При консультировании родителей по проблемам зависимости детей необходимо иметь в виду классификацию типов клиентов: — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

При консультировании родителей по проблемам зависимости детей необходимо иметь в виду классификацию типов клиентов:

2022-12-20 38
При консультировании родителей по проблемам зависимости детей необходимо иметь в виду классификацию типов клиентов: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По характеру запроса среди клиентов выделяют следующиетипы:

1. Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Стратегия: психолог должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш весов», на которые давят сомнения.

2. Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Несмотря на то, что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между двумя сторонами внутреннего конфликта. Стратегия: психологу следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации.Таким образом мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению. Попытка найти собеседника зачастую приводит их и в консультацию. Стратегия: Доброжелательное участие и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались, отступает на задний план. Это создает предпосылки для конструктивной работы.

4. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». В отличие от предыдущего типа, проблема здесь не в характере. Очень часто это люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты. Стратегия: Советы не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, - любовь, принятие, сочувствие. Но главное – Слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Не значит, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать.

По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности.

Влияние пола клиента на процесс консультирования. Обозов Н.Н.: мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Женщины в большей мере стремятся к «сопереживающему», «сочувствующему» стилю общения, обращая внимание, в первую очередь, на отзывчивость, чуткость. При описании эталона консультанта они упоминают черты характера, темперамента, то есть их интересуют особенности личностной организации специалиста, оказывающего воздействие. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины.Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга.

Бельская Е.Г. [1998] выделила и описала «трудных клиентов».С ее точки зрения существуют три предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений:

- У клиента есть проблема.

- Консультант является экспертом.

- Что-то должно быть сделано с проблемой.

Трудные клиенты имеют склонность на вербальном уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне отвергают хотя бы одну из них. Бельская Е.Г. выделяет три возможных типа отрицания предпосылок нормальных консультативных отношений:

1) «Это не моя проблема». Клиент имеет тенденцию себя вести как начальник своего консультанта. Рассказывать он склонен о других членах семьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. Он призывает консультанта «сделать что-нибудь». Характерно: «Я не хочу быть в это вовлеченным, для этого мы Вас наняли». То есть клиент принимает на себя роль «ответственного постороннего». Если проблемы возникли все-таки из-за клиента, то процесс решения может зайти в тупик.

2) «Я сомневаюсь в Вашей компетентности». Два варианта:

a) Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, такой клиент обычно стремится его поправить: «Вы не поняли…». При этом его поправка либо тривиальна (содержит то, что и так само собой разумеется), либо включает в себя слишком много оттенков и значений. В дальнейшем клиент дает понять, что ценит «теоретический вклад» консультанта, но не думает, что он применим в данной ситуации.

b)Клиент склонен формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с помощью которых он выражает неуважение предположениям консультанта. Консультант периодически ставится в необходимость доказывать, что он лучше, чем о нем думают.

3) «Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя». В процессе консультативной беседы клиент предпочитает соглашаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь – беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по Вашему совету, но все оказалось бездейственным». Имеют место также «двойные сообщения» - клиент просит совета и одновременно дает понять, что он, в сущности, этого не ждет и не хочет, чтобы из этого что-то получилось. Для того чтобы дать это понять он может использовать шутку, невербальные средства коммуникации.

Для работы с «трудными клиентами» используются различные техники контрпарадокса:

1. Согласие и поддержка. Главный принцип здесь – прекратить бороться с клиентом. Занять позицию: «Да, Вы эксперт», «Да, Вы лучше знаете». Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного» эксперта. Основная форма реагирования – дружеское удивление и искренняя радость при понимании сложного высказывания клиента. Можно использовать также следующие приемы:

А) Вопросы формулировать открытые, а не экспертные, например: «Не расскажите ли Вы мне еще чего-нибудь?»

В) «Угу-реакция» - согласие и одобрение клиента.

С) Обратное резюмирование – попросить клиента самого подытожить сказанное, сделать резюме.

Д) Избегание важности, значимости. Например, если клиент заявляет нам: «У меня нет проблем», то мы склонны ответить ему: «Тогда давайте поговорим и ничего больше».

