Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-12-20 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
философии. М., 1990] 341
тивной системной теории, которую я обрисовал в первой, общей части этого курса лекций. Вы помните, что согласно этой концепции системы всегда состоят из операций и существуют только до тех пор, пока могут актуализировать новые операции. Системы существуют всегда только в настоящий момент их реального оперирования, т.е. только тогда, когда происходит коммуникация или, в случае психической системы, только тогда, когда активируется внимание.
Применительно к нашей теме это означает, что структуры тоже реальны только тогда, когда их используют. Здесь нет такого уровня, стабильного самого по себе, который, подобно миру идей или чему-то бытийно-неизменному, возвышался бы над текущими событиями. Реально существует только само оперирование. И тогда вопрос заключается в том, как одна операция приходит к другой, следующей операции, и именно в этом состоит функция структур. Как операция находит подходящую следующую операцию? Или как она порождает саму себя в данной исходной ситуации? При этом одно уже прошло, т.е. уже больше не является реальностью, а другое - будущее - еще не является реальностью. Тогда реальность структур представляет собой не продолжительность как модус существования, а заключается в цитировании, в использовании этих структур. Только тогда, когда структуры используются, они существуют. Отсюда следует, что мы изымаем системную теорию из разделения на структуры и процессы. Нет структур и процессов, а есть тип операций, формирующий системы, которые реализуются посредством операций этого типа. Тогда те структуры, которые возникают, становятся необходимыми, о которых вспоминают, которые используют или не используют повторно, зависят от запроса и отзыва операций в соответствующей системе. Это дает более четкое представление о единстве системы в отношении тех или иных операций, в нашем случае коммуникации, и предотвращает те трудности, которые возникли бы, если бы мы представляли себе систему как состоящую из компонентов двух типов, а именно, с одной стороны, событий и процессов, а с другой стороны, структур.
|
И тогда можно сказать, что структуры - это используемое в системе отображение рекурсивных соединений операций. Операция обращается к прошлому и предвосхищает будущее.
Оказавшись в конкретной ситуации, мы обдумываем то. что произошло и что к этому подходит. У нас избирательная память и соответствующие представления о том, чего, собственно говоря. мы хотим добиться или чего нужно достичь.
Таким образом, перед нами теперь стоит вопрос о том, как используются рекурсивности, т.е. предвосхищения и обращения к прошлому, которые являются конститутивными элементами идентичности отдельной операции. Как возможно предложение, приказ, просьба, высказывание или констатация чего- либо в определенной ситуации, если не через предварительную ориентацию на то, что произошло до этого и что может к этому присоединиться? В этом случае структуры означали бы цело- купное отображение постоянной активации рекурсивных ориентации в той или иной системе, т.е. нечто текущее от одного момента времени к другому, что служит лишь для того, чтобы обеспечивать информацией и ориентирами продолжение, про- цессирование. дальнейшее оперирование системы.
