Раздел 8.Государственнаяполитикавэлекторальномпространстве — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Раздел 8.Государственнаяполитикавэлекторальномпространстве

2022-10-29 25
Раздел 8.Государственнаяполитикавэлекторальномпространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Электоральноепространствопредставляетсобойсложныйкомплексотношенийивзаимосвязей,формирующихсявсовременномобществевходеразвитияконкурентнойборьбыполитическихсилзаправозаниматьгосударственныедолжностиилиосуществлятьуправлениеворганахместногосамоуправления.Значениеэтоговидаотношенийзаключаетсянетольковтом,чтоониобеспечиваютусловияформированиявысшихгосударственныхоргановвусловияхдемократии,ноивтом,чтоонипозволяютподдерживатьлегитимностьгосударственнойвласти,формируявмассовомсознаниипредставленияовозможностигражданвлиятьнаперсональныйсоставвластныхструктур.

§1.Основныенаправлениягосударственнойполитикивэлекторальномпространстве

 

Особаязначимостьэлекторальногопространствавподдержаниистабильностиполитическойсистемыделаетеговажнымобъектомрегулирующеговоздействиясостороныгосударства,котороестремитсяиспользоватьсвойпотенциалвлияниядляформированиятакойформыегоразвития,котораягарантировалабыпреемственностьгосударственнойвласти,создавалабыусловиядляееустойчивогофункционирования.

Государственнаяполитикавэлекторальномпространствеимеетнесколькопринципиальноважных направлений,которыезаключается:

-во-первых,вопределенииосновныхпринциповорганизацииизбирательныхпроцессов;

-во-вторых,ввыбореизбирательнойсистемы,обеспечивающейконструированиенормативногопорядка,открывающегоинституциональныевозможностиреализацииэтихпринципов;

в-третьих,всозданиимеханизмовреализацииизбирательныхправграждан.

Основные принципы государственнойполитикивэлекторальномпространствеформулируютсякакценностныенормативы,определяющиеобликизбирательнойсистемы(всилуособойзначимостивовсехдемократическихстранахданныепринципыпрописываютсявконституциистраныиликонституционныхзаконах):

-всеобщностьизбирательногоправа:всенаселениестраны,достигшееустановленногозакономвозраста(какправило,18лет),можетучаствоватьввыборах.(Исключениесоставляютиностранцыилицабезгражданства,проживающиевстране,гдепроводятсявыборы.Закономмогутбытьустановленыидругиеограничения,напримердлядушевнобольныхилиц,находящихсяподстражейпоприговорусуда);

-равноеизбирательноеправо,т.е.каждыйизбирательимеетравноечислоголосов,нетдискриминациипорасовому,этническому,имущественномуииномупризнаку,одинаковыетребованияпредъявляютсяиккандидатамнавыборныедолжности;

-выборыдолжныбытьпопреимуществупрямыми,обеспечивающиминепосредственноеизбраниегражданамисвоихпредставителейвгосударственныеорганы.Вместестемвполитическойпрактикеотдельныхстрансложиласьтрадицияформированияверхнейпалатыпарламентанаосновенепрямых,косвенныхвыборов.Например,сенатвоФранцииизбираетсячленаминижнейпалатыпарламента,членамисоветовдепартаментовиспециальноизбраннымидлятакогоголосованиячленамимуниципальныхсоветов,президентСШАизбираетсяколлегиейвыборщиков,избранныхнаосновевсеобщегоголосования;

-голосованиедолжнобытьтайным,гражданинзаполняетизбирательныйбюллетеньбезведомадругихлиц,иниктонеимеетправатребоватьинформацииотом,каконголосует,еслитолькоонсамнепожелаетобэтомсообщить.

Конституционныйхарактерэтихпринциповуказываетнаихособуюзначимость,онинемогутбытьпроизвольноизмененыполитическимисилами,пришедшимиквласти,безпересмотрасодержанияосновногозаконагосударства.Однакоэтонеисключаетвозможностипересматриватьиизменятьинституциональныйдизайнэлекторальногопространствасцельюпоискаоптимальных,сточкизренияопределенныхполитическихсил,механизмовдостижениявысшихдемократическихценностей.

Всеобщееравноеизбирательноеправоможетбытьреализовановрамкахразличныхизбирательныхсистем,понимаемыхкакпорядоквыдвижениякандидатовиголосования,способыподсчетаголосовиопределениярезультатоввыбороввконкретныегосударственныеорганы.

