Позиционирование не производится: — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Позиционирование не производится:

2022-11-14 57
Позиционирование не производится: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Введение 4
1 Практическое занятие №1 «Маркетинговые исследования» 5
2 Практическое занятие №2 «Поведение потребителей и покупателей» 14
3 Практическое занятие №3 «Товар и товарная политика» 19
4 Практическое занятие №4 «Цена в комплексе маркетинга» 26
5 Практическое занятие №5 «Распределение товаров» 29
6 Практическое занятие №6 «Система маркетинговых коммуникаций» 33
7 Практическое занятие №7 «Принятие решений о рекламном обращении» 39
8 Практическое занятие №8 «Организация и управление рекламной деятельностью» 45
  Рекомендуемая литература 50

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Основы маркетинга и рекламы» является одной из дисциплин, способствующих повышению уровня экономической культуры будущих специалистов, формирующий у них знания, умения и навыки в области методологии и практики маркетинга и рекламы. Программа курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности 1-19 01 01 «Дизайн».

Цель изучения дисциплины:

дать студентам системное знание о маркетинге и рекламе, сформировать у них умения и навыки в области методологии маркетинга и использовании его в практической деятельности.

Основные задачи:

Ø дать полное представление о маркетинге, как комплексной науке, которая охватывает все виды деятельности предприятий, направленные на выявление потребностей и удовлетворение запросов рынка путём обмена;

Ø дать представление о технологии рекламы, организации рекламной деятельности в том объеме, который необходим, чтобы рекламировать свою фирму, производимые товары и услуги;

Ø раскрыть экономическую, социальную, политическую, идеологическую, образовательную, эстетическую и психологическую роль рекламы;

Ø формировать практические навыки и умения маркетинговой деятельности, необходимые в условиях становления рыночных отношений;

Ø формировать профессиональную компетентность для осуществления эффективной предпринимательской деятельности.

Ø способствовать раскрытию творческого потенциала студентов.

Предмет дисциплины "Основы маркетинга и рекламы" определяет процесс установления и реализации маркетинговых возможностей фирмы на целевом рынке и факторы, его определяющие. Логика дисциплины строится на изучении и практическом использовании аналитических процедур, обеспечивающих рыночную ориентацию фирмы в условиях турбулентной среды.

В ходе изучения данного курса студент должен овладеть навыками сбора и структурирования информации по основным субъектам рекламного рынка и рекламным кампаниям.

Итогом изучения курса «Основы маркетинга и рекламы» являются знание целей, принципов, функций, элементов маркетинга и рекламы, роли и организации маркетинга на отечественных предприятиях, а также приёмов и методов осуществления рекламной политики. Дисциплина «Основы маркетинга и рекламы» базируется на знаниях экономической теории, этики и логики.


Практическое занятие №1

Маркетинговые исследования

 

1. Занесите в таблицу наименование форм организации маркетинговых исследований на предприятии. Укажите их преимущества и недостатки.

 

Формы организации маркетинговых исследований Преимущества Недостатки

 

   
   
   

 

   
   
   

 

   
   
   

 

   
   
   

 

   
   
   

 

2. Составьте список первичных и вторичных источников маркетинговой информации, которая используется маркетологами для проведения маркетингового исследования:

Первичные источники информации Внешние вторичные источники информации Внутренние вторичные источники информации
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

3. Как вы понимаете выражение Питера Дойля, автора известного учебника по менеджменту и маркетингу: «Если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, то рынок разобьет на сегменты фирму»?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

4. Какие критерии позиционирования используют следующие фирмы:

 

- Kodak: «Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное»;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

- Procter&Gamble: «Качество, которому Вы можете доверять».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

5. Рассмотрите известную организацию и ее потребителей. Подумайте, как можно применить географические критерии для того, чтобы разбить на группы ее потенциальных покупателей. Осуществите сегментацию потребителей по географическому принципу, проанализировав, различаются ли потребности или реакция потребителей:

- в зависимости от страны (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от региона (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

- в зависимости от города (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от климатических условий (и как именно?).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Рассматривая организацию и ее потребителей, подумайте, как можно применить демографические критерии для того, чтобы разбить на группы ее потенциальных покупателей. Осуществите сегментацию потребителей по демографическому принципу, проанализировав, различаются ли потребности или реакция ваших потребителей:

- в зависимости от их пола (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от количества членов семьи (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

- в зависимости от уровня дохода (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- рода занятий (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от уровня образования (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

- в зависимости от их религиозных убеждений (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от их национальности (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от их принадлежности к тому или иному классу (и как именно?).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

Рассматривая организацию и ее потребителей, подумайте, как можно применить психографические критерии для того, чтобы разбить на группы ее потенциальных покупателей. Осуществите сегментацию потребителей по вышеназванному принципу, проанализировав, различаются ли потребности или реакция потребителей:

- в зависимости от образа жизни (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от видов деятельности (и как именно?);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

- в зависимости от интересов (и как именно?).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

Расположите сегменты рынка, на которых работает данная компания, в соответствии с их приоритетностью для организации. Исходя из этого, определите, на какие сегменты следует ориентировать свою деятельность компании, и какую стратегию охвата использовать.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