Это имеет разные последствия. Одно из них касается вопроса о том, как происходит повторное использование одной и той же структуры. Изобретаем ли мы наше прошлое и наше будущее каждый раз заново или у нас есть что-то вроде памяти, позволяющей нам снова и снова использовать одни и тс же структуры для оперативных целей? В свете этого вопроса можно представить себе ужас, который охватил общество, когда была изобретена письменность и все ранее единожды подуманное теперь можно было читать снова и снова, т.е. это не могло исчезнуть. Письменность - это своеобразное ограничение возможностей системы забывать, тогда как нормальная память складывается как из воспоминаний, так и из забывания. Если бы мы не умели забывать, о Господи, что за путаница возникала бы в каждой ситуации. Поэтому с точки зрения оперативного подхода встает вопрос, может ли общество отказаться от способности к забыванию и какое значение в этом контексте имеет письменность. Ситуация становится еше более драматичной в связи с компьютерами. которые все сохраняют и проблема которых в том, что они не умеют забывать. Нужно ли вырабатывать какой-ту механизм, который бы стирал все, на что не поступало запроса в течение трех недель? Как избавиться от памяти в компьютере? В отдельных системах эта проблема решается блестяще, в частности в денежной системе: когда я принимаю платеж, мне не нужно разузнавать, откуда эти деньги или кто дал их тому, кто отдает их мне. Точно так же я сам могу потратить деньги, не сообщая о том, как я их заработал. Даже украденные деньги легко переходят из рук в руки. С юридической точки зрения это всегда проблема, потому что если за украденными вещами еще можно проследить, и того, кто продает украденные вещи, можно призвать к ответу, за украденными деньгами проследить невозможно. В этом смысле у денег нет памяти, можно сказать, к счастью, потому как иначе любая операция с деньгами требовала бы огромных усилий, чтобы разузнать, откуда эти деньги и от кого их получил тот, кто дал их последнему в этой цепи. Аналогичные размышления возникают в связи с поземельной книгой. В английском праве нет поземельной книги, поэтому зачастую приходится отматывать события на несколько столетий назад, чтобы выяснить, действительно ли тот, кто выдает себя за собственника и хочет продать земельный участок, является его владельцем.
|
Как избавиться от памяти? Мне представляется, что эта проблема может приобрести роковые масштабы в той мере, в какой мы храним информацию при помощи компьютеров, хотя я плохо разбираюсь в технической стороне вопроса.
|
Одно из преимуществ этого, соотнесенного с операцией понятия структуры - это своего рода уравнивание воспоминания и забывания в их значении в зависимости от оперативной необходимости, а затем нарушение этого равновесия определенными культурными изобретениями, в частности письменностью, а затем, разумеется, книгопечатанием. Вы, наверное, сталкивались с этой проблемой, когда писали научную работу. У вас появляется такое чувство, что в какой-то научной книго есть что-то такое, что вы обязательно должны учесть, и так вы можете читать и искать до бесконечности и никогда не будете уверены, что использовали все, что хранится в памяти науки. Конечно, здесь есть возможности как-то улизнуть. Наука выработала формы обращения с фактической невозможностью использовать всю се память. Это, например, критерий устаревания, согласно которому уже не стоит цитировать старые теории. Когда я однажды в примечании в качестве доказательства одного тезиса процитировал автора XVTI-ro века и Хабермаса, это 344
было воспринято как неприкрытая дерзость. XV 11-й век Е1ужно забыть, это другая эпоха.
Тем не менее проблему эту нужно обозначить, потому что только тогда можно увидеть, какую нагрузку испытывают комплексные операции вследствие изобретений, которые сами по себе, конечно, приносят пользу, а иначе их вообще бы не было.
От всего этого следует отличать вторую проблему. Дело в том, что хотелось бы знать более точно, как происходит рекур- сивность. Как возможно извлекать что-то из памяти, считать релевантным что-то из прошлого или сосредотачиваться на каком-то будущем, не реактивируя прошедшую ситуация в целом и не зная будущую ситуацию? Не должен ли здесь происходить какой-то отбор? Не должны ли мы уже заранее иметь определенные идентичности, чтобы уметь идентифицировать, что нам нужно из прошлого, например, кого из ученых и для чего нам процитировать, не учитывая при этом его произведения в полном объеме, или что можно иметь в виду в обычной ситуации, когда кто-то просит нас захватить письмо на почту. «Почта»? «Письмо»? Как это так? Зависит ли это от того, что написано в письме, когда открыта почта и правильно ли оформлена оплата почтовых сборов? И, и, и.. С концепцией смысла можно уйти в бесконечные дебри отсылок и последствий, но каким-то образом срабатывает высокоизбирательное извлечение инвариант, смысловых моментов, которых достаточно для конкретных целей, для конкретной операции, чтобы связать прошлое и будущее.
