Следование по стопам предыдущих ачарьев — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Следование по стопам предыдущих ачарьев

2022-12-20 62
Следование по стопам предыдущих ачарьев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я уже написал отдельные статьиотносительно утсахи, нишчайи, дхаирйи, тат-тат-карма-правартаны и санга-тйаги. Это эссе посвящено садху-вритти. Есть два вида садху — домохозяева и отреченные. Я по отдельности опишу вритти, или занятия, тех и других. Хотя домохозяева и отреченные имеют различные обязанности, между ними есть и кое-что общее. Мы обсудим это отдельно. Слово "занятие" имеет два значения: склонность и образ жизни. Склонность означает характер человека, его свабхаву. Эти естественные склонности являются дхармой живого существа. В "Шримад Бхагаватам" (7.11.31) говорится:

 

прайах сва-бхава-вихито нринам дхармо йуге йуге

веда-дригбхих смрито раджан претйа чеха ча шарма-крит

 

"Мой дорогой царь, брахманы, сведущие в ведическом знании, пришли к заключению, что если в каждую эпоху [ йугу ] люди, принадлежащие к различным категориям, поступают в соответствии с влияющими на них гунами материальной природы, то это приносит им благо как в этой, так и в следующей их жизни".

Занимаясь в течение своей жизни естественной для себя деятельностью, человек может достичь преданного служения, свободного от влияния гун природы. В противном случае человек станет безбожником и окажется неспособным к постепенному возвышению. В "Шримад Бхагаватам" (7.11.32) говорится:

 

вриттйа сва-бхава-критайа вартаманах сва-карма-крит

хитва сва-бхава-джам карма шанаир ниргунатам ийат

 

"Если человек, исполняя свои обязанности, действует в соответствии со своим положением в гунах природы и постепенно оставляет эту деятельность, тогда он достигает трансцендентного положения". Трансцендентное положение, или ниргуната, означает преданность Кришне. В "Шримад Бхагаватам" (11.25.33) говорится:

 

тасмад дехам имам лабдхва гйана-вигйана-самбхавам

гуна-сангам винирдхуйа мам бхаджанту вичакшанах

 

"Поэтому те, кто обладает разумом, обретя эту человеческую форму жизни, позволяющую живому существу развить полное знание, должны освободиться от всего осквернения гунами природы и погрузиться исключительно в преданное служение Мне". Использовав слова ниргунам и мадапашрайам [3], Господь тем самым установил, что любое действие, совершенное из преданности Ему, называется ниргуна, или трансцендентным. В "Шримад Бхагаватам" (11.25.34-35) говорится:

 

раджас тамаш чабхиджайет саттва-самсевайа муних

 

саттвам чабхиджайед йукто наирапекшйена шанта-дхих

 

