Возможно, вы ленивы от природы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Возможно, вы ленивы от природы

2023-01-02 20
Возможно, вы ленивы от природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Недавно появился красивый термин «низкая витальность» в смысле отсутствия жизненных сил. (Теме энергии посвящена вся вторая часть книги, там ответ на вопрос, как добавить себе витальности.)

 

Собственно, все перечисленные причины можно свести к одной. Причина Прокрастинации недостаток оптимально направленной Энергии.

У этой главной причины есть две разновидности.

1. Направление движения выбрано, но нет энергии двигаться в выбранном направлении. И тогда мы предпочтём пассивничать и развлекаться. (Несрочное/Неважное.)

2. Энергия есть, но двигаться в выбранном направлении мы не желаем. И тогда мы начинаем двигаться, постоянно меняя направления, занимаясь делами второстепенными. (Срочное/Неважное.)

 

Практика

 

Пропишите Ваши 3 самые любимые причины откладывания.

Я откладываю Важное из‑за (…)

1. ___________________________________________________

2. ___________________________________________________

3. ___________________________________________________

 

Перфекционизм

 

Перфекционизм (от англ. perfection – совершенство) – не менее грозный враг любой результативности.

Так называют свойство человека стремиться не просто к хорошему результату, а идеальнейшему из идеальных результатов. Стремление быть или лучшим, или никаким.

Плюс перфекционизма – он заставляет человека достигать поистине замечательных результатов. Всё лучшее на земле сделано перфекционистами.

Минус – бесконтрольный перфекционизм делает человека «человеком‑флюсом», провоцируя одностороннее развитие (вспомните Стива Джобса, который многие годы жил в квартире без мебели и ходил всегда в одинаковой одежде и абсолютно не интересовался судьбой своего ребёнка). Или Анну Винтур, главного редактора американского издания журнала Vogue, которая стала прообразом второй главной героини в фильме «Дьявол носит Prada».

Да. Достижения этих людей бесспорны, они двигали вперёд целые отрасли, про них пишут книги и снимают фильмы, но кто готов, что называется, «поменяться с ними жизнями» в режиме «всё на всё»?

Проявления перфекционизма:

– стремление затягивать окончание дела под маркой того, что задача выполнена недостаточно хорошо;

– вообще не начинать дело, опасаясь, что нет ресурсов сделать это дело идеально.

Правда же, очень близко с прокрастинацией?

Мне кажется, Прокрастинация – симптом, Перфекционизм – болезнь, возбудитель болезни – Страх.

Откуда же берётся этот зверь – Перфекционизм? Может, из детства?

Знакомы вам на личном опыте высказывания типа:

«Делать надо или хорошо, или никак», «Взялся за дело – доведи до конца?»

В детстве, когда характер находится в стадии формирования, когда энергии много, а усидчивости мало – темперамент человека сильно перекошен в сторону холериков и сангвиников, эти родительские максимы, безусловно, полезны.

А потом, когда детки выросли, как у них дела? Вернее, как у них дела с делами?

Часто тоже в зависимости от темперамента.

У природных холериков – всё доделано, но доделано криво. Или прямо, но как‑то топорно. Функционально, но грубо.

У сангвиников – доделано немного, зато есть заготовки для многих новых дел на долгие годы вперёд. Доделаны часто только те дела, которые заставили доделать обстоятельства (в лице начальства или супруга). Сангвиники не успевают доделать значимое не из лени, а только потому, что уже начали делать другое дело, которое, кстати, тоже не успеют – третье начнут.

У меланхоликов тоже не всё доделано, так как они сосредоточены не на деле, а на доказательстве вины тех, кто помешал им доделать.

Больше всего дел в жизни доделано у флегматиков. Они методично доделывают всё, за что взялись. Медленно, но верно. Даже где‑то неотвратимо. Вот только раскачать их на новое дело – это практически подвиг.

 

За время изучения такого явления, как Незавершение дела из‑за перфекционизма, пришёл к выводу, что у такого явления тоже только две причины: нет смелости закончить или нет критериев законченности.

Если в бизнесе критерии присутствуют обязательно, и как правило, «оцифрованы» хотя бы потому, что заданы «сверху», то в творческих проектах они могут быть не заданы вообще. И тогда критерием является или усталость творца, или грозный вопль начальника: (продюсера/редактора/заказчика): «Завтра же чтоб было готово!!!»