|
Используя формулировку, которая у Спенсера Брауна служит совершенно другой цели, я называю это конденсацией[123]: каким-то образом контексты смысла конденсируются вследствие повторной активации, облекаются в формы, которые можно пометить, обозначить, опустив почти все то, что имело ситуативное значение для их изобретения или прежнего использования. У Спенсера Брауна можно встретить интересное рассуждение (которое опять- таки имеет другую цель, но дало мне импульс, и поэтому я должен о нем упомянуть), что есть еще вторая операция, а именно конфирмация, подтверждение™*: если мы что-то повторно используем, это должно подходить к новой ситуации. Мы относим письмо на почту. Мы просим кого-то отнести письмо на почту. И — — 345
вот неожиданно оказывается, что письмо может быть досташюно на почту даже в том случае, если мы не достаточно хорошо знаем того, кому поручаем отнести письмо, или не знаем, может быть, оно останется лежать в кармане - «poste restante», как иногда говорят французы - и обнаружится лишь спустя несколько месяцев. У нас есть своего рода подтверждение каждый раз в новых, совершенно различных от случая к случаю ситуациях.
Теперь вопрос в том, можно ли конденсацию и конфирмацию свести к одному понятию или же в ходе образования структур, идентичностей. возможностей неоднократного применения имеет место двухступенчатый процесс спецификации и генерализации, редукции и расширения, для которого не может быть единой формулы. Я склоняюсь к тому, чтобы работать со сложным отношением напряженности между конденсацией и конфирмацией, пока мне не придет в голову единая формула, что, конечно, существенно облегчило бы мою работу. Тогда можно было бы себе представить, что структуры через серию повторных применений образуют нечто, что с трудом поддается определению. 11онимание того, для чего можно использовать ту или иную структуру, происходит на уровне чувства, его-невозможно четко и ясно зафиксировать и передать другому в форме поучения: «Вот так это делается». Иначе говоря, если опыту применения придают форму поучения, то он редуцируется к словам, которые затем использует обученный человек, и к допущению какой-либо идентичности, тогда как контекст применения оказывается совершенно незначимым.
|
Большое значение ссылки на опыт можно оценить только тогда, когда подобное поучение не работает: в социальных отношениях у пас всякий раз возникает потребность опереться на свой личный опыт («Это можно делать, а этого делать нельзя»), по мы не отдаем себе в этом отчета, т.е. не владеем средствами, способными убедить того, кого мы потчуем своим опытом, что это правильно. Это типично для отношений между представителями разных поколений. Для меня, новичка в министерстве, было удивительно видеть, как непринужденно оперируют своим опытом те, кто проработал здесь не один год[124]. Я вспоминаю свое первое выступление на заседании комиссии ландтага, к которому я ос- 346 ——
новательно подготовился и сказал все, что сочинил, а потом ко мне подошел один из министров, случайно присутствовавший на докладе, похлопал меня по плечу и сказал: «Вам нужно кое-чему научиться; Вы приготовились к «Дону Карл осу», а здесь играют «Тетку Чарлея»». И для этого, по-видимому, нужно выработать особое чувство. В отношениях между поколениями та же самая проблема, когда кто-то охотно ссылается на своей личный опыт и строит на этом свой авторитет, но добиться от него аргумента- тивным, так сказать, хабермасовским путем разумных оснований невозможно. От него нельзя этого требовать. За ним авторитет, и этому так или иначе верят. Я думаю, что это очень хорошо можно сформулировать с помощью данного понятия структуры, если понимать, что структуры всегда складываются из этих смешанных требований спецификации и генерализации, независимости от контекста, извлечения идентичностей, с одной стороны, и вписывания в контекст, зависимости от него, подтверждения повторного применения в новом контексте, с другой стороны.
