляю другое Я. Таким образом, я дважды представлен внутри себя: как Ego и как Alter Ego. Если это может быть полезным и если потратить на эту рефлексию время и внимание, то тогда можно поразмыслить над тем, что произойдет, если это станет известно, т.е. что произойдет, если каждый будет думать, что он - это и то, и другое. Удастся ли тогда вообще добиться какого-нибудь результата и с помощью каких действий? Или на случай затруднений в оперировании систем есть правила остановки, чтобы мы больше не делали этого или имели это в виду только как теоретическую возможность в горизонте социальности?
|
Если мы таким образом различаем эти измерения в их аналогии, в их схожести, то можно задать вопрос: а не является ли умение разделять эти измерения историческим феноменом? И тогда вопрос был бы в том, сможем ли мы понять более ранние общества, если мы исходим из неодинаковости измерений. Возможно, есть более простые способы восприятия, более простые типы когниции, более простые типы переживания, для которых было бы неясно или не нуждалось бы в объяснении то, как именно разрабатывается определенный объект переживания или определенная тема коммуникации - в направлении времени, в направлении социальности, т.е. консенсуса или разногласий или в направлении предметных особенностей. Если
252
|
спроецировать это на более древние эпохи, то это, вероятно, приведет к чрезвычайно сложному анализу, потому что нам придется избавиться от привычки думать в таких различениях, в которых мы умеем думать сегодня. Как я уже говорил, готовясь к этому курсу, я еще раз прочитал вводную часть трактата Аристотеля «Физика», и мне бросилось в глаза то, что он делает нечто такое, что постоянно происходит и у меня самого: он постоянно вплетает в текст слово «одновременно» (zugleich), по-гречески «hamа». Если посмотреть в словаре, то оно имеет и пространственное, и временное значение: «hаша» означает «вместе (с тем)» (beisammen) и «одновременно» (zugleich). В контексте аристотелевского текста это слово можно интерпретировать во временном значении, но небезынтересно также представить себе, что в то же время оно каким-то образом означает и пространственное соприсутствие, так что для Аристотеля в естественном или квазиестественном восприятии удаленные вещи разделяет также временная дистанция.
Следовательно, можно задать вопрос о том, как развивается сознание времени, и с тем же успехом можно задать вопрос о том, как социальное измерение отделяется от предметного измерения и какое значение это имеет для временных отношений. В какой мере и вследствие чего становится обычным считать, что люди - это не только тела, но что они также имеют какие-то убеждения, которые нужно знать и на которые можно повлиять? Какую роль в этом играет, например, религия, какую роль играет институт исповеди? Исповедь, вероятно, была тем инструментом, с помощью которого людям навязывались убеждения или внушалось представление о том, что они должны внутренне соглашаться с тем, что они делают, или что они хотя и знают, что грешны и не могут быть другими, по крайней мере должны считать нарушением норм нравственности то, что они поступают так нехорошо, как они поступают. Когда же происходит интернализация социальной важности собственного поведения и когда в этом контексте возникает потребность в мотивах, которые можно представить и за которые нужно брать на себя ответственность? Является ли это само собой разумеющимся? Для нас само собой разумеющимся является то, что мы всегда можем мыслить таким образом: что мы можем и Цезаря допросить на предмет его мотивов, и неандертальцам, идущим
|
253
на охоту, приписать какие-то мотивы поступать так, а не иначе. Но действительно ли социальный порядок регулировался через ориентацию на мотивы, через критику мотивов и подозрения в мотивах - это уже совершенно другой вопрос.