"Он должен преодолеть гуны страсти и невежества, занимаясь только деятельностью в гуне благости. Затем, утвердившись в преданном служении, мудрец должен также превзойти материальную гуну благости при помощи безразличия к этим гунам ". Поэтому люди могут освободиться от гун природы, если все в своей жизни — находящиеся в гуне благости объекты, деятельность, время и место — они согласуют с преданным служением Господу. Только люди могут иметь устремления в гуне благости, и если они остаются в этом состоянии, то постепенно они освобождаются от влияния гун. Основные качества и склонности людей в гуне благости описаны в "Шримад Бхагаватам" (7.11.8-12) следующим образом: сатйа — говорить правду без искажения или отклонения; дайа — проявлять сочувствие к тем, кто страдает; тапах — совершать аскезы (например, минимум два раза в месяц соблюдать пост в день Экадаши); шауча — чистота (регулярно делать омовение, по меньшей мере, дважды в день — утром и вечером, и не забывать о повторении святого имени Господа); титикша — терпение (не возбуждаться из-за смены погоды или неудобных обстоятельств); икша — умение видеть различие между хорошим и плохим; шама — контроль ума (не позволять уму действовать бесконтрольно); дама — контроль чувств (не позволять чувствам действовать бесконтрольно); ахимса — ненасилие (не причинять никакому живому существу страдания трех видов); брахмачарйа — воздержание от потери семени, или целомудрие (не следует наслаждаться сексом ни с какой женщиной, кроме своей жены, и не следует заниматься сексом со своей женой, когда секс запрещен, как, например, в период менструации); тйага — жертвовать как минимум пятьдесят процентов своего дохода; свадхйайа — чтение трансцендентных произведений, таких как "Бхагавад-гита", "Шримад Бхагаватам", "Рамаяна" и "Махабхарата"; саралата — простота (свобода от двуличия в уме); сантоша — нужно довольствоваться тем, что доступно без чрезмерных усилий; самадарши-джанера-сева — служить святым людям, которые равно относятся к каждому живому существу и видят их как духовные души; грамйа-чештахаитенивритти — не принимать участие в так называемой филантропической деятельности; випарйайехекша — умение отличать бесполезную деятельность; вритхалапа-нивритти (маунам) — быть серьезным и молчаливым; атма-вимаршана — поиск собственной сущности (является человек телом или душой); аннадира-вибхага — следует поровну раздавать пищу и воду; сакала-локебхагават-самбандха-буддхи — следует принять, что все живые существа связаны с Господом. Также человек должен: шравана — слушать; киртана — воспевать; смарана — помнить (о словах и деяниях Господа); сева — служить; иджйа — поклоняться; нати — предлагать поклоны; дасйа — стать слугой; сакхйам — считаться другом; атма-ниведана — полностью вручить себя Господу. В соответствии с различными категориями этих тридцати качеств появились четыре варныбрахманы, кшатрийи, ваишйи и шудры, и четыре ашрамабрахмачари, грихастха, ванапрастха и саннйаса. В "Шримад Бхагаватам" (11.18.42) говорится:

 

бхикшор дхармах шамо ’химса тапа икша ванаукасах

грихино бхута-ракшеджйа двиджасйачарйа-севанам

 

"Главными религиозными обязанностями для саннйаси являются самообладание и ненасилие, а для ванапрастхи — аскетизм и философское понимание разницы между телом и душой. Главные обязанности домохозяина — давать прибежище всем живым существам и совершать жертвоприношения, а брахмачари, в основном, заняты служением духовному учителю". Обязанности четырех варн описываются следующим образом: учиться, преподавать, поклоняться, обучать поклонению, давать милостыню и принимать милостыню — таковы шесть занятий брахманов; они должны поддерживать свою жизнь с помощью преподавания, а также обучая поклонению и принимая поклонение. Занятия кшатрийев — защищать праджу, наказывая негодяев, и поддерживать себя, собирая налоги. Земледелие, защита коров и торговля — занятия ваишйев, а шудры должны поддерживать себя, служа брахманам. Обычные занятия тех, кто стоит ниже шудр, являются их средствами к существованию.

Из всех этих заключений "Шримад Бхагаватам" следует понять, что преданное служение Шри Хари — это единственная цель жизни, и другой цели нет. Пока человек не сделает грубое и тонкое тела благоприятными для преданного служения, он не сможет заниматься им. Необходимо предпринять определенные меры, чтобы достичь благоприятного состояния этих двух тел. Прежде всего, чтобы поддерживать грубое тело, нужно иметь дом, домашнюю утварь, еду и питье. Для процветания тонкого тела человеку необходимо правильное знание и подходящее занятие. Чтобы сделать оба этих тела полностью благоприятными для преданного служения, необходимо поднять их над гунами природы. Из-за последствий кармической деятельности, совершаемой живым существом с незапамятных времен, любые характер и желания, которые оно развивает, несомненно, являются смесью благости, страсти и невежества. Усилив сначала гуну благости, человек должен уменьшить и превзойти страсть и невежество и сделать благость преобладающей. Когда гуна благости полностью управляется преданным служением, тогда она становится ниргуна. Когда человек следует этому постепенному процессу, его тело, ум и окружение становятся благоприятными для преданного служения.