Е) Банальности. Если ответы консультанта будут ничего не значащими и лишь создавать иллюзию атмосферы доверительного разговора, то со временем это все-таки побудит клиента начать драматизацию ситуации и тогда модель отрицания проблем разрушится. Пример банального ответа: «Да, иногда это лучшее, что можно сделать».

2. Экстраполяция. Сущность этой техники в том, что вместо того, чтобы блокировать неконструктивное поведение клиента, ему поддаются. поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логического и окончательного конца, после чего он почувствует необходимость смягчить, ослабить свои «отрицания». Эффект экстраполяции усиливается с помощью позитивного наклеивания ярлыков, когда приветствуется особый вклад клиента в работу. Например, немногословный клиент поощряется за емкость и краткость его характеристик. Многословному предлагается развивать свою мысль в определенном аспекте.

3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротивляется всем возможным вариантам решения проблемы. Клиента не только просят делать то, что он делает, но и подразумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего изменить нельзя, и его проблема неразрешима, то консультант серьезно воспринимает это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, то есть то, что клиент заявляет, то он и получает.

 Отдельно - о клиенте, который очень склонен к критике. Бельская Е.Г. описала несколько методов реакции психолога на критику:

1.Метод сочувствия и разоружения. Он заключается в том, чтобы:

1) Задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду, при этом избегать роли судьи или защитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив.

2) Разоружение критики. Вне зависимости от правильности утверждений критика, нужно найти способ согласиться с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаивается, то приходит в более подходящее состояние для общения. Основная ошибка в ситуации критики – доминирующая тенденция защитить себя от любых несправедливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь подогревает пыл противника.

2.Метод самоконтроля. Ориентирован на случай выскочки, который:

§ критикует настойчиво, но является некомпетентным в том, что критикует, не вникает в представленный материал;

§ не очень хорошо воспринимается в своем кругу общения;

§ его стиль критики носит подавляющий, унижающий характер.

Как реагировать на такого критика:

§  Немедленно поблагодарить за комментарии.

§  Подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны.

§  Отметить необходимость знаний поставленных вопросов – пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу.

§  Предложить обсудить эту тему после изучения.

3. Техника «Я-высказывание»согласно следующей структуре:

I. Событие. Ситуация должна быть описана клиенту объективно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в новом свете.

II. Отклик психолога. Показать какое воздействие поступки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр его поведения.

III. Изложение клиенту версии предполагаемого исхода. Делается это для того, чтобы дать возможность клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить несколько версий развития ситуации и оставить вариант исхода открытым. Можно предложить клиенту свой вариант поведения в сложившейся ситуации.

В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Самоукина Н.В. [1997] выделила пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:

Психолог – нейтральный советчик. Выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации.

Психолог-программист. Психолог разрабатывает программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать», например, режим жизни школьника.

Психолог-слушатель. В результате «разговора с хорошим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы.

Психолог-зеркало. Психолог объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

Психолог- «катализатор». Для людей, которые все понимают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудачников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата.

Самоукина Н. В. полагает, что позиции нейтральный советчик или программист подойдут для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек. Позиции зеркало и программист более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.

Позиция психолог-слушатель подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями. Позиция психолог-»катализатор» подойдет для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению.

Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде

Анализ зарубежных и отечественных социологов показывает, что существуют три основные стратегии социального контроля за распространением зависимостей: репрессивная («война с наркотиками» - «War on Drugs»), либеральная («уменьшение вреда» - «Harm Reduction»), рестриктивная (ограничительная).

Репрессивная стратегия рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое незавидное положение. Основным рецептом «исправления» является уголовное наказание, изоляция и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Этот путь наиболее характерен для стран с тоталитарными политическими режимами в настоящем или прошлом.

