Разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения

2022-12-20 30
Разнообразная деятельность, благоприятная для преданного служения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шрила Рупа Госвами рекомендовал систему тат-тат-карма-правартана, то есть действовать в соответствии с регулирующими принципами, для тех, кто стремится совершать преданное служение. В "Шримад Бхагаватам" (11.19.20-24) Шри Кришна говорит Уддхаве:

 

шраддхамрита-катхайам ме шашван мад-анукиртанам

париништха ча пуджайам стутибхих ставанам мама

 

адарах паричарйайам сарвангаир абхиванданам

мад-бхакта-пуджабхйадхика сарва-бхутешу ман-матих

 

мад-артхешв анга-чешта ча вачаса мад-гунеранам

майй арпанам ча манасах сарва-кама-виварджанам

 

мад-артхе ’ртха-паритйаго бхогасйа ча сукхасйа ча

иштам даттам хутам джаптам мад-артхам йад вратам тапах

 

эвам дхармаир манушйанам уддхаватма-нивединам

майи санджайате бхактих ко ’нйо ’ртхо ’сйавашишйате

 

"Иметь твердую веру в исполненные блаженства рассказы о Моих развлечениях, постоянно воспевать Мою славу, иметь непоколебимую привязанность к обрядам поклонения Мне, прославлять Меня в прекрасных гимнах, выражать огромное почтение преданному служению Мне, предлагать полные поклоны всем телом, всем сердцем поклоняться Моим преданным, сознавать Мое присутствие во всех живых существах, совершать обычную, телесную деятельность в настроении служения Мне, произносить слова, описывающие Мои качества, обращать свой ум ко Мне, отвергнуть все материальные желания, оставить богатство ради служения Мне, отречься от материальных чувственных удовольствий и счастья и совершать всевозможные благоприятные поступки, такие как раздача милостыни, жертвоприношения, воспевание, обеты и аскезы, с целью достичь Меня — все это истинные религиозные принципы, благодаря которым люди, действительно вручившие себя Мне, естественным образом развивают любовь ко Мне. Какая другая цель может оставаться у Моих преданных?"

Основываясь на этих наставлениях Господа, Шрила Рупа Госвами в своей книге "Бхакти-расамрита-синдху" разделил эту деятельность на шестьдесят четыре пункта. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами пишет об этом в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22.115-129):

 

гуру-падашрайа, дикша, гурура севана

сад-дхарма-шикша, приччха, садху-марганугамана

 

"На пути регулируемого преданного служения человек обязан соблюдать следующие правила: 1) он должен принять истинного духовного учителя; 2) получить у него посвящение; 3) служить ему; 4) получать наставления от духовного учителя и задавать ему вопросы, чтобы научиться преданному служению; 5) следовать по стопам предыдущих ачарйев и исполнять указания духовного учителя".

 

кришна-притйе бхога-тйага, кришна-тиртхе васа

йаван-нирваха-пратиграха, экадашй-упаваса

 

"Следующие шаги таковы: 6) человек должен быть готов оставить все ради удовлетворения Кришны, а также принять все ради удовлетворения Кришны; 7) он должен жить в месте, где присутствует Кришна — в городе, таком как Вриндавана или Матхура, или в храме Кришны; 8) он должен добывать столько средств к существованию, чтобы их было достаточно для поддержания души и тела вместе; 9) он должен поститься в дни Экадаши".

 

дхатрй-ашваттха-го-випра-ваишнава-пуджана

сева-намапарадхади дуре висарджана

 

"Человек должен поклоняться деревьям дхатри, баньяну, коровам, брахманам и преданным Господа Вишну. Он должен избегать оскорблений по отношению к преданному служению и святому имени".

 

аваишнава-санга-тйага, баху-шишйа на кариба

баху-грантха-калабхйаса-вйакхйана варджиба

 

"12) Человек должен оставить общество непреданных; 13) он не должен принимать слишком много учеников; 14) он не должен поверхностно изучать множество писаний просто лишь для того, чтобы быть способным давать ссылки и пространные объяснения".

 

хани-лабхе сама, шокадира ваша на ха-иба

анйа-дева, анйа-шастра нинда на кариба

 

"15) Преданный должен равно относиться к потерям и приобретениям; 16) преданный не должен переполняться скорбью; 17) преданный не должен поклоняться полубогам и не должен пренебрегать ими. Также, преданный не должен изучать или критиковать другие писания".