Пока человек остается на стадии благочестия и греховности, порожденных его характером, есть необходимость в варнашрама-дхарме. Главная цель варнашрама-дхармы такова: благодаря постепенному следованию варнашрама-дхарме человек станет достойным совершать преданное служение. В беседе с Санатаной Госвами Шриман Махапрабху процитировал следующие стихи из "Шримад Бхагаватам" (11.5.2-3):

 

мукха-бахуру-падебхйах пурушасйашрамаих саха

чатваро джагйире варна гунаир випрадайах притхак

 

йа эшам пурушам сакшад- атма-прабхавам ишварам

на бхаджантй аваджананти стханад бхраштах патантй адхах

 

"Изо рта Брахмы появился класс брахманов, из его рук появились кшатрийи, из его талии появились ваишйи, а из его ног появились шудры. Эти четыре уклада и их духовные двойники [ брахмачарйа, грихастха, ванапрастха и саннйаса ] соединяются, чтобы сделать человеческое общество совершенным. Если человек просто формально поддерживает свое положение в четырех варнах и ашрамах, но не поклоняется Верховному Господу Вишну, он лишается своего искусственного положения и попадает в адские условия жизни". Шрила Рамананда Рай процитировал из "Вишну-пураны" стих, описывающий способ достижения высшей цели жизни:

 

варнашрамачаравата пурушена парах пуман

вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам

 

"Человек может поклоняться Верховному Господу Вишну посредством правильного соблюдения принципов варны и ашрама. Нет другого способа удовлетворить Господа, кроме следования принципам варнашрамы ". Шри Чайтанья Махапрабху, однако, отверг этот способ как поверхностный и посоветовал Рамананде Раю дать другое, лучшее заключение. Суть утверждения Шри Чайтаньи такова: "О Рамананда! Варнашрама-дхарма предназначена для того, чтобы упорядочить деятельность грубого и тонкого тел. Если кто-то довольствуется только этим и не занимается преданным служением Кришне, то какую пользу он получит? Поэтому, хотя метод варнашрамы — это единственное средство очищения для обусловленной души, все же он является внешним". В "Шримад Бхагаватам" (1.2.8) сказано:

 

дхармах свануштхитах пумсам вишваксена-катхасу йах

нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам

 

"Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога". Не следует из этого делать вывод, что Шри Чайтанья Махапрабху приказал нам отказаться от варнашрама-дхармы. Если бы это было так, Он не стал бы на примере Своих игр учить все живые существа, в совершенстве исполняя обязанности грихастхи и саннйаси. Пока человек имеет материальное тело, он обязан следовать варнашрама-дхарме, но вся его деятельность должна быть полностью подчинена бхакти. Варнашрама-дхарма подобна фундаменту высшей предписанной обязанности человека. Когда эта высшая предписанная обязанность созревает, и человек достигает своей цели, тогда он постепенно отвергает метод варнашрамы. Кроме того, в момент смерти он также отказывается от варнашрамы.

Во второй половине стиха, процитированного Раманандой Раем, говорится: вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам — "Следует знать, что, не следуя методу варнашрама-дхармы, материалист не сможет сделать свою жизнь благоприятной для служения Верховному Господу, Вишну". Это единственный способ жить жизнью преданного.

В соответствии со своей природой люди разделяются на следующие группы: брахмана, кшатрийа, ваишйа, шудра, санкара и антйаджа. Хотя в некоторых странах система варнашрама не присутствует в явном виде, все же она существует в зачаточной форме. Согласно своей природе человек приобретает свою профессию и, соответственно, способ зарабатывать на жизнь. Если он принимает средства к существованию и обязанности других варн, то его ждут трудности. Что уж говорить об этих трудностях, если это в особенности препятствует преданному служению. Происхождение не является единственным критерием; единственный критерий — это природа человека. В "Шримад Бхагаватам" (7.11.35) утверждается:

 

йасйа йал лакшанам проктам пумсо варнабхивйанджакам

йад анйатрапи дришйета тат тенаива винирдишет

 