6. Приведите примеры товаров, потребление которых будет определяться каждым из перечисленных факторов:

 

Фактор Пример товаров

Возраст

 
 
 

Профессия

 
 
 

Образ Жизни

 
 
 

Доходы

 
 
 

Семья

 
 
 

 

7. Предложите варианты позиционирования перечисленных ниже товаров и услуг, планируемых к выводу на рынок производителями:  

 

Товар Вариант позиционирования

Металлические двери

 
 
 

Услуги косметолога

 
 
 

Мебель для дома и офиса

 
 
 

Кондиционеры

 
 
 

8. Заполните таблицу, используя приведенные ниже составляющие: возраст, размер семьи, стиль жизни, степень нуждаемости в продукте, регион: плотность населения, пол, профессия: личные качества, численность населения, уровень доходов, климат, город или сельская местность, поиск выгод при покупке изделия. Дополните таблицу своими примерами.

Демографические Психографические Географические Отношение к изделию
       
       
       
       
       
       
       
       

 

9.Обувная фабрика «М» реализует свою обувь на трех сегментах целевого рынка. Для этого рынка расходы на маркетинг составляют 260 тыс.руб. и дифференцированы для каждого из сегментов с учетом его значимости для фабрики.

На первом сегменте доля фабрики составляет 14%, и предполагается что в следующем году возрастет до 19%. При этом емкость сегмента ровна 2,8 млн. пар обуви и в ближайшие 2 года не изменится. Прибыль от продажи пары обуви составляет 80 руб.

На втором сегменте доля рынка составляет 8% и прогнозируется ее рост на 2%. Емкость сегмента рынка ровна 1,8 млн. пар обуви и в ближайшие годы не изменится. Прибыль от продажи 1 пары обуви составляет 120 руб.

В третьем сегменте рынка, также не предполагаются изменения его емкости, которая ровна 2,2 млн. пар. Однако объемы продаж на этом сегменте фабрика намерена сократить на 110 тыс. пар, занимая в настоящее время 10% емкости сегмента. Прибыль от продажи одной пары обуви на этом сегменте ровна 30 рублям.

Требуется определить:

· Какой вид маркетинга реализует фабрика на целевом рынке?

· Какой сегмент рынка является наиболее предпочтительным?

· Какие объемы продаж планируются в следующем году на каждом из сегментов рынка?

· Какую прибыль получает фабрика на каждом из сегментов и какова будет прибыль на целевом рынке?

 

Решение

Фабрика на целевом рынке реализует                                              маркетинг.

Определим объемы продаж и прибыль в каждом сегменте:

1 сегмент

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2 сегмент

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

3 сегмент

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Наиболее предпочтительным является        сегмент, так как                                                                                                                                   

Расчитаем прибыль на целевом рынке:

                                                                                                                                                                                                                                    

 

10. Проведите сегментацию рынка персональных компьютеров. Охарактеризуйте выделенные сегменты.

Заполните таблицу, впишите наиболее значимые для потребителей компьютеров факторы и для каждого сегмента рынка укажите значимость каждого фактора по 5-ти бальной шкале (от 1 - мало значим до 5 – очень значим).

 

Данные о потребительских предпочтениях на рынке компьютеров

Факторы, значимые для потребителей Дома В школе В вузе В малом бизнесе В корпорации
           
           
           
           
           

Какой из сегментов вы считаете самым обширным на современном рынке, какой самым мелким, а какой самым требовательным и почему?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Задание

Подготовьте электронную презентацию по сегментированию конкретного рынка, в которой необходимо:

a. Отразить, по каким признакам была проведена сегментация рынка.

b. Охарактеризовать выбранный(е) сегмент(ы) рынка и обосновать их выбор.

c. Предложить стратегию сегментации. Обосновать свой выбор.

d. Предложить стратегию позиционирования к использованию на выбранных сегментах рынка.

 

Тест

1. Концепция интенсификации коммерческих усилий может быть изображена схематично следующим образом:

 

2. Комплекс маркетинга включает элементы:

а) товар;                                              г) место;

б) реклама;                                          д) все ответы верны.

в) цена;

3. Внутренняя микросреда фирмы включает:

а) фирма, ее подразделения, организация управления, ресурсы, культура предприятия;

б) покупатели, конкуренты, поставщики;

в) СМИ, потребители, контактные аудитории;

г) все ответы верны.

4. К демографическим переменным не относится:

а) размер доходов;                             в) национальность;

б) профессия;                                      г) нет правильного ответа.

Задания

1. Подготовьте доклад по моделям покупательского поведения, которые обусловлены:

- сложным покупательским поведением;

- поисковым покупательским поведением;

- неуверенным покупательским поведением;

- упрощенным покупательским поведением.

2. Подготовьте электронную презентацию по процессу принятия решения о покупке конкретного товара. Выявите обстоятельства, которые подталкивают человека к осознанию проблемы. Выясните:

- какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли;

- чем вызвано их возникновение;

- каким образом вывели они человека на конкретный товар.

Определите, к каким источникам информации потребитель может обратиться: личным, коммерческим, общедоступным и источникам эмпирического опыта.