 

вишну-ваишнава-нинда, грамйа-варта на шуниба

прани-матре мановакйе удвега на диба

 

"18) Преданный не должен слушать оскорбления в адрес Господа Вишну или Его преданных; 19) преданный должен избегать чтения или слушания газет или мирских книг, повествующих о любовных отношениях между мужчинами и женщинами или о темах, связанных с чувственными удовольствиями; 20) ни умом, ни словами преданный не должен причинять беспокойство ни одному живому существу, каким бы незначительным оно не было".

 

шравана, киртана, смарана, пуджана, вандана

паричарйа, дасйа, сакхйа, атма-ниведана

 

"После того, как человек утвердился в преданном служении, он должен совершать следующие позитивные виды деятельности: 1) слушать; 2) воспевать; 3) памятовать; 4) поклоняться; 5) возносить молитвы; 6) служить; 7) исполнять приказания; 8) быть другом; 9) полностью вручить себя Господу".

 

агре нритйа, гита, вигйапти, дандаван-нати

абхйуттхана, анувраджйа, тиртха-грихе гати

 

"Человек также должен: 10) танцевать перед Божеством; 11) петь перед Божеством; 12) открывать свой ум Божеству; 13) склоняться перед Божеством; 14) вставать перед Божеством и духовным учителем, чтобы выразить им почтение; 15) следовать за Божеством или духовным учителем; 16) посещать различные места паломничества или приходить в храм, чтобы увидеть Божество".

 

парикрама, става-патха, джапа, санкиртана

дхупа-малйа-гандха-махапрасада-бходжана

 

"Человек должен: 17) обходить храм; 18) повторять различные молитвы; 19) тихо повторять джапу; 20) участвовать в совместном пении; 21) вдыхать запах благовоний и цветочных гирлянд, предложенных Божеству; 22) вкушать остатки пищи, предложенной Божеству".

 

аратрика-махотсава-шримурти-даршана

ниджа-прийа-дана, дхйана, тадийа-севана

 

"Человек должен: 23) присутствовать на арати и праздниках; 24) созерцать Божество; 25) предлагать Божеству дорогие для себя предметы и вещи; 26) медитировать; 27) служить тем, кто связан с Господом".

 

‘тадийа’ — туласи, ваишнава, матхура, бхагавата

эи чарира сева хайа кришнера абхимата

 

"Словом тадийа называют листья туласи, преданных Кришны, место рождения Кришны — Матхуру, и ведическую литературу — "Шримад Бхагаватам". Кришна страстно желает видеть, как Его преданные служат туласи, вайшнавам, Матхуре и "Шримад Бхагаватам" ".

 

кришнартхе акхила-чешта, тат-крипавалокана

джанма-динади-махотсава лана бхакта-гана

 

"31) Все свои усилия человек должен совершать для Кришны; 32) он должен искать Его милости; 33) он должен вместе с преданными принимать участие в различных праздниках, таких как явление Господа Кришны или Господа Рамачандры".

 

сарватха шаранапатти, картикади-врата

‘чатух-шашти анга’ эи парама-махаттва

 

"34) Человек должен во всех отношениях вручить себя Кришне; 35) он должен следовать определенным обетам, таким как картика-врата. Таковы некоторые из шестидесяти четырех важных разделов преданного служения".

 

садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана

матхура-васа, шри-муртира шраддхайа севана

 

"Человек должен общаться с преданными, повторять святое имя Господа, слушать "Шримад Бхагаватам", жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой и благоговением".

 

сакала-садхана-шрештха эи панча анга

кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга

 

"Эти пять видов преданного служения лучшие из всех. Даже небольшое следование этим пяти методам пробуждает любовь к Кришне".

