Причины возникновения формы искусства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Причины возникновения формы искусства

2022-12-20 33
Причины возникновения формы искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разумеется, о причинах, породивших искусство, и генезисе его ранних проявлений размышляют и пишут не только археологи. Начиная с античности эта тема привлекала к себе самых разных авторов - философов, психологов, художников (обзор см.: Чеботарев, 1930). Рассматривать здесь все высказывавшиеся точки зрения нет ни возможности, ни необходимости, поэтому ниже речь пойдет лишь о гипотезах, которые построены если не целиком на археологических данных, то с должным учетом таковых. Вопреки возможным ожиданиям, подобных гипотез, в общем, не так уж много. В море публикаций, посвященных палеолитическому искусству, попытки объяснить его возникновение встречаются довольно редко. Гораздо более обычны исследования интерпретационного плана, в которых появление разного рода изображений и украшений в начале верхнего палеолита просто берется как данность. Впрочем, темы происхождения, смыслового значения и изначальных функций искусства настолько тесно взаимосвязаны, что при рассмотрении одной из них почти всегда в той или иной степени оказываются затронутыми и другие (обзоры: Conkey, 1983; Bahn & Vertut, 1988: 149-190; Дмитриева,1994).

Объясняя причины, вызвавшие к жизни те или иные явления культуры, археологи отталкиваются обычно от их функций, которые часто очевидны. Для искусства, однако, это не так - первоначальные функции рисунка, танца, музыки и иных его видов нам неизвестны. Это крайне усложняет проблему, превращая ее в уравнение с двумя неизвестными: приходится выяснять не только почему появилась необходимость в выполнении данной функции, но и, прежде всего, в чем эта функция состояла. Поэтому, как правило, решение проблемы происхождения искусства начинается с интерпретации смыслового значения его древнейших памятников, установления их функций, причем о том, что это лишь первая часть «уравнения», очень часто вообще забывают (либо не подозревают) и до второй части - установления причин и обстоятельств, обусловивших возникновение потребности в данных действиях в данном месте и данное время - дело доходит далеко не всегда. Происхождение искусства в разных теориях может связываться либо с какой-то одной первоначальной его функцией, которой придается, таким

 

==22


образом, универсальное значение, либо с разными функциями, из которых одни могли играть решающую роль при одних обстоятельствах, а другие - при других.

Первый подход больше характерен для старых теорий, где палеолитическое искусство рассматривается как единый по своему содержанию феномен, порожденный единым образом жизни или единой системой смысловых значений, а его развитие мыслится как плавный эволюционный процесс, имеющий кумулятивный характер. При втором подходе, сформировавшемся позже (большое влияние на его становление оказала книга П.Ако и А.Розенфельда, вышедшая в 1967 году: Ucko & Rosenfeld, 1967), напротив, подчеркиваются разнообразие и вариабельность палеолитического искусства, и, как следствие этого, «вариабельность контекстов, функций и значений», которые могли вызывать его к жизни (Conkey, 1983: 208). Сторонники последней точки зрения подчеркивают, что «искусство создавалось в течение очень продолжительного периода, и нет причины, почему бы его назначение и цели должны были оставаться постоянными». Равным образом, полагают они, нет и оснований думать, что в каждый отдельно взятый момент времени «искусство творилось с одной и той же целью» (Russell, 1989:243).

Действительно, как давно уже замечено, имеющиеся данные - и археологические, и этнографические - «могут быть истолкованы в поддержку разных гипотез генезиса искусства, притом вовсе не обязательно исключающих одна другую» (Арутюнов, 1976: 98). Сейчас множественность причин возникновения палеолитического искусства кажется еще более вероятной, чем раньше, вследствие серьезных изменений в представлениях о его «географии», произошедших в последние десятилетия. В результате этих изменений палеолитическая ойкумена лишилась «центра». Так, выяснилось, что некоторые наскальные рисунки в Австралии и, возможно, в Африке имеют примерно такой же возраст, как пещерная живопись Франко-Кантабрии (Dorn et al., 1988; Bahn, 1991: 97-100; Layton, 1991: 163-164; Anati, 1993: 23-26; Bednarik, 1994: 173), а скульптурные изображения животных в Восточной Сибири начали делать по крайней мере не позже, чем в Центральной и Западной Европе (Константинов и др., 1983). Эти и многие другие факты указывают на независимое, самостоятельное появление рисунка, мелкой скульптурной пластики, а также украшений, орнамента и т.д. в разных регионах (то же самое кажется наиболее естественным допустить и для археологически «трудноуловимых» танца, музыки, поэзии и т.п.), а коль скоро процессы становления названных видов деятельности протекали изолированно и к тому же неодновременно, то трудно предположить, что каждый раз их вызывали к жизни одни и те же обстоятельства, одни и те же причины, что повсеместно они выполняли одни и те же функции. Таким образом, уже сама полицентричность происхождения палеолитического искусства (т. е. формы искусства) свидетельствует против универсальных объяснений его возникновения. Скорее всего, и разные виды искусства в одном месте, и один и тот же вид в разных местах возникали часто независимо, как самостоятельные, возможно, даже несвязанные явления, под воздействием разных факторов и для удовлетворения разных потребностей.2

О том, что это были за потребности и каковы, соответственно, могли быть функции древнейшего искусства, высказано множество предположений. Все гипотезы такого рода, в том числе и претендующие на универсальное значение, построены на интерпретации памятников изобразительной деятельности палеолитического населения Европы (прежде всего Западной, в гораздо меньшей степени Центральной и Восточной).

2 Полицентричность происхождения искусства скорее свидетельствует не о воздействии разных факторов в разных регионах, а о едином законе природы, не зависящем от места и времени. Точно так же, как, например, изобретение и распространение письма или книгопечатания происходило в разных регионах по-разному, иногда независимо от другой культуры и разными темпами, но оно было вызвано к жизни одними и теми же вполне объективными причинами. - Прим. ред.

 

==23



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.