Выборконкретнойизбирательнойсистемысоставляетсодержаниевторогонаправлениягосударственнойполитикивэлекторальномпространстве.Привсейпотенциальнойвозможностигосударствазаконодательнооформитьлюбуюконфигурациюнормативногопорядка,регулирующегоизбирательныепроцессывстране,политическаяпрактиказнаетдваосновныхвидаизбирательныхсистем— мажоритарную и пропорциональную,каждаяизкоторыхможетиметьнекоторыеразновидности,неменяющиеосновныхпринциповееконфигурации.

Ниоднаизизбирательныхсистемнеявляетсясовершенной.Новконкретнойисторическойситуациионаможетсоздаватьпредпочтительныеусловиядляопределенныхполитическихсил.

Примажоритарнойсистемереализуетсяпринцип«победительполучаетвсе»,чтофактическилишаетнебольшиесоциальныегруппыипартиивозможностипровестисвоихпредставителейвгосударственныеорганы,создаетболееблагоприятныеусловиядля«раскрученных»политиковпосравнениюстеми,ктохотяиимеетжеланиетрудитьсянаблагоизбирателей,нонеобладаетдостаточнойизвестностью[61].

Пропорциональнаясистемапредоставляетвозможностьвхождениявпредставительныеорганывластидаженебольшимпартиямиизбирательнымблокам,ноустановлениедополнительныхнормввидезаградительногобарьера,процедуррегистрацииучастниковизбирательногопроцесса,способовпересчетаголосоввмандатыможетсерьезнымобразомвыхолоститьпринципыпропорциональногопредставительства.

Такжеследуетсказатьоспецифике нормативногорегулирования органамигосударственнойвластикаждогоэтапаизбирательногопроцесса,чтопридаетинституциональномуэлекторальномупространствукаждойстраныособыенациональныечерты.Так, нормами,регулирующимивсестадииизбирательногопроцессаявляются:

1)назначениедатывыборовисроковпроведенияпредвыборнойкампании;

2)регистрацияизбирателей,организацияизбирательныхокруговиобразованиеизбирательныхучастковипунктовдляголосования;

3)выдвижениекандидатов;

4)предвыборнаяагитация;

5)проведениеголосования;

6)подсчетподанныхголосовираспределениемандатов.

Формированиегосударственнойполитикивэлекторальномпространствеосуществляется,какправило,вусловияхостройполемикимеждуразличнымиполитическимисилами.Проблемазаключаетсявтом,чтовведениетогоилииноготипаизбирательнойсистемыможетзакреплятьнормативныйпорядок,которыйвопределеннойисторическойситуациисоздаетболееблагоприятныеусловиядляразвитияконкретныхполитическихсил.Так,еслиполитическиесилынеорганизованывпартии,ноимеютяркиеполитическиефигуры,способныепривлечьэлекторат,тодлянихболеекомфортнойявляетсяинституциональнаясреда,закрепляющаямажоритарнуюизбирательнуюсистему.Если,напротив,ставитсязадачаукрепленияпартийногомеханизмаконкуренцииэлит,топропорциональнаясистемаобеспечитболеебыстроедостижениепоставленнойзадачи.

Обычновыборизбирательнойсистемыосуществляетсянапереломныхэтапахполитическогоразвитияобщества,когдапроисходитобновлениеилимодификациявсейполитическойсистемы.Там,гдеправящаяэлитавосновномсохраниласвоипозиции,асколько-нибудьсущественныеконфликтынараннемэтапедемократизацииотсутствовали,выбороставалсязамажоритарнойсистемой(Украина,Белоруссия,некоторыедругиестраны,возникшиенапостсоветскомпространстве),создающейболееблагоприятныеусловиядлясил,обладающихзначительнымиресурсами,преждевсегоадминистративными,финансовыми.Там,гдесложилосьполитическоеравновесиемеждудемократическимисиламиисилами,олицетворявшимистарыйпорядок,шелпоисккомпромиссовивводились,какправило,смешанныеизбирательныесистемы(Венгрия,Болгария,Россия)[62].

