Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка

2022-12-20 27
Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди психологических факторов, создающих условия для развития аддиктивного поведения, большое значение придается неблагополучию в семье. Системная семейная психотерапия рассматривает аддикцию как семейное заболевание, «семейную проблему». Ребенок, растущий в дисфункциональной семье, испытывает воздействие всего комплекса негативных факторов, ведущих к развитию заболевания [2]. В работе Битюцкой Е. В. [3] показано, что конфликтность в семье является одним из признаков трудной жизненной ситуации, искажающей систему когнитивного оценивания у подростка. Эмоциональный дистресс, высокая тревожность и низкая самооценка становятся основной причиной употребления наркотиков в подростковой среде. Другими авторами подчеркивается особая роль матери в формировании у ребенка риска возникновения аддикций: матери, которые не в состоянии адекватно откликаться на эмоциональные потребности ребенка, создают одну из ведущих причин будущей аддиктивности ребенка [4].

В исследовании американских психологов было показано, что жесткий родительский стиль является предиктором зависимого поведения в последующих поколениях [12]. Было признано также, что возраст 10 лет является критичным в развитии зависимости для детей, переживающих глубокую обиду. Подчеркивается, что в этом возрасте обсессивно-компульсивные состояния чреваты их трансляцией на дальнейшую жизнь и стратегией избегания посредством алкоголя и наркотиков [11]. Проблема жестокости по отношению к ребенку – в семье, в среде сверстников, со стороны взрослых – сфокусировала все направления профилактики этого явления. Было установлено, что длительное пребывание в «пространстве жестокости» провоцирует феномен «парадоксального самоуничтожения» как один из способов избегания травмирующей среды, искажает поведенческие паттерны, межличностное взаимодействие, когнитивные способности и влияет на всю последующую жизнь [10], а детское переживание насилия определяет совокупность проблем со здоровьем в зрелом возрасте (поражение органов дыхания, язвенные болезни, психические нарушения).

Особое место в понимании корней аддиктивного поведения современные исследователи, следуя психоаналитической традиции, отводят наличию у человека ранней психической травмы, следствием которой является склонность зависимого часто испытывать сильные негативные чувства: депрессия, тревога, пустота, вина, стыд, никчемность, страх, злость. Аддиктивное поведение имеет целью ослабить эти негативные чувства, которые переживаются аддиктами гораздо интенсивнее, чем здоровыми людьми в силу приостановки в развитии эмоциональной сферы. При этом своего рода «карта» чувств у каждого аддикта своя. Соответственно и формы аддиктивного поведения неосознанно подбираются зависимыми соответственно тому чувству, которое требуется нейтрализовать. Например, у некоторых аддиктов наблюдается так называемая «алекситимия», то есть неумение, неспособность дифференцировать свои чувства. В случае сильной детской травмы ребенок вынужден каким-то образом спасаться, как бы «отключая» свои чувства. Этим объясняется, в частности, приверженность некоторых аддиктов к стимулирующим химическим веществам, что помогает им разнообразить свои переживания.

В психоаналитической традиции в качестве главной причины всех аддиктивных расстройств рассматривается страдание, которое аддикты пытаются облегчить с помощью, например, наркотиков, что является отражением базовых трудностей в сфере саморегуляции, включающей четыре основных аспекта психологической жизни: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе. Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей разрушает эти аспекты психологической жизни. Данное положение согласуется с идеей о важности чувства безопасности в развитии ребенка, являющейся одной из главных в теории А. Адлера и ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии. Так, К. Хорни [9] пишет, что в развитии ребенка «главным злом» является отсутствие подлинной теплоты и привязанности, возникающее по причине неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. В качестве основного фактора предрасположенности к зависимости рассматривается детская психическая травма.

Базовое чувство благополучия, внутренней гармонии и целостности развивается у ребёнка на основе ощущения физической и эмоциональной безопасности и защищенности. Если установление базового доверия между матерью и ребенком завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать внешний мир и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое, так называемое, второе, или «психологическое» рождение. У ребенка развивается ощущение своего «Я», которое дает ему возможность учиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства и эффективно справляться со страхами и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других [8].

В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит младенческой травме. Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга – еще один негативный фактор. Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения.