В рамках либеральной модели наркоман - больной человек, ставший жертвой личной предрасположенности или внешних обстоятельств. Наркотический опыт индивида продиктован его свободным и добровольным выбором. Наркотизм неустраним. Внимание общества сосредоточено не на наказании наркозависимых, не на подавлении с помощью репрессий, а на лечении и профилактической работе, на обеспечении жертв наркотизации психологической и социально-медицинской помощью, в том числе и путем отмены запретов на свободную продажу и открытое употребление легких наркотиков. Важно то, что она исключает слепую веру в силу запрета, рассматривая его как недостаточно эффективное и далеко не единственное средство решения проблем наркотизма. В этом направлении - Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Австралия. В США во многих штатах декриминализовано хранение небольших количеств марихуаны, отнесено к разряду мелких правонарушений (нарушения правил дорожного движения). Использование либеральной модели вряд ли приемлемо в России, поскольку в нашей стране все еще очень низка общая и правовая культура населения, сильны массовые ожидания относительно эффективности репрессий.

Рестриктивная модель (апробирована в Швеции). включает в себя как меры дифференцированной общесоциальной и социально-медицинской профилактики, так и меры репрессивного характера, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков и преследование тех лиц, которые наживаются на этой социальной проблеме. Между наркоманами и наркопотребителями проводятся четкие различия. Наркопотребители - основной объект превентивной антинаркотической работы с целью существенного ограничения спроса на наркотики. Наркотизм как явление неустраним, но подвержен эффективному контролю и ограничению. Приоритетом являются превентивные практики информационного, психологического, воспитательного, медицинского, просветительского реагирования и мероприятия по минимизации вреда при запрете легализации наркотиков, жестком пресечении их незаконного оборота. Этот подход гибок и эффективен, позволяет использовать программы замещающей терапии тяжелых форм наркомании, кабинеты по обмену шприцев и другие мероприятия по минимизации вреда. В Голландии на 100000 населения совершается 260 тяжких преступлений, в Швеции всего 45.

Следуя логике рестриктивного подхода, надо сосредоточить внимание правоохранительных органов на мерах, направленных на уменьшение незаконного оборота наркотиков. Общесоциальная профилактика молодежного наркотизма как приоритетное направление в наркополитике, меры по минимизации вреда более подходят компетенции социально ориентированных ведомств и общественных организаций. Специалисты многих стран, отмечая мультидисциплинарный характер проблемы профилактики, широко развивают межведомственную активность. В Европе группа мультидисциплинарного сотрудничества - Группа Помпиду Совета Европы - соединять усилия политиков, практиков и научные исследования.

Эксперты зарубежных стран в качестве приоритетных подходов, повышающих эффективность профилактической активности, признают:

- участие самой молодёжи в профилактической работе;

- проведение Европейских молодёжных форумов по профилактике наркоманий;

- использование информационных телематических технологий в профилактике зависимости.

В 2000 г. в Финляндии организована телефонная мобильная служба SMS «Promille», включающая анонимный дистанционный калькулятор для оценки содержания алкоголя в крови. Пользователь посылает SMS-информацию о своём поле, весе, количестве выпитых напитков, времени начала пития, отдалённый калькулятор оценит содержание алкоголя в крови.

После всплеска наркотизации молодежи в 60-е гг. школы США активизировало борьбу с наркоманией. Поначалу использовали традиционные антинаркотические программы, проводимые сотрудниками местной полиции. Подросткам рассказывали ужасные истории о бедах, которые обрушиваются на любого, кто хоть раз попробует наркотик, иногда показывали сильнодействующие наркотические и психотропные вещества, демонстрировали запах горящей марихуаны, чтобы дети знали, чего бояться. Приходили иногда и бывшие наркоманы, рассказывали им, как просто «сесть на иглу» и сколь ужасна жизнь наркомана. Надежды, что полученные знания уменьшат интерес тинэйджеров к алкоголю и наркотикам, не оправдались. Проблема приобрела характер эпидемии. Поэтому следующей ступенью антинаркотического образования стали программы, где целью ставилось не получение информации о наркомании, а выработка у подростков способности принимать решение, основанное на этой информации.

Одновременно с программой выбора ценностей были разработаны и программы альтернативы наркотикам. Например, для расслабления взамен наркотиков предлагались физические упражнения, а для повышения жизненной энергии — легкая атлетика, танцы. Для стимуляции чувств — прыжки с парашютом, для повышения уровня общительности — знания о психологических особенностях групп людей. А сторонникам развития спиритических взглядов вместо приема наркотиков-галлюциногенов рекомендовалось изучать религию.