И, наконец, несколько слов о контексте наблюдения. Насколько я помню, я уже говорил о том, что в структурализме, прежде всего у Леви-Стросса, структура всегда была также инструментом познания. Если вы хотите знать, в какой ситуации. в какой системе вы действуете, то структура - это именно то, о чем нужно спрашивать. Я вполне могу включить это в оперативную теорию, если представлю, что наблюдение тоже является операцией, т.е. ничто не заставляет4 нас утверждать, что за неуловимой реальностью каждого дня, за действиями или операциями есть еще что-то, нечто неизменное, которое необходимо обнаружить, чтобы понять. Мы говорим, что наблюдатель сам конструирует структуру. В тот момент, когда он наблюдает, он считает определенные вещи, определенные различения и идентичности решающими для идентификации объекта. Следовательно, наблюдателя, с одной стороны, можно рассматривать как систему, которая сама оперирует. Если нужно выяснить, какие релевантные прошлые в каких аспектах имеют значение для будущего, то система наблюдает сама себя в тот момент, когда оперирует, и делает это, как всегда, редуцированными средствами. Система сама познает свою структуру в процессе оперирования и фиксации на определенных пред заданных смыслах, которые можно применять не один раз. С дру- - 347
гой стороны, томно так же можно сказать, что мы имеем дело с внешним наблюдателем, который идентифицирует системы с точки зрения структур, которые для самой системы недоступны для наблюдения или, как правило, не могут быт ь активированы, так как это потребовало бы слишком сложного механизма выяснения разных вопросов.
Если предметом нашего рассмотрения является операция наблюдения, осуществляемая на основании структур, то мы имеем дело с явлением, которое я обрисовал в разделе, посвященном наблюдению и наблюдению второго порядка. Мы имеем концепцию, которая формулируется исключительно относительно наблюдателя, но которую можно обезвредить, сказав, что система, которую наблюдают, сама тоже наблюдает. Наблюдатель системы, которая создает, формирует свои собственные структуры, не может понять систему, если он не знает, как она сама наблюдает. Он может увидеть за ней другие структуры, он может постулировать и обнаружить латентные структуры, но латентность должна относиться к модусу структурного наблюдения системы, которая в свою очередь наблюдаема. Таким образом, когнитивный аспект; относительность понятия структуры в зависимости от наблюдателя не утрачиваются, а становятся более сложными постольку, поскольку необходимо решать, кто, собственно говоря, является наблюдателем, конструирующим структуры, а также поскольку становится ясно, что без конструирования структур невозможен переход от одной операции к другой.
Наша последняя тема - это конфликт. Я выбрал ее, потому что здесь тоже интересен идеологический и теоретический спор 1950-1960-х гг. Дарендорф выстроил свою позицию, нападая на теорию Парсонса[125], за ним последовали другие, которые «вчи- тали» в теорию Парсонса переоценку консенсуса и недооценку конфликта, чему есть подтверадения в его текстах. Однако проблема в том, можно ли вообще на уровне противопоставления консенсуса и конфликта или сотрудничества и конкуренции (это старая тема социологов Чикагской школы в 1920-х гг.) представить себе теории, которые бы выбирали одну или другую сторону, т.е. примыкали бы к точке зрения, что наше общество в основном является обществом конфликта, классовым обществом.
348---------------------------------------------------------------- ----------- —--------
или наоборот, подчеркивали бы то обстоятельство, что консенсус есть условие sine qua поп существования общества и что без какого-то минимального консенсуса вообще ничего бы не состоялось. Очевидно, что верны обе версии. Если вы помните мои рассуждения по поводу понятия коммуникации, в которых речь шла о том, что любая коммуникация порождает бифуркацию между «да» и «нет», коль скоро она была понята, то тогда вы увидите, что в самой операции конфликт и консенсус постоянно воспроизводятся в качестве альтернативы, дуализма. Это, в свою очередь, означае т, что мы всякий раз навязываем теории односторонность, когда требуем от нее, чтобы она описывала общество преимущественно с точки зрения консенсуса или конфликта.
