Должностноелицовпроцессеформированиягосударственнойполитики — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Должностноелицовпроцессеформированиягосударственнойполитики

2022-10-29 30
Должностноелицовпроцессеформированиягосударственнойполитики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятьипроанализироватьрольвысшихдолжностныхлициинститутовможноименнонастадииформированиягосударственнойполитики,посколькуонатребуетгенерацииопределенныхатрибутов,информацииосостоянииобъектагосударственнойполитики,выдвиженияидей,предложенийирешений,облеченияихвформууправленческихдействийипрограммирующихдокументов,проведенияэкспертизысодержанияпроектируемойгосударственнойполитики.

Высшеедолжностноелицо –физическоелицо,выборноеилиназначаемоевсистемегосударственнойвластииуправления,уполномоченноенаосуществлениегосударственно-управленческихфункцийизанимающеевысшиеуровнивсубординированнойпирамидегосударственногоуправления.Заметим,чтоэтопонятиеимеетнетолькофункциональное,ноиправовоенаполнение,тоестьоноотраженовдействующемзаконодательствеРФ.

Вроссийскомзаконодательственетчеткогоопределенияправовогостатусадолжностныхлиц,чтонепозволяетпостроитьнапрактикеоптимальнуюсистемувключенностивысшихдолжностныхлицвгосударственноеуправлениеи,преждевсего,делаетневозможнымимплементациюинститутаответственности,принципа,важнейшегодляфункционированиявсейсистемыуправления.

РоссийскийКодексобадминистративныхправонарушенияхвст.2.4.даеттакоеопределениедолжностноголица: «ПоддолжностнымлицомвнастоящемКодексеследуетпониматьлицо,постоянно,временноиливсоответствиисоспециальнымиполномочиямиосуществляющеефункциипредставителявласти,тоестьнаделенноевустановленномзакономпорядкераспорядительнымиполномочиямивотношениилиц,ненаходящихсявслужебнойзависимостиотнего,аравнолицо,выполняющееорганизационно-распорядительныеилиадминистративно-хозяйственныефункциивгосударственныхорганах,органахместногосамоуправления,государственныхимуниципальныхорганизациях,атакжевВооруженныхСилахРоссийскойФедерации,другихвойскахивоинскихформированияхРоссийскойФедерации»

СхожимобразомраскрываетэтопонятиеУголовныйкодексвст.285УКРФ- «Должностнымилицамивстатьяхнастоящейглавыпризнаютсялица,постоянно,временноилипоспециальномуполномочиюосуществляющиефункциипредставителявластилибовыполняющиеорганизационно-распорядительные,административно-хозяйственныефункциивгосударственныхорганах,органахместногосамоуправления,государственныхимуниципальныхучреждениях,государственныхкорпорациях,атакжевВооруженныхСилахРоссийскойФедерации,другихвойскахивоинскихформированияхРоссийскойФедерации»

ЕщеодноупоминаниеодолжностномлицесодержитсявФедеральномзаконе«ОпорядкерассмотренияобращенийгражданРоссийскойФедерации»от2июля2013г.№182-ФЗ: «Должностноелицо-лицо,постоянно,временноилипоспециальномуполномочиюосуществляющеефункциипредставителявластилибовыполняющееорганизационно-распорядительные,административно-хозяйственныефункциивгосударственноморганеилиорганеместногосамоуправления...»[51].

Такимобразом,вроссийскомзаконодательстведолжностныелицаподразделяютсянадватипа: первыйтип –этопредставительвласти,в второйтип,посуществу,-администратор.Однако,природаответственностиэтихтиповодинаковая-административнаяиуголовная.Главнаятрудностьвозникаетвопределенииприродыответственностивыборныхлиц,впрямомсмысле,политическихлиц,вотношениикоторыхможноговоритьлишьополитическойответственности.