В биологии существует такое понятие, как импритинт. Оно обозначает глубокое запечатление в мозгу детеныша модели поведения родителей и модели отношения к жизни. Процесс этот присущ всем млекопитающим и на этом основан процесс воспитания. Взрослая особь просто показывает своему потомству: делайте как я. У человеческих детенышей происходит то же самое. Находясь в возрасте от одного до пяти лет, они, как губка, жадно впитывают информацию об окружающем мире и в первую очередь о тех, кто находится рядом с ними постоянно, то есть о родителях. Их образ жизни, манера поведения, способ взаимодействия с окружающим миром навсегда останется для ребенка эталонным.

С чем сталкивается маленький человек в алкогольной семье? С одной стороны, пьющий отец, формирующий совершенно определенный стереотип поведения, с другой - тревога, напряжение, контроль со стороны матери. А эти три фактора: напряжение, тревога и контроль лежат в основе механизма любой наркотической зависимости.

У ребенка развитию алкоголизма во взрослом состоянии могут способствовать следующие причины: если у него нарушено умение заботиться о себе, имеются нарушения в сфере самооценки, если он испытывает сложности во взаимоотношениях с людьми и не умеет управлять своими эмоциями.

О каждом из этих нарушений следует сказать отдельно. Способность заботиться о себе начинает формироваться у малыша с самого раннего возраста. Но часто мамы совершают две наиболее распространенные ошибки, имеющие далеко идущие последствия. Мать старается либо все сама сделать за ребенка, оберегая свою «кровиночку», либо начинает заставлять его убирать за собой насильно, со скандалом. Наиболее правильный способ действия взрослого в такой ситуации - мягко, с любовью, не раздражаясь, но методично добиваться выполнения сказанного. К сожалению, во некоторых семьях распространен иной метод воспитания: тычок, шлепок, окрик... Не меньше ошибок совершают родители, когда деформируют самооценку ребенка. Встречая пьяного мужа и обращаясь к ребенку со словами: «Вот, посмотри на своего папочку. И ты станешь таким же!», мать, сама того не сознавая, программирует сына, и можно не сомневаться: он пойдет по стопам своего отца. Точно также, говоря ребенку: «Ты растяпа, из тебя ничего не получится в жизни», вряд ли стоит надеяться, что из ребенка сформируется свободная, уверенная в своих силах личность. Куда правильней как можно чаще хвалить ребенка, поощрять каждый его успех, а в случае провинности или промаха сказать ему: «Ты хороший, все у тебя получается, но сейчас вот это ты сделал плохо...»

Для того чтобы ребенок не попал под дурное влияние, очень важно научить его говорить «нет» неформальному лидеру той компании, коллектива, где он находится. А он сможет сделать это в том случае, если научится говорить «нет» родителям.

У детей пьющих родителей чаще и быстрее возникает алкогольная зависимость. Один из методов ранней профилактики – обеспечение ребёнку широкого спектра положительных эмоций, так как у таких детей острый дефицит позитивных переживаний. Проявление чувств позволяют ребёнку овладеть положительным эмоциональным опытом: дети чувствуют и переживают так, как это делают окружающие его взрослые. В пьющей семье дети или заброшены, или часто наказуемы и биты. Эпизодические проявления неустойчивой родительской любви не могут сформировать у ребёнка чувства защищённости и безопасности. Дети не получают в должной мере того тепла, которое формировало бы чувство безопасности ни в детском, ни в подростковом возрасте.

 Поведенческие особенности детей из алкогольных семей. В зависимости от ситуации в семье выделяют следующие особенности поведения несовершеннолетних:

- они берут на себя роль родителей, поэтому часто быстро взрослеют;

- отмечается повышенный уровень конфликтности таких детей по причине частых семейных ссор («забияки» и «Драчуны»);

 -поведение ребёнка (или детей) непредсказуемо, что вызвано соответствующими поступками родителей.

Поведение ребёнка определяется тем, как сценарий выживания он для себя выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением обращает на себя внимание окружающих (компенсируя его недостаток в семье).Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы – приспособиться к реальности путём высмеивания и оскорбления окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки, провоцируемые жизнью в семье.Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания. Дети могут играть и другие роли:«очень ответственные» - берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно;«приспособленцы» - хорошо адаптировались к существующему положению и максимально его используют в своих интересах, извлекают пользу даже в критических ситуациях;«все устраивающие» («миротворцы) – пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примиряя всех и всё в складывающейся ситуации;«негативисты» - ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от всей семьи, берут удар на себя.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.