Американские ученые выдвигают 7 основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы.

Широкое распространение в США получил такой методический прием, как шефство: старшие учащиеся дают младшим информацию о наркотиках, проблемах сохранения здоровья, а также по другим вопросам, более общим, но интересующим и тех и других. Опыт показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на шефов. Гораздо меньшее влияние этот прием оказывает на подшефных.

Существуют программы, ориентированные на соучастие ровесников. Такие группы поддерживаются молодежными службами информации. Их труд (уборка территории, другие виды физической работы) иногда оплачивается. Смысл создания таких групп — выработка трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе.

В программах всех стран - обязательная подготовка педагогов и родителей для проведения профилактической работы с детьми.

Превентивные программы с участием родителей многоаспектны.

 1. Информационные программы. С их помощью родители получают информацию о наркотиках, о дозах различных наркотиков, применяемых подростками и молодежью, рекомендации, как себя вести, если ребенок употребляет наркотические средства, узнают, как их обнаружить и к чему это может привести. Основной задачей является информирование родителей с тем, чтобы они могли влиять на отношение их детей к наркотикам с ранних лет, своевременно распознавать и устранять факторы риска.

 2. Программы практического обучения родителей методам профилактики помогают выработать навыки общения с детьми, умение принимать решение, определять уровень ограничений, вовремя сказать «нет» ребенку. (в форме деловых игр).

3. В США группы поддержки родителей создаются из таких же, но более опытных родителей; они часто собираются вместе для обсуждения различных взглядов на причины и пути решения проблем, связанных с детьми, а также для определения предпочтительных действий в ситуации.

 4. Программа «Семейное взаимодействие» призывает семьи к работе в союзе по выявлению причин распространения наркомании и алкоголизма и борьбе с ними. В сферу их деятельности входит также помощь в решении других семейных проблем, совместное противостояние опасностям. Эта программа спонсирует лекторов, снабжает родителей информацией, налаживает связи между подобными группами.

Действуют сети анонимных пунктов доверия, оказывающих доврачебную консультационную помощь больным и их родственникам.

Любая программа, прямо или косвенно снижающая факторы риска вовлечения молодежи в процесс наркотизации, считается профилактической. В 1974 году Берн исследовал реакцию общества на рост наркомании на примере стран, для которых эта проблема существовала на протяжении многих лет. Можно выделить четыре этапа в формировании отношения общества к наркомании: отрицание – паника – фрагментальная политика – единение всех сил общества. Анализируя недостаточно высокую эффективность первоначальных профилактических проектов, исследователи констатировали, что причиной этого является отсутствие целостного подхода, фрагментальность. Если разные ведомства разрабатывают программы, несогласованные между собой, велика вероятность, что они будут противоречить друг другу, попытки одного ведомства могут встретить сильное сопротивление со стороны других.

Сейчас в системе профилактики в США есть три базовые модели. Одна из них разработана коллективом Национального института по злоупотреблению наркотиками (NIDA). Модель NIDA опирается на следующие положения:

• Злоупотребление наркотиками является проблемой самого человека в результате неадекватности информации, образования, альтернатив и программ воздействия.

• Информационные программы, включающие точную, честную и своевременную информацию, способствуют тому, чтобы люди принимали ответственные решения и придерживались поведения, одобряемого социумом, а, значит, не принимали наркотики.

• Образовательные программы, помогающие развивать необходимые жизненные навыки (принятие решений, снятие стресса, эффективное общение), способствуют тому, чтобы люди удовлетворяли свои базовые личностные и социальные потребности так, чтобы желания компенсировать что-либо наркотиком не возникало.

• Альтернативные программы, направленные на организацию социально приемлемой и вызывающей радость деятельности, противодействуют злоупотреблению наркотиками.

• Программы воздействия, оказывающие поддержку и помощь людям в критические периоды их жизни, предотвращают злоупотребление наркотиками.

• Лечение является профилактикой заболеваний и смертельных случаев.