Здесь в теоретическом развитии тоже можно видеть явления адаптации. Проблема, связанная с тем, что всегда имеют место и консенсус, и конфликт; и сотрудничество, 'и конкуренция, должна учитываться в любой более или менее проработанной теории. Одна из возможных оценок теорий основывается на попытке посмотреть, как в них решается эта проблема. У Макса Вебера это происходит главным образом через отнесение к ценности, т.е. через плюрализм ценностей и через представление о том, что существуют определенные жизненные уклады (Lebensordnung), такие как уклад религии, любви, экономики или политики, которые выдвигают на первый план определенные ценностные априори, ориентируются на них и вследствие этого приводят к личностному конфликту, когда индивид должен решать, что для пего важнее - политические соображения государственного благополучия или, скажем, любовь, и тогда королей вынуждают жениться не по любви, а исходя из интересов наследования или династии[126].
Эту идею подхватил Роберт Мертон, предположив, что структуры в социальных системах, в частности в обществах, должны справляться с ценностными противоречиями1'*3. Существуют 349
латентные структуры, я бы сказал, парадоксальности или антиномии, которые, по выражению Мертона, действуют как «аномия». Так, например, общество зиждется на ожидании, что все могу т делать деньги, все могут подняться в высшие круги общества, все могут стать президентом, хотя и не всс сразу. Это ожидание настолько нереалистично, что если оно предлагается в качестве стиля жизни, мотивации или расположения духа, то оно постоя пно разочаровывает. Это попытка так тематизировать вопрос конфликта или структурных противоречий, чтобы за этим могло последовать социологическое исследование. Мертон положил начало важным размышлениям относительно того, ч то есть, очевидно, разные возможности реагирования на конфликт и вопрос о том, какая возможность будет выбрана, нуждается в дополнительном социологическом объяснении.
Это лишь один пример того, как дихотомия конфликта и консенсуса не застряла на уровне жесткой альтернативы, а бьгла предпринята попытка включить ее в социологические теории. И здесь мне тоже кажется, что все это очень хорошо и нет ничего, от чего следовало бы отречься, но, применяя представленную здесь системную теорию, мы могли бы продвинуться еще на один шаг, сказав, что именно конфликты, со своей стороны, являются системами. Конфликты - это системы, потому что если я нацеливаюсь на кого-то как на противника и веду себя соответствующе агрессивно или занимаю оборонительную позицию, я создаю ситуацию, которая помещает другого в ограниченный диапазон вариаций: он уже не может вести себя как угодно. Конечно, он может - если может - пожать плечами и уйти, сказав, что его это не интересует, по в типичных социальных ситуациях, в которых нельзя взять и удалиться, представление о том, что имеет место конфликт или просто упорное «нет» в ответ на предлагаемые смыслы, служит системообразующим мотивом, т.е. мотивом, который организует способности к присоединению, который ведет, например, к тому, что участники образуют коалиции, выискивают ресурсы, приходят к идее, что все, что наносит вред другому, выгодно мне, а все, что выгодно мне, наносит вред другому. Складываются отношения друг-враг, которые являются предельным упрощением реальных ситуаций. Это тоже старая тема. Из римлян, насколько мне известно, Цицерон первым занялся вопросом о том, должны ли 350 —
враги моих друзей быть также моими врагами или я могу сохранить своего друга, но при этом быть другом и его врагов, или же конфликты в структуре общества знатных родов с их домами и патрон-клиентскими отношениями настолько сегментар- ны. что нет возможности пригласить кого-либо, кто не был бы в ссоре с твоим другом[127]. Здесь виден организующий потенциал конфликтов как в социальных коалициях, так и в темах. Если кто-то возражает мне по определенным вопросам, я обобщаю его оппозицию и предполагаю, что он будет возражать мне и по другим вопросам. С этой точки зрения моральные перспективы служат генерализации конфликтов, потому что если кто-то уже является гнусным человеком, то, разумеется, он таков во всех отношениях, а не только в тот момент, который привлек мое внимание. Если я аргументирую с точки зрения морали, то я всегда имею тенденцию генерализировать конфликты. Итак, мы имеем следующую формулу: конфликты представляют собой принцип системообразования par exellance, а системная теория может с равным успехом судить как о конфликтах, так и о сотрудничестве. Нелепо утверждать, что конфликтам в системной теории не уделяется должного внимания. Конфликты как раз являются высокоинтегрированными системами.