 

Глубже всего эту тему в своём ремесле исследовали русские художники.

Они же и сформулировали два самых больших страха и одно главное правило, определяющие то, «Как закончить творческий проект».

Есть Страх начала, или «Страх первого мазка». Белый лист, как чистый холст, даёт иллюзию полной свободы. Пока холст чист – на нём могут быть нарисованы лучшая картина всех времён и народов или «самый красивый иероглиф». Бездна возможностей и отсутствие ответственности. После того как кисть нанесла первый мазок, количество свободы уменьшается, количество ответственности увеличивается.

Понятно, что всё, что нарисовалось, но не понравилось, можно смыть и заново перерисовать (как, собственно, и делается на практике), но в душе творец понимает, что любые переделывания – это исправление ошибок. А кому хочется признавать наличие ошибок?

Но в принципе этот страх не очень страшный, ведь замысел новой картины уже так и просится воплотиться в материальном мире. И со страхом первого мазка так или иначе справляются все. (Хотя вот сейчас задумался… А все ли? Сколько шедевров до нас так и не дошли только потому, что не были даже начаты?)

Но есть и второй страх – «Страх последнего мазка» или, по‑другому, Страх завершения.

После завершения уже нельзя сказать, ни кому бы то ни было, ни самому себе, мол «ну, это пока не оконченная работа, а так, эскиз…» А значит, наступает пора ответственности за результат и можно нарваться не только на восторги, но и на констатацию недостатков. Кому же хочется выходить из безопасного блиндажа мастерской под обстрел критики? Поэтому многие художники имеют правило: отложить формальное окончание работы. Так и говорят: «Пусть отстоится».

Чтобы через некоторое время, когда осядет эмоциональный осадок и пройдёт усталость, взглянуть на своё творение новым, чистым взглядом.

Как пример живописного долгостроя часто приводят двадцатилетнюю историю написания «Явления Христа народу» Александром Андреевичем Ивановым. И я бы тоже привёл этот пример, если бы не два обстоятельства:

1. Даже эскизы к картине являлись законченными произведениями такого качества, что их приобрёл Третьяков.

2. У автора была постоянная стипендия от Академии художеств. (Может, если оплата была аккордная, удалось бы закончить раньше?)

 

Но метод «пусть отстоится» пригоден не всем. Есть и другие творцы, которые знают за собой следующую особенность: «если не доделал сразу – не доделал никогда». Поэтому они стараются максимально сконцентрироваться на работе в процессе создания «изделия». Никаких перерывов. Не то что романтических, даже продовольственных перерывов часто не делают.

Те же, кто сумел отложить и вернуться потом со свежим взглядом, всё равно подвержены соблазну «ещё немножечко доделать» после того как всё уже было доделано.

К сожалению, не помню, кому именно из нижегородских художников принадлежат слова: «Повезло тому художнику, у кого есть друг, умеющий пользоваться наручниками. Который сначала прикуёт художника к мольберту, чтобы тот писал и не отвлекался. А когда художник закончит писать, прикуёт его к батарее, чтобы перестал улучшать написанное». Суровая правда 90‑х и единственное надёжное средство.

Лично знаю художника, у которого скорость работы обратно пропорциональна оставшемуся объёму работ. Творец буквально «зависает к финалу». Работа так и не достигает финиша, который, как горизонт, всё удаляется и удаляется. И так продолжается, пока внешние факторы не заставят принять решение. И это при том, что «стипендии от Академии художеств» у него нет.

 

По большому счёту, для творцов есть только два пути.

Хотите остаться в веках, делайте отлично.

Хотите прижизненного социального признания (денег), делайте вовремя.

Ведь неоптимальное решение, принятое вовремя, ценнее суперправильного, принятого с опозданием. Доделанное дело, пусть с кривизной и потенциальными неполадками, ценнее, чем просроченный «суперпродукт». (А по сравнению с теми пирожками, которые пекут гиганты IT‑индустрии, многие творческие продукты – вершина законченности.)

 

Для того чтобы выбрать правильный метод завершения, нужно немного окунуться в собственное творческое прошлое.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.