Реабилитация является профилактикой рецидивов, поддерживает жизненный стиль, свободный от наркотиков.

В отличие от модели NIDA, направленной на потенциальных и активных потребителей наркотиков, Национальный институт по злоупотреблению алкоголем и алкоголизму (NIAAA) предложил профилактическую модель общественного здоровья, охватывающую три мишени: потенциальных или активных носителей болезни, источник заболевания и среду. Модель может быть основой профилактики любого заболевания.

Модель NIAAA:

Для каждой мишени предлагаются три уровня профилактики: первичная, вторичная и третичная. Первичный уровень профилактики охватывает категорию людей, никогда не употреблявших наркотик, и связанные с этим мероприятия в среде обитания по предупреждению в ней распространения наркотиков. Целью первичной профилактики является уменьшение случаев приобщения к наркотикам. Основные мероприятия – информация, обучение базовым социальным умениям, альтернативные виды деятельности. Вторичный уровень относится к области деятельности с людьми, экспериментирующими с наркотиками и злоупотребляющими ими. Исследуются особенности социальной среды, пути распространения наркотиков. Основными мероприятиями являются ранняя диагностика и интервенции (вмешательство с применением психологических и психотерапевтических техник). Третичный уровень охватывает мероприятия по лечению и реабилитации больных наркоманией. Цель – установление жизненного стиля, свободного от наркотиков. На всех уровнях профилактики - работа по воздействию на социальную и криминальную обстановку.

Третья модель предложена двумя учеными Кохом и Групп. Появилась она раньше моделей NIDA и NIAAA и получила название «Модель спроса и предложений»:

Приветствуется любая деятельность, направленная на снижение спроса и предложения. В качестве основного средства снижения предложения авторы модели рассматривали запрет на импорт, производство и распространение нелегальных наркотиков. Основными механизмами снижения предложения считались правовые санкции, такие как ужесточение наказаний и их дифференциация в зависимости от степени ущерба, нанесенного обществу. В качестве средства снижения спроса предлагалось использовать различные комбинации стратегий:

• Лечение наркозависимых и злоупотребляющих наркотиками.

• Ранняя диагностика и вмешательство (интервенции) для тех, кто начал употреблять наркотики.

• Информация о мерах наказания употребляющих наркотики.

• Информация о личностном и социальном риске употребления наркотиков.

• Ограничение рекламы психоактивных веществ и подчеркивания положительных аспектов их применения.

• Обеспечение приемлемых обществом альтернатив употреблению наркотиков.

•  Обучение более безопасному для общества употреблению наркотиков.

• Социальная работа по повышению уровня и качества жизни населения, входящего в группу риска.

В американском обществе работают все три модели, взаимодополняя. Общим для всех трех моделей является акцентирование наркомании как социальной проблемы, которая не может быть решена лишь средствами медицины и требует консолидации всех сил общества.

Обязательный структурный компонент профилактики во многих странах - альтернативные программы. Одной из таких программ, эффективно работающих в системе образования США, является программа «Психологическое консультирование сверстников». В основе лежит модель разрешения проблем. Эта модель, применяемая к участникам конфликта, позволяет организовать процедуру посредничества. Учитывая вклад детских конфликтов в возникновении желания уйти от действительности в иллюзорный мир, сам факт своевременного их разрешения способствует благополучной жизнедеятельности ребенка. Участие самих школьников, как психологов-сверстников, помогает приобрести им уникальный опыт оказания помощи человеку. Программа опирается на приемы эффективного общения. Идея посредничества в том, чтобы предложить участникам конфликта поработать в качестве партнеров при разрешении конфликтной ситуации и помочь им справедливо разрешить конфликт для обеих сторон.

Одной из самых известных превентивных школьных программ, используемых в развитых странах, является проект DARE (Обучение сопротивлению употреблению наркотиков). Базируется на предпосылке, что школьников нужно учить распознавать опасность употребления опьяняющих веществ и сопротивляться косвенному и прямому принуждению употреблять наркотики. При сравнительно долгой своей истории программа имеет неоднозначные. Например, исследование, где изучалось потребление пяти основных психоактивных веществ – марихуаны, пива, вина, крепких спиртных напитков и сигарет студентами, прошедшими этот курс, показало, что они увеличили потребление психоактивных веществ по всем пяти позициям уже через 2 г. после прохождения курса, тогда как контрольная группа – только через 3.