Политическаяответственность-стремлениеполитиковксовпадениюихидеологиииполитическойпрактикивразвертыванииполитическогопро­цесса,соблюдениепредставителямивластизаконности.ДляРоссиипроблемаполитическойответственностиимеетособуюактуальность.

Политическаяответственность–сутьдемократии:есливластьрешаетпроблемыобществауспешно,тообществоподдерживаетвластьивоспроизводитеенапоследующихвыборныхциклах.Еслижевластьнеуспешна,тоеепереизбирают(переназначают)илиотзываютилиотрешаютотдолжности(например, согласностатья93КонституцииРФ,Президентможетбытьподвергнутпроцедуреимпичментатолькопофактууголовноквалифицированногодеяния.«ПрезидентРоссийскойФедерацииможетбытьотрешенотдолжностиСоветомФедерациитольконаоснованиивыдвинутогоГосударственнойДумойобвинениявгосударственнойизменеилисовершениииноготяжкогопреступления»)[52].

Ответственностьпредполагаетсовпадениеобещанийполитиков,впервуюочередьэлиты,сихреальнойдеятельностью.Вмировойполитическойпрактикевозниклопонятиепопулизма(кнемупримыкаюттакиеопределения,какполитическаяриторика,демагогия,шельмование,обманидругие.Всеонивтойилииноймереотражаютбезответственностьполитиков,которыеобещаютодно,аделаютдругое).

Такжеследуетвыделитьпроблемусоответствиямеждуреальнымипроблемамивобществеиихосознаниемполитиками,которыеберутсязапроцессыреформирования.Заблуждениесубъектоввластиможетбытьсамымискренним,но,пытаясьразрешитьполитическиеииныекризисы,элитаавтоматическивозлагаетнасебяответственность.Даннаяформаполитическойответственностипризванагарантироватьобществудостаточнуюзащищенностьотсубъективизмаруководства.Ведьнеадекватныедействияэлитымогутпривестиобществоксерьезнейшимпотрясениям.

Важныммоментомполитическойответственностивыступаетсодержаниеиформыдеятельностиполитическойоппозиции.Ееусилиявсегданаправленынадеструкциюсуществующейобщественно-политическойситуации.Неадекватностьдействийразрушительногохарактераможетнанестигромадныйвредобществу,увестиегосконструктивногопути.Спекулятивная,формальнаяоппозициябезответственнанеменьше,чемспекулятивнаяэлита.Особенновреднабезответственнаяоппозициявкризисныхситуациях.

Очевидно,чтополитическаяответственностьдолжностныхлицинастройкамеханизмаформированияиреализациигосударственнойполитикивоимяслуженияобществунеразрывны.Еслиинститутполитическойответственностинеконституированилипопирается,то,скореевсего,властьнацеленанарешениесобственныхпроблемвоспроизводствавместослуженияобществу,чтовисторическойперспективечреватосоциально-политическойнестабильностьюидажереволюциями.

Мироваяпрактикапоказывает,чтолишьналичиесистемыротациикадров,обратнойсвязи«выборноелицо–общество»,призваннойоценитьдеятельностьвысшихдолжностныхлиц,являетсягарантиейпрогрессасистемыуправления,построеннойнавыборномпринципе.Обратимсякболееконкретномурассмотрениюпонятийвысшихдолжностныхлициинститутовиихвзаимосвязейвпространствегосударственнойполитики(см.рис.10).

 

 

Рисунок10.«Высшеедолжностноелицовпроцессеформированиягосударственнойполитики»

 

Во-первых,воглавесистемыгосударственногоуправлениянаходится властный политическийигосударственный лидер. Посколькувластныйполитическиймандатдефактопровоцирует,даетреальнуювозможностьвмешиватьсявуправленческуюадминистративнуюпрактику,приневысокойкомпетенцииполитикавтойилиинойузкойсфереможетпривестиккритическомуснижениюкачествагосударственнойполитики.

