Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-12-20 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Предприятие должно осуществлять свою деятельность в рамках определенной единой концепции в сфере маркетинга. Существует пять концепций, которыми предприятия руководствуются, осуществляя свою производственно-коммерческую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга.
В разные исторические периоды предприятиями отдавалось преимущество тем концепциям, которые отвечали социальным, экономическим и политическим изменениям в обществе.
В последнее время акцент переносится с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и социальную этичность.
Рис. 2.2. Сравнение концепций сбыта и маркетинга в управлении производством
Концепция социально-этического маркетинга по смыслу в наибольшей степени приемлема для фармацевтической сферы. К тому же, принципы формирования социально ориентированного рыночного механизма полностью созвучны с концепцией социально-этического маркетинга. Эта концепция отличается от обычной концепции маркетинга тем, что ее цель — обеспечение продолжительного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. В основе концепции социально-этического маркетинга лежит сбалансирование трех факторов: покупатели (удовлетворение нужд), предприятие (прибыль) и общество (благосостояние людей).
Концепция социально-этического маркетинга тесно связана с социальной ориентацией фармацевтического рынка. Маркетинг в фармации представляет собой не столько функцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю сферу производства лекарств и их реализацию. В таком контексте маркетинг используется для планирования и осуществления многогранной деятельности по производству, реализации и импорту лекарственных препаратов.
|
Маркетинговые исследования базируются на глубоком и всестороннем изучении потребностей и спроса фактических и потенциальных потребителей лекарственных средств, на анализе состояния их производства и предложения, уровня и динамики цен, а также других факторов, которые определяют развитие фармацевтического рынка.
Организационная структура маркетинговых служб. Управление маркетингом связано с созданием служб сбора информации, проведением исследований рынка, организацией рекламы и других мероприятий по продвижению товара, сбытовых операций.
Маркетинговая служба имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не существует универсальной схемы. Вместе с тем, маркетинговые структуры в значительной мере зависят от размеров предприятия, специфики выпускаемой продукции, а также от общей системы управления предприятием. Несмотря на разнообразие, деятельность маркетинговых служб предприятий чаще всего осуществляется по функциям или по товарам.
С целью наибольшего соответствия службы маркетинга конкретным особенностям работы фармацевтических предприятий или фирм целесообразно использовать комбинированные модели маркетинговых структур, в частности, по товарам и потребителям (сегментам).
В процессе организации служб фармацевтического маркетинга выделяются такие основные этапы:
• определение первоочередной цели и задач службы фармацевтического маркетинга на данном предприятии;
• разработка Положения о службе маркетинга на предприятии;
• обоснование организационной структуры;
• создание службы (группы, отдела, координационного совета и т. п.) маркетинга;
• определение задач отдельных подразделений и функционально-должностных обязанностей работников службы маркетинга.
|
Общая цель службы фармацевтического маркетинга — оптимизация процессов разработки, производства и реализации лекарственных средств соответственно требованиям потребителей.
Главными задачами службы фармацевтического маркетинга являются:
• разработка маркетинговой программы;
• сегментация рынка;
• сбор маркетинговой информации о рынке, структуре, динамике спроса и факторах, его определяющих;
• прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений;
• анализ конкурентной ситуации и внедрение мероприятий по повышению конкурентоспособности разработок фармацевтического предприятия с целью расширения внутреннего рынка и возможностей экспорта;
• формирование ассортимента товара;
• подготовка и рассылка потенциальным заказчикам информационных материалов (рекламных проспектов) о разработках фармацевтического предприятия (объединения) и результатах НИОКР;
• участие в работах по организации внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными партнерами;
• разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинга по каждому виду фармацевтической продукции;
• формирование спроса и стимулирование сбыта фармацевтических товаров;
• разработка рекламных кампаний, осуществление деловых связей с издательствами, рекламными агентствами, радио, телевидением и др.;
• участие в формировании связей с общественностью и др.