"Если человек проявляет признаки брахмана, кшатрийа, ваишйи или шудры, как описано выше, то даже если он кажется принадлежащим к другому классу, его следует принимать в соответствии с теми признаками, которые он проявляет". В своем комментарии Шридхара Свами пишет: шамадибхир эва брахманади вйавахаро мукхйах, на джати матрад итй аха — йасйети. йад йади анйатра варнантаре 'пи дришйета тад варнантарам тенаива лакшана нимиттенаива варнена винирддишет, на ту джати нимиттенетй артхах — "Главные признаки брахманов — это качества, такие как умиротворенность, но вовсе не происхождение. Если эти главные качества наблюдаются в человеке, который не рожден в семье брахманов, его следует считать брахманом. Не следует причислять его к той касте, в которой он родился". Необходимо всегда следовать такой вечной варнашрама-дхарме. Часто она бывает полезной для преданного служения. Представители четырех варн и более низких сословий должны стремиться развивать свою природу в гуне благости. Если неприкасаемый обретает удачу благодаря своему благочестию, то он должен совершенствовать свое продвижение в благости, вместе с тем следуя образу поведения, предписанного для шудры. Каждый должен отдавать приоритет преданному служению и продолжать развивать благость до трансцендентного уровня ниргуны, что возможно по милости преданных. Таковы ступени санатана-дхармы. Представитель любой варны считается лучшим из брахманов, если он обладает преданностью; если же преданности нет, то жизнь брахмана, утвердившегося в благости, является бесполезной.

Например, давайте рассмотрим следующее утверждение: один махатма сказал (Шрила Нароттама дас Тхакур в "Према-бхакти-чандрике"): махаджанера йеи патха, та 'те ха 'ба анурата, пурвапара карийа вичара — "Я буду привержен пути, проложенному предыдущими и последующими махаджанами ". Риши и махатмы, которые учили своим примером до прихода Шри Чайтаньи Махапрабху, считаются предыдущими махаджанами. Образ действий махаджан, пришедших после явления Шри Чайтаньи Махапрабху, — это пример поведения последующих махаджан. Пример последующих махаджан важнее, и он должен быть принят. Пример Шри Чайтаньи Махапрабху и Его последователей предназначен для того, чтобы учить людей, так что этому примеру необходимо следовать во всех отношениях.

Какое занятие является правильным? Чтобы узнать это, человек должен понять поведение последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Насколько это возможно, я попытаюсь кратко описать эти занятия в данной статье. Сначала я опишу поведение и обязанности грихастхи, как это видно из примера Шри Чайтаньи Махапрабху и Его преданных.

Для поддержки своего преданного служения домохозяин должен найти подходящую жену. В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 15.25-26) Господь говорит:

 

грихастха ха-илама, эбе чахи гриха-дхарма

 

грихини вина гриха-дхарма на хайа шобхана

 

"Поскольку Я остаюсь дома, Мой долг — действовать как грихастха. Без жены семейная жизнь не имеет смысла".

Когда человек живет религиозной семейной жизнью вместе со своей женой, их сыновья и дочери рождаются как слуги и служанки Кришны; если человек обеспечивает их всем необходимым, это называется поддержанием семьи. В такой деятельности есть необходимость в благочестивом накоплении богатства. В этой связи Чайтанья Махапрабху говорит в "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 5.41) и в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 15.95):

 

прабху бале, — паривара анека томара

нирваха кемате табе хаибе сабара?

 

‘грихастха’ хайена инхо, чахийе санчайа

санчайа на каиле кутумба-бхарана нахи хайа

 

"Господь сказал: "В твоей семье так много домочадцев. Как ты будешь их поддерживать?" Живя жизнью домохозяина, человек должен накапливать какие-то деньги. Поскольку он не делает этого, для него очень трудно поддерживать свою семью".

В соответствующем возрасте человеку надлежит получить образование. Но он не должен изучать атеистическую литературу. В "Чайтанья-бхагавате" (Ади, 12.49 и Мадхья, 9.241-242) Господь говорит:

 

паде кене лока? — кришна бхакти джанибаре

се йади нахила, табе видйайа ки каре?

 

вишайа-мадандха саба кичхуи на джане

видйа-маде, дхана-маде ваишнава на чине

 

бхагавата падийао ка 'ро буддхи наша

 

"Для чего люди учатся? Образование предназначено исключительно для понимания преданного служения Господу Кришне. Если ты упускаешь это, то какой прок в твоем образовании? Каждый ослеплен гордостью и жаждой чувственных удовольствий. Гордясь своей образованностью и богатством, они не могут признать вайшнава. Если человек изучает "Шримад Бхагаватам" неправильно, его разум оскверняется".

