Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология

2022-12-20 38
Глава 3. Древнейшие памятники искусства: ареал и хронология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание данной главы требует некоторых предварительных пояснений. Рассмотрение проблемы происхождения первобытного искусства без хотя бы самого общего знакомства с самими произведениями этого искусства, без их классификаций и датировок, без попыток объяснения оказалось бы настолько оторванным от реальности, что быстро стало бы непонятным и неинтересным для большинства читателей. В связи с этим был составлен краткий обзор основных (о том, что значит «основных», см. ниже) памятников. Разумеется, этот обзор слишком краток, чтобы претендовать хоть на какую-то полноту. Узким специалистам все эти материалы хорошо известны. В их распоряжении есть подробные каталоги палеолитической живописи, графики и пластики (Абрамова, 1962; 1966; 1979; Бадер, 1965; L'Art des cavernes..., 1984 и др.), а также прекрасные по полиграфическому уровню публикации новых (после 1984 г.) находок и довольно подробные обзоры древнейших памятников искусства, обнаруженных за последние годы как на территории Франции, так и за ее пределами (Chauvet et al., 1996, 1996a; Clottes, Courtin, 1994; 1996; Clottes, 1995; Altuna, 1997; Garica, Rachad, 1997; Guidon, 1991 и др.).

Читатель-профессионал может без ущерба для себя опустить этот обзор при чтении книги. Что же касается менее подготовленного читателя, то оказалось, что для него на русском языке нет даже краткого обзора памятников палеолитического искусства9, и поэтому для общего знакомства с материалом, о котором, собственно, идет речь, данная глава может оказаться небесполезной.

Ареал

Наибольшее количество самых древних изображений найдено на Евразийском континенте (от Португалии до Прибайкалья). По понятным причинам лучше всего сохранилась живопись на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения в последние сто лет. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживался режим естественного термостата. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие следы деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, следы детей на сыром полу некоторых пещер.

По степени насыщенности памятниками такого рода особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а таюке прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей «ФранкоКантабрия». Менее «густо» сосредоточены памятники палеолитического искусства на французской и итальянской Ривьере, в Альпах, в Моравии, на Украине, Среднерусской равнине, на Южном Урале и в Сибири (рис. 1).

Еще недавно считалось, что искусство эпохи палеолита - явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников нет. Были даже попытки обосновать эту исключительность протоевропейской культуры (Breuil, 1957; Брейль, 1971). Однако исследования 60-70 гг. в разных регионах планеты показали, что это не так.

^ Исключением являются книги П.П.Ефименко (1953) и 3. А. Абрамовой, хотя и они связаны с определенными ограничениями: территориальными (Абрамова, 1962) или тематическими (Абрамова, 1966; Abramova, 1995).

 

==42


 

Рис. 1. Распространение и концентрация памятников пещерного искусства на территории Евразии (Lorblanchet, 1995)

В Австралии на полуострове Арнемленд и в других местах найдены некоторые рисунки кенгуру и отпечатки ладоней. Абсолютный возраст этих изображений оказался старше 12 тыс. лет, а на Тасмании отдельные рисунки датированы 31 тыс. лет тому назад (Елинек, 1983: 283; Lorblanchet, 1980: 30-40;1988: 271-316; 1990: 10-12; Bahn, 1996: 3; Franklin, 1996: 145 - 162). Есть в Австралии и новые находки петроглифов, выбитая поверхность которых была в древности залощена какой-то органикой. Абсолютный возраст этой органики старше 40 тыс. лет, т. е. петроглифы могут быть еще старше (Bednarik, 1994: 173; Bahn, 1996: 3). Правда, эти даты нуждаются в дополнительной проверке и сопоставлении с временем заселения Австралии. Например, известен случай, когда две пробы, взятые от одного и того же австралийского рисунка, дали разницу в 23 тыс. лет: 6085 ± 60 и 29795 ± 420 лет тому назад (McDonald et al., 1990). В принципе, в этом нет чего-либо ненормального. Известно, что древняя живопись и графика в ряде случаев подновлялась как в древности (Lorblanchet, 1990: 8), так и в более поздние времена, вплоть до современности. Речь идет не о недоверии к абсолютным датам, а о необходимости серийных датировок. Пока таких дат немного, разумная осторожность в оценках датировок австралийского первобытного искусства остается актуальной. Сравнительно недавно были опубликованы данные о находках изобразительных материалов палеолитического возраста в Бразилии (Guidon, Delbras, 1986).

Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные плоскостные изобразительные памятники Сибири (Окладников, 1959; Окладников, Запорожская, 1959; Абрамова, 1962: 53; Abramova, 1995: 110), Южной Анатолии (Otte et al.. 1995: 931-944; Marshak, 1996: 357-365) и Южной Африки (LeroiGourhan, 1988: 207-225; Jolly, 1996: 277-306, там же подробная библиография).

 

==43


На юге Африки, в Намибии особенно интересны находки в гроте Апполо 11. В 1969 г. В.Э. Вендт провел здесь предварительные раскопки. Стратиграфический шурф дал пять слоев - от колониальной эпохи до позднего мустье (70000 лет). В слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной с ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного (рис. 2). Они датированы по С14 между 28,000 и 26.000 лет тому назад (Wendt, 1974: 1-42; Keuthmann, 1996: 34-36). Данные о самых последних открытиях в Южной Африке см. (Prins & Woodhouse, 1996).

 

Рис. 2. Изображение на каменной плитке. Южная Африка, грот Апполо 11 по (Prins & Woodhouse, 1996; 28.000 - 26.000 тыс. лет тому назад).

Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на Земле мест добычи охры, датированное по С-14 около 43200 лет тому назад (Beaumont, Boshier, 1972: 19-29). Есть краткие и не вполне ясные сообщения о находке палеолитического искусства в Китае (Bednarik, You Yuzhu, 1991: 119-123; Bednarik, 1992: 116). На симпозиуме в Париже в апреле 1995г. китайскими археологами было объявлено о находке в Китае, в провинции Синьцзян, живописи эпохи верхнего палеолита, однако ни более или менее точных датировок, ни достаточно подробных и точных публикаций китайских палеолитических изображений пока нет.

Одна из первых попыток объяснения локальных особенностей верхнепалеолитических изображений (правда, не всех, а только изображений человека, в основном в искусстве малых форм) принадлежит З.А. Абрамовой, которая выделила четыре крупные области: пиренейско-дордоньскую, дунайскоморавскую, деснинско-донскую и ангарскую (Абрамова, 1966: 108).

М. Лорбланше усматривает в нынешнем территориальном распространении палеолитического искусства «археологическую реальность», отражающую не столько исторические локальные закономерности, сколько условия фактической изученности территорий, особенно пещер (Lorblanchet, 1995: 3132). С этим нельзя не согласиться. Думается, что редкость находок произведений палеолитического-искусства на территориях между франко-кантабрийским и сибирским регионами скорее объясняется неоднородной изученностью территорий, чем какими-либо иными причинами.

Основные памятники

На последующих страницах речь пойдет о памятниках Евразии. Находки памятников искусства эпохи палеолита на других континентах пока чрезвычайно редки и количественно несопоставимы с евразийскими. Поэтому еще рано делать какие-либо обобщения. Однако один вопрос теоретического ха-

 

==44


рактера требует пояснений: что следует понимать под «основными памятниками»? Когда перечисляются некие «основные памятники», подразумевается, что где-то вне поля зрения еще остались какие-то «второстепенные» памятники.

Само по себе понятие «основные памятники», или еще более модные в русскоязычной археологической литературе термины «эталонные памятники» или «опорные памятники», для современной археологии не имеет никаких серьезных обоснований (кроме завуалированной саморекламы). То, что такие формулировки особенно неприемлемы для памятников первобытного искусства, видно из динамики открытий новых «опорных» и «эталонных» комплексов. По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 местонахождений с живописью или гравюрами, бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, на Иберийском полуострове - 128 (125 в Испании и 3 в Португалии), в Италии - 21, в Югославии -1, в Румынии -1, в Германии - 2, в России - 2 (Lorblanchet, 1995: 31-32).