Во-вторых,слидеромвсегдасвязана команда,илиаппарат,членовкоторойзачастуюназывают«политическиминазначенцами»,хотяврядеслучаевэтонесовсемверно.Отношениявнутриэтойсистемыбазируютсянадвух,зачастуюпротивостоящихдругдругукатегориях-начувствевзаимнойдоверительностиипрофессиональнойдееспособностикандидатовв«политическиеназначенцы».

Вцеломиобщем,управленческаяпирамидастроитсяпопринципуподчинениянижестоящихдолжностныхлицвышестоящим,тоестьпопринципуиерархии,котораянапрактикеведетквозникновениюполитическойиуправленческойилиадминистративной вертикали. Междуотдельнымиуровнямивертикалиуправлениясуществуютотношения субординации,аотношениевнутриэтажауправленческойвертикалипредполагаютналичие горизонтальнойкоординации.

Организацияпространствагосударственнойполитики,нарядусвертикальнойигоризонтальнойсвязью,предполагаетналичие прямойиобратнойсвязи. Важнопонять,чтовыделениетаких,казалосьбы,механистическихдеталейполявзаимодействийрассматриваемыхобъектов(лициинститутов)позволяетпонятьсмысловойгенезисэтихобъектовиувидетьважнейшиестороныихвнутреннейприроды.Какмыужезамечаливыше,формированиегосударственнойполитикивключаетещеиеетекущую коррекцию. Осуществляемаяпрактическипостоянно,текущаякоррекцияменяетсодержаниеполитики,делаяеерефлексивнойксостояниюобъектауправления,вотношениицелей,средств,сроковичтонеменееважно,исполнителей,назначениекоторых,собственно,ипредставляетсодержаниесформированнойгосударственнойполитики.

Российскоезаконодательствоипрактикаразличаютдолжностныхлицпопризнакуместавовластнойвертикали.Федеральныйзаконот27мая2003г.№58-ФЗ«ОсистемегосударственнойслужбыРоссийскойФедерации»вывеллиц,замещающихгосударственныедолжностиРоссийскойФедерацииигосударственныедолжностисубъектовРоссийскойФедерации,изсистемыгосударственнойслужбыРоссийскойФедерации.Эторешениеповлеклозасобойфункциональныеииныепоследствияввыстраиваниисистемывертикаливысшихдолжностныхлиц.

УказПрезидентаРФ«ОгосударственныхдолжностяхРоссийскойФедерации»[53]утвердилсводныйпереченьнаименованийгосударственныхдолжностейРоссийскойФедерации,предусмотренныхКонституциейРоссийскойФедерации,федеральнымизаконами,законамиРоссийскойФедерациииРСФСР(см.Приложение3).

Лицам,занимающимгосударственныедолжности,во-первых,предоставляетсягосударственнаяохранасогласноФедеральномузакону«Огосударственнойохране»поперечню,которыйпринеобходимостиможетбытьрасширен.Во-вторых,частьихполномочий,правиобязанностейустанавливаютсяКонституциейРФ,отдельнымиконституционнымифедеральнымиифедеральнымизаконами.Полномочияжеостальнойгруппыгосслужащихопределяютсяприказамисоответствующихоргановфедеральных;власти,должностнымиинструкциямииположениями.В-третьих,рядомособенностейотличаютсяоснованияипроцедурызамещениядолжностейгосударственнойгражданскойслужбы,атакжеоснования;ипроцедурыпрекращенияслужебногоконтракта,освобожденияотзамещаемойдолжностииувольнения.

Длягосударственногоруководителяилиполитическоголидера,конечно,самойэффективнымявляетсялинейноепрохождениекарьернойлестницы,повсемступенямснизу-вверх.

Деловтом,чтовслучаелинейнойкарьерограммычеловекпосвоемуопытузнаетустройствоипроблематику,способыуправленияипутирешенияуправленческихпроблем.Типичнойвэтомсмыслеявляетсякарьеравоеннослужащего.Новотношениигосударственнойслужбытакоепринципсоблюдаетсяневсегда.