Службы маркетинга (отделы, секторы, группы) создаются также оптовыми фармацевтическими фирмами, оптово-розничными объединениями. Целью их деятельности является содействие оперативному реагированию на изменения внешней среды и принятию управленческих решений на основе анализа результатов маркетинговых исследований и внутренних возможностей организации. Это обеспечивает конкурентные преимущества оптового предприятия на рынке. Кроме того, многие фармацевтические оптовые посреднические предприятия оказывают услуги производителям по проведению маркетинговых исследований, сбору и накоплению маркетинговой информации, по продвижению их лекарственных препаратов и т. п.
Цель, объекты и методы маркетинговых исследований. Используя маркетинг, производитель или оптово-розничное предприятие планирует, что и как выпускать, куда направлять товар, какую устанавливать на него цену и др. Для этого необходимо знать своего потенциального покупателя, его возможности, предпочтения, а также иметь данные о наличии аналогичного товара на рынке, о состоянии спроса на него и т. п. Такую информацию получают в процессе маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования можно назвать коммуникативным каналом, посредством которого устанавливается связь с внешней средой. Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями посредством информации. Полученная информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса.
|
Маркетинговые исследования — это научные исследования, направленные на систематический сбор, отражение и анализ информации относительно потребностей, мнений, мотиваций, отношений, поведения отдельных лиц и организаций (субъектов экономической деятельности, государственных учреждений и т. п.) с целью принятия обоснованных маркетинговых решений. Маркетинговые исследования проводятся в трех направлениях: исследования макро- и микросреды и внутренней среды предприятия.
Изучение факторов макросреды, их тенденций и влияния на деятельность предприятия позволяют определить его стратегию, выделить перспективные направления для работы на рынке.
В рамках маркетинговых исследований микросреды изучают рынок, конкурентов, потребителей, товары, цены, системы товародвижения.
Исследование рынка — наиболее распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, которые включают анализ изменений экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продажи, состояние конкуренции, рыночная конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, определение ключевых факторов успеха. Осуществляется сегментация рынка, последующий выбор целевых рынков и рыночных ниш.
|
Исследование потребителей позволяет определить факторы, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, возраст, пол, образование). Исследуется структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции потребительского спроса.
Исследование конкурентов заключается в получении необходимых данных для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке, а также для того, чтобы найти возможности сотрудничества и кооперации. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается доля их на рынке, работа с товаром, изменения цен, рекламные кампании. Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее удобного положения на рынке относительно конкурентов.
Изучение фирменной структуры рынка осуществляется с целью получения информации о возможных посредниках, а также транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, юридических, финансовых, консультативных и других компаниях и организациях, создающих маркетинговую инфраструктуру рынка.
Главной целью исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, присутствующих на рынке, требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности.
Исследование системы маркетинговых коммуникаций позволяет разработать политику паблик рилейшнз (связи с общественностью) и создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам; определить методы формирования спроса населения, влияния на поставщиков и посредников; повысить эффективность коммуникативных связей, в том числе рекламы.
Методологические основы маркетинга состоят из общенаучных, аналитико-прогностических методов и методических приемов из различных отраслей знаний (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Система методов исследований в маркетинге
Маркетинговые исследования обычно направлены на изучение объекта исследования, который представляет собой социальную реальность или социальный процесс, а также это конкретные люди, документы и т. п., выступающие как единицы наблюдения и анализа.
Предмет исследования — это наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению в процессе прикладного исследования.
|
В процессе маркетингового исследования выделяется несколько основных этапов.
1. Разработка концепции или программы исследования:
• постановка проблемы;
• определение цели и задач;
• определение объекта и предмета исследования;
• определение системы показателей;
• формирование рабочей гипотезы.
2. Сбор и анализ первичных данных:
• разработка рабочего инструмента;
• процесс получения данных;
• обработка и анализ данных.