На фоне этих размышлений вырисовывается огромный и, разумеется, неосуществимый проект: подумать над тем, как возникновение смыслового измерения соотносится с общественным развитием и какие социо-структурные причины свидетельствовали в пользу более явного размежевания измерений и инициировали его. Если иметь в виду этот вопрос, то можно встретить некоторые отдельные указания, например, в Средневековье, на отделение экономического времени от религиозного, от времени суток, праздников, годового цикла, режима дня и так далее. Было время, когда зимой ночные часы были длиннее, а дневные - короче. Представьте себе последствия этого для организации труда, если ночь длится шесть часов и день длится шесть часов, но при этом зимой часы ночью длиннее, чем днем, и наоборот. Через организацию труда, в связи с темой оплаты труда, становятся актуальными вопросы времени: если ты получаешь за работу деньги, то ты хочешь за каждый час получать одинаковую сумму, а не работать за одну и ту же зарплату то больше, то меньше, потому что часы то длиннее, то короче. Потом уже отсюда довольно скоро переходят к деталям. Схожий вопрос представляется мне значимым для одного американского проекта о средневековом театре (по крайней мере, я пытаюсь включить этот вопрос в дискуссию в рамках данного проекта): вопрос о том, какое историческое значение имеет театр, разыгрываемый на площадях, где нет четкого разделения на сцену и зрителей, в котором сюжет, коллизия - как правило, из истории, разнообразные сказания о героях - и телодвижения известны и в котором можно узнать только, что видимые нами тела видят в пространстве, а чего они не видят - вплоть до запутанных историй обмана, например, у Шекспира («Гамлет»), зритель видит, что люди не знают чего-то, что ему самому уже известно, или что часть персонажей на сцене что-то знает, чего не знают другие, и начинает их обманывать. Вся драматургия развивается через череду обманов, включая притворство в мотивах и в социальных отношениях. У Расина это четко ведет к распаду гарантированного социального порядка. Можно было
|
254 -
бы написать историю театра с точки зрения выделения социального измерения, в отличие от профессионального и телесного поведения в известных историях.
Да, я уже подхожу к концу, но если вы мне дадите несколько минут и если пленка в магнитофоне еще не закончилась, я могу, наверное, сказать еще об одном моменте, который относится к заключительной части, а именно о том, как мы теперь вернемся к исходному вопросу: есть ли смысл различать между имеющим смысл и не имеющим смысла?
Я еще раз напомню об особенностях смысла: невозможность его отрицать, универсальность, принудительный характер, т.е. необходимость совершения операций в медиуме «смысл», принадлежность к внутреннему миру и, наконец, то обстоятельство, что система, конституирующая смысл, тоже имеет смысл - если она занимается рефлексией, то это опять-таки происходит в медиуме «смысл». Это теоретические ориентиры по употреблению понятия «смысл». Но что имеется в виду, когда формулируется более узкое понятие «осмысленного» (das Sinnvolle)? Какой смысл является «осмысленным»? Мне здесь представляется очень важным одно рассуждение Алоиза Хана, которое он опубликовал в связи со своими исследованиями памяти, признаний, саморепрезентаций и так далее. Он полагает, что категорию «осмысленного» можно использовать только тогда, когда речь идет об интеграции самоописаний.[94] Если угодно, их, в свою очередь, можно разделить на субъективные, т.е. личные, относящиеся к индивидуальному сознанию самоописания, с одной стороны, и социальные, с другой. Это бы потребовало объяснения категории самоописания. В любом случае, речь идет о том, что система, использующая смысл, не может быть абсолютно прозрачна для себя самой. Мы не можем уместить в одной формуле результат длинной цепочки операций, структур, которые мы имеем, возможностей дифференциации, которые у нас есть, но вместо этого мы можем себе представить, кем мы являемся. Мы можем описать, в чем смысл университета, а потом вдруг очень скоро обнаружить, что многое из того, что происходит в университете, бессмысленно, т.е. в этом смысле
255
не подходит под самоонисание университета.