Служение гостям является главной обязанностью грихастхи — таково наставление Господа. В "Чайтанья-бхагавате" (Ади, 14.21, 26) говорится:

 

грихастхере махапрабху шикхайена дхарма

атитхира сева — грихастхера мула-карма

 

акаитаве читта-сукхе йа 'ра йена шакти

таха карилеи бали атитхите бхакти

 

"Таким образом Господь удовлетворил всех Своих гостей и научил мир тому, как должен себя вести совершенный домохозяин. Главная обязанность домохозяина — служить своим гостям. Если домохозяин служит своим гостям с радостью, без лицемерия и в соответствии со своими возможностями, он считается гостеприимным".

В своих взаимоотношениях с людьми домохозяин должен быть прост. Он не должен допускать, чтобы в его сердце оставался какой-либо обман или лицемерие. В "Чайтанья-бхагавате" (Ади, 14.142) Господь говорит:

 

атаева грихе туми кришна бхаджа гийа

кутинати парихари' эканта хаийа

 

"Поэтому возвращайся в свой дом и поклоняйся Господу Кришне с полной сосредоточенностью, оставив всякое двуличие".

Главная обязанность грихастхи — служить старшим. В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 15.20) Господь говорит:

 

грихастха ха-ийа кариба пита-матара севана

ихате-и тушта хабена лакшми-нарайана

 

"Позднее Я стану домохозяином и таким образом буду служить Моим родителям, поскольку такая деятельность доставит большое удовольствие Господу Нараяне и Его жене, богине удачи".

Домохозяин должен принять принципы отречения в своем сердце, а не просто одеваться в одежды отреченного. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 16.237-239) Господь говорит:

 

стхира хана гхаре йао, на хао ватула

краме краме пайа лока бхава-синдху-кула

 

марката-ваирагйа на кара лока декхана

йатха-йогйа вишайа бхунджа’ анасакта хана

 

антаре ништха кара, бахйе лока-вйавахара

ачират кришна томайа карибе уддхара

 

"Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Будь терпелив и возвращайся домой. Не будь безумцем. Вскоре ты сможешь пересечь океан материального существования. Ты не должен становиться показным преданным и принимать ложное отречение. До поры до времени наслаждайся материальным миром подобающим образом и не привязывайся к нему. Внутри своего сердца ты должен хранить глубокую веру, но внешне ты можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Кришна очень скоро будет удовлетворен и освободит тебя из тисков майи ".

Домохозяин обязан трудиться для блага каждого. В "Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 9.41, 7.92) Господь говорит:

 

бхарата-бхумите хаила манушйа джанма йара

джанма сартхака кари’ кара пара-упакара

 

нача, гао, бхакта-санге кара санкиртана

кришна-нама упадеши’ тара’ сарва-джана

 

"Тот, кто родился человеком на земле Индии (Бхарата-варши), должен достичь успеха в своей жизни и трудиться ради блага всех остальных людей. Мой дорогой мальчик, продолжай танцевать, петь и совершать санкиртану в обществе преданных. Более того, выходи и проповедуй ценность повторения кришна-намы, ибо благодаря этому методу Ты сможешь освободить все падшие души".

В этой практике преданного служения лицемерное общение было запрещено. Даже на уличной санкиртане человек должен петь и танцевать в обществе чистых преданных. Он не должен петь в обществе непреданных.

Во всех своих действиях домохозяин должен полностью полагаться на волю Господа. Господь говорит в "Чайтанья-бхагавате" (Мадхья, 28.55):

 

шуна мата, ишварера адхина самсара

сватантра хаите шакти нахика кахара

 

"Послушай, дорогая мама, весь мир находится во власти Господа. Никто не имеет такого могущества, чтобы стать независимым от Него".

Домохозяин должен тщательно оставить общество непреданных, женщин и тех, кто сильно привязан к женщинам. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22.87) Господь говорит:

 

асат-санга-тйага, — эи ваишнава-ачара

’стри-санги’ — эка асадху, ‘кришнабхакта’ ара

 

"Вайшнав должен всегда избегать общения с обычными людьми. Обычные люди имеют очень сильные материальные привязанности, особенно к женщинам. Вайшнав должен также избегать общества тех, кто не предан Господу Кришне".