Это ведет также к переосмыслению понятия интеграции. Обычно под словом «интеграция» социологи понимают что-то хорошо отлаженное, приятное или гармоничное. Если все хорошо интегрированы, то благополучное будущее, сотрудничество обеспечены. Люди ладят между собой, на Земле царит мир и так далее. И все-таки, что такое интеграция? Если мы дадим этому понятию формальное определение, сказав, что интеграция есть ограничение степеней свободы компонентов (они интегрированы в той мере, в какой сокращено число опций, состояний, качеств - называйте это как угодно, которые может принимать система), становится ясно, что для конфликта характерна сильная интеграция, так как в качестве противника, врага в ситуации конфликта мы имеем гораздо меньше возможных вариантов ходов, гораздо меньше вариантов поведения. Приходится быть осторожным, думать о том, как заточить свое оружие, чтобы оно затупило оружие другого, как защищаться и уворачиваться, как нападать. Сначала — 351
возможностей выбора меньше, а затем они постоянно расширяются за счет того, что ищутся новые темы, новое оружие, новые друзья и союзники для того, чтобы сохранить контроль над ситуацией в ходе конфликта или добиться окончательной победы. Теория конфликта должна изучать слишком сильную интеграцию социальной системы и тенденцию внедрять в конфликт дополнительные ресурсы для того, чтобы получить обратно урезанные возможности. Это своего рода раковая опухоль, которая разрастается в системе, потому что она слишком сильно интегрирована. Если бы развить эту идею (а я уже подхожу к временной границе нашей лекции), то получилась бы, на мой взгляд, интересная теория конфликта, работающая с инструментами системной теории. В дальнейшем темой анализа могло бы стать то. как формируются конфликты, каким образом предотвращается немедленный переход в ситуацию конфликта проблемы отрицания, отклонения в коммуникации, потому что любое «нет», разумеется, провоцирует вопрос: «Почему ты так говоришь?» Человек чувствует себя задетым, когда его всего лишь спрашивают, почему он не согласен с этим, и становится более резким. Тенденция возникновения конфликта из сказанного «нет» очень велика, и вопрос в том, как нам обычно удается этого избежать. Почему, например, конфликт не возникает, когда я выхожу из магазина без покупки?
Это один из возможных вариантов теории конфликта. Он затрагивает вопрос о том, как мы организуем нашу общественную систему таким образом, что вероятность конфликта не слишком высока. На эту тему есть хорошие исследования архаичных обществ, которые испытывают явное отвращение к конфликтам. Я имею в виду не поздние архаичные общества, а ранние племенные общества или же те, которые базируются на правилах домашнего уклада и предоставляют решение конфликтов главам семейств. В этих обществах всегда существует проблема сварливых женщин, которые начинают конфликты, не нужные мужчинам. Однако полностью их игнорировать мужчины по разным причинам тоже не могут[128]. Это также издревле является темой легенд и сказаний. Я полагаю, что представление о женщинах как о сварливых существах стало антропологической мудрос- 352
тью именно в связи с этой ситуацией и вообще-то обьясняется тем, что конфликты должны были улаживать мужчины и им это давалось нелетко. Как всегда, это чисто спекулятивное рассуждение, но оно заслуживает исследования. Есть отдельные исследования, посвященные расширенным семьям на Балканах, где муж и жена спят в одном большом помещении, где спят и другие семьи. Под одеялом они могут шушукаться, по жена потом не имеет права искать помощи на стороне или распространять плохие новости о других, которые спят в том же доме.[129]
Контролирование конфликтов - дело социальной структуры. Обычно это понимают так, как будто речь идет о деструктивных воздействиях конфликтов, о возможностях повредить тела, разрушить вещи, поджечь дома или разорить целые области и изничтожить человечество, но здесь в объяснении не хватает одной промежуточной ступени. Без внимания остается вопрос, как это вообще может зайти настолько далеко, как вообще конфликт может набрать такие обороты, что уже не в состоянии остановить сам себя. Для этого необходима системная теория. Во всяком случае, ее можно применить, сказав, что конфликты являются сверхинтегрированными системами и поэтому вынуждены привлекать все новые ресурсы, поэтому они так экспансивны, безудержны и опасны, что бы они ни делали с людьми и другими ресурсами в окружающем мире.