Отсюда мы приходим к пониманию того, что сетование на бессмысленность, а оно, пожалуй, чаще всего слышится в нашем обществе, усиливается вместе с требованиями самоописаний. Чем больше нас принуждают отдавать отчет, чем больше давление, оказываемое на нас в связи с необходимостью легитимации, чем больше принуждение говорить, в чем, собственно, смысл (нашей ли собственной жизни, учреждения или какого-то отдела в организации), - чем в большей степени это происходит, тем сильнее нас принуждают различать осмысленное и бессмысленное. С помощью системной теории мы могли бы догнать и перегнать развитие языка, навязывающего нам идею о том, что смысл поддается отрицанию, что он во многих случаях отсутствует. Это позволило бы нам увидеть, что существует взаимосвязь, с одной стороны, между потребностью в смысле, в адресации этой потребности к религии и, с другой стороны, усиливающимся принуждением к индивидуализации отдельных людей, но также организаций, которые теперь находятся в усиленном поиске корпоративной идентичности или культуры и функциональных систем, в которых теперь думают о том, что, например, политика должна представить формулы обоснования, для чего она пригодна и необходима и для чего нужно собирать такие налоги. Сейчас я об этом говорю очень коротко, просто чтобы завершить этот раздел о смысле. В следующей лекции я несколько более подробно рассмотрю то, что подразумевалось с самого начала, а именно различение психических и социальных систем.
Психические и социальные системы
1. Проблемы «теории действия» Одиннадцатая лекция
Сегодня я начинаю раздел, посвященный психическим и социальным системам, и я подумал, что, возможно, имеет смысл начать с обращения к тематике, которая не заявлена открыто, но, конечно же, подразумевается, а именно с проблемы отношений индивида и общества. По крайней мере, так звучит классическая формула, которая по постановке вопроса выходит далеко за рамки истории социологии, появляется, наверное, в XVIII в., а в XIX в. становится главной темой идеологической и идейно-политической дискуссии. При этом разделение индивида и общества обусловлено отказом от естественного единства, которое в европейской традиции было задано понятием природы, природы человека и родовой классификацией живых существ на животных, людей, ангелов и так далее. Мы же имеем дело с эпохой, когда эта ориентация на природу перестает существовать или ослабевает, и вместо этого нужно считаться с обществом, которое уже не распределяет людей естественным образом по деревням, городам и нациям, а развивает все более индивидуальное представление о человеке. Это связано также с тем, что слово «индивид» теперь приобретает новый смысл. Традиционно оно понималось буквально, т.е. как нечто неделимое, и, разумеется, было много индивидов, много неделимых единиц бытия. В XVIII в. значение слова «индивид», известное вам, стало ограничиваться людьми. Возможно, это связано с тем, что люди уже не знали латыни или уже не думали на латыни, скажем так, и поэтому не рефлектировали эту странность, что неделимыми, т.е. индивидами считались только люди и именно люди. Само слово теперь становится доступным для использования в любых целях, как бы свободным от своих корней, и его значение ограничивается людьми.
Я полагаю, что отсюда есть два пути, из которых один является господствующим, а другой еще предстоит открыть. Они объединяют попытки учесть более выраженный индивидуализм или более выраженную индивидуальность людей в значении их 257
уникальности, личного своеобразия и так далее. Первая традиция связана с понятием «субъект». Человек рассматривается как субъект себя самого и всего мира. Другой, не так четко прослеживающийся путь проходит через понятие популяции, являющееся преемником прежней родовой классификации. Отныне «популяция» состоит из индивидуальных экземпляров и не просто передает от поколения к поколению простые, характерные для рода признаки на протяжении всей истории, а открыта для демографического и эволюционного развития: эволюция сортирует индивидов в рамках одной популяции. Этот переход от истории рода к эволюции популяции начинается в XVIII в. и представляет собой один из способов переориентации понятий на признание индивидуальности отдельных экземпляров. Необходимо понимать, что биология, демография, теория эволюции развиваются по этому пути и являются попыткой в большей мере учитывать индивидуальность отдельных особей, но при этом не следует терять из виду более широкие перспективы.