Наши авторы в структуре представлений школьников о наркотиках отмечают явление когнитивно-эмоционального диссонанса - отрицательное отношение к наркотикам и наркомании не мешает молодежи пробовать опьяняющие вещества в провоцирующих ситуациях. Причину этого ряд ученых видит в недостатках существующей системы антинаркотической пропаганды, ее несоответствия подростковой субкультуре.

 Программы, акцентирующиеся на негативных последствиях наркотизма, оказались малоэффективными, а делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения ПАВ», показали свою эффективность.

Преобладающей моделью профилактики в России в большинстве случаев остается модель «запугивания», основанная на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения, и показавшая свою несостоятельность в случае с подростковой аудиторией. Если дети дошкольного и младшего школьного возраста еще могут впечатляться пугающей информацией о последствиях алкоголизма, наркомании и табакокурения, то подростки: 1) обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям; 2) приобрели «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, поскольку получали от них в раннем детстве угрозы от «бабаек» до «никогда больше не пойдешь на улицу», которые не сбывались; 3) не верят информации, получаемой от взрослых, которая часто подается в категоричной форме («все наркоманы быстро умирают» - а у него есть знакомый, который является наркоманом уже 14 лет, и рок-звезды не стесняются говорить в интервью, что «это было, но я соскочил»; «курение смертельно» - а он видит вокруг сотни курильщиков, которых трудно принять за самоубийц; «алкоголь исключительно вреден» - а в интернете он находит информацию о пользе красного вина и пр.). Кроме того, если взрослые воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. вполне предметно, как знакомые с несчастьями своей или чужой жизни, то для детей все это пока - нечто отвлеченное и далекое.

Следовательно, в работе с подростками (к которым мы склонны относить лиц от 12 до 21) должна использоваться не модель запугивания, а другие известные в мировой практике модели: «валеологическая» (формирование ценностного отношения к здоровью), «поведенческая» (формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска), «личностно-ориентированная», позволяющая снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств. По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, предпочтение следует отдавать двум последним, а в методах профилактики - позитивным установкам, праву ребенка на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости (по крайней мере не акцентировать на нем внимание, чтобы не «включать» механизмы «символического освоения» запретного предмета, когда фактически делается шаг навстречу преодолению страха перед опасностью употребления психоактивного вещества). В целом представляется удачным для использования применительно к этой позиции понятие «позитивная профилактика», предложенное психологами Санкт-Петербургского университета. Согласно этому понятию, целью работ по профилактике наркомании и других зависимостей является «воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения».

Наибольшую эффективность в учреждениях, в том числе российского образования, показали поведенческие программы формирования жизненных навыков (Life Skills Training) - ФЖН. Они предусматривают: ориентацию на «целостного человека на протяжении определённого времени»; участие родителей в превентивной работе; тренинг учителей; сотрудничество различных ведомств и организаций; культурную адекватность; оценку эффективности; связь программы с обществом; непрерывность обучения (качественные программы предусматривают от 45 до 100 уроков или последовательные курсы на протяжении нескольких лет). Обязательно включают обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей со взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим. Недостатком этих программ является ориентация на отдельную личность, игнорирование социокультурных причин наркотизма и уже имеющегося опыта аддиктивного поведения детей.

Одним из важных разделов профилактической работы с несовершенолетними и молодежью в отношении ПАВ является психокоррекционный компонент, суть которого не сводится к тому, чтобы формально изменить их поведение, а в том, чтобы через активность, конкретную деятельность повлиять на его сознание, эмоциональную сферу, привлечь к духовной жизни и сформировать ответственное отношение к употреблению психоактивных веществ, повысить уровень личностных притязаний, найти свое место в обществе и реализовать свои возможности.

Выбор профилактических подходов с несовершеннолетними и молодежью, в отношении психоактивных веществ определяется рядом о<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.