Выявите комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Определите, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает полученную информацию.

При выборе марки товара:

- определите наиболее важные свойства товара;

- придайте весовые показатели значимости свойствам, которые вы считает актуальными для товара;

- проведете ранжирование выбранных марок товара, в зависимости от весовых показателей значимости свойств товара;

Определите, кто может повлиять на принятие решения о покупке данного товара. Опишите дальнейшую судьбу товара.

 

Тест

1. В реестре человеческих потребностей Мюррея потребности классифицируются как:

а) физиологические и вторичные;               г) эмоциональные и социальные;

б) потребность в безопасности и уважении; д) нет правильного ответа.

в) социальные и функциональные;

2. С точки зрения приверженности к производителю (продавцу) выделяют следующие группы покупателей:

а) потенциальный покупатель, посетитель, покупатель, клиент, приверженец;

б) новатор, ранний последователь, ранее большинство, запоздалое большинство, отстающие;

в) новатор, потенциальный покупатель, посетитель, клиент, приверженец;

г)  покупатель, ранний последователь, ранее большинство, запоздалое большинство, отстающие;

д) нет правильного ответа.

3. Вы хотите купить видеокамеру, но не разбираетесь в видеокамерах и поэтому спрашиваете совета у консультанта магазина. Эта ситуация пример:

а) осознания проблемы;                               в) принятия решения;

б) поиска информации;                                г) покупки.

4. С точки зрения восприятия новых идей выделяют следующие группы покупателей:

а) новатор, ранний последователь, ранее большинство, запоздалое большинство, отстающие;

б) потенциальный покупатель, посетитель, покупатель, клиент, приверженец;

в) новатор, потенциальный покупатель, посетитель, клиент, приверженец;

г)  покупатель, ранний последователь, ранее большинство, запоздалое большинство, отстающие;

д) нет правильного ответа.

5. К факторам, определяющим потребности покупателей, не относятся:

а) культурные факторы;                              в) личностные факторы;

б) социальные факторы;                              г) политические факторы.

6. Совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду относится к:

а) рынку промежуточных продавцов;     в) рынок товаров промыш-

б) рынку государственных учреждений;             ленного назначения.

7. К базисным правам потребителей, указанным в «Руководящих принципах для защиты интересов потребителей» относятся:

а) право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя;

б) право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца;

в) право на информированность, помогающее потребителю сделать разумный выбор;

г) все ответы верны.

8. К референтным группам не относится:

а) семья;                                     в) звезды шоу-бизнеса;

б) друзья;                                  г) нет правильного ответа.

9. Знание потребительского поведения необходимо маркетологу для:

а) сегментации рынка;                                  г) формирования корпоративной

б) разработки службы маркетинга;                       культуры;

в) анализа рыночных возможностей;       д) составления досье конкурентов.

Товар и товарная политика

1. Выберите конкретный технически сложный товар и составьте характеристику оцениваемого изделия (наименование, организация-изготовитель, конструктивные особенности, размерные признаки, технические характеристики, цена, внешний вид, оригинальность модели, экономичность и др.).

Проведите экспертную оценку конкурентоспособности товара. Для проведения экспертной оценки группа экспертов разрабатывает шкалу показателей конкурентоспособности и выставляет оценки в баллах по каждому исследуемому образцу. Например, для определения конкурентоспособности холодильника можно учитывать такие критерии: охлаждаемый объем, объем морозильной камеры, удобство пользования, дизайн, гарантийный срок, сервисное обслуживание, цена, имидж производителя.

Экспертная группа на основе данных о характере спроса должна выделить потребительские свойства товара и их показатели, значимые для потребителей, и присвоить каждому свойству определенный код.

Например. Экономические параметры:

- цена товара;

- класс энергопотребления;

- стоимость подключения и т. д.

Эксперты должны выбрать базовый образец-эталон для сравнения. Базовый (конкурентоспособный) образец должен относиться к тому же виду продукции, что и оцениваемое изделие, и иметь с ним одинаковое назначение. Он должен быть широко представлен на рынке, обладать высоким уровнем качества и наилучшими потребительскими свойствами.

Далее эксперты выставляют оценки базовому и оцениваемому образцу в баллах и заполняют таблицы, в которых производится расчет единичных показателей конкурентоспособности товара по каждому показателю потребительских свойств в отдельности.

 

Определение показателей качества базового образца

Показатели

Оценки экспертов

Pi (среднее арифметическое) mi Oi
I 2 3 4 5      
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Определение показателей качества оцениваемого образца

Показатели

Оценки экспертов

Р. (среднее арифметическое) mi Oi
I 2 3 4 5      
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Затем определяются групповые показатели конкурентоспособности (Kгр) оцениваемого и базового товара:

 

,                                                (1)

 

где Krp - групповой показатель конкурентоспособности; Р i - единичный показатель по i-му регламентируемому показателю; mi - коэффициент весомости по i-му регламентируемому показателю; n - число регламентируемых показателей, подлежащих оценке.

Групповые показатели сводят в комплексный (интегральный) показатель конкурентоспособности оцениваемого товара:

 

                                              (2)

 

где


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.