На стоянках, в пещерах и случайным образом найдено теперь уже трудноисчислимое количество предметов мелкой пластики (рис. 3), в частности в России их количество уже превысило полторы сотни. Самые восточные находки обнаружены в Прибайкалье (Абрамова,1966; 1979; 1987; 1988).

 

Рис. 3. Распространение находок мелкой пластики на территории Евразии (Lorblanchet, 1995).

Каждый из этих памятников индивидуален и неповторим. И хотя большое количество плоскостных и объемных изображений позволяет увидеть некоторые общие для палеолитического искусства стилистические приемы и иные закономерности, допустимо ли считать одни из этих объектов основными и, тем более, «эталонными», а другие - второстепенными? Очевидно - нет. Это

 

==45


примерно так же абсурдно, как если бы искусствоведу пришло в голову объявить одного из двух столь разных голландских художников, как Рубенс и Рембрандт, «эталоном» по отношению к другому.

Кроме общетеоретической абсурдности таких понятий, почти ежегодные открытия новых памятников каждый раз вносят существенные коррективы в те или иные «приоритеты». В своем интервью журналу «Cahiers des explorateurs» (№ 19,1967) А. Леруа-Гуран отметил, что в конце 50-х - начале 60-х гг. ему пришлось изучать палеолитическую живопись примерно в 70 известных тогда во Франции пещерах. К моменту издания каталога «Искусство пещер» (1'Art des cavernes, 1984) их количество почти удвоилось, а за десять последующих лет во Франции открыт 21 новый памятник такого рода (Clottes, 1994: 221), Только за последние пять лет обнаружено четыре новые пещеры с живописью, две из которых (Коске и Шове-Понт-д'Арк) по древности, богатству и разнообразию живописи не уступают всемирно известным росписям в пещерах Альтамира, Ляско, Нио и др., а Шове «несравнимая» (Combier, 1996: 78), пожалуй, занимает теперь и вовсе первое место среди них. При этом никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной и совершенной и с еще более древней живописью. Таким образом, приведенный ниже перечень «основных» памятников не содержит в себе никакой функции «приоритетности». Они отобраны автором достаточно произвольно, в основном исходя из принципа известности, изученности, наличия абсолютных датировок и относительно легкой доступности опубликованных материалов.

Если двигаться с юго-запада Европы на северо-восток, в степи Евразии, можно отметить следующие наиболее яркие (только с точки зрения автора этих строк) скопления местонахождений древнейшего искусства.

Португалия. В долине реки Коа в связи со строительством плотины были обнаружены петроглифы эпохи верхнего палеолита. Здесь есть изображения быков, козлов, лошадей и т.п., стилистика которых почти неотличима от стиля росписей и графики на стенах пещер. Пока еще палеолитические наскальные изображения не в пещерах а на открытом воздухе встречаются очень редко. Дискуссия о датировке петроглифов из долины Коа продолжается (Bahn, 1995: 231- 237; Bednarik, 1995: 877-883 и др.).

 

Рис. 4. Португалия. Наскальные изображения эпохи верхнего палеолита из долины р. Коа (по Bahn, 1995).

 

==46


Испания. Большинство из более чем 120 пещер с изображениями открыто за последние 20-30 лет. Их преобладающая часть (около 100) находится в провинциях, прилегающих к Пиренеям (Кантабрия, Астурия, Арагон и др.), а также в долинах рек Эбро и Дуэро. Лучше других изучены и всемирно известны своей живописью, гравировками и мелкой пластикой кантабрийские пещеры: Альтамира, Кастильо, Чименеас, Пасьега и Монедас. Они изучаются с конца прошлого века, после того как М. Де Саутуола высказал предположение об их принадлежности к эпохе верхнего палеолита и был осмеян самыми крупными специалистами по археологии палеолита. Он не дожил до признания и умер оскорбленный подозрением в мошенничестве (Guinea, 1979: 3-52; Ларичев, 1980). Но вскоре все стало на свои места, и в научное исследование Альтамиры и других пещер Кантабрии внесли свой вклад такие выдающиеся исследователи тех лет, как А. Брейль, Г.Обермайер, П. Тейяр де Шарден. Не так давно в Кантабрии и в Астурии были открыты ранее неизвестные пещеры, гроты и навесы: Фуэнто дель Салин, Ковасиелла, Эль Боску, Миколон, Эль Куко, Санта Адриано, Тито Бустильо, Карина. А совсем недавно была сделана целая серия открытий петроглифов палеолитического возраста, расположенных на «пленэре»: Сиега Верде, Доминго Гарсиа, Пьедрас Бланка и др. (Balbin Behrman et al. 1989; 1994; Lopez et al., 1994: 12-21) - рис. 5,6.