Вдохновленные преданные должны сначала принять прибежище лотосных стоп истинного гуру. Не приняв прибежище у гуру, человек не сможет достичь ничего благоприятного. Есть два типа людей — с развитым разумом и с неразвитым разумом. Те, чей разум неразвит, погружены в так называемое счастье этого мира. Если, по воле случая, они получают возможность общаться с махаджаной, то они тоже становятся разумными. Тогда они начинают размышлять: "Как я неудачлив! Я постоянно занят удовлетворением чувств. Я провожу свои дни, гоняясь за материальным наслаждением". Такое первоначальное общение с великой душой также называется общением с гуру посредством слушания. Если человек удачлив, в этот момент пробуждается его вера. Когда вера пробудилась, он начинает прилагать усилия в преданном служении. Затем для человека очень важно принять прибежище лотосных стоп гуру. Так, по великой удаче, люди с неразвитым разумом становятся разумными и принимают прибежище лотосных стоп гуру.

В шастрах объясняется, у какого рода гуру человек должен принять прибежище. Тот, кто победил шесть врагов, начиная с вожделения, кто чист, совершает преданное служение на пути рага-бхакти, обладает качествами брахмана, знает ясный путь Вед, кого садху могут почитать как гуру, кто способен контролировать чувства, милостив ко всем живым существам, культурен, свободен от лицемерия и правдив — такой домохозяин достоин быть гуру. Все эти качества можно рассмотреть с двух сторон. Главное качество гуру — привязанность к Кришне и отреченность от того, что не имеет отношения к Кришне. Все остальные качества второстепенны. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 8.128):

 

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа

 

"Не имеет значения, кем человек является — брахманом, саннйаси или шудрой. Он может стать духовным учителем, если знает науку о Кришне".

Если человек обладает этим главным качеством гуру, то он имеет право быть им, даже если ему не достает одного или двух второстепенных качеств. Быть брахманом и быть домохозяином — это второстепенные качества. Это хорошо, если человек обладает этими двумя второстепенными качествами наряду с главным качеством. Но те, кто лишены главного качества, недостойны быть гуру, даже если обладают другими двумя. В "Падма-пуране" сказано:

 

маха-бхагавата-шрештхо брахмано ваи гурур нринам

сарвешам эва локанам асау пуджйо йатха харих

 

маха-кула-прасуто ’пи сарва-йагйешу дикшитах

сахасра-шакхадхйайи ча на гурух сйад аваишнавах

 

"Среди всех людей брахман, являющийся маха-бхагаватой, великим преданным, достоин быть гуру. Ему поклоняются как самому Господу Хари. Тот, кто не является вайшнавом, никогда не сможет быть гуру, даже если он родился в великой династии, совершил все жертвоприношения и изучил многочисленные разделы Вед ". Найдя квалифицированного гуру, исполненный веры ученик должен служить ему с твердой убежденностью и без лицемерия. Удовлетворив гуру, он должен получить посвящение и кришна-мантру. Те, кто не хотят получать посвящение и устраивают спектакль псевдо- киртана, выдавая себя за вайшнава, несомненно, обманывают самих себя. Материалистичные люди не должны отвергать процесс инициации только потому, что несколько великих душ, подобных Джада Бхарате, не принимали посвящения. Посвящение — это обязательное правило, которому живое существо должно следовать в каждом новом рождении. Если в течение своей жизни великая душа не получила посвящение, не следует брать это за пример. Общие правила не меняются из-за того, что в особой ситуации с определенной личностью что-то происходит. Шри Дхрува Махараджа отправился на Дхрувалоку в своем материальном теле; должен ли человек, узнав об этом, понапрасну тратить время, надеясь на то же самое? Общее правило таково, что живое существо оставляет материальное тело и отправляется на Вайкунтху в своем духовном теле. Обычные люди должны следовать общим правилам. Когда бы и что бы ни пожелал Господь, полный непостижимых энергий, только это и происходит. Поэтому мы никогда не должны пренебрегать общими правилами. Удовлетворив гуру своим искренним служением, человек должен получить от него наставления об Абсолютной Истине и посвящение в повторение святого имени Господа.