Однако доминирующая традиция, которая доминирует в том числе и потому, что интересна философам, т.е. уходит корнями в философию, - это теория субъекта. Если смотреть на это с большой дистанции, не считая самого себя субъектом, обращает на себя внимание то, что здесь имеются две причины для недовольства, которые парадоксальным образом противоречат друг другу. Первая касается отчуждения. Общество не дает субъекту пробиться к своей сущности, он уже не является натурально тем, кем должен быть человек, он уже не ориентирован на осуществление в себе человека, и общество приводит к тому, что субъект оказывается отчужден. За этим следует требование эмансипации. Здесь снова имеет место переориентация старых понятий. Раньше эмансипация означала освобождение из-под власти родителей. С юридической точки зрения это обоснование правовой самостоятельности. Однако в XVIII в. все люди были самостоятельны в правовом отношении. Существует общая теория правоспособности, общая теория гражданства. Для нас сегодня это норма. Тем самым еще одно понятие, еще одно слово освобождается для нового применения, и эмансипация превращается в требование к обществу, которое обычно связано со свержением господства. Теория в некотором роде колеблется между отчуждением, с одной стороны, и эмансипацией, с
258
другой стороны, и пытается объединить их в представлении о том, что общество должно обеспечивать человеку возможность «самореализации», как творят сегодня.
Таким образом, в каком-то смысле связь с обществом слишком тесная и слишком слабая. Социология, которая возникает в конце XIX в., наследует эту тему. Можно изучить всех классиков социологии на предмет того, как они трактуют проблему отношений общества и индивида. Это можно сделать в отношении Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Георга Зиммеля и кого угодно еще. Одновременно и параллельно с этим развивается философская, а также метафизическая дискуссия, которая начинается с Канга и которую лучше всего можно оценить, если иметь в виду, что речь в ней идет о реантропологизации философских понятий. На абстрактном уровне субъект определяется через самореференцию и сознание, но после Канта происходит реантропологизация, которая означает, что, говоря о субъекте, имеют в виду конкретных людей с телами и специфическим хабитусом сознания, с личностью и тому подобным, т.е., если угодно, речь идет об эмпирических экземплярах как материализациях субъекта в эмпирической действительности. То же самое произошло еще один раз: вспомните, как угасла дискуссия, которая в Германии разворачивалась вокруг таких имен, как Гуссерль и Хайдеггер и которая отличалась явно антигуманистическими или, во всяком случае, антиантропологическими тенденциями (в §10 хайдеггеровского «Бытия и времени» вы увидите явное отвержение антропологии в качестве фундаментальной теории метафизики)[95], когда она была импортирована во Францию. Французы после Второй мировой войны говорят о философии Гуссерля и Хайдеггера так, как если бы это были теории о людях. Впрочем, при этом проявляют осторожность, используя формулировку «realile humaine», «человеческая реальность», как будто под этим не обязательно подразумеваются конкретные экземпляры, живущие вокруг нас. Но и здесь проявляется тенденция считать ориентацию на человека обязательной для философии. Вместо того, чтобы сначала создать философскую теорию, имеющую категориально-понятийную или какую бы то ни было основу, а потом посмотреть, каким образом в этих рамках можно классифицировать человека, философы ориенти- 259
руются на человека; очевидно, потребность в такой ориентации человека на человека является очень сильной величиной, о которой мы как социологи можем порассуждать.
У социологии свои особые сложности в связи с этой темой, поскольку, с одной стороны, ввиду существования биологии и психологии, она уже не может исходить из того, что все, что происходит у человека и в человеке, должно быть темой социологии, но, с другой стороны, она тоже ощущает неотъемлемость гуманистической или антропологической ориентации. Я думаю, что можно сказать очень жестко: только системная теория позволяет от нее отказаться. Только владея тем понятийным аппаратом, который я предложил, можно найти место для проблемы локализации человека в теории, в нашем случае в теории общества. Я скоро вернусь к этому. Пока же я хочу лишь показать, что социологические решения до сих пор располагались в пограничной области между индивидом и обществом и при этом предпринимались попытки найти понятия, которые были, что называется, ни рыба, ни мясо: они не отказывались от одною, но и не нацеливались на другое. В этом, как мне кажется, одна из причин того, почему социологи в целом так сильно опираются на понятие действия; ведь о действии вряд ли можно говорить, если полностью абстрагироваться от человека и попытаться внедрить в теорию действия, происходящие без человеческого участия. Я думаю, и я еще аргументирую это более подробно, что с «коммуникацией» дела обстоят несколько иначе, тогда как «действие» относится к отдельному человеку, а не к процессу, объединяющему нескольких людей. Понятие действия практически навязывает представление о том, что за ним стоят люди или что люди являются причиной, носителями, субъектами - неважно, какая используется формулировка - действий.