Франция. Франция занимает лидирующее место по количеству открытых памятников палеолитического искусства, по их изученности и по уровню мер, предпринятых правительством страны для их консервации и реставрации. В упоминавшемся выше каталоге «Искусство пещер» приводятся данные более чем о 200 пещерах, гротах и навесах. Правда, далеко не все из них содержат изображения палеолитического возраста. Среди них есть средневековые и даже рисунки нового времени. Несомненно верхнепалеолитических пещерных комплексов изо бражений сейчас во Франции учтено несколько более 150. Наибольшей известностью пользуются следующие.

Рона-Альпы. Грот Коске (средиземноморское побережье близ устья Роны) и Шове-Понт-д'Арк (Ардеш). Эти пещеры открыты в 1991 ив 1994 гг. и еще долго будут находиться в стадии изучения. Особенно первая, доступ в которую без акваланга и высокого уровня мастерства в подводном плавании вообще невозможен (Clottes et al., 1992; Clottes, 1994 и др.).

 

Рис. 5. Испания. Сиега Верде (по Bahn, 1995).

 

==47


 

Рис. 6. Испания. Альтамира: плафон «зала бизонов» (фрагмент копии А. Брейля, по Leroi-Gourhan, 1992).

 

Рис. 7. Франция. Пещера Коске: геоморфологическая схема (по Clottes, Courtin, 1996).

 

==48


 

Рис. 8. Франция. Пещера Шове (по Chauvet et al., 1996)

Цордонь. Здесь в бассейне Везеры и ее притоков сосредоточены едва ли не самые выдающиеся памятники первобытного искусства- Ляско Фон де Гом Руффиньяк, Комбарелль 1-11, Пэр-Нон-Пэр, Англь-сюр-Англен, Фурно дю Дьябль, Верхняя и Нижняя Ложери, Кап Бланк, Лоссель, Ла Ферраси ПешМерль, Куньяк и др. (L'Art des cavernes, 1984).

 

Рис. 9. Франция. Пещера Ляско (по: Leroi-Gourhan, 1992).

 

==49


 

Рис. 10. Франция. Пещера Пеш-Мерль (по Lorblanchet, 1995).

Арьеж. Средние Пиренеи. В верхнем течении Гаронны и Арьежа известно около 20 пещер, гротов и навесов с изображениями. Среди них: Труа-Фрер, Тюк-д'0дубер, Нио, Марсула (L'Art des cavernes. 1984). Здесь же в Восточных Пиренеях (Верхний Форнол) Д.Сакки впервые обнаружил палеолитические петроглифы на «пленэре» (Sacchi et al., 1987; 1987a; 1988).

 

Рис. 11. Франция. Пещера Нио (по Clottes, 1996).

В пещерах и на открытых стоянках Франко-Кантабрии найдено огромное количество художественных изделий мелкой пластики и барельефов. Среди них особо выделяются статуэтки из Ла Мадлен, Мае д'Азиль, Брассемпуи, Лоссель и др.

Италия. Из 21 известных в Италии местонахождений на северную Италию (Пьемонт) приходится только два: Бальзи Росси и Буко делла Сабиа ди Сивате. На Апеннинском полуострове их три: Пальици (Паглици?), Ромито и

 

К оглавлению

==50


Романелли. Остальные 16 находятся на Сицилии, в основном в ее западной части (Bouvier, 1993: 13-15). Здесь, в гротах Леванцо, Кала Женовезе и др. были обнаружены замечательные изображения животных, сходные с франкокантабрийскими (Монгайт, 1973: 158; Leroi-Gourhan, 1988: 620).