3. Формулирование выводов и оформление результатов исследования:
• разработка выводов и рекомендаций;
• оформление и презентация результатов исследования (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Этапы маркетинговых исследований
Результаты исследования могут быть представлены в виде короткого изложения сути исследования или полного научного отчета, в котором в систематизированном и наглядном виде приводится схема исследований, и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.
Результаты маркетинговых исследований используются для принятия обоснованных управленческих решений. Маркетинговые исследования предусматривают их четкую организацию. Информационное обеспечение получают с использованием кабинетных и полевых исследований, а также различных источников информации (внутренних и внешних, собственных и приобретенных и т. д.). Опрос. Под опросом следует понимать выяснение позиций людей или получение от них справок по любому вопросу. Это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может проводиться в устной или письменной форме. Эксперимент — это исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну или несколько зависимых переменных. Панель. Сбыт товара постоянно колеблется в результате действия конкурентов и изменений предпочтений потребителей, поэтому необходимую информацию можно получить в результате неоднократного опроса группы заинтересовавших покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов (аптек).
Значение фармацевтической маркетинговой информации. В последнее время, когда фармацевтический рынок активно заполняется новыми лекарственными средствами, которые поставляются разными, в том числе раньше неизвестными производителями и поставщиками, растет количество воспроизведенных препаратов, качество врачебной помощи в значительной мере зависит от объективности и эффективности информации о лекарственных средствах. Общими требованиями к информации, используемой в процессе управления, являются:
• объективность (правдивость, адекватность реальной ситуации в маркетинговой среде);
• достаточность;
• оперативность (своевременное ее представление и соответствующая обработка);
• информация должна быть систематизирована и удобна для использования руководителями.
Планирование производства и реализация маркетинговых мероприятий опираются на знания о таких составляющих маркетинговой среды:
• рынок товаров и услуг;
• производство товаров и услуг;
• внешняя макросреда, связанная с производством и рынком сбыта.
Рис. 3.4. Источники и структура маркетинговой информации на предприятии
4. Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (магистрант получает на кафедре)
Литература
Основная
1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».
2. Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы»
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 12 мая 2007 года
4. Мнушко З.Н., Дихтярева Н.М. Менеджмент и маркетинг в фармации. – Харьков: изд. НФиУ «Золотые страницы». – Часть 2. – 2008.
5. Мнушко З.Н., Пестун И.В. Теория и практика маркетинговых исследований в фармации.-Х.: Изд-во НФаУ, 2008. – 308с.
6. Сборник законодательных и нормативных актов по фармацевтической деятельности (второе издание). – Алматы, 2006.
7. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Mосква: Дело, 2001.
Дополнительная
1. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации: учебное пособие. – М.:МЦФЭР, 2000.-192 с.
2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.- С.490-614.
3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Организация и управление. – Москва: ACADEMIA, 2003.
4. Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург, 2004.
5. Демин. Эффективный офис-менеджер. - Москва - Санкт-Петербург, 2004.
6. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. - Москва, 2003.
7. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. - Минск, 2006.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Значение маркетинга для субъектов рынка
2. Дайте определение понятия «рынок»
3. Какие условия определяют существование рынков?
4. Виды субъектов рынка.
5. Перечислите функции рыночного механизма.
6. Дайте определение маркетинга.
7. В чем состоят особенности фармацевтического маркетинга.
8. Укажите основные элементы маркетинга, принципы и функции.
17. В чем состоит значение и сущность маркетинговых исследований?.
18. Что подлежит маркетинговым исследованиям?
19. Назовите основные направления маркетинговых исследований.
20. Охарактеризуйте отдельные направления маркетинговых исследований.
21. Что такое объект и предмет маркетинговых исследований?
22. Какие методы используются в маркетинговых исследованиях?
23. Раскройте сущность методов маркетинговых исследований.
24. Назовите этапы маркетинговых исследований.
Лекция № 5
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!