Я думаю, что все остальные понятийные системы, которые входят в этот контекст соединения индивида и общества, в конечном итоге можно свести к понятию действия. Это касается в первую очередь понятия роли. Роль часто, особенно у Парсонса, однозначно трактуется как связующее понятие между индивидом и обществом. Роль имеет формат, который подогнан под отдельного человека. Университет не является ролью, а профессор, студент-это обозначения ролей, согласно которым 260
кто-то один является профессором: двое не могут быть одним профессором, хотя в определенных обстоятельствах можно делить штатную ставку. Понятие роли подогнано под отдельного человека, но вместе с тем оно имеет абстрактный формат, - так как роль может исполняться разными людьми приблизительно в одинаковой форме, и существуют такие ориентации, для которых совершенно все равно, кто исполняет роль. Например, кондуктор трамвая: коль скоро он владеет своим ремеслом и не выделяется какими-то неприятными прочими качествами - этого уже достаточно. Понятие роли, которое обычно определяют как ожидание определенного поведения или действия и которое фиксирует и идентифицирует совокупность ожиданий, входит в круг проблем, касающихся одновременного вовлечения в теорию человека и общества, индивида и общества.
Если за отправную точку вы хотите взять понятие действия, то стоит посмотреть повнимательнее и спросить себя, что понимается под действием. Или, иначе говоря, что не имеется в виду, когда речь идет о действии. Вы помните, что я всегда выбираю понятия с точки зрения наблюдателя, который должен различать, от чего он хочет отличать действие, если он хочет обозначить понятием действия что-то определенное, и что выпадает из теории, что исключается при построении теории действия. Уже этот вопрос, нацеленный на повышение точности понятий, на работу с понятиями, вызывает серьезные трудности. Если посмотреть литературу, то можно найти разные замыслы по исключению, разные намерения рассматривать что-то как не-действие. В различии между «action» и «behavior» «поведение» является чем-то таким, что доступно также и животным и что у человека происходит сходным с животными образом, возможно, с помощью более изощренного координирующего механизма головного мозга, с большей комплексностью и так далее. «Behavior» - это понятие, которое проявляется в эмпирических интенциях и как бы оставляет субъекта за скобками. Парсонс всегда придавал большое значение этому различению применительно к американскому контексту. Свою заслугу он видел в том, что он возглавил восстание против бихевиоризма и попытался опровергнуть бихевиористов, которые полагали, что могут изучать морских свинок и американских студентов на одном и том же уровне и не видеть между ними существенной 261
разницы, кроме, пожалуй, способа, которым они реагируют на «входы» (Inputs) и «выходы» (Outputs). Это был главный спор, который завладел умами американских ученых в 1930-х гг. и который привлек внимание к Парсонсу как к автору европейских, неэмпирических, почти что философских, волюнтаристских и так далее работ, потому что именно это отличало теорию действия. Это один из фронтов, которые мы находим в социологической литературе.
С недавних пор настойчиво проводится идея рациональности диспозиции действия. Истоки этого, если захотеть, можно найти у Макса Вебера. Макс Вебер полагал, что если мы хотим объяснить действие, нам нужно прежде всего установить различие цели и средства, т.е. нужно увидеть, что действующий понимает сам себя и может быть понятым, если будет задан вопрос, для каких целей он использует свое действие или что-то еще в качестве средства. Тем самым в понятие действия внедряется проблематика рациональности, и возникают сложности с выяснением того, что тем самым исключается и каким образом исключается то, что тем самым должно быть исключено. Может быть, действие, которое не ориентируется на цель и средства, уже не действие, а поведение? Является ли рациональная составляющая ключевым смыслом, ключевой референцией данного понятия?