Государственнаяполитикавэлекторальномпространстветребуетзаконодательногооформления,поэтомуосновныееепараметрызависятотраскладасилвпарламентестраны.Есливзаконодательныхорганахдоминируютпартии,которыевцеломустраиваетсложившийсянормативныйпорядок,тоони,какправило,нестремятсяинициироватьизменениявизбирательнойсистеме.Причинаотносительнойустойчивостиамериканскойизбирательнойсистемы,обладающейтакимэлементомархаичности,какдвуступенчатостьвыборов,состоитвтом,чтодвеосновныепартиидавноадаптировалиськтакойформеорганизацииизбирательногопроцесса,аголосмелкихполитическихорганизаций,ставящихподсомнениерядпринциповамериканскойизбирательнойсистемы,покаещеслишкомслаб.ВВеликобританииизбирательнаясистематакжепрактическинеподвергаласьсущественныммодификациям,хотяэтонеозначает,чтосложившийсянормативныйпорядокгарантируеткрупнымималымпартиямравныеусловияборьбы.Ведущиепартии,например,пользуютсяпривилегированнымположениемприпроведенииагитационнойкампаниивСМИ.

Втранзитныхобществах,гдепартийнаясистеманеустоялась,гдеигрокинаэлекторальномполеменяютсянакаждомизбирательномцикле,управящихполитическихсилвозникаетискушениеиспользоватьправовоймеханизмдляукреплениясвоихпозиций[63].Этоведеткпопыткамсоздатьявнодискриминационныеусловиядляучастниковизбирательногопроцесса,чтонеможетневызыватькритическогоотношенияобщественности.

Своеобразнымзакономразвитиялюбогоэлекторальногопроцессаявляетсястремлениекаждогокандидатаполучитьопределенныепреимуществавсложившемсяинституциональномпространстве.Ценавопросадлявключившихсявпредвыборнуюгонкуможетбытьнастольковысока,чтопоборотьискушениеиспользоватьвконкурентнойборьбенезаконныесредствабываеттрудно.Всвязисэтимкрайневажнаспособностьгосударствавлицесоответствующихоргановосуществлятьконтрользасоблюдениемнормативногопорядкаиобеспечиватьсудебноеразбирательствослучаевнарушениязаконодательстваивынесениесоответствующихсудебныхрешений,имеющихобязательнуюсилу.Судебныеорганыдолжныреагироватьнаискиучастниковизбирательногопроцесса,чьизаконныеправабылиущемленыилинарушенывходепредвыборнойборьбыиливовремяпроцедурголосованияиподсчетаголосов.Значениесудебнойвластизаключаетсянетольковвынесениирешений,обязывающихвсестороныдействоватьвсоответствиисзаконом,ноивпониманииучастникамиизбирательногопроцессанеотвратимостинаказаниязанеправомерныедействия.

Итак,государственнаяполитикавэлекторальномпространствепроявляетсяиввидеконтролянадсоблюдениемзаконности.Судебнаявластьдляучастниковизбирательногопроцесса—этоинстанция,способнаявосстановитьнарушенныйинституциональныйпорядок,гарантироватьравенствовсехпередзаконом.Однаковыполнениеэтойфункциитребуетбеспристрастностиинезависимостисуда.Впротивномслучаесудебныерешениястановятсяотражениемполитическойборьбы,гдеобеспеченныедополнительнымиресурсамигруппыполучаютболееширокиевозможностивиспользованииэлекторальногопространствадляпродвижениявовласть.

§2.Спецификароссийскойгосударственнойэлекторальнойполитики

 

Российскоеэлекторальноепространствоформируетсясложнойсистемойвыборовворганыгосударственнойвластииместногосамоуправления.ВнашейстраненаосновевсеобщегоизбирательногоправавыбираютсяПрезидент,депутатыГосударственнойДумы,главыизаконодательныеорганысубъектовФедерации,представителимуниципальныхоргановвластиимэрыгородов.Избирательныесистемы,используемыедлярегламентациипорядкапроведениявсехэтихвыборовиопределенияихрезультатов,являютсяразличными,чтоделаетроссийскоеизбирательноепространствосложносоставным,включающимразличныенормативныеполяформированияоргановвласти.Некоторыеизэтихполей(выборыпрезидента)оказываютсяотносительностабильными,другиенормативныеполя,определяющиевыборывзаконодательныеорганыфедеральногоирегиональногоуровней,претерпелисмоментаобразованияРоссийскойФедерациив1991г.существенныеизменения,авыборыглависполнительнойвластисубъектовФедерациибылиотмененывпериодс2005по2012г[64].Такимобразом,дляРоссиивцеломхарактернанеустойчивостьгосударственнойполитикивэлекторальномпространстве,чтопроявляетсявпостоянномвнесенииизмененийвосновныезаконыврамкахкаждогоизбирательногоцикла[65].