Следуя своим предписанным обязанностям, грихастха -вайшнав должен накапливать богатство для своего поддержания. Он не должен накапливать богатство греховными способами. Господь Нитьянанда Прабху сказал в "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 5.685-688):

 

шуна двиджа, йатека патака каили туи

ара йади на карис, саба ниму муни

 

парахимса, дака, чури — саба аначара

чхада гийа, иха туми на кариха ара

 

дхарма патхе гийа туми лаха хари-нама

табе туми анйере кариба паритрана

 

йата саба дасйу, чора дакийа анийа

дхарма-патхе сабаре лаойао туми гийа

 

"Слушай внимательно, о брахман. Я возьму ответственность за все твои прошлые прегрешения, если ты не будешь совершать их вновь. Больше не совершай нападений, насилия, ограблений и убийств, оставь все это навсегда. Веди религиозную жизнь и повторяй святые имена Верховного Господа. Тогда позднее ты сможешь также спасти других. Иди и встречай других грабителей и убийц и выводи их на путь чистой религиозной жизни".

Домохозяин не должен домогаться чужих жен или проституток. Господь показал это в отношениях с Кришнадасом в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 9.226-227):

 

госанира санге рахе кришнадаса брахмана

бхаттатхари-саха тахан хаила дарашана

 

стри-дхана декхана танра лобха джанмаила

арйа сарала випрера буддхи-наша каила

 

"Шри Чайтанью Махапрабху сопровождал Его слуга, брахман по имени Кришнадас. В пути он повстречал бхаттатхари. С помощью женщин бхаттатхари завлекли брахмана Кришнадаса, который был простым и добрым. Посредством своего дурного общения они осквернили его разум".

Господь спас брахмана из женских объятий, вытащив его за волосы. Слова саралавипра означают мягкосердечный, юный брахман.

Истинным домохозяином является тот, кто повторяет сто тысяч святых имен ежедневно. Чистые преданные должны принимать прасад в домах таких грихастх. В "Чайтанья-бхагавате" (9.121-122) Господь говорит:

 

прабху бале, — джана, 'лакшешвара' бали каре?

прати-дина лакша-нама йе грахана каре

 

се джанера нама ами бали 'лакшешвара'

татха бхикша амара, на йаи анйа гхара

 

"Господь ответил: "Знаете ли вы, кто такой лакшешвара? Это тот, кто повторяет одну лакшу, или сто тысяч святых имен каждый день. Я называю такого человека лакшешвара. Я принимаю еду только в доме такого человека и ни у кого другого".

В отношении следования законам религии между смартами и вайшнавами нет разницы. Господь говорит в "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 9.388-389):

 

адхама джанера йе ачара, йена дхарма

адхикари ваишнавео каре сеи карма

 

кришна крипайе се иха джанибаре паре

э саба санкате кеха маре, кеха таре

 

"Иногда возвышенный вайшнав занимается такой же деятельностью, что и материалист. Человек может понять это только по милости Кришны; иначе в этой дилемме человек либо обретет освобождение, либо погибнет".

Суть заключается в том, что убежденность в сердце вайшнава независима. Если человек является вайшнавом, он может понять убежденность в сердце другого вайшнава, который занят той же деятельностью, что и смарты. Тот, кто не может понять этого, не способен почитать вайшнавов, и поэтому он отправляется в ад.

Господь объяснил обязанности домохозяев в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 15.104):

 

прабху кахена, — ‘кришна-сева’, ‘ваишнава-севана’

‘нирантара кара кришна-нама-санкиртана’

 

"Шри Чайтанья Махапрабху ответил: "Продолжай непрерывно повторять святое имя Господа Кришны. Когда бы у тебя ни появилась возможность, служи Ему и Его преданным, вайшнавам".

Обязанность грихастхи — постоянно повторять святые имена Господа и служить вайшнавам и Господу с помощью своих родственников и своим богатством, заработанным благочестивым трудом. Что касается служения вайшнавам, человек должен знать, что есть три типа искренних преданных. Служение таким вайшнавам называется ваишнава-сева. Нет нужды собирать множество вайшнавов по приглашениям. Когда вайшнав приходит с какой-нибудь целью, ему всегда следует служить с подобающей заботой. Собирая много вайшнавов, человек может совершить оскорбления. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 15.197) говорится:

 

бахута саннйаси йади аисе эка тхани

саммана карите нари, апарадха паи

 

"Если бы все саннйаси собрались вместе, я не смог бы выразить им всем подобающее почтение. Поэтому я стал бы оскорбителем".