Румыния и бывшая Югославия. Известно по одной пещере: Кукьюлат и Бадани соответственно. Подробностей пока нет (Bouvier, 1993:20).

Чехия и Словакия. Обследовано довольно много пещер, особенно в Моравии, однако пока на территории этих стран эпохой верхнего палеолита датируются только предметы мелкой пластики. Среди них широко известные, выдающиеся образцы: женские статуэтки из обожженной глины и бивня мамонта, резные фигурки людей и животных, найденные на стоянках Долни Вестонице, Пржедмость, Пекарна, Павлов и др. (Абрамова, 1966: 181-184; Елинек, 1983: 229-232).

Отдельные находки подобных произведений малых форм известны в Бельгии (Тру де Шало, Тру Маргрит), Германии (Петерсфельс, Фогельгерд), Австрии (Виллендорф).

Украина. Из многих верхнепалеолитических стоянок, открытых и изученных на Украине и содержавших изобразительные материалы, отметим наиболее известные.

Каменная Могила. Каменистый холм близ Мелитополя. К верхнему палеолиту предположительно относят некоторые изображения на скалах этого холма (см., например, Рудинский,1961; Елинек, 1983: 357), хотя твердых доказательств их верхнепалеолитического возраста пока нет.

Мезин. Стоянка на правом берегу Десны близ Новгород-Северского. Открыта в 1907 г., изучается с 1908 г. Раскопки Ф.К.Волкова, П.П.Ефименко, С.И.Руденко, М.Я.Рудинского, И.Г.Шовкопляса (Ефименко, 1953: 461-471; Береговая, 1960: 144). Здесь были найдены оригинальные предметы мелкой пластики из бивня мамонта, покрытые геометрическим узором, не имеющие аналогий (Абрамова, 1966: 143). Некоторые предметы раскрашены или разрисованы охрой. Несколько раскрашеных крупных костей мамонта со следами частых и сосредоточенных ударов были найдены в сгруппированном виде в эдном месте. Они объясняются как комплекс «музыкальных инструментов» из шраздничного дома» (Бибиков, 1978: 29-46).

 

Рис. 12. Украина. Мезин. Фигурка из бивня мамонта (по: Абрамова, 1962).

 

==51


Молодова V. Стоянка на правом берегу Днестра, близ одноименного села, Черновицкая обл. Толстый культурный слой (11 м), начиная от мустье и до мезолита. Предметы мелкой пластики в верхних слоях.

Россия. Первые находки палеолитической мелкой пластики в России были сделаны в Сибири (Иркутск) в то время, когда в Европе начиналась дискуссия о том, как датировать эти предметы: эпохой кельтов или еще позже. Наиболее известные памятники, где были найдены изобразительные материалы, следующие.

Авдеева. Центральная Россия. Стоянка в 40 км к западу от Курска, открыта в 1941 г. В.И.Самсоновым. Раскопки: М.В.Воеводский и М.Д.Гвоздовер 1946-1948 гг., А.Н.Рогачев с 1949 г. Пять женских статуэток из бивня мамонта, заготовки (Ефименко, 1953: 436-439; Гвоздовер, 1953: 216-218; Абрамова, 1966: 186-187; Leroi-Gourhan, 1988: 90-91).

Костенки. Центральная Россия, долина Дона, близ г. Воронежа. Группа всемирно известных верхнепалеолитических поселений Костенки-Боршево. Первое обследование: С.Г.Гмелин, 1768-1769 гг. Открытие палеолита: И.С.Поляков, 1879 г. Раскопки, начиная с 1918 г. по настоящее время: П.П.Ефименко, С.И.Руденко, С.Н.Замятнин, А.Н.Рогачев, П.И.Борисковский, Н.Д.Праслов. Несколько целых и около 70 фрагментов явно женских и неопределенных антропоморфных статуэток из бивня мамонта, мергеля и кости рис. 13 (Береговая, 1960: 45-52; Абрамова, 1966: 188-194; Leroi-Gourhan, 1988: 575-580 и др.).