ВXXIв.российскаяэлекторальнаяполитикапродолжаларазвиватьсяволнообразно.ПерваяволнаизмененийначаласьпослеизбраниянапостпрезидентаВ.В.Путинаирадомавторовбыланазвана«электоральнымавторитаризмом»[66].ГлавнойособенностьюизмененийвпервомдесятилетииXXIв.сталиотменавыборовглавсубъектовФедерации,переходкпропорциональнойсистемевыборовдепутатоввГосударственнуюДуму,атакжевнесениев2003г.взаконодательствоовыборахизменения,предписывающегосубъектамФедерациинеменееполовиныдепутатовпредставительногоорганасубъектаФедерациивыбиратьпопропорциональнойсистеме.Витогеэтихизмененийпроизошлосужениеэлекторальногопространства,сокращениечислаактивныхучастниковизбирательногопроцесса.

Введениев2005г.пропорциональнойсистемыпредполагалопредоставлениеправавыдвижениякандидатоввГосударственнуюДумуисключительнополитическимпартиям.ИхотяпозаконукаждыйбеспартийныйгражданинРоссийскойФедерациивправеобратитьсявлюбоерегиональноеотделениелюбойполитическойпартииспредложениемвключитьеговфедеральныйсписоккандидатов,выдвигаемыйэтойполитическойпартией,наделерешающеесловооставалосьзапартийнымруководством[67].

Однаконевсеэтинововведениябыливоспринятыобщественностьюкакрациональные,ведущиексозданиюравныхусловийдлявсехполитическихсил,желающихпринятьучастиевизбирательномпроцессе.«Акцентируявниманиенасовременнойидеологическойпроблематике,стоитподчеркнутьзначимыйисторическийфакт:вконце1980х–начале1990хгодоввСССР,азатемвРоссийскойФедерациипроисходитмасштабныйсдвигвсторонулиберализма,которыйдоминировалвобщественныхнастроенияхипрактическойдеятельностиключевыхполитическихинститутов,включаягосударство»[68].ОбострениеситуациипроизошлопослевыбороввГосударственнуюДумувдекабре2011г.,когдапостранепрокатилисьмассовыемитинги«Зачестныевыборы»ит.д.Подвлияниемпротестногодвижениябыливнесенысущественныекоррективывгосударственнуюэлекторальнуюполитику:

-Во-первых,быливнесеныпоправкивзаконополитическихпартиях,предусматривающиеупрощениепроцедурысозданияполитическихпартий.Теперьминимальнаячисленностьчленовпартии,необходимаядлягосударственнойрегистрации,составляет500человек.Крометого,вводитсяболеегибкийпроцессрегистрациипартийвМинюсте.Теперьприподаченеобходимыхдокументоввслучаеналичиявнихнебольшихошибокпартиямнесразуотказываетсяврегистрации,апредоставляетсятрехмесячныйсрокнаисправлениенедочетоввдокументах.Такимобразом,былосозданоправовоеполедляучастиявизбирательномпроцессевсехполитическиактивныхграждан,способныхсплотитьвокругсебяединомышленников.

-Во-вторых,партииполучилиосвобождениеотсбораподписейизбирателейдляучастиявлюбыхвыборах,заисключениемпрезидентских.Произошлоуравниваниевозможностейпарламентскихинепарламентскихпартийпоучастиювочередномизбирательномцикле.

-В-третьих,быловведенонекотороепослаблениевсистемугосударственногоконтролязадеятельностьюполитическихпартий.Финансоваяотчетность,представляемаяпартиейвЦентральнуюизбирательнуюкомиссию,теперьдолжнасоставлятьсяодинразвтригода,анеежегодно,втакиежесрокидолжнапредоставлятьсяинформацияопродолжениипартийнойдеятельностивМинистерствоюстиции.

-В-четвертых,вянваре2012г.Д.А.МедведеввнесвГосударственнуюДумупроектФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«Обобщихпринципахорганизациизаконодательных(представительных)иисполнительныхоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации»,всоответствиискоторымвозвращаетсявэлекторальнуюпрактикунормаизбранияглавысубъектаРоссийскойФедерациинаосновевсеобщегоравногоипрямогоизбирательногоправапритайномголосовании.

-В-пятых,навыборахПрезидентаРоссийскойФедерациисцельюпредотвращенияфальсификацийвпервыебылавведенасистемавидеонаблюдениянаизбирательныхучастках.

Такимобразом,послеавторитарнойволны,накатившейнаэлекторальноепространствоРоссии,последовалаволналиберализацииизбирательногозаконодательства.Ожидаетсяувеличениечислаучастниковпредвыборнойборьбы,впарламентоткрываетсядорогановымполитическимсилам.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.