Чтокасаетсявопросаобразования,токвалификациявысшегодолжностноголицаявляетсяпринципиальномеждисциплинарной,посколькузнаниявобластиюриспруденции,философии,социологии,истории,психологии,экономики,финансов,точныхнаук,математикиилогикинеобходимыдляэффективностидеятельностигосударственноголица.Очевидно,чтодолжностноелицодолжнобытьнепростообразованоиспособно,ноиталантливо.

Существуютспособыкомпенсацииотсутствияданныххарактеристикуруководителяввидеспециальныхструктурно-функциональныхэлементовуправленческойсистемы.Кихчислуотносятсяколлегиальныеметодыпринятиярешений,дублированиеконсультационныхинститутов,научно-экспертнаяподдержка,механизмполитическойответственности.

Итак,выделимосновныетребованияикачествавысшегодолжностноголица(лидера)впроцессеформированиягосударственнойполитики.Длявыполнениясвоейроливданномпроцессеисоответствующегоуровняполитическойответственностиотнеготребуетсяцелыйнаборзнанийиумений,втомчисле:

· знаниесостоянияобъектагосударственнойполитики,

· прозрачныйустойчивыйвыборценностныхкритериевитиповцелейразвития,

· знаниеметодовидентификацииирешенияпроблем,

· владениеметодамидостижениябалансаконфликтующихинтересов,

· освоениеметодовформированиясинтетических(сложных)решений,

· знакомствоспроцедурамииспособамиорганизациигосударственногоуправления,

· знаниеисточниковиспособовмобилизацииресурсов,

· умениепрогнозироватьпоследствияпринимаемыхрешений.

Итак,рольвысшихдолжностныхлицвформированиигосударственныхполитиквесьмаважна.Онигенерируютоценкистартовогосостоянияобъектагосударственногоуправления,формулируютценностныйвыборицелевоеустановление,идентифицируютпроблемыиставятуправленческиезадачи,вырабатываютиоформляютвюридическомвидерешения,проводятэкспертизуиподготавливаютсодержаниегосударственнойполитикинастадииеереализациииврежимеобратнойсвязикорректируютее.

 

Вопросыдлясамоконтроля:

1. Дайтеопределениепонятия«политическийлидер»,«политическоелидерство».

2. Раскройтесодержаниебазовыхнаучныхтеорийкизучениюфеномена«политическоелидерство».

3. Каковоназначениеобщеполитическихикачественныххарактеристиквприродеполитическоголидерства?

4. Назовите универсальныефункцииполитическоголидерства.

5. Охарактеризуйтеособыечертыикачествакакого-либополитическоголидерачерезтакиесоставляющиекак: «политическийстатус»,«политическийвес»,«политическийкапитал»,«политическаяхаризма»,«нравственность»идр.

6. Укажитеосновныес тилиполитическоголидерства.

7. КакиеуровниучастияполитическихлидероввформированиигосударственнойполитикиВыможетеназвать?

8. Какиетеорииполитологическойнаукирассматриваютприродуполитическихэлит?

9. Дайтеопределениефеномену«политическаяэлита».

10. Раскройтефункциональныехарактеристикиполитическойэлиты.

11. Назовитепричины,которыеобусловливаютпоявлениеисуществованиеполитическихэлит.

12. Дайтеопределениедолжностноголицаспозициилидера,выступающегосубъектомформированиягосударственнойполитики.

13. Вчемзаключаетсяпринципиальнаярольв ысшихдолжностныхлицвпроцессеформированиягосударственнойполитики?

14. Каковасущностьполитическойответственностидолжностныхлиц?

15. Укажитеосновныетребованияикачествавысшегодолжностноголица(лидера)впроцессеформированиягосударственнойполитики.


 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.