В теории рационального выбора эта проблема развивалась таким образом, что ею обычно вообще не занимались, а исходили из того, что имея в виду рациональное действие, т.е. анализируя то, как кто-то делает выбор из определенных перспектив при ожидаемой полезности, можно разработать важные социальные теории. При этом некоторое отклонение от теоретических расчетов нормально. В этом заключалась одна из причин того, почему Вебер ориентировался на «идеальные типы», а не на полное описание реальности.
У меня, помимо этого вопроса относительно рационального ядра как отличительного признака понятия «действие», в связи с этим понятием возникают еще две трудности, которые, вероятно, можно трактовать как проблемы внешнего и внутреннего отмежевания действия. В плане внешнего отмежевания мне неясно, какие последствия относятся к действию, а какие нет. Где обрывается цепочка последствий, чтобы можно было сказать, 262
что вот до сих пор продолжается действие, а потом начинается результат, который сам, однако, не является частью действия? Является ли, например, то, что вы слышите, что я говорю, моим действием? Происходит ли это в ваших головах, или, по крайней мере, акустика, колебания воздуха, моя артикуляция еще являются моим действием? Где начинается результат и где заканчивается цепочка последствий, которую еще относят к действию? Когда начинают относить что-либо к действию и обозначать ответственность, тенденция обычно такова, что к действию относят как можно больше последствий. Если же, с другой стороны, уважать свободу движения других действующих или свободу движения окружающего мира, действие придется урезать до непосредственной интенции, которая формируется и как бы подталкивает тело что-то сделать, но не более того. Этот фронт неясен. Я не так хорошо знаю соответствующую литературу, чтобы сказать, что эти вопросы нигде не рассматриваются. Но если обычно люди исходят из того, что каждый знает, что имеется в виду, когда они говорят о действии, то у меня с этим есть некоторые трудности. Это касается внешней границы и, соответственно, вопроса о том, как далеко действие простирается и окружающем мире.
Внутренняя граница связана с вопросом о мотивации. Обычно о действии говорят лишь в том случае, если можно выявить мотивы или - в более узком смысле, но это необязательно должно быть так - если можно установить намерение действующего, т.е. приписать действие определенному намерению. Поэтому наблюдается тенденция формулировать понятие действия в духе теории атрибуции, т.е. всякий раз предполагать наличие действия тогда, когда кто-нибудь - это может быть сам действующий или кто-то другой - приписывает действие самоличному решению действующего, когда действующего хотят сделать ответственным за его действие или когда можно предположить понятные мотивы, почему он поступает так, а не иначе, т.е. всякий раз, когда есть объясняющая схема, которая в некотором роде заканчивается внутри действующего и «вчитывает» туда мотивы или намерения. Но здесь тоже есть свои сложности, потому что неясно, в чем заключаются эти мотивы. Действительно ли это психологические причины? Или это то, что в феноменологической литературе называется «accounts», возможные — 263
оправдания? Если меня спрашивают, почему я что-то сделал, я могу что-то сказать, что мне самому кажется убедительным, и обычно действуют уже будучи готовым к подобным вопросам, или же этот вопрос является абсолютно глупым, так что его с самого начата не ожидают и могут отклонить. Например, если я что-нибудь покупаю в магазине и мне задают вопрос, почему я это покупаю, я могу сказать: потому что я хочу это иметь, вот и все объяснение.