Сюда же относится представление о том, что право можно понимать как институт по доместикации конфликтов. В своей книге «Социальные системы» я говорил об иммунных системах.[130]Это значит, что право как раз придает решимости для вступления в конфликт. Если ты собственник, а кто-то приходит и хочет взять твою вещь, ты можешь сказать «нет», и ему придется с этим согласиться, в крайнем случае, его в этом убедит суд. 'Это значит, что возможность сказать «нет» обостряется благодаря правовой структуре, и это, как правило, предотвращает превращение ситуации отказа в конфликт. С другой стороны, если конфликт происходит, право может способствовать его мирному разрешению. Целью моей брошюры о легитимации через процедуру было показать, как происходит абсорбция конфликтов, как через участие в процедуре человек вынужден участвовать в урегулировании, излагать свою точку зрения, признавать процедуру как таковую, хотя он еще совсем не знает, чем все это кончится. И когда процедура завершается, он уже в системе и уже заранее согласился с тем, что согласится с принятым решением.[131] В этом случае он уже изолировал себя как участника. Это рассматривается также под тем углом зрения, что поглощение конфликтов является сложной задачей общества и, разумеется, необходимо разгрузить политику от конфликтов или уменьшить их опасность с помощью посреднических комиссий или чего бы то ни было еще, в том числе с помощью привычки постоянно ссориться и все равно как-то ладить друг с другом.
Я должен заканчивать и скажу, пожалуй, только еще об одном моменте. Эта проблематика конфликтов связана с комплексом понятий, которые сейчас появляются в дискуссии, а именно с различением tight coupling и loose coupling, т.е. жесткой, четкой сопряженности и слабой сопряженности. Если социальные процессы сопряжены жестким образом, то конфликты распространяются. Если они слабо сопряжены, конфликты легче изолировать. Если семейственность внедрена в политический порядок и имеет экономическую значимость, то конфликты в семье могут иметь далеко идущие последствия. Это известно из исследований, посвященных семейным предприятиям среднего бизнеса, в которых отец и сын иерестают ладить друг с другом. Известно, какие это имеет последствия для рабочих и для той местности, где это предприятие является ведущим работодателем. Это лишь один возможный пример. Тезис, который отвергает положения старой системной теории и согласно которому стабильность основывается именно на прерывании взаимосвязей, на слабой сопряженности, на локализации (не-передаче) последствий, в свою очередь совместим с тезисом о вездесущности потенциальных конфликтов и о зависимости общества от самых разных возможностей держать эти конфликты под контролем.
