Раздел 9.Информационноесопровождениегосударственнойполитики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Раздел 9.Информационноесопровождениегосударственнойполитики

2022-10-29 65
Раздел 9.Информационноесопровождениегосударственнойполитики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выработкагосударственнойполитикииееуспешнаяреализациязависятотспособностилиц,ответственныхзаееформирование,эффективновыстраиватьсистемукоммуникации,позволяющую,соднойстороны,получатьнеобходимуюдляпринятиярешенийинформациюотобщества,асдругой-убеждатьгражданвправильностивыбранногокурса.Коммуникацияделаетвозможнымсогласованиепозицийзаинтересованныхакторовивыработкувзаимноприемлемыхрешений,позволяетдоводитьсмыслпринятыхгосударственныхполитическихрешенийдоконкретныхисполнителейинаселениявцелом,являетсянеобходимымусловиеморганизацииобщественнойподдержкиилегитимациигосударственнойполитики.

§1.Информационно-коммуникационнаясистемагосударственнойполитики

 

Впроцессеформированиягосударственнойполитикискладываетсяцелыйкомплекскоммуникаций,обеспечивающихжизнеспособностьцикловвыработки,принятия,легитимациииреализацииполитическихрешений.Этоткомплексвключает[72]:

— коммуникации,благодарякоторымклицам,принимающимгосударственныеполитическиерешения,поступаетинформацияоположенииделвобществеиливегоотдельныхсегментах;

— коммуникациивцентрахпринятиярешений,позволяющиесогласовыватьпозициизаинтересованныхсторонивырабатыватьвзаимоприемлемыерешения;

— коммуникации,обеспечивающиедоведениедоисполнителейсодержанияпринятыхрешенийиполучениеобратнойсвязи;

— коммуникации,направленныеналегитимациюсоответствующейгосударственнойполитики,наформированиепозитивногоотношенияширокихсоциальныхслоевкпроводимомувластьюполитическомукурсу.

Указанныйкомплексобладаетсистемнымисвойствами,вегорамкахвоспроизводятсяустойчивые,структурированныеинформационныеобменымеждуразличнымиучастникамипроцессапринятияиреализациигосударственныхстратегическихрешений.Вэтойсвязи и нформационно-коммуникационнуюсистемугосударственнойполитикиследуетрассматриватькаквзаимосвязаннуюсовокупностьинформационныхпотоков,возникающихвпространствеформированиягосударственнойполитики.

Структурнаякомпозицияинформационно-коммуникационнойсистемыопределяетсякоммуникационнымиролями,которыевыполняютучастникипроцессаформированиягосударственнойполитики.

Оптимальнаямодельинформационно-коммуникационнойсистемыпредполагаетналичиеразвитойинфраструктурыканаловкоммуникации,позволяющейлицам,принимающимнепосредственноеучастиевразработкеиреализациигосударственнойполитики,быстро,сминимальнымиискажениямиполучатьинформациюоположенииделвстранеиотдельныхрегионах,своевременнореагироватьнавозникающиепроблемы,эффективновзаимодействоватьсконтрагентами,обеспечиватьлегитимациюпринимаемыхрешений.Однаковдействительностисложносоставнойхарактеринформационно-коммуникационнойсистемы,еевнутренниепротиворечия,рассогласованностивмеханизмахеевоспроизводстваиразвитияделаютоптимальнуюмодельтруднореализуемой.

Можновыделитьнесколько проблемныхзон функционированияинформационно-коммуникационнойсистемыгосударственнойполитики(внихкоммуникационныеобменыподвлияниемрядафакторовмогутмодифицироватьсятакимобразом,чтопроцессформированиягосударственнойполитикиначинаетприниматьформы,неадекватныереальнымзапросамобществаинеэффективныепосвоемусодержанию):

-инфраструктураинформационныхпотоков,идущихкдолжностнымлицамгосударства,ответственнымзапринятиеполитическихрешений;

-коммуникациямеждугосударственнымиструктурамииведомствами;

-способыорганизациивзаимногоинформированиягосударстваигруппинтересов;

-публичноепространствоинформационногосопровождениягосударственнойполитики.

Главнаяпроблемаинфраструктурыинформационныхпотоков,идущихквысшимдолжностнымлицамгосударства,состоитвтом,чтоонаоказываетсяподконтролемаппаратныхслужб,которыефильтруютинформацию,отбираяееподчасвсоответствиинесобщегосударственнымиинтересами,ассобственнымпониманиемэтихинтересов.Витогевозникаетситуация,когдалица,отвечающиезаформированиегосударственнойполитики,располагаютнедостаточнымдляпринятияправильногорешенияобъемоминформации.Однакоэтапроблеманеможетбытьрешенапутемустраненияаппаратныхфильтров.Дажееслибылица,принимающиеполитическиерешения,смоглизамкнутьнасебямножествоинформационныхпотоков,идущихизокружающейсреды,онинесмоглибыреальновоспользоватьсявсейэтойинформацией,посколькучеловеческаяпсихиканевсостоянииобработатьстольобширныймассивразнородныхсообщений.Крометого,каждыйполитикобладаетсвоимиубеждениями,ценностнымипредпочтениями,идеологическимивзглядами,интересами,стереотипами,установками,которыевсовокупностисоставляютмощныйперцептивныйэкран,пропускающийдляинформационно-аналитическойобработкитолькосубъективнозначимуюинформацию[73].

Способомоптимизациипроцессапредставлениялицам,принимающимполитическиерешения,достовернойиполнойинформацииоположенииделвобществеявляетсясоздание информационно-аналитическихслужб,пользующихсяавторитетомнетольковпрофессиональнойсреде,ноиугосударственныхдолжностныхлиц.Такиеслужбыстановятсяцентрамисбораиобработкипервичнойинформации,ониосуществляютмониторингситуации,еедиагностику,проводятанализимоделируютвозможноеразвитиесобытий,представляютруководствустраныпрогнозыразличныхвариантовполитическихрешений.

Среди основныхнаправленийдеятельностиинформационно-аналитическихслужб вкоммуникационнойсистеме,формирующейгосударственнуюполитикуследуетвыделить:

а)сбор,обработкаипередачаинформацииполитическомуруководству;

б)генерированиеновыхидей,являющихсяпродуктомнаучногоанализапроблемыитворческогоподходакеерешениюнаосновеметодовсоциальногопроектированияипрогнозирования.

в)разработкарекомендаций,которыепомогаютформулироватьнаправленияипринципыгосударственнойполитики,

г)проведениеэкспертизыуправленческихрешенийнапредметихсоответствияреальнымпотребностямобществаипотенциалуэкономическогоисоциальногоразвития.

Такимобразом,информационно-аналитическиеслужбывинфраструктуреинформационнойсистемыгосударственнойполитикивыполняютфункциирецептораинформации,идущейизокружающейсреды,атакжеадаптера,преобразователяполучаемыхданныхвинформацию,наосновекоторойосуществляетсяпринятиегосударственныхполитическихрешений.Одновременноэтислужбывыполняютирольгенератора,источникановойинформации,позволяющеймоделироватьусловияипоследствияпроводимойгосударственнойполитики,строитьпрогнозынабудущее.Стольважноеместоинформационно-аналитическихслужбвформированиигосударственнойполитикиделаеткрайнеактуальнойпроблемуихкачества,компетентностиипрофессионализмазанятыхвнихработников.

Выработкагосударственнойполитики,дажееслиречьидетоботдельнойотраслисоциальнойилиэкономическойсферы,предполагаетсогласованиепозицийразличныхгосударственныхведомств,чтоведеткпоявлениюособогоблокаинформационныхканаловисетей,покоторымидетинтенсивныймежведомственныйдокументооборот.Коммуникациявэтомблокевыстраивается,соднойстороны,всоответствиисфункциональнымназначениемкаждогооргана,ведомства,должностноголица,работника.Сдругойстороны,участникипроцессаформированиягосударственнойполитикинеизбежнодополняютинституализированноеполеинформационногопространствасетьюнеформальныхсвязейиконтактов.Этосвязаностем,чтоонасоздаетсянетолькоакторами,непосредственноответственнымизапроцессыпринятияиимплементацииполитическихрешений,ноитеми,ктооспариваетдействияправящейгруппы,предлагаетальтернативныепутиразвитияобщества,ориентируетсянапротивоположныеценностиилипростовыражаетнедовольствопроводимойгосударственнойполитикой.

 

§2.Деловыекоммуникациивластиибизнес-сообществавформированиигосударственнойполитики

Средикоммуникаций,возникающихвпространствеформированиягосударственнойполитики,особоеместозанимаетдиалогмеждугосударствомибизнесом.Значениеэтоговидакоммуникацийопределяетсятем,чтобизнесиграетключевуюрольвсозданииваловоговнутреннегопродукта,обладаетбольшимифинансовымииматериальнымиресурсами.Учетинтересовэтойсоциальнойгруппынепосредственновлияетнаформированиетакихвидовгосударственныхполитик,как:промышленная,экономическая,финансовая,налоговая,технологическая,политикавобластизанятостиипрофессиональногообучения,атакжеряддругих,предполагающихрегулированиесферсоциальнойжизни,прямоиликосвеннозатрагивающихинтересыданнойгруппы.Бизнес-сообщество(бизнес-элита)всвоюочередь,такжезаинтересовановсуществованииэффективнойгосударственнойполитики,вналичииустойчивыхправилосуществленияпредпринимательскойдеятельности,позволяющихвыстраиватьстратегиюразвитиякомпаниивсоответствиисобозначеннымигосударствомценностнымиориентирами.Поэтомукоммуникациипозволяютсогласовыватьинтересы,предотвращатьвозникновениеконфликтныхситуаций,обеспечиваетвыработкусбалансированныхполитическихрешений.

Взаимнаязаинтересованностьвластиибизнес-элитывобменеинформациейведетктому,чтообестороныстремятсявыстроитьканалыкоммуникации,позволяющиеустанавливатьдвусторонниеконтактыповсемзначимымпроблемамобщественногоразвития.Каналыкоммуникациимогутноситьпубличныйхарактер,когдациркулирующаяпониминформациястановитсядоступнойнетолькодлязаинтересованныхсторон.ПримеромтакогоканалаявляютсяСМИ,которыемогутиспользоватьсякаквластью,такибизнесомдляозвучиваниясвоейпозиции.Противоположныйвидканала—межличностноенеформальноеобщениепредставителейбизнес-сообществасключевымифигурамивсистемепринятияполитическихрешений.Такойканалотличаетсязакрытостьюповесткидня,кулуарнымобсуждениемвзаимовыгодныхвопросов,достижениемнегласныхдоговоренностей,онвыполняетскореефункциюсогласованиякорпоративныхинтересов,чемфункциюопределениядолговременныхцелейразвитияобщества.

Сразвитиеминститутовдемократииотношениямеждувластьюибизнес-структураминесколькоутратиливыраженныйперсонифицированныйхарактер,наместоличныхсвязейиконтактовприходятсистемыпредставительстваинтересов,основанныенаформализованныхпроцедурахобщениягосударственныхдолжностныхлицспредставителямиразличныхсоциальныхгрупп.Вэтихусловияхубизнес-структурформируетсязапроснаособыйвидуправленческойдеятельности— governmentrelations (GR),позволяющийимграмотновыстраиватьсвязисгосударственнымиструктурами. GovernmentRelations-с вязисгосударственнымиорганами. GRвцеломвключаетвсебяширокийкомплекспонятий:обменинформацией,письмами,взаимодействиесцельюполучениянекихразрешительныхдокументовипр.ВширокомсмыслеподпонятиемGRпонимаютпроведениеспециальныхмероприятий,направленныхнадоведениеопределеннойинформациидооргановвласти.Внастоящеевремя GR нередкозамещаетсясловом«лоббизм». [74]

Такимобразом, с вязисгосударственнымиструктурамипредставляютсобойформированиеиподдержаниеотношенийсисполнительнойизаконодательнойветвямивластисцельюразъясненияполитикиорганизацииипринятиякомпромиссныхрешений,привлечениечиновниковнасвоюсторонудляэкспертнойподдержки.

Создаваемыепредпринимательскимиструктурамиотделыпосвязямсгосударственнымиорганамирешаютзадачуприданияотношениямсгосударствомсистемного,устойчивогохарактера,чтопозволяетсоответствующимкомпаниямобеспечиватьблагоприятныеконкурентныеусловия,минимизироватьубытки,связанныесдеятельностьюгосударства,формироватьпозитивныйимиджкомпанииворганахгосударственнойвласти,участвоватьвпроцессеформированиягосударственнойполитикивсоответствующейобласти.

Основными направлениями деятельностиотделовGRявляются:

— мониторингианализпроводимойгосударствомполитикивсфередеятельностисоответствующейгруппыинтересов;

— прогнозированиедеятельностигосударственныхорганов;

— определениепоследствийпринимаемыхгосударственнымиорганамирешенийдлясоответствующейгруппыинтересов;

— созданиекоммуникационныхканаловсцельюинформационноговоздействияналиц,принимающихгосударственныерешения;

— формированиеблагоприятногоимиджагруппыинтересовворганахгосударственнойвласти.

Такимобразом,GR-деятельностьпредполагает,соднойстороны,получениевсестороннейинформацииодеятельностигосударственныхорганов(такаяинформацияпозволяетгруппеинтересовснижатьнеопределенностьвсфереотношенийсгосударством,прогнозироватьвероятныенаправлениягосударственнойполитики,своевременнореагироватьнаизменившиесяусловия).Асдругой—проведениеактивнойинформационнойполитикивотношенииоргановгосударственнойвласти,предоставлениепоследнимвыгоднойдлябизнес-структуринформации,формированиевсознаниилиц,принимающихгосударственныерешения,мненийисуждений,отвечающихпредставлениямпредпринимательскогосообществаоприоритетахицеляхгосударственнойполитики.

Дляформированиягосударственнойполитикиособоезначениеимеютканалыкоммуникациисоструктурами,способнымиартикулироватьинтересыбизнес-сообществавцеломилиотдельныхегогрупп.Ученыевыявили,что«чембольшечисленностьгруппыинтересовиеересурсообеспеченность,темвышееевозможностьреальноучаствоватьвпроцессахпринятиягосударственныхрешений»[75].

Внастоящеевремясозданонесколькоофициальныхплощадокдляобсуждениясбизнесомвопросовгосударственнойполитикивэкономическойсфере.В2008г.былобновленсоставСоветапоконкурентоспособностиипредпринимательствуприПравительствеРоссийскойФедерации[76]—постояннодействующегосовещательногооргана,образованногодляобеспеченияпрактическоговзаимодействияфедеральныхоргановисполнительнойвластиипредпринимательскогосообщества.Егоосновными задачами являются:

-предварительноерассмотрение,проведениеэкспертнойоценкииподготовкапредложений,касающихсяобеспечениявзаимодействияоргановисполнительнойвластиспредпринимательскимсообществом;

-модернизациипромышленностииповышенияконкурентоспособностиотечественнойпродукциинаосновевнедренияновыхтехникиитехнологий;

-реализациинаучно-техническойиинновационнойполитики;

-укрепленияконкурентныхпозицийроссийскихорганизацийнавнешнемивнутреннемрынках;

-развитияконкуренциииограничениямонополистическойдеятельностиидр.

СегоднявРоссиисозданыкрупныепредпринимательскиесоюзы,которыеартикулируютконсолидированнуюпозициюбизнес-сообществаиучаствуютвпроцессеразработкигосударственнойполитикивсоответствующемнаправлении.ВРоссиитакимиструктурамиявляются«ДеловаяРоссия»,«Российскийсоюзпромышленниковипредпринимателей»(РСПП),Общероссийскаяобщественнаяорганизациямалогоисреднегопредпринимательства«ОПОРАРоссии»,Торгово-промышленнаяпалата,ОАО«Акционернаяфинансоваякорпорация«Система»,ЗАО«Холдинговаякомпания«Интеррос»идр.

Площадкамидляобсужденияинициативисполнительнойвластииопределенияприоритетовгосударственнойполитикивэкономическойсферестановятсятакжеразличныеправительственныекомиссии,всоставкоторыхвсеактивнеевключаютпредставителейбизнес-сообщества.Принекоторыхминистерствахсоздаютсяобщественныесоветысучастиемпредставителейведущихорганизацийбизнес-сообщества.Так,приМинэкономразвитияРФдействуют,например,рабочаягруппапоснижениюадминистративныхбарьероввпредпринимательстве,рабочаягруппаповыработкесогласованныхпозицийвотношенииотдельныхположенийантимонопольногозаконодательства,касающихсямонопольновысокойценытовараисогласованныхдействийхозяйствующихсубъектов,советповнешнеэкономическойдеятельности,экспертныйсоветпоразвитиюпредпринимательстваидр.Такогородаконсультативныеорганыпозволяютбизнес-сообществуозвучиватьсвоюпозициюпоключевымвопросамотраслевойгосударственнойполитики,напостояннойосновеучаствоватьвэкспертизеразрабатываемыхрешений.

Особоеместовдиалогегосударстваибизнесазанимаютдискуссионныеплощадки,создаваемыегосударственнымиструктурамиипредпринимательскимиассоциациями.

Подводяитог,следуетсказать,чтопревращениедиалогагосударстваибизнес-сообществавмеханизмформированиягосударственнойполитикитребуетнетолькоупорядоченныхотношений,развивающихсянаосновесовместногожеланиянайтиоптимальныеспособырешенияпроблемивыстроитьпонятнуюиприемлемуюсистемунормиправил,обеспечивающихдостижениесогласованныхцелей.

Неменееважновыстраиваниеграмотнойинформационнойстратегии,обеспечивающейподвижкивобщественномсознаниивсторонуценностей,легитимирующихправобизнес-сообществанаучастиевопределенииприоритетовгосударственнойполитики.

Вопросыдлясамоконтроля:

1. Назовитекоммуникации,которыескладываютсявпроцессеформированиягосударственнойполитики.

2. Вчемсостоитсущность и нформационно-коммуникационнуюсистемугосударственнойполитики?

3. Укажитеосновныепроблемыинфраструктурыинформационныхпотоковвсистемегосударственнойполитики.

4. Каковарольинформационно-аналитическихслужбкоммуникационнойсистемы,формирующейгосударственнуюполитику?

5. Чтопредставляютсобой деловыекоммуникациивластиибизнес-сообществавформированиигосударственнойполитики?

6. Дайтеопределение «governmentrelations»(GR) как видууправленческойдеятельности. Каковаегофункциональнаярольвсистемегосударственнойполитики?

7. Приведитепримерыфункционирования официальныхплощадокдляобсуждениясбизнесомвопросовгосударственнойполитикивэкономическойсферероссийскогообщества.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.