Получив посвящение и наставления от истинного гуру, удачливый ученик должен следовать по пути предшествующих садху. Возгордившиеся люди пренебрегают предыдущими махаджанами и изобретают новые пути. В результате они очень скоро заканчивают свой неблагоприятный путь и губят самих себя. В "Сканда-пуране" сказано:

 

са мригйах шрейасам хетух пантхах сантапа-варджитах

анавапта-шрамам пурве йена сантах пратастхире

 

"Человек должен строго следовать по простому пути, проложенному предыдущими махаджанами. Этот путь дарует все благословения и лишен всех страданий". Обсуждая путь предыдущих садху, человек обретает решимость, вдохновение и удовлетворение. Когда мы обсуждаем путь преданного служения, показанный Шри Рупой, Шри Санатаной, Шри Рагхунатхой и Шри Харидасом Тхакуром, мы чувствуем такое счастье, которое просто невозможно описать. Когда злодеи-мусульмане истязали Харидаса Тхакура, он говорил:

 

кханда кханда хаи' деха йайа йади прана

табу ами вадане на чхади хари-нама

 

э саба дживере кришна! караха прасада

мора дрохе наху э сабара апарадха

 

"Даже если мое тело разрежут на куски, и я расстанусь с жизнью, я все равно никогда не перестану повторять святое имя Господа. О Кришна, пожалуйста, будь добр к этим несчастным душам и милостиво прости их за то, что они истязают меня".

Поддерживать такой тип решимости и быть сострадательным ко всем живым существам, всегда повторяя святое имя Кришны, — таков путь преданного служения, показанный предыдущими махаджанами. Путь нельзя выдумать. Каким бы он ни был, этот путь должен быть одобрен садху. Возгордившиеся и жаждущие славы люди с энтузиазмом пытаются открыть новые пути. Те, кто имеют удачу, идущую из прошлых жизней, отбрасывают гордость и почтительно следуют по установленному пути. Те, кто неудачливы, блуждают по какому-нибудь новому пути и так обманывают весь мир. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.101-102) приводится цитата из "Брахма-ямалы", описывающая таких людей:

 

шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина

аикантики харер бхактир утпатайаива калпате

 

бхактир аикантикивейам авичарат пратийате

васту тасту татха наива йад ашастрийатекшйате

 

"Преданное служение Господу, не основанное на авторитетной ведической литературе, такой как Упанишады, Пураны и "Нарада-панчаратра", создает лишь ненужные беспокойства в обществе. Такая деятельность порождена измышлениями и только внешне напоминает чистую преданность, поскольку идет вразрез с предписаниями Вед. Пренебрежение ведическими предписаниями попадает в категорию атеизма. Там, где проявляется неуважительное отношение к писаниям, которые являются наставлениями Господа, не может быть преданного служения".

Суть заключается в том, что хотя путь преданного служения бывает двух видов — ваидхи и рагануга, предыдущие махаджаны, несомненно, рекомендовали их человеку в соответствии с его качествами. Эти пути описаны в таких писаниях, как шрути, смрити и панчаратра. Отвергнув эти истинные пути, Господь Будда и Даттатрея открыли новые пути, которые, в конечном итоге, привели к беспокойствам. Из-за неправильного понимания эти новые пути представляются как чистое преданное служение Кришне, хотя в действительности они таковыми не являются. Верный путь указан в ведической литературе. В наши дни открывается много новых путей, и все они, в конце концов, исчезают вместе с их основателями.

Одна из обязанностей ученика в преданном служении — вопрошать о сад-дхарме, вечных религиозных принципах. Поэтому в "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.103) цитируется следующее утверждение из "Шри Нарадия-пураны":

 

сад-дхармасйавабодхайа йешам нирбандхини матих

ачирад эва сарвартхах сидхйатй эшам абхипситах

 

"Те, кто страстно желают пробудить свое духовное сознание, обладают устойчивым разумом и не отклоняются с выбранного пути, несомненно, достигают желаемой цели жизни". Удачливые люди, наряду с желанием следовать в своем преданном служении примеру садху, также хотят знать свои обязанности. А неудачливые и гордые люди действуют прямо противоположным образом. Изыскивая пути, отличающиеся от путей садху, они пренебрегают истинными заключениями садху, предпочитая им свои собственные измышления. Их не волнует проповедь учения Махапрабху людям этого мира, скорее наоборот, они проповедуют теории, противоречащие учению Махапрабху. Они не осознают, какое несчастье они творят, поступая так. Чистые сердцем люди стремятся должным образом изучать наставления Господа, изложенные в "Чайтанья-чаритамрите". Учение Господа — это сама наша жизнь. Сад-дхарма покоится только на этом. Истинный ученик в особенности пытается понять сад-дхарму. Если он не может понять ее самостоятельно, он молится у стоп своего шикша-гуру и учится у него. Те, кто обладает такой решимостью познать сад-дхарму, быстро достигают желаемой цели. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.1.11) говорится:

 

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану- шиланам бхактир уттама

 

"Нужно служить Верховному Господу с трансцендентной любовью и преданностью, не имея стремления к материальным приобретениям или выгоде, достигаемым посредством кармической деятельности или философских размышлений. Это называется чистым преданным служением". До тех пор, пока в сердце ищущего человека не проявился со всей ясностью этот чистый признак преданности, заключающийся в понимании сад-дхармы, его сердце остается покрытым тьмой, и он не может понять, что является чистым преданным служением. Если человек полагается на собственные измышления, чистое преданное служение не проявится в его сердце. Мы встречаем множество так называемых пандитов, которые думают, что поняли суть бхакти силой своего знания и разума. Некоторые из них пришли к выводу, что чистая бхакти — это преданное служение, смешанное с гйаной, а некоторые считают, что чистая бхакти — это преданное служение, смешанное с кармой. Они настолько возгордились, что если они слышат наставления "Чайтанья-чаритамриты", то говорят: "Каждый может делать свои собственные выводы. Зачем нужно принимать заключения "Чайтанья-чаритамриты"?" Эти люди никогда не соприкоснутся с сад-дхармой, потому что у них нет желания узнать ее. В результате того, что они следуют своим собственным, вновь выдуманным методам преданного служения, они никогда не смогут насладиться вкусом чистой преданности.

Долг садхаки — пожертвовать своим личным наслаждением ради Кришны. Удовлетворение чувств называется наслаждением. Отказ от наслаждения означает занять стремление к удовлетворению чувств в служении Кришне. Когда человек превращает свой собственный мир наслаждений в то, что благоприятно для преданного служения, отбрасывая таким образом дух наслаждения объектами этого мира и принимая все как кришна-прасад, тогда это называется отказом от наслаждения.

Жить в святом месте, связанном с Кришной, также является частью садханы. Если человек живет в Шри Двараке, Шри Матхуре, на берегу Ганги или в местах, где проходили игры Господа, тогда он естественным образом помнит о Кришне. Что может быть лучше этого?

На любой стадии жизни человек должен принимать ровно столько богатства, сколько необходимо для практики преданного служения. Бхакти исчезает из-за желания иметь больше, чем необходимо. Однако если человек не принимает того богатства, которое необходимо для удовлетворения его потребностей, то практика преданного служения также будет страдать.

Человек должен с большим вниманием соблюдать шри хари-васара, Экадаши. Соблюдая Экадаши, человек следует всем вспомогательным принципам преданного служения. Благодаря тому, что человек раз в две недели отказывается от всего наслаждения и практикует преданное служение, практика преданного служения становится постоянной.

Если человек медитирует и поклоняется земле, баньяновым деревьям, туласи, коровам, брахманам и вайшнавам, то все последствия его грехов уменьшаются. Поступая так, он может удовлетворить Кришну, поскольку все эти объекты несут благо миру.

Эти десять методов преданного служения являются главными в поклонении Господу. Тем, кто пренебрегает этими десятью методами, очень трудно достичь преданного служения и Кришны.

Поэтому те, кто стремится обрести преданное служение, должны первым делом принять прибежище Шри Гуру, получить посвящение и наставления от него и служить ему. Также они должны следовать примеру садху и изучать наставления, оставленные этими садху. Чтобы сделать свою жизнь погруженной в сознание Кришны, человек должен поселиться в святом месте, связанном с Кришной, и ради служения Кришне оставить все чувственные удовольствия. В своей повседневной деятельности человек должен принимать ровно столько богатства, сколько необходимо для благоприятного поддержания бизнеса, направленного на Кришну. Чтобы практиковать преданное служение, человек должен соблюдать посты в такие дни, как Экадаши и Джанмаштами. Человек должен выражать почтение баньяновым деревьям, чтобы поддерживать славу этого мира, являющегося одним из достояний Господа. Необходимо следовать этим десяти правилам. Сейчас мы перечислим другие десять правил, не следуя которым, невозможно добиться устойчивости в преданном служении.

Человек не должен общаться с теми, кто не желает служить Господу. Человек будет вынужден встречаться с такими людьми в своих повседневных делах, но он должен общаться с ними только до тех пор, пока не окончена работа. После работы он не должен общаться с ними. Те, в чьем сердце не пробудились любовь и преданность Кришне, постоянно горды тем, что находятся под прибежищем кармы и гйаны. Поэтому их называют бхагавад-бахирмукха, те, кто отвернулись от Кришны. Те, кто поклоняется полубогам, те, кто стремится к имперсональной гйане, майавади, а также атеисты, отрицающие ведическую литературу, — все они являются бхагавад-бахирмукха, отвернувшимися от Кришны.

Гуру не должен принимать в ученики человека, чья вера в чистое преданное служение еще не пробудилась, а иначе ученическая преемственность, по которой передается преданное служение, будет осквернена. Человек не должен зря тратить силы, начиная новые большие проекты, поскольку это уменьшает преданность Кришне.

Человек не должен читать или объяснять различные книги, кроме тех, которые помогают прогрессировать в преданном служении. Человек должен обсуждать те писания, в которых даются наставления и пояснения о преданном служении, например, Веды, смрити, Пураны, Панчаратру, а также труды махаджан. Из книг, содержащих другие точки зрения, можно научиться только бесполезным спорам.

Усилия, направленные на добывание пищи и одежды, неизбежно присутствуют как в жизни домохозяина, так и в жизни отреченного. Поэтому в таких отношениях нужно проявлять щедрость. В "Падма-пуране" говорится:

 

алабдхе ва винаште ва бхакшйаччхадана-садхане

авиклава-матир бхутва харим эва дхийа смарет

 

"Ум человека, который принял прибежище святого имени, остается в равновесии, даже если ему трудно добыть пищу и одежду, или если он получает их, а затем снова теряет. Оставив все материальные привязанности, он полностью предается Говинде". Суть заключается в том, что где бы ни находился садхака — в лесу или дома, ему придется как-то добывать еду и одежду. Домохозяин должен получать еду и одежду с помощью земледелия или торговли, защищая граждан или служа другим. Человек, живущий в отречении, добывает еду и одежду, прося подаяние. Занимаясь этой деятельностью, преданный не должен приходить в волнение, если он не может достать еду и одежду, или если он получает их, а затем теряет. Он должен умиротворенно вспоминать о Кришне.

Когда домохозяева теряют жену, детей и т. п., они погружаются в скорбь. Но тот, кто практикует преданное служение, не должен предаваться этой скорби слишком долго. Он должен быстро оставить скорбь и продолжать прогрессировать в сознании Кришны. Отреченный не должен скорбеть, если у него нет одеяла, сосуда для воды или других необходимых предметов, или если эти вещи были украдены у него человеком или животным. Практикующий вайшнав должен отбросить все побуждения, такие как скорбь и гнев, а иначе ему будет трудно постоянно помнить о Кришне. Это объясняется в "Падма-пуране":

 

шокамаршадибхир бхаваир акрантам йасйа манасам

катхам тасйа мукундасйа спхурттих самбхавана бхавет

 

"Кришна никогда не проявится в сердце того, кто полон гнева или гордости, или скорби по своей жене или сыновьям".

Те, кто стремится обрести преданное служение, должны поклоняться только Кришне. Им не следует поклоняться различным полубогам. Но они не должны также выказывать неуважение полубогам или священным писаниям. Представ перед каким-нибудь полубогом, человек должен выразить ему почтение, понимая, что все они являются слугами Кришны. В "Падма-пуране" сказано:

 

харир эва садарадхйах сарва-ведешварешварах

итаре брахма-рудрадйа навагйейах кадачана

 

"Кришна, или Хари, является господином всех полубогов, и поэтому Он всегда достоин поклонения. Но это не означает, что человек не должен выражать почтение полубогам во главе с Брахмой и Шивой". Смысл заключается в том, что Верховный Господь один, а все остальные (Брахма и Шива) являются Его качественными воплощениями (гунаватарами). Люди поклоняются определенному полубогу в соответствии со своими качествами. Но для людей, находящихся в гуне благости, единственным объектом поклонения является Господь Вишну. Проведя множество жизней в поклонении различным полубогам, человек обретает благо, когда он принимает Вишну единственным Верховным Господом. Господь Шри Кришна — это высшее проявление вишну-таттвы. Когда живое существо поднимается над тремя гунами природы, поклоняясь в гуне благости, оно обретает служение Господу Кришне.

Человек должен быть милосердным и не причинять беспокойство ни одному живому существу. Сердце всегда должно быть наполнено состраданием к другим. Проявлять милость ко всем живым существам — это один из элементов преданного служения. Тот, кто стремится обрести преданное служение, должен тщательно выполнять это правило.

Самое важное для устремленного преданного — отбросить десять оскорблений в повторении святого имени, а также оскорбления в служении Господу. Для обычных преданных есть некоторые уступки в отношении оскорблений в служении Божеству Господа. Невозможно полностью избежать всех оскорблений в служении Господу, но, по крайней мере, человек должен перестать совершать некоторые из оскорблений, прежде чем войти в храмовую комнату. Десять оскорблений при повторении святого имени уже обсуждались во многих местах. Практикующий должен тщательно избегать их. Для тех, кто проявляет небрежность в этом отношении, все усилия в преданном служении становятся бесполезными. В "Падма-пуране" сказано:

 

сарвапарадха крид апи мучйате хари самшрайах

харер апй апарадхан йах курйад дви-пада памсанах

 

намашрайах кадачит сйат таратй эва са наматах

намно хи сарва сухридо хй апарадхат пататй адхах

 

Смысл заключается в том, что если человек принимает прибежище Господа Хари, то все его оскорбления уничтожаются. Все оскорбления, совершенные в служении Господу, разрушаются благодаря принятию прибежища святых имен. Только святое имя спасает вайшнавов. Но те, кто принял прибежище святых имен, должны перестать совершать десять оскорблений. В противном случае они, несомненно, падут, даже если они приняли прибежище святого имени.

Практикующий преданное служение не должен допускать, чтобы его уши слышали оскорбления в адрес Кришны или вайшнавов. Он должен немедленно покинуть то место, где это происходит. Если слабовольный человек, придерживаясь общепринятых норм поведения, проявляет нерешительность и слушает поношения Кришны и Его преданных, то постепенно он отходит от преданного служения.

Если человек тщательно следует двадцати упомянутым выше правилам, то это пробуждает его бхаву, настроение преданности. Милость Кришны — это коренная причина пробуждения бхавы. Человек не может обрести милость Кришны без садху-санги. Главные формы садху-санги таковы: человек должен принять прибежище лотосных стоп духовного учителя, получить от него посвящение и служить ему.

Другие элементы преданного служения, упомянутые после этих двадцати, начиная с принятия символов вайшнава и вплоть до медитации, относятся к категории арчаны. Получив от духовного учителя эти виды бхакти, человек должен практиковать их так хорошо, насколько он способен. Служение, дружба и полное предание — таковы действия, пробуждающие бхаву. В действительности, эти действия сами становятся бхавой. Их причисляют к садхана-бхакти только на стадии садханы.

Самые дорогие и желанные для себя вещи человек должен предлагать Кришне. Это утверждение имеет несколько значений. Суть в том, что человек не должен наслаждаться чем-либо просто потому, что это очень дорого ему самому, но он должен предложить это Кришне и потом насладиться этим как Его прасадом.

Любые усилия — в материальной или духовной сфере — становятся благоприятными, когда они совершаются ради Кришны. Об этом говорится в цитате из "Нарада-панчаратры", которая также приводится в "Бхакти-расамрита-синдху":

 

лаукики ваидики вапи йа крийа крийате муне

хари-севанукулаива са карйа бхактим иччхата

 

"Человек должен совершать только такую деятельность, материальную или предписанную Ведами, которая благоприятна для развития сознания Кришны".

Брак и другие очистительные церемонии смартов — это ваидики, или правила, предписанные Ведами, а общественная и телесная деятельность, совершаемая для поддержания своего статуса кво — это лаукики, или мирская деятельность. Брак предназначен для создания семьи в сознании Кришны; рождение детей — для увеличения числа слуг Кришны; принесение жертв предкам — для удовлетворения слуг Кришны; праздничное угощение — для удовлетворения живых существ, принадлежащих Кришне. Все эти виды деятельности должны быть связаны в благоприятном служении Кришне. Тогда человек не попадет в ловушку неблагоприятной кармической деятельности. "Тело, дом и все остальное принадлежит Кришне" — думая так, человек должен поддерживать дом, тело и общество. Это называется семьей Кришны.

Вся жизнь практикующего должна быть украшена полным преданием. Шесть видов предания описаны во многих местах вайшнавских писаний. Без предания Господу жизнь живого существа бесполезна. Живое существо должно всегда поклоняться Кришне, предавшись Ему полностью.

Вещи, связанные с Кришной, называются тадийа. Главная форма тадийа-севы — это служение туласи. В "Сканда-пуране" говорится:

 

дришта спришта татха дхата киртита манита шрута

ропита севита нитйам пуджита туласи шубха

 

навадха туласим девим йе бхаджанти дине дине

йуга коти сахасрани те васанти харер грихе

 

" Туласи благоприятна во всех отношениях. Если человек просто созерцает туласи, прикасается к ней, вспоминает ее, возносит ей молитвы, склоняется перед ней, слушает о ней, выращивает ее, предлагает ей воду или поклоняется ей, это всегда приносит ему благо. Любой, кто соприкасается с деревцем туласи девятью вышеперечисленными способами, вечно обитает в мире Вайкунтхи".

Произведения, описывающие преданность Кришне, также причисляются к тадийе. Наивысшим среди таких писаний считается "Шримад Бхагаватам". Подобным образом, "Чайтанья-чаритамрита" заслуживает такого же почтения. Те, кто регулярно читают и слушают эти произведения, достойны славы.

Для практикующего подходящим местом жительства являются святые места, связанные с Господом Кришной, такие как Матхура. Матхура — лучшее из всех святых мест. Настолько же хорошо жить в Шридхаме Навадвипе. В "Брахманда-пуране" говорится:

 

шрута смрита киртита ча ванчита прекшита гата

спришташрита севита ча матхурабхиштадайини

 

"Если человек слушает о Матхуре, вспоминает о ней, прославляет ее, желает достичь ее, видит ее с расстояния, проходит мимо нее, соприкасается с ней, находит в ней свое прибежище и служит ей, то все его желания исполняются ".

Преданные Кришны также причисляются к категории тадийа. В "Ади-пуране" говорится:

 

йе ме бхакта-джанах партха на ме бхакташ ча те джанах

мад-бхактанам ча йе бхактас те ме бхакта-тама матах

 

"Господь Кришна сказал Арджуне: "Те, кто считают себя Моими преданными, на самом деле не являются Моими преданными, но те, кто преданы Моим преданным, действительно Мои преданные".

В отношении служения преданным Шрила Рупа Госвами процитировал в "Бхакти-расамрита-синдху" следующий стих из "Ади-пураны":

 

йаванти бхагавад бхактер ангани катхитаниха

прайаставанти тад бхакта бхактер апи будха видхух

 

Смысл этого стиха заключается в том, что почти все вышеупомянутые виды преданного служения Кришне применимы в служении Его преданным. Слово "почти" использовано здесь потому, что преданным следует поклоняться, предлагая им кришна-прасад. Все другие виды служения, такие как предложение поклонов, остаются теми же самыми.

Практикующий должен устраивать праздники в соответствии со своими возможностями. Устраивать праздники в обществе преданных — это важная деятельность. Однако человек должен быть внимателен, чтобы не общаться с непреданными во время этих праздников.

Обязательно нужно устраивать праздники по случаю дня явления Господа. Когда человек служит Божеству, он должен поддерживать умонастроение любви и преданности. Глупые люди, привязанные к безличному аспекту Господа, не имеют правильного понимания и потому непочтительно относятся к Божеству. Но если они будут общаться с преданными и обретут правильное понимание, то они увидят необходимость поклонения Божеству.

Человек должен наслаждаться вайшнавскими писаниями, такими как "Шримад Бхагаватам", изучая их вместе с возвышенными преданными. Если человек изучает вайшнавские писания с рационалистами, с теми, кто любит спорить, и с теми, кто предается сухим размышлениям, тогда его сердце высыхает, и в нем не пробуждаются трансцендентные вкусы.

Необходимо общаться с преданными. Гйани и карми не считаются преданными, поскольку они имеют греховные желания. Практикующий преданное служение должен общаться с более продвинутыми личностями, которые полны любви и идут тем же путем. В противном случае его сердце не найдет прибежища в чистом преданном служении. В "Хари-бхакти-судходайе" (8.51) сказано:

 

йасйа йат сангатих пум


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.