Здесь можно вернуться к различению действия и поведения и снова спросить, всегда ли существовало подобное приписывание мотивов, было ли это так уже у неандертальцев или у древних греков или в эпоху великого переселения народов или где-нибудь еще? Всегда ли у людей были мотивы? Или можно сказать, что необходимость иметь мотивы связана с культурным развитием, так что потребность в объяснении действий или в определении действия в качестве такового через внутреннее приписывание становится актуальной лишь в той мере, в какой расширяется диапазон возможностей действия? Общество становится более комплексным. Мы можем делать то или другое. Мы всегда находимся в ситуации выбора, вследствие чего возникает необходимость в мотивах, и лишь тогда формируется концепция действия, ориентированная на убеждения, намерения, мотивы, внутренние состояния. Мы, наверное, не должны отягощать этим аспектом древнегреческую теорию, относящуюся как бы к естественному праву и естественной морали: хотя, с другой стороны, тогда не совсем понятно, как греки ладили друг с другом, если они совсем не учитывали то, по каким причинам кто-то действовал так, а не иначе.
Короче говоря, вопрос о действии, базирующемся на мотивах, может иметь смысл в том случае, если мы хотим рассмотреть развитие ориентированного на индивида понимания действия как эволюционное или культурное развитие. Но даже если такая постановка вопроса имеет смысл - а я считаю, что она вполне осмысленная, и я также не хочу полностью исключать понятие действия, утверждая, что оно уже не имеет никакого значения, - это, как мне кажется, не решает нашу проблему, так как не отвечает на вопрос, каким образом индивид, если изучить его в психологическом и биологическом плане и принимать всерьез со веем тем, что нам о нем уже известно, может
264
быть связан с обществом. Если ставить вопрос таким образом, то складывается впечатление, что теория действия выполняет функцию своего рода склейки между индивидом и обществом. Действие - это нечто такое, что имеет значение по обе стороны и вообще-то не может быть рассечено, разрезано на индивидуальную часть и общественную.
В этом контексте есть по меньшей мере два момента, которые мы должны для себя отметить. Первый касается противостояния теории действия и системной теории. На данный момент это одна из тех дискуссий, в которых, на мой взгляд, неправильно ставится проблема. Ведь системная теория в социологической традиции всегда воспринимала себя как теорию действия, как теорию систем действия. Я напомню вам о Парсонсе и о том, что я излагал парсонсовскую теорию на основе формулы «Action is system», так что если смотреть с этих позиций, выстроить противостояние будет сложно. На самом деле люди, думающие в этом направлении, имеют тенденцию перескакивать через Парсонса, считая его теоретический замысел неудавшимся, и возвращаться сразу к Максу Веберу. Но это не дает ответа на наш вопрос о контурах теории действия и о том, как системы могут образовываться из действий, если действие в этом значении психически и биологически укоренено в отдельном человеке.
Далее есть возражение со стороны эмпирической социологии, которая базируется на понятии действия и методологически, и с точки зрения теорий, используемых для обработки данных. Социологи задают вопросы об установках и о прочих всевозможных вещах, но уже сам вопрос и ответ являются действиями. Представление о том, что действующий субъект является эмпирическим материалом, к которому можно приблизиться в ходе обычного исследования, распространено у всех социологов-эмпириков. Рената Майнц как-то заметила (это ее замечание довольно часто цитируется), что теория систем, если она абстрагируется от действия, похожа на даму без нижней части туловища. В действительности дела обстоят еще хуже, так как у дамы нет и верхней части туловища. У нее вообще нет тела, и все тело не является частью социальной системы, но тогда Рената Майнц наверняка задаст вопрос о том, о чем же тогда мы говорим, если мы абстрагируемся от того, что люди действуют.
265
Но мы не хотим от этого абстрагироваться, а хотим освободить понятие действия от этой функции склейки или шарнира между индивидуальными, психическими, биологическими системами, с одной стороны, и системами обществ, с другой. Это имеет смысл только тогда, когда мы уже приблизительно знаем, на что идем, действуя таким образом, и какая теория еще остается возможной в этом случае.
Я думаю, что системная теория, если посмотреть, как она развивалась, готова к этому. Во-первых, системная теория сохраняет концепции самореференции. Рекурсивность и все то, что раньше было привилегией субъекта, теперь является признаком систем как таковых, т.е. в том числе и коммуника
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!