Гагарина. Центральная Россия, долина Дона. близ г.Липецка. Открытие (1926 г.) и раскопки С.Н.Замятнина. Девять женских стилизованных статуэток, целых и поврежденных -рис. 13 (Ефименко, 1953: 439-447; Береговая, 1960: 5859; Абрамова, 1966: 187-1884; Leroi-Gourhan, 1988: 410 и др.).

Елисеевичи. Центральная Россия, Брянская область. Правый берег р Судость, притока Десны. Открытие: 1930 г., К.М.Поликарпович, Раскопки его же: 1930,1935,1936,1946и 1948гг.,атакжеВ.Д.Будько: 1963,1965иЛ.В.Греховой 1970-1976 гг. Женская статуэтка из бивня мамонта (П.П.Ефименко, 1953: 543545; Береговая, 1960: 63-64; Абрамова, 1966: 186; Leroi-Gourhan, 1988: 347 и др.).

Сунгирь. Поселение близ Боголюбова, Владимирская обл., левый берег Клязьмы. Могила со скелетами двух подростков 7-9 и 12-13 лет, положенных головами друг к другу и обильно посыпанных охрой. Среди многочисленных предметов и украшений резные фигурки лошадей, покрытые точечным узором (Бадер, 1959: 144-145; 1961:135-139; Елинек, 1983:423)

Капова пещера. Южный Урал, правый берег р. Белой. Упоминается в литературе с XVIII в. Живопись открыта в 1959 г. А.В.Рюминым. Два яруса, стенные росписи, более 40 изображений: мамонт, лошадь, носорог (Бадер, 1963; 1965; Любин, 1991: 20; Любин, Щелинский, 1988: 41-43; Schelinsky, 1989; 1989a; Leroi-Gourhan, 1988: 544-545).

Игнатиевская пещера. Южный Урал, правый берег р.Сим, в 8 км ниже деревни Серпиевка. Пещера известна давно, ее входной грот шурфовали С.И.Руденко (1913) и О.Н.Бадер (1951, 1960-61). Живопись обнаружена в 1980 г. (Петрин, 1992).

 

==52


 

Рис. 13. Россия. Статуэтки: 1,2- Костенки; 3, 4 - Гагарино; 5 - Буреть (по Ефименко, 1956).

Буреть. Сибирь, долина Ангары. Открытие - 1936 г., А.П.Окладников. Четыре последовательных слоя. Жилища. Пять своеобразных статуэток из бивня мамонта, женских и неопределенного пола, как бы показанных в меховой одежде - рис. 13, 14 (Окладников, 1940: 290-293; 1941: 104-108; Ефименко, 1953: 482-485; Абрамова, 1962: 51-52; 1965; 198-199; Leroi-Gourhan, 1988:166)

Мальта. Сибирь, долина Ангары, 80 км от Иркутска. Открытие -1928 г., М.М.Герасимов. Жилища, около 30 статуэток, женских и неясных, фигурки летящих птиц, пластина с гравированным изображением, пластина со спирале-

 

==53


видным узором и извилистыми линиями на обратной стороне (Герасимов, 1931; 1941: 65-85; 1958; Ефименко, 1953: 471-482; Абрамова, 1962: 44-51; 1965: 195-198; Leroi-Gourhan, 1988: 656-657).

Шишкина. Наскальные изображения. Шишкинские скалы, правый берег р.Лены в 18 км ниже Качуга. Среди многочисленных петроглифов три контурные фигуры были сделаны темно-бурой охрой: две лошади и бык. Изображения крупные и по своим стилистическим особенностям вписываются в общую манеру палеолитического искусства (Окладников, 1949; Окладников, Запорожская, 1959; Абрамова, 1962: 53). Датировка этих изображений эпохой верхнего палеолита небесспорна, однако не вполне убедительны и доводы оппонентов (см. Формозов, 1969; 84-85; Архипов, 1984: 88-89; Мельникова, 1992: 92-94; 1992а: 55-57).

Подводя итог этому более чем краткому обзору, можно выразить уверенность, что со временем будут найдены новые прямые или косвенные доказательства того, что ареал памятников древнейшей изобразительной деятельности совпадает с ареалом самого Homo sapiens эпохи верхнего палеолита.