Обязанность вайшнава- грихастхи — проявлять милосердие к несчастным и падшим. В "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 3.237) говорится:

 

дине дайа каре, — эи садху-свабхава хайа

 

"Качество всех святых личностей — быть милосердным к несчастным и падшим".

Вайшнав- грихастха не должен желать расстаться с жизнью просто из-за каких-то чувств или гнева. Господь говорит в "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 4.57):

 

деха-тйагади йата, саба — тамо-дхарма

тамо-раджо-дхарме кришнера на паийе марма

 

"Такие поступки, как самоубийство, обусловлены влиянием гуны невежества, а в невежестве и страсти человек не может понять, кто такой Кришна".

В поклонении Кришне не принимается во внимание высокое или низкое общественное положение человека. В материальной деятельности существуют различные занятия, соответствующие различным общественным группам, которые, в свою очередь, соответствуют более высокому или более низкому уровню развития интеллекта. Но в преданном служении таких различий не существует. Это подтверждается Господом в "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 4.66-67):

 

нича-джати нахе кришна-бхаджане айогйа

сат-кула-випра нахе бхаджанера йогйа

 

йеи бхадже сеи бада, абхакта — хина, чхара

кришна-бхаджане нахи джати-кулади-вичара

 

"Нельзя считать человека низкого происхождения недостойным заниматься преданным служением Господу Кришне, так же как нельзя считать человека достойным преданного служения просто потому, что он родился в аристократической семье брахманов. Любой, кто принимает преданное служение, является возвышенной личностью, тогда как непреданный всегда отвратителен и заслуживает осуждения. Поэтому в практике преданного служения Господу происхождение человека не принимается во внимание".

Также в "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 5.84) сказано:

 

саннйаси пандита-ганера карите гарва наша

нича-шудра-двара карена дхармера пракаша

 

"Чтобы разрушить ложную гордость так называемых отреченных и ученых, Он распространяет истинные религиозные принципы даже через шудру, низкорожденного человека четвертого класса".

Вайшнав- грихастха должен довольствоваться той пищей и одеждой, которую он получает без труда. В "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 4.293) говорится:

 

саба' хаите бхагйаванта — шри шака, вйанджана

пунах пунах йаха прабху карена грахана

 

"Шпинат и овощи — самые удачливые из всех, ибо Господь принимает их снова и снова".

Вайшнав- грихастха должен совершать преданное служение с неуклонным вниманием, зная, что Кришна — Господь всего сущего. Он не должен проявлять неуважение к полубогам, которым поклоняется смарта-сампрадайа. В "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 2.243) говорится:

 

на мане' чаитанйа-патха, болайа 'ваишнава'

шивере аманйа каре вйартха та 'ра саба

 

"Если человек называет себя вайшнавом, но непочтительно относится к Господу Шиве и не следует строго по пути, указанному Господом Чайтаньей, то все его усилия бесполезны".

Обязанность грихастхи — трудиться ради блага других даже ценой своих собственных интересов. В "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 3.365) сказано:

 

апанара бхала хау йете джана декхе

суджана апана чхадийао пара ракхе

 

"Некоторые желают блага только себе, но благородный человек заботится о других, жертвуя своими интересами".

Вайшнав- грихастха должен выражать почтение и поклоняться туласи. В "Чайтанья-бхагавате" (Антья, 8.159-160) сказано:

 

санкхйа нама лаите йе стхане прабху ваисе

татхаи ракхена туласире прабху паше

 

туласире декхена, джапена санкхйа-нама

э бхакти-йогера таттва ке буджхибе ана?

 

"В любом месте, где Господь садится повторять Свои круги, Он ставит перед Собой туласи. Повторяя Свои круги, Он смотрит на туласи. Кто способен понять науку преданного служения?"