Я надеюсь, что эти примеры дали вам какое-то представление о том, как с этих позиций можно разрешить разногласия вокруг понятий в социологии и все-таки прийти к теориям или гипотезам, которые можно было бы перевести на эмпирический 354 —
уровень. Однако главной целью данного курса лекций не было создание множества эмпирически проверяемых гипотез, чтобы затем поручить рабочим пчелкам от социологии все это верифицировать и повторить верификацию, чтобы удостовериться, обоснованна ли она. Скорее, моей целью было изложить идею о значении архитектуры теории, о значении дизайна и решений, которые могут быть приняты на этом уровне и которые могут быть по-своему разумны или обоснованны. Под «введением» я не понимаю нечто легкое для понимания, популяризированное или предназначенное для начинающих. По крайней мере, я имел в виду не это, когда выбирал название для данного курса лекций. Я попытался ввести понятийный инструментарий, т.е. не называть какие-то вещи, о которых написано в книжках, ничего к этому не добавляя, а по возможности представить понятия в контексте их употребления и в их смысловом содержании. Я подумал, что вы, наверное, сможете следить за тем, что я говорю на этих лекциях (хотя они и были непривычно абстрактными), опираясь на возникающие по ходу пояснения. Я надеюсь, что вам это в какой-то мере удалось. В любом случае, для меня, в том числе и в отношении теории общества, перед которой мы остановились и на которую нам не хватило времени, важно, чтобы существовала определенная методика или, я бы даже сказа!, определенная щепетильность в обращении с понятийными и теоретическими вопросами и чтобы методология занималась не просто мелочным перебором эмпирических данных, но могла бы сделать прозрачными [методологические] решения и их последствия для теоретических диспозиций.
Со стороны теории производят такое впечатление - и как раз в отношении системной теории я снова и снова слышу подобные отклики, - что нужно или войти внутрь, или остаться снаружи, и в этом случае-де благоразумнее остаться, потому что как только ты окажешься внутри, ты уже не найдешь выхода или рычага, которым все строение можно было бы разрушить изнутри. И вот утверждается, что системная теория напоминает креггость, возведенную для самообороны и более или менее успешно выполняющую эту функцию. В этом утверждении, безусловно, верно то. что у тщательно сконструированных теорий нет высшей нормы, отрицания которой было бы достаточно, чтобы покончить с теорией в целом. Тщательно сконструированные теории - это сложные построения, в некотором роде произведения искусства. Сложно пускаться в такие теоретические разработки и в то же время знать, как все это можно релятивировать или как от этого можно снова уйти. Такого рода опыт многие пережили в связи с Гегелем. Они настолько овладели его способами аргументации и формами развития теории, что знают их наизусть, могут говорить, как Гегель, но они уже не знают никакого другого языка, кроме это 1'0 языка диалектики. Мерой противодействия этому мне представляется максимально возможная прозрачность решений, т.е. нужно снова и снова в каждый момент показывать, какие есть варианты, что сопряжено с выбором того, а не иного понятия, где можно выйти и где есть свобода выбрать что-то другое. Это позволяет увидеть, что необходимо изменить, если пересматривается какое-то определенное решение.
Одной из целей сегодняшней лекции было объяснить это на социологическом материале, т.е. показать, что если мы характеризуем конфликты как высокоинтегрированные системы, то необходима более четкая трактовка понятия интеграции, чем это принято в социологической литературе. Это приводит к тому, что другие люди тоже вынуждены работать над своим понятием интеграции, если они хотят оставаться конкурентоспособными. То есть но сути здесь имеется в виду не эффект исключения, а сознание, учитывающее факт конструирования, факт принятия решений, а также сравнение теорий
- с одной стороны, с другими теоретическими т радициями в социологии или в области социальных наук, но также и даже к большей степени сравнение теории с староевропейским образом мышления, с образом мышления в русле онтологически-метафизической традиции с ее специфическим гуманизмом. В данной традиции гуманизм
- это просто онтология в применении к человеку, если позволительна такая краткая формулировка. Если мы в этом контексте говорим о человеке, то мы представляем себе самоорганизующегося индивида во всем его своеобразии, эмпирической несравнимости и непрозрачности, а не то, что можно было бы как-то встроить в качестве абстракции «человека» в нормативную структуру общества. Смысл этой работы над понятиями заключается также в том, чтобы поставить вопрос: а обоснован ли этот разрыв с европейской традиции, необходим ли он и можно ли за него ответить, когда уже извест но, к чему приводит такой способ аргумент ации? И это я хотел донести до вас в своем курсе лекций. Благодарю вас за т ерпение.
Предметный указатель
Л
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!