 

Рис. 14. Россия, Мальта (1-11, 14) и Буреть (12, 13). См. Абрамова, 1966: VII.

==54


Хронология

О трудностях датировки наскальной живописи и графики написано много (см., например, Абрамова, 1972: 17, здесь же библиография). К сожалению, с течением времени ситуация в этой области меняется очень медленно. С одной стороны, конечно, умножаются методические возможности археологии. Во времена молодости П.Тейяра де Шардена, А.Брейля и Г.Обермайера, т. е. менее ста лет тому назад, возможность «привязаться» к какому-либо геологическому пласту уже считалась большим успехом. Но, с другой стороны, параллельно с появлением новых методов абсолютного и относительного датирования растет требовательность к достоверности и воспроизводимости результатов. В связи с этим подвергается как обоснованному, так и не вполне обоснованному пересмотру определение возраста многих памятников. И все же можно сказать, что за последние два десятилетия накопились определенный опыт и приличная совокупность результатов различных методов абсолютного датирования. Это позволяет, проявляя сдержанный оптимизм, надеяться на то, что в не очень отдаленном будущем мы получим достаточно надежную и подробную хронологическую шкалу для памятников древнейшего первобытного искусства.

В целом методы абсолютного и относительного датирования наскальной живописи можно разделить на две группы: 1) прямое датирование по образцам пигментов, содержанию образов (изображения мамонта или носорога не могут быть «моложе» верхнего палеолита), наложению линий, по топографии расположения изображений, а также по следам инструмента, которым наносилась краска; 2) косвенное датирование по стратиграфическим напластованиям, по соотношениям со слоем и найденными в нем предметами, а также сравнением выявленных устойчивых стилистических особенностей, Как справедливо отмечает М.Лорбланше, эти методы обладают весьма неравными возможностями и значением. Одни из них приводят к стопроцентной уверенности в датах, другие - лишь к предположениям, не лишенным субъективности, и поэтому могут быть чреваты спорными результатами (Lorblanchet, 1995: 241-243). Одновременно возникает ряд параллельных вопросов, разрешаемых современными физико-химическими методами. Например, появились практически не разрушающие объект методы анализа краски как непосредственно по составу вещества, так по сопоставлению с месторождениями местных минеральных пигментов.

Исследование остатков краски, факельной копоти и угольков, найденных на полу пещеры непосредственно под рисунками, делают эту картину более объемной и конкретной. По такой комплексной схеме в последние годы изучалась живопись в пещерах Куньяк и Пеш-Мерль. В пещере Нио изучался состав пигментов, что позволило идентифицировать различные «заготовки» к живописным изображениям. Их «рецепты» могут иметь хронологическое значение, поскольку они, по всей видимости, менялись со временем. Сравнение этих «заготовок» с красителями на предметах мелкой пластики и с изображениями, найденными в других местах данного региона, позволило увидеть искусство Нио в культурном «контексте» регионального мадлена (Clottes et al., 1990а). Благодаря комплексному подходу одной из наиболее изученных пещер Европы стала пещера Портель (раскопки под руководством Ж.Везиана, систематическая съемка и акустические исследования, проводимые уже не первый год М.Довуа).

Исследования в упомянутых четырех пещерах отличаются системным подходом. Стремление получить точные результаты не является самоцелью, а

 

==55


поставлено в зависимость от задач и вопросов, имеющих историкоархеологическое содержание. Таким образом, на основе результатов физикохимическиих и иных аналитических исследований формулируются, проверяются и, в зависимости от ответа, принимаются или отвергаются гипотезы, имеющие вполне конкретное историческое содержание. Например, казалось бы, весьма специальный вопрос - из чего делалась черная краска: из угля или окиси марганца - проливает свет на характер некоторых ритуалов, сопровождавших в эпоху верхнего палеолита пещерную живопись (подробнее об этом см. гл. 5).

Все это так, и достижения в области точных методов абсолютного датирования древнейшей живописи и графики несомненны. Вместе с тем они пока еще не могут заслонить и тем более заменить всего того, что было сделано по хронологии памятников искусства верхнего палеолита задолго до того, как появились радиоизотопные методы абсолютного датирования.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.