Домохозяин-преданный достоин славы, тогда как домохозяин-материалист ничтожен. Домохозяин должен исполнять все свои общественные обязанности, приняв прибежище святого имени Кришны. Характер махаджаны Шри Калидаса описывается в "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 16.6-7) следующим образом:

 

маха-бхагавата тенхо сарала удара

кришна-нама-‘санкете’ чалайа вйавахара

 

каутукете тенхо йади пашака кхелайа

‘харе кришна’ ‘кришна’ кари’ пашака чалайа

 

"Калидас был очень возвышенным преданным, но при этом обладал скромностью и великодушием. Занимаясь своими обычными делами, он повторял святое имя Кришны. Когда он привык в шутку бросать игральные кости, он делал это, повторяя Харе Кришна".

Каждому воспрещается зарабатывать или тратить деньги нечестным путем, а служащим запрещается брать взятки. Господь говорит в "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 9.90, 142-144):

 

раджара вартана кхайа, ара чури каре

раджа-дандйа хайа сеи шастрера вичаре

 

‘вйайа на кариха кичху раджара мула-дхана’

 

раджара мула-дхана дийа йе кичху лабхйа хайа

сеи дхана кариха нана дхарме-карме вйайа

 

асад-вйайа на кариха, — йате дуи-лока йайа

 

"Тот, кто служит правительству, но растрачивает государственную казну, должен быть наказан царем. Таково заключение всех богооткровенных писаний. Ничего не бери из царской казны. Сначала ты должен заплатить царю его доход, а затем ты можешь потратить остаток на религиозную и кармическую деятельность. Не трать ни гроша на греховную деятельность, из-за которой ты окажешься в проигрыше как в этой жизни, так и в следующей".

Грихастха должен принять духовного учителя, который исполнен преданности и обладает безупречным характером. В "Чайтанья-бхагавате" (Мадхья, 21.65) сказано:

 

гуру йатха бхакти-шунйа, татха шишйагана

 

"Если гуру лишен преданности, то ее лишены и его ученики".

Домохозяин должен быть предельно внимательным, чтобы не оскорбить вайшнавов. В "Чайтанья-бхагавате" (Мадхья, 22.33) Господь говорит:

 

йе ваишнава-стхане апарадха хайа йа 'ра

пунах сеи кшамиле се гхуче, нахе ара

 

"Если кто-то оскорбляет вайшнава, он не найдет покоя до тех пор, пока тот же вайшнав не простит его".

Служение преданным — это главная обязанность домохозяина. В "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 16.57, 60) сказано:

 

ваишнавера шеша-бхакшанера этека махима

калидасе паойаила прабхура крипа-сима

 

бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала

бхакта-бхукта-авашеша, — тина маха-бала

 

"Вкушение остатков пищи вайшнавов настолько ценно, что это побудило Господа Чайтанью Махапрабху оказать Калидасу высшую милость. Пыль со стоп преданных, вода, которой омывали стопы преданных, и остатки пищи преданных — эти три вещи обладают огромным могуществом".

В "Шримад Бхагаватам" (11.20.27-28) Господь Кришна описывает, как должен действовать домохозяин, пока он еще не преодолел свою природную склонность к наслаждению объектами чувств и не развил полностью качества чистого преданного:

 

джата-шраддхо мат-катхасу нирвиннах сарва-кармасу

веда духкхатмакан каман паритйаге ’пй анишварах

 

тато бхаджета мам притах шраддхалур дридха-нишчайах

джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

 

"Пробудив веру в рассказы о Моей славе, питая отвращение ко всей материальной деятельности, зная, что всякое наслаждение чувств ведет к страданию, но все еще не будучи способным отказаться от всех чувственных удовольствий, Мой преданный должен оставаться счастливым и поклоняться Мне с великой верой и убежденностью. Даже если он иногда занят удовлетворением чувств, Мой преданный знает, что все чувственные удовольствия приводят к печальному результату, и он искренне раскаивается в таких поступках".

Если домохозяин обладает верой, он должен получить посвящение в повторение маха-мантры Харе Кришна. В "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22.64) сказано:

 

шраддхаван джана хайа бхакти-адхикари

‘уттама’, ‘мадхйама’, ‘каништха’ — шраддха-анусари

 

"Исполненный веры преданный поистине является достойным кандидатом для того, чтобы с любовью служить Господу. Человека считают наивысшим преданным, преданным среднего уровня или низшим преданным в зависимости от силы его веры".

Вайшнав- грихастха должен постепенно приобрести все качества, упомянутые в